Методические разработки к парциальной программе «Байкал – жемчужина Сибири»:
методическая разработка (подготовительная группа)

Лукашкина Светлана Васильевна

Методические разработки включают игровые и развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. Методическими разработками могут пользоваться воспитатели ДОУ, педагоги дополнительного образования, родители детей. Разработки необходимы для духовно-патриотического воспитания дошкольников. Рекомендованы для детей старшего дошкольного возраста.

В данных разработках систематизируются знания учащихся о городе, в котором они родились и живут, расширяются понятия о Родине, как о конкретном месте проживания, и круг представлений о родном городе, даются некоторые доступные для ребенка исторические сведения. Формируются патриотические черты личности ребёнка. 

Данные разработки помогут педагогам ДОУ в проведении мероприятия, целью которого является: формирование умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения для природы и для самого ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий экологического мероприятия с детьми 6–7 лет

 «Экотур на Ольхон»

Лукашкина С.В., воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 174

Цель: формировать основы экологической культуры.

Задачи:

- обобщать и систематизировать знания о сбережении и защите окружающей среды;

- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и

безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;

- обобщить знания детей дошкольного возраста о разнообразие растительного и животного мира Прибайкалья (острова Ольхон);

- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное  отношение к миру природы и окружающему миру в целом;

- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, через коммуникативные формы общения.

Материалы:

Макет озера Байкал, фонограмма: шум волн и крик чаек, запись песни «Автобус», карточки с изображением деревьев и этапов посадки деревьев, емкость с водой, удочка с магнитом, силуэты рыб для рыбалки, изображение берега Байкала с разбросанным мусором, дидактическая игра «Сортировка мусора», медали «Юный эколог», экран, проектор, ноутбук.

Ход мероприятия

I. Организационный момент, приветствие

- Добрый день, ребята! Вы все очень хорошие и добрые дети. Мне очень приятно каждый день встречать вас - моих друзей. Давайте поприветствуем друг друга.

(Дети встают в круг, держась за руки. Повторяют слова за педагогом)

- Мы с вами снова вместе!

Я рада, рады вы!

Приветствуем друг друга

Объятьем дружбы мы!

Обнимемся все вместе!  (Все обнимаются одновременно в кругу)

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/utrienniikrughradosti 

II. Сообщение целей

Воспитатель: - Ребята, сегодня объявляется набор в отряд юных экологов. А вы знаете, кто такие экологи? (Ответы детей.) - Хотели бы вы стать юными экологами?  Вы готовы стать защитниками природы? Для вступления в отряд необходимо выполнить задания в экологическом туре.

- Вы согласны попробовать выполнить задания и вступить в клуб юных экологов? (Ответы детей). Тогда мы отправляемся в экологический тур.

Предлагаю послушать стихотворение Марка Сергеева и понять, куда мы с вами отправимся.

Воспитатель читает стихотворение (звучит фонограмма: шум волн и крик чаек):

А что это такое?

Как небо голубое,

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

А что это такое?

Всё время в не покое,

Быть может, это туча,

Застряла среди скал?

(Если дети затрудняются ответить, воспитатель выставляет макет озера Байкал)

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

      А озеро Байкал!  

Есть на Байкале остров,

Небесной красоты:

Ольхон - красивей места нету,

Он просто из мечты!

- Мы с вами сегодня отправляемся в самое сердце Байкала, на остров Ольхон.

А на чем мы сможем туда добраться? (ответы детей) Правильно, сначала мы поедем на автобусе, а потом пересядем на паром (звучит запись песни «Автобус»).

https://yandex.ru/video/preview/3304503925521886007 

- Вот мы с вами и прибыли в пункт назначения, перед нами остров Ольхон! Ребята, природа Ольхона в опасности! В последние годы на остров приезжает много туристов, они разводят костры, рубят на дрова деревья  и оставляют после себя кучи мусора. Природа острова понесла серьёзные потери: сократилось количество  некоторых вид  птиц, рыб и животных, уменьшилось число растений и деревьев, редкостью стала нерпа, участились пожары. Нам с вами нужно постараться исправить эту ситуацию!  Чтобы стать юными экологами, нужно сажать леса, подкармливать птиц, охранять животных, беречь природу от загрязнений.

III. Основная часть

 1 этап «Посади дерево – сохрани природу!»

- Первым заданием в нашем туре будет озеленение острова новыми саженцами деревьев. Посмотрите на картинки и скажите, какие хвойные породы деревьев мы с вами посадим? (ель, кедр, сосна, лиственница, пихта)

   C:\Users\79041\Downloads\i (6).jpegC:\Users\79041\Downloads\i (7).jpegC:\Users\79041\Downloads\i (8).jpegC:\Users\79041\Downloads\Screenshot_20241111_183113_Gallery.jpgC:\Users\79041\Downloads\i (5).jpeg

Далее детям предлагается задание разложить картинки посадки деревьев в нужной последовательности. По окончанию игры дети должны назвать дерево, которое они посадили.

