Паспорт проектной деятельности "Мой город Нижний Новгород"
проект (подготовительная группа)

Водопьянова Марина Александровна
Описывается система работы по ознакомлению старших дошкольников с Нижним Новгородом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8.pasport_proekta-_moy_gorod_n.novgorod.docx39.04 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проектной деятельности в подготовительной группе

Название проекта: «Мой город – Нижний Новгород».

Тип проекта: познавательно – информационный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели и родители.

Срок проведения: долгосрочный  (9 месяцев).

Актуальность. В настоящее время вопросы патриотического воспитания становятся все более важными и значимыми. Любить и ценить свою Родину, стремиться сделать ее процветающей – это очень важная задача. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности человека. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. Дошкольное детство – это базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Цель проекта:  Содействовать формированию патриотических чувств  у дошкольников в процессе знакомства с родным городом.

 Задачи:

1. Способствовать ознакомлению детей с историческим, культурным, географическим, промышленным и природно-климатическим своеобразием Нижнего Новгорода.

2. Поддерживать интерес к социальным объектам города,  людям, прославившим Нижний Новгород и родному району, в котором проживают дети.

3. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь, умение свободно мыслить, фантазировать, рассуждать, высказывать свое мнение; отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.

4. Стимулировать проявление любви, уважения, гордости к родному городу, бережного отношения к его культурным ценностям.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предполагаемый результат. 

1. Систематизируются и обогатятся  представления детей о родном городе Нижнем Новгороде: его истории, символике, основных достопримечательностях, архитектурных сооружениях, народных промыслах,  знаменитых нижегородцах, современных спортивных и развлекательных объектах, промышленных предприятиях и районах, растительном и животном мире.

2. Сформируется устойчивый интерес к дальнейшему познанию города,  желание творчески отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности; активизируется словарь детей.

3. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе будет способствовать повышению их компетентности по представленной проблеме.

4. Развивающая предметно - пространственная среда группы пополнится новым дидактическим материалом.

Планирование работы по реализации проекта

 1.Организационный этап

1. Выявление уровня знаний детей о родном городе Нижнем Новгороде.

В самом начале организации проекта была проведена беседа с детьми, в ходе которой удалось установить, что большинство детей  проявляют  интерес к родному городу,  но знания их совсем поверхностные. Они не знают происхождения названия города, его основателя, плохо  знакомы  с историческими зданиями, путаются в различении понятий «город» и «район». Дети знакомы с символикой города, знают о существовании и местонахождении некоторых памятников, но не знают, кому они посвящены. Прогулки с родителями по городу ограничиваются только  походами в парки, торговые и развлекательные центры. Большая часть детей не знакома с Нижегородскими музеями, редко посещают театры и выставки. У детей не сформировано представление о малой Родине, как неотъемлемой части большой страны, т.к. даже сами родители не владеют  достаточной информацией о родном городе, не уделяют внимания данной проблеме, считая её неважной. Таким образом, для формирования патриотических чувств у старших дошкольников необходимо выстроить комплексную систему представлений о родном городе.

2. Изучение методической литературы, передового педагогического опыта по данной проблеме.

3. Информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение их в проект.

4. Перспективное планирование проекта.

5. Составление конспектов занятий, бесед.

6. Подбор дидактического материала.

2.Основной этап

Содержание проекта представлено по тематическим блокам:

  1. «История возникновения города»: дети знакомятся с историей возникновения города, историческими местами, получают знания о географическом местоположении города.
  2. «Архитектурные сооружения»: дошкольники знакомятся с историческими и современными зданиями города.
  3. «Памятники»: детям дается представление о памятниках города, о том, кому они посвящены и где находятся.
  4. «Современный город»: получают сведения о районах города, промышленных предприятиях, спортивных и развлекательных центрах.
  5. «Автозаводский район»: у детей формируются представления о родном районе, его достопримечательностях.
  6. «Великие нижегородцы»: дети знакомятся с подвигами людей, чьими именами названы улицы нашего города, с героическими поступками людей, роли города во время войны.
  7. «Народные промыслы»: детям дается представление о народных промыслах Нижегородского края.
  8. «Растительный и животный мир»: у детей расширяются представления о многообразии растительного и животного мира Нижегородского края.
  9. «Транспорт города»: дети получают сведения о разных видах транспорта, используемого в городе.

Реализация задач проходила через разнообразные виды деятельности  детей.

Организованная образовательная деятельность: «История возникновения Нижнего Новгорода», «Нижегородский кремль», «День единения России», «Промышленность города», «Наш район – Автозаводский», «Великие Нижегородцы»,  «Нижегородские народные промыслы», «Транспорт Нижнего Новгорода».

Беседы: «Малая Родина», «Мы идем в театр», «Памятники Автозаводского района», «Улицы района», «Н. Новгород – спортивный город», «Улицы носят их имена», «Использование народных промыслов в повседневной жизни», «Мосты города», «Животный мир Нижегородского края».

Рассматривание иллюстраций: «Герб и флаг Н. Новгорода», «Старинные здания города», «Памятники Н. Новгорода», «Кто живет в Н. Новгороде», «Достопримечательности Автозаводского района», «Защитники Отечества», «Растительный мир Нижегородского края», «Мемориалы военной техники в Нижнем Новгороде».

Ситуации общения: «Где мы это узнали, где мы этому научились?», «Где увидеть животных», «Правила поведения на дороге».

Творческое рассказывание: «Мой летний отдых в Н. Новгороде», об исторических объектах города « Я хочу рассказать об…», «Прогулки по городу», «Как я ходил в парк».

