Главные вкладки
Методические разработки к парциальной программе «Байкал – жемчужина Сибири»:
методическая разработка (подготовительная группа)
Методические разработки включают игровые и развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. Методическими разработками могут пользоваться воспитатели ДОУ, педагоги дополнительного образования, родители детей. Разработки необходимы для духовно-патриотического воспитания дошкольников. Рекомендованы для детей старшего дошкольного возраста.
В данных разработках систематизируются знания учащихся о городе, в котором они родились и живут, расширяются понятия о Родине, как о конкретном месте проживания, и круг представлений о родном городе, даются некоторые доступные для ребенка исторические сведения. Формируются патриотические черты личности ребёнка.
Данные разработки помогут педагогам ДОУ в проведении мероприятия, целью которого является: формирование умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения для природы и для самого ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 867.33 КБ | |
| 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий экологического мероприятия с детьми 6–7 лет
«Экотур на Ольхон»
Лукашкина С.В., воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 174
Цель: формировать основы экологической культуры.
Задачи:
- обобщать и систематизировать знания о сбережении и защите окружающей среды;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и
безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;
- обобщить знания детей дошкольного возраста о разнообразие растительного и животного мира Прибайкалья (острова Ольхон);
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, через коммуникативные формы общения.
Материалы:
Макет озера Байкал, фонограмма: шум волн и крик чаек, запись песни «Автобус», карточки с изображением деревьев и этапов посадки деревьев, емкость с водой, удочка с магнитом, силуэты рыб для рыбалки, изображение берега Байкала с разбросанным мусором, дидактическая игра «Сортировка мусора», медали «Юный эколог», экран, проектор, ноутбук.
Ход мероприятия
I. Организационный момент, приветствие
- Добрый день, ребята! Вы все очень хорошие и добрые дети. Мне очень приятно каждый день встречать вас - моих друзей. Давайте поприветствуем друг друга.
(Дети встают в круг, держась за руки. Повторяют слова за педагогом)
- Мы с вами снова вместе!
Я рада, рады вы!
Приветствуем друг друга
Объятьем дружбы мы!
Обнимемся все вместе! (Все обнимаются одновременно в кругу)
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/utrienniikrughradosti
II. Сообщение целей
Воспитатель: - Ребята, сегодня объявляется набор в отряд юных экологов. А вы знаете, кто такие экологи? (Ответы детей.) - Хотели бы вы стать юными экологами? Вы готовы стать защитниками природы? Для вступления в отряд необходимо выполнить задания в экологическом туре.
- Вы согласны попробовать выполнить задания и вступить в клуб юных экологов? (Ответы детей). Тогда мы отправляемся в экологический тур.
Предлагаю послушать стихотворение Марка Сергеева и понять, куда мы с вами отправимся.
Воспитатель читает стихотворение (звучит фонограмма: шум волн и крик чаек):
А что это такое?
Как небо голубое,
Холодное, как льдинка,
Прозрачно, как стекло?
А что это такое?
Всё время в не покое,
Быть может, это туча,
Застряла среди скал?
(Если дети затрудняются ответить, воспитатель выставляет макет озера Байкал)
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!
Есть на Байкале остров,
Небесной красоты:
Ольхон - красивей места нету,
Он просто из мечты!
- Мы с вами сегодня отправляемся в самое сердце Байкала, на остров Ольхон.
А на чем мы сможем туда добраться? (ответы детей) Правильно, сначала мы поедем на автобусе, а потом пересядем на паром (звучит запись песни «Автобус»).
https://yandex.ru/video/preview/3304503925521886007
- Вот мы с вами и прибыли в пункт назначения, перед нами остров Ольхон! Ребята, природа Ольхона в опасности! В последние годы на остров приезжает много туристов, они разводят костры, рубят на дрова деревья и оставляют после себя кучи мусора. Природа острова понесла серьёзные потери: сократилось количество некоторых вид птиц, рыб и животных, уменьшилось число растений и деревьев, редкостью стала нерпа, участились пожары. Нам с вами нужно постараться исправить эту ситуацию! Чтобы стать юными экологами, нужно сажать леса, подкармливать птиц, охранять животных, беречь природу от загрязнений.