 C:\Users\79041\Downloads\Screenshot_20241111_181102_Gallery.jpg  C:\Users\79041\Downloads\Screenshot_20241111_181107_Gallery.jpg   C:\Users\79041\Downloads\Screenshot_20241111_134819_Gallery.jpg  C:\Users\79041\Downloads\Screenshot_20241111_181054_Gallery.jpg     C:\Users\79041\OneDrive\Рабочий стол\11-291.jpg

2 этап Экологическая рыбалка «Поймал – отпусти»

- Ребята, а вы знаете, что в Байкале живёт очень много разной рыбы. Богат наш батюшка Байкал. Испокон веков славилось озеро ценными породами рыб. Но, к сожалению, численность некоторых видов сокращается. Назовите какие рыбы водятся в Байкале? (Омуль, осётр, сиг, хариус, ленок, голомянка, щука).

-Хорошо вы отвечали,

 Но, наверное, устали.

 Предлагаю поиграть,

 Рыбку в озере поймать.

- Это будет следующий этап нашего тура. Давайте с вами отправимся на рыбалку, но не простую, а экологическую. Ваша задача поймать на удочку рыбу, узнать её и отпустить обратно в «озеро» (с помощью магнитной удочки дети по очереди ловят карточку с изображением рыбы, называют ее и выпускают обратно).

 C:\Users\dou38\Downloads\голомянка.jpg    C:\Users\dou38\Downloads\омуль.jpg   C:\Users\dou38\Downloads\сиг.jpg

C:\Users\dou38\Downloads\хариус.jpg   C:\Users\dou38\Downloads\осетр.jpgC:\Users\dou38\OneDrive\Рабочий стол\ленок.jpg

                                          C:\Users\79041\OneDrive\Рабочий стол\hecht.jpg

3 этап «Загадочное животное»

- Дети, в последнее время появилась проблема исчезновения некоторых видов животных и птиц Прибайкалья от неправильных действий человека.

Поэтому люди должны знать правила поведения в лесу:

1) не пытаться поймать зверька, птицу;

2) не пугать их;

3) не бросать палками, камнями и т.д.;

4) не разорять нору или гнездо.

- А вы знаете, какие животные и птицы водятся на Ольхоне? (ответы детей) Давайте выполним задание третьего этапа и узнаем.

Дети делятся на две команды (задание содержит разный уровень сложности).

- Первая команда. Перед вами изображение чудо-зверя, необходимо угадать, части каких животных есть у этих зверей, которые водятся на острове Ольхон (нерпа, рысь, рыба, рысь, чайка, хорек, куропатка).

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54d03fa67397b/ighraia-poznaiu-baikal_2.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54d03fa67397b/ighraia-poznaiu-baikal_3.png

- 2 команда. Вам нужно собрать пазл и узнать, что это за животное водится на острове Ольхон.

C:\Users\79041\Downloads\6948645874.jpg          C:\Users\79041\OneDrive\Рабочий стол\1600.jpg        C:\Users\79041\OneDrive\Рабочий стол\0_34ac60a87fa98a5d457bb342ce74a00d_1410353830.jpg

 4 этап «Экологический привал»

-  Не пора ли нам немножко отдохнуть. Ребята, действительно, отдыхать на Байкале очень хорошо. Смотрите, а вот и место для привала! Но как же тут грязно! К сожалению, часто после отдыха людей на Байкале, можно наблюдать вот такую картину (обращает внимание на слайд с мусором, оставленным у берега). Давайте скорее всё уберём!

(На столе разложены карточки с изображением различного мусора: фантики, сломанная посуда, разбитые бутылки, огрызки, пластиковые бутылки, жестяные банки и т. п.).

C:\Users\dou38\Downloads\20241112_142343 (1).jpg

- Ребята, как вы думаете, что нам надо сделать с мусором? (Убрать.) Согласна, но тут мусора много, и весь он разный, как же нам его убрать? (Мусор надо рассортировать и отправить для переработки на специальный завод.)

– Правильно, мусору можно дать вторую жизнь. Из бумаги сделают упаковочный материал, картон. Металл переплавят и снова используют. Стекло переработают и добавят в строительные материалы.

- Ребята, мы всё убрали, теперь можно отдохнуть (проводится беседа о правилах поведения на природе).

- Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад (звучит запись песни «Автобус»).

.IV. Подведение итогов, рефлексия

- Ребята, мы сегодня отлично потрудились: справились со всеми заданиями. Поэтому вас по праву можно назвать юными экологами! Давайте встанем в круг и вместе произнесём клятву юных экологов.

Мы – юные экологи,

Плечом к плечу встаём

И клятву нашей Родине

Торжественно даём.

Мы вышли на просторы

И твёрдо говорим:

Леса, поля и горы

В обиду не дадим!

Мы клятвы не забудем,

Как станем вырастать.

Любить природу будем,

Беречь и защищать.

https://www.maam.ru/detskijsad/-yekoljata-druzja-i-zaschitniki-prirody-scenarii-yekologicheskogo-vesenego-prazdnika-dlja-starshei-i-podgotovitelnoi-grup.html 

- Вам в подарок вручаются медали отряда «Юный эколог». (Звучит музыка, воспитатель поздравляет детей и вручает медали).

  C:\Users\79041\Downloads\i (1).jpeg                                         

Заключение

        После реализации данного мероприятия дети получили знания о родном крае, об острове Ольхон: его флоре и фауне, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. У дошкольников закрепилось представление о правилах поведения в природе, проявился  интерес  к защите окружающей среды..

        Благодаря проведенной работе, дети осознанно смогут ответить на вопрос: «Какую экологическую пользу мы можем оказать острову Ольхон?»

Используемая литература:

1. Детям о Байкале. https://baikalru.ru/baikal/detjam-o-baikale 

2. Галеева Е. В., Галкина И.А., Зайцева О. Ю. и др. Байкал – жемчужина Сибири. Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.-164 с.



Предварительный просмотр:

План непосредственной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по теме

«Любимый Иркутск – середина Земли»

Человеку никак нельзя жить без родины,

как нельзя жить без сердца.

К. Паустовский

Цель:

  • формировать представления о столице Восточной Сибири – Иркутске, его достопримечательностях;

Задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к малой Родине;
  • пополнить знания детей о родном крае, его особенностях; познакомить с историей возникновения города Иркутска, древними постройками и историческими памятниками;
  • поддерживать детскую любознательность, формировать эмоциональный отклик в душе ребёнка на прекрасное;
  • развивать патриотические чувства и любовь к Родине.

Материалы:

Интерактивная доска, карты России и Иркутской области, иллюстрации с достопримечательностями родного города и их тени, 2 обруча, предметы для игры «Соберись в путешествие» (рюкзаки, книги, кепки, мячи, куклы, кубики,

Ход мероприятия

  1. Организационный момент – коммуникативная игра

Участники встают парами по кругу лицом друг к другу. Вместе с педагогом произносят слова и выполняют движения:

Ты друг, (Открытой ладонью показываем на соседа.) И я друг, (Открытой ладонью показываем на себя.) У тебя нос, (Показываем на нос соседа.)

И у меня нос, (Прикасаемся кончиками пальцев к своему носу.)

У тебя щёчки красненькие, (Показываем на щёки соседа.)

И у меня щёчки красненькие. (Прикасаемся пальчиками к своим щекам.)

У тебя губки аленькие, (Показываем на губы соседа.) И у меня губки аленькие (Показываем на свои губы.) Мы с тобой два друга, (Пожимаем друг другу руки.) Любим мы друг друга. (Обнимаем друг друга.)

Затем дети образуют новые пары, игра повторяется 2–3 раза.

  1. Введение в тему

Педагог читает стихотворение:

  • Плывут и плывут прибайкальские шири, Саянские горы синеют вдали.

Нас встретит столица таежной Сибири, Любимый Иркутск – середина земли.

  • О каком городе я прочитала стихотворение?
  • Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить? (об Иркутске)
  • Как вы думаете, почему Иркутск называется серединой земли?
  •         Давайте рассмотрим карту нашей страны. Россия, так называется наша Родина, протянулась на тысячи километров с запада на восток. Город Иркутск находится в середине нашей страны. Наш город был построен на берегу реки

Иркута, и поэтому получил свое название – Иркутск.

  • Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию по родному городу, познакомимся с его достопримечательностями. Как вы думаете, что необходимо взять с собой в поездку? (Ответы детей.) Давайте проверим, как вы умеете собираться в путешествие.
  1. Динамическая игра «Соберись в путешествие»

Педагог делит детей на 2 команды, они встают в 2 колонны. Напротив каждой колонны лежит обруч с разными предметами (телефон, рюкзак, блокнот, кепка, фотоаппарат, цветные карандаши, тетрадь, кукла, мяч и т. п.). Игра проводится в форме эстафеты: игроку каждой команды необходимо добежать до обруча, выбрать подходящий предмет, принести его своей команде и передать эстафету следующему игроку.