III. Основная часть
1 этап «Посади дерево – сохрани природу!»
- Первым заданием в нашем туре будет озеленение острова новыми саженцами деревьев. Посмотрите на картинки и скажите, какие хвойные породы деревьев мы с вами посадим? (ель, кедр, сосна, лиственница, пихта)
Далее детям предлагается задание разложить картинки посадки деревьев в нужной последовательности. По окончанию игры дети должны назвать дерево, которое они посадили.
2 этап Экологическая рыбалка «Поймал – отпусти»
- Ребята, а вы знаете, что в Байкале живёт очень много разной рыбы. Богат наш батюшка Байкал. Испокон веков славилось озеро ценными породами рыб. Но, к сожалению, численность некоторых видов сокращается. Назовите какие рыбы водятся в Байкале? (Омуль, осётр, сиг, хариус, ленок, голомянка, щука).
-Хорошо вы отвечали,
Но, наверное, устали.
Предлагаю поиграть,
Рыбку в озере поймать.
- Это будет следующий этап нашего тура. Давайте с вами отправимся на рыбалку, но не простую, а экологическую. Ваша задача поймать на удочку рыбу, узнать её и отпустить обратно в «озеро» (с помощью магнитной удочки дети по очереди ловят карточку с изображением рыбы, называют ее и выпускают обратно).
3 этап «Загадочное животное»
- Дети, в последнее время появилась проблема исчезновения некоторых видов животных и птиц Прибайкалья от неправильных действий человека.
Поэтому люди должны знать правила поведения в лесу:
1) не пытаться поймать зверька, птицу;
2) не пугать их;
3) не бросать палками, камнями и т.д.;
4) не разорять нору или гнездо.
- А вы знаете, какие животные и птицы водятся на Ольхоне? (ответы детей) Давайте выполним задание третьего этапа и узнаем.
Дети делятся на две команды (задание содержит разный уровень сложности).
- Первая команда. Перед вами изображение чудо-зверя, необходимо угадать, части каких животных есть у этих зверей, которые водятся на острове Ольхон (нерпа, рысь, рыба, рысь, чайка, хорек, куропатка).
- 2 команда. Вам нужно собрать пазл и узнать, что это за животное водится на острове Ольхон.
4 этап «Экологический привал»
- Не пора ли нам немножко отдохнуть. Ребята, действительно, отдыхать на Байкале очень хорошо. Смотрите, а вот и место для привала! Но как же тут грязно! К сожалению, часто после отдыха людей на Байкале, можно наблюдать вот такую картину (обращает внимание на слайд с мусором, оставленным у берега). Давайте скорее всё уберём!
(На столе разложены карточки с изображением различного мусора: фантики, сломанная посуда, разбитые бутылки, огрызки, пластиковые бутылки, жестяные банки и т. п.).
- Ребята, как вы думаете, что нам надо сделать с мусором? (Убрать.) Согласна, но тут мусора много, и весь он разный, как же нам его убрать? (Мусор надо рассортировать и отправить для переработки на специальный завод.)
– Правильно, мусору можно дать вторую жизнь. Из бумаги сделают упаковочный материал, картон. Металл переплавят и снова используют. Стекло переработают и добавят в строительные материалы.
- Ребята, мы всё убрали, теперь можно отдохнуть (проводится беседа о правилах поведения на природе).
- Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад (звучит запись песни «Автобус»).
.IV. Подведение итогов, рефлексия
- Ребята, мы сегодня отлично потрудились: справились со всеми заданиями. Поэтому вас по праву можно назвать юными экологами! Давайте встанем в круг и вместе произнесём клятву юных экологов.
Мы – юные экологи,
Плечом к плечу встаём
И клятву нашей Родине
Торжественно даём.
Мы вышли на просторы
И твёрдо говорим:
Леса, поля и горы
В обиду не дадим!
Мы клятвы не забудем,
Как станем вырастать.
Любить природу будем,
Беречь и защищать.
- Вам в подарок вручаются медали отряда «Юный эколог». (Звучит музыка, воспитатель поздравляет детей и вручает медали).
Заключение
После реализации данного мероприятия дети получили знания о родном крае, об острове Ольхон: его флоре и фауне, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. У дошкольников закрепилось представление о правилах поведения в природе, проявился интерес к защите окружающей среды..
Благодаря проведенной работе, дети осознанно смогут ответить на вопрос: «Какую экологическую пользу мы можем оказать острову Ольхон?»
Используемая литература:
1. Детям о Байкале. https://baikalru.ru/baikal/detjam-o-baikale
2. Галеева Е. В., Галкина И.А., Зайцева О. Ю. и др. Байкал – жемчужина Сибири. Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.-164 с.
Предварительный просмотр:
План непосредственной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по теме
«Любимый Иркутск – середина Земли»
Человеку никак нельзя жить без родины,
как нельзя жить без сердца.
К. Паустовский
Цель:
- формировать представления о столице Восточной Сибири – Иркутске, его достопримечательностях;
Задачи:
- воспитывать уважительное отношение к малой Родине;
- пополнить знания детей о родном крае, его особенностях; познакомить с историей возникновения города Иркутска, древними постройками и историческими памятниками;
- поддерживать детскую любознательность, формировать эмоциональный отклик в душе ребёнка на прекрасное;
- развивать патриотические чувства и любовь к Родине.
Материалы:
Интерактивная доска, карты России и Иркутской области, иллюстрации с достопримечательностями родного города и их тени, 2 обруча, предметы для игры «Соберись в путешествие» (рюкзаки, книги, кепки, мячи, куклы, кубики,
Ход мероприятия
- Организационный момент – коммуникативная игра
Участники встают парами по кругу лицом друг к другу. Вместе с педагогом произносят слова и выполняют движения:
Ты друг, (Открытой ладонью показываем на соседа.) И я друг, (Открытой ладонью показываем на себя.) У тебя нос, (Показываем на нос соседа.)
И у меня нос, (Прикасаемся кончиками пальцев к своему носу.)
У тебя щёчки красненькие, (Показываем на щёки соседа.)
И у меня щёчки красненькие. (Прикасаемся пальчиками к своим щекам.)
У тебя губки аленькие, (Показываем на губы соседа.) И у меня губки аленькие (Показываем на свои губы.) Мы с тобой два друга, (Пожимаем друг другу руки.) Любим мы друг друга. (Обнимаем друг друга.)
Затем дети образуют новые пары, игра повторяется 2–3 раза.
Введение в тему
Педагог читает стихотворение:
- Плывут и плывут прибайкальские шири, Саянские горы синеют вдали.
Нас встретит столица таежной Сибири, Любимый Иркутск – середина земли.
- О каком городе я прочитала стихотворение?
- Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить? (об Иркутске)
- Как вы думаете, почему Иркутск называется серединой земли?
- Давайте рассмотрим карту нашей страны. Россия, так называется наша Родина, протянулась на тысячи километров с запада на восток. Город Иркутск находится в середине нашей страны. Наш город был построен на берегу реки
Иркута, и поэтому получил свое название – Иркутск.
- Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию по родному городу, познакомимся с его достопримечательностями. Как вы думаете, что необходимо взять с собой в поездку? (Ответы детей.) Давайте проверим, как вы умеете собираться в путешествие.
Динамическая игра «Соберись в путешествие»
Педагог делит детей на 2 команды, они встают в 2 колонны. Напротив каждой колонны лежит обруч с разными предметами (телефон, рюкзак, блокнот, кепка, фотоаппарат, цветные карандаши, тетрадь, кукла, мяч и т. п.). Игра проводится в форме эстафеты: игроку каждой команды необходимо добежать до обруча, выбрать подходящий предмет, принести его своей команде и передать эстафету следующему игроку.
Педагог:
– Мы готовы к путешествию. Как вы думаете, на чём можно отправиться на экскурсию по городу? (на катере, на автобусе, на автомобиле.) Правильно. Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие на автомобиле и попадём в столицу Восточной Сибири, посмотрев видеоролик.
- Саша у нас будет водителем нашего автомобиля (педагог одевает ребенку кепку, дает ему руль), а мы с вами пассажиры. Занимайте свои места. Готовы? Поехали!