Педагог:

– Мы готовы к путешествию. Как вы думаете, на чём можно отправиться на экскурсию по городу? (на катере, на автобусе, на автомобиле.) Правильно. Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие на автомобиле и попадём в столицу Восточной Сибири, посмотрев видеоролик.

  • Саша у нас будет водителем нашего автомобиля (педагог одевает ребенку кепку, дает ему руль), а мы с вами пассажиры. Занимайте свои места. Готовы? Поехали!
  1. Фронтальная работа у интерактивной доски (просмотр видеоролика) Педагог включает для просмотра видеоролик «Мой город» https://cloud.mail.ru/public/2dmz/dymHCtr39

После просмотра педагог предлагает детям ответить на вопросы:

  •         О каких ещё достопримечательностях Иркутска вы узнали? (Московские ворота, Вечный огонь, Набережная Ангары, музей г. Иркутска, памятник Якову Похабову, ледокол «Ангара», музыкальный театр, театр кукол

«Аистенок», цирк, Дворец спорта, музей-усадьба Сукачева ...)

  • Где бы вы хотели побывать, или где уже побывали? (Ответы детей)
  1. Физкультминутка

Дети повторяют слова и выполняют движения за педагогом под веселую музыку https://cloud.mail.ru/public/tMiT/FtrLMsXgh

Мы по городу шагаем,

(ходьба на месте)

Мы        свой        город        изучаем,        много

видим, называем,

(поставить        руку        «козырьком»        к

голове)

Светофоры и машины, ярмарки и

магазины,

(показывают рукой направо/налево)

И деревья, и кусты.

(встать на цыпочки, поднимая руки

вверх,        затем        приседаем        на корточки)

Справа есть высокий дом,

(поднять правую руку)

Обойдем его кругом,

(шагаем вокруг себя)

Слева домик ниже,

(левую руку вниз)

Подойдем поближе,

(шагаем на месте)

Это наш детский сад. Тише!

(указательный палец к губам)

Там ребятки спят.

(присесть, ладошки под голову).

  1. Фронтальная работа

Педагог делит детей на две группы и дает им задания разного уровня сложности.

  • Игра «Найди пару»

Педагог предлагает детям рассмотреть и назвать изображения (Бабр, Вечный огонь, танк «Иркутский комсомолец», Московские ворота, Драматический театр им. Охлопкова, Памятник Александру III, Музыкальный театр им. Загурского, колесо обозрения, памятник туристу, Художественный музей, фонтан в сквере имени Кирова…), Дети выполняют задания «Выбери достопримечательность родного города», «Соедини изображение и его тень». Во время работы обсуждают название каждой достопримечательности, наличие аналогов в родном городе.

  • Игра «Собери пазл»

Детям        предлагается        собрать        иллюстрации        достопримечательностей        и памятных мест в родном городе разрезанных на части, узнать и назвать их.

  1. Подведение итогов

  • Вот и подошла к концу наша с вами экскурсия по родному городу. Скажите, пожалуйста, за что вы любите свой родной город Иркутск?

(Ответы детей:

  • Мой город один из самых лучших. Здесь прекрасные улицы, парки и скверы, самые красивые памятники.
  • В этом городе живут прекрасные люди.
  • Мы будем стараться, чтобы наш город стал ещё лучше, красивее и чище. Чтобы в нём жили только добрые и хорошие люди.
  • Мы будем стараться, чтобы наш город и наша страна стала еще лучше и красивее.)
  • На следующих занятиях мы познакомимся с другими удивительными местами нашего родного края.
  1. Рефлексия. Коммуникативная игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического мероприятия в старшей группе "Дети против мусора"

Экологическое мероприятие в старшей группе "Дети против мусора" способствует  формированию у детей  бережного отношения к окружающей среде и воспитанию потребности проявления экологиче...

сценарий экологического мероприятия "Лес - наш друг"

Сценарий экологического мероприятия...

Сценарий экологического мероприятия "Прогулка по весеннему парку"

Связь с другими видами деятельности через беседу, творчество, экскурсию....

Сценарий экологического мероприятия Посвящение в агитбригаду «ЭПОС»

Прививать у детей любовь к природе. Вызвать желание оберегать и сохранять нашу планету. Воспитывать чувство ответственности....

Экологическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста "Природа наш дом"

Экологическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста "Природа наш дом"...

Сценарий экологического мероприятия в детском саду для детей младшего дошкольного возраста. Путешествие «На экологической тропе»

Сценарий экологического мероприятия в детском саду для детей младшего дошкольного возраста.Путешествие «На экологической тропе»Экологическая тропа проложена по территории детского сад...