- Фронтальная работа у интерактивной доски (просмотр видеоролика) Педагог включает для просмотра видеоролик «Мой город» https://cloud.mail.ru/public/2dmz/dymHCtr39
После просмотра педагог предлагает детям ответить на вопросы:
- О каких ещё достопримечательностях Иркутска вы узнали? (Московские ворота, Вечный огонь, Набережная Ангары, музей г. Иркутска, памятник Якову Похабову, ледокол «Ангара», музыкальный театр, театр кукол
«Аистенок», цирк, Дворец спорта, музей-усадьба Сукачева ...)
- Где бы вы хотели побывать, или где уже побывали? (Ответы детей)
Физкультминутка
Дети повторяют слова и выполняют движения за педагогом под веселую музыку https://cloud.mail.ru/public/tMiT/FtrLMsXgh
Мы по городу шагаем, | (ходьба на месте) |
Мы свой город изучаем, много видим, называем, | (поставить руку «козырьком» к голове) |
Светофоры и машины, ярмарки и магазины, | (показывают рукой направо/налево) |
И деревья, и кусты. | (встать на цыпочки, поднимая руки вверх, затем приседаем на корточки) |
Справа есть высокий дом, | (поднять правую руку) |
Обойдем его кругом, | (шагаем вокруг себя) |
Слева домик ниже, | (левую руку вниз) |
Подойдем поближе, | (шагаем на месте) |
Это наш детский сад. Тише! | (указательный палец к губам) |
Там ребятки спят. | (присесть, ладошки под голову). |
Фронтальная работа
Педагог делит детей на две группы и дает им задания разного уровня сложности.
Игра «Найди пару»
Педагог предлагает детям рассмотреть и назвать изображения (Бабр, Вечный огонь, танк «Иркутский комсомолец», Московские ворота, Драматический театр им. Охлопкова, Памятник Александру III, Музыкальный театр им. Загурского, колесо обозрения, памятник туристу, Художественный музей, фонтан в сквере имени Кирова…), Дети выполняют задания «Выбери достопримечательность родного города», «Соедини изображение и его тень». Во время работы обсуждают название каждой достопримечательности, наличие аналогов в родном городе.
Игра «Собери пазл»
Детям предлагается собрать иллюстрации достопримечательностей и памятных мест в родном городе разрезанных на части, узнать и назвать их.
Подведение итогов
- Вот и подошла к концу наша с вами экскурсия по родному городу. Скажите, пожалуйста, за что вы любите свой родной город Иркутск?
(Ответы детей:
- Мой город один из самых лучших. Здесь прекрасные улицы, парки и скверы, самые красивые памятники.
- В этом городе живут прекрасные люди.
- Мы будем стараться, чтобы наш город стал ещё лучше, красивее и чище. Чтобы в нём жили только добрые и хорошие люди.
- Мы будем стараться, чтобы наш город и наша страна стала еще лучше и красивее.)
- На следующих занятиях мы познакомимся с другими удивительными местами нашего родного края.
Рефлексия. Коммуникативная игра «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического мероприятия в старшей группе "Дети против мусора"
Экологическое мероприятие в старшей группе "Дети против мусора" способствует формированию у детей бережного отношения к окружающей среде и воспитанию потребности проявления экологиче...

Сценарий экологического мероприятия "Прогулка по весеннему парку"
Связь с другими видами деятельности через беседу, творчество, экскурсию....

Сценарий экологического мероприятия Посвящение в агитбригаду «ЭПОС»
Прививать у детей любовь к природе. Вызвать желание оберегать и сохранять нашу планету. Воспитывать чувство ответственности....

Экологическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста "Природа наш дом"
Экологическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста "Природа наш дом"...

Методическая разработка: Спортивно-экологическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста "Природа и я - верные друзья"
В данном мероприятии представлены эстафеты экологической направленности....

Сценарий экологического мероприятия в детском саду для детей младшего дошкольного возраста. Путешествие «На экологической тропе»
Сценарий экологического мероприятия в детском саду для детей младшего дошкольного возраста.Путешествие «На экологической тропе»Экологическая тропа проложена по территории детского сад...


