Познавательный рассказ взрослого: «Основатель Нижнего Новгорода», «Музеи Н. Новгорода», «Памятник Максиму Горькому», «Чем знамениты районы города», «ГАЗ», «Город мастеров», «Реки города», «Нижегородский метрополитен».

Просмотр компьютерной презентации: «Памятники Автозаводского района», «Речной вокзал».

Чтение художественной литературы: легенда о яростном олене, о Коромысловой башне, Т. Черепанова «Георгий Всеволодович - Нижнего Новгорода основатель», А. Юданов «Нижний Новгород, город мой, славься», В. Папкевич «Нижний Новгород», М. Глинская «Прости меня, хлеб», В. Коржиков «Вот какой Пахомов», В. Берестов «Матрешкины потешки», С. Баруздин «Страна, где мы живем», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы», Н. Носов «Автомобиль».

Проблемные ситуации: «Что было бы, если бы в городе не было памятников», «Если бы не было промышленности», «Что делать, если плохо расходится продукция у завода».

Дидактические игры: «Узнай символ», «Собери картинку из частей», «Найди Нижегородский кремль», Найди старинные и современные здания города», «Разложи на группы», «С чьим именем связано это место», «Угадай, где находится памятник», «Путешествие по Н. Новгороду», «Что где производят», «Достопримечательности районов города», «Найди машину марки ГАЗ», лото «Автозаводский район», «Вспомни из какого произведения слова», «Чем знаменит этот человек», «Кому посвящен памятник», «Город мастеров», «Разложи животных», «Природа и человек», «Плывет, едет, летит», «По какой улице едет транспорт», «Умные машины».

Сюжетно – ролевые игры: «Экскурсия в музей», «Семья едет в планетарий», «Ателье», «Мебельная фабрика», «Хлебозавод», «Библиотека», «Школа», «Ветеринарная лечебница», «Военные учения», «Ярмарка».

Театрализованные игры: по произведениям М. Горького «Воробьишко», «Про Иванушку Дурачка».

Подвижные и народные  игры: «Гори, гори ясно», «Защита крепости», «Как пошли наши подружки», «Ляпка», «Сигнальные флажки», «Четыре конца», «Зайцы и волк», «Стоп», «Море волнуется раз», «Золотые ворота».

Игровые упражнения:  «Циркачи», «Будущие солдаты», «Парад войск»

Рисование: «Билеты в театр», «Иллюстрации  к произведениям М. Горького», «Играет Торпедо», «Мое любимое место в Автозаводском районе», «Декоративный поднос в подарок маме».

Лепка: из соленого теста барельефы «Разные здания города» и «Расписная посуда», «Лекарства для больных от Нижфарм», пластилинография «Зоопарк Лимпопо» и  «Машины ГАЗ».

Аппликация: «Нижегородский кремль», «Теплоход плывет по Волге»,

коллективная: из яичной скорлупы «Памятник первому автомобилю ГАЗ», обрывочная из бумаги «Дятловы горы».

Ручной труд: «Мебель для гостиной», «Машина ГАЗ».

Конструирование: «Мосты», «Стадион», «Смотровая яма для машин».

Викторина: «Знатоки Нижнего Новгорода».

Слушание музыки и песен: гимн Нижнего Новгорода ( музыка Л. Сивухина, слова В. Шамшурина), А. Морозов «Нижний Новгород».

Исследовательская деятельность: «Состав почвы».

Трудовая деятельность: нахождение на территории детского сада природных объектов, нуждающихся в помощи; сооружение на участке построек из снега ( фонтан в Автозаводском парке, машина ГАЗ, крепость).

Экскурсия в библиотеку.

Составление макета: Нижегородский кремль, районы города, Нижегородские народные промыслы.

Работа с родителями:

Помощь в изготовлении модульного макета и подборе иллюстративного материала о городе.

Создание фотовыставок: «Мой летний отдых в Нижнем Новгороде», «Прогулки по Нижнему Новгороду».

Консультации и наглядная информация в папки – передвижки: «Познавательные прогулки по Нижнему Новгороду», «Музеи Нижнего Новгорода», «Словесные игры на ознакомление с Нижним Новгородом».

Выставки совместного творчества детей и родителей: «Достопримечательности Нижнего Новгорода», «Мой район Автозаводский».

Создание презентаций об исторических сооружениях города «Я хочу рассказать вам об...», «Моя семья трудится на ГАЗе».

Викторина «Знатоки Нижнего Новгорода» на итоговом родительском собрании «Чему научились дети за год».

Развивающая предметно - пространственная среда

Макеты: «Наш детский сад», «Парк культуры и отдыха ГАЗ»,  «Улица Прыгунова», «Нижегородский кремль».

Модульный макет «Нижний Новгород» с карточками на магнитах: карта города с районами, башни Нижегородского кремля, народные промыслы Нижегородского края.

Настольно – печатные игры:  «Достопримечательности Автозаводского района», «Достопримечательности Нижнего Новгорода», «Найди машину ГАЗ», лото «Автозаводский район», кубики «Мой любимый город», «Наша Родина», «Народные промыслы», «Народные промыслы Нижегородского края», «Собери роспись»;

пазлы: «Собери картинку Автозаводского района», «Герб города», «Дятловы горы»;  игры – ходилки «Путешествие но Нижнему Новгороду», «Район, где я родился».

Альбомы с иллюстрациями: «Нижегородский Кремль», «Достопримечательности Нижнего Новгорода», «Мой район – Автозаводский», «История Автозаводского района», «Азбука юного автозаводца».

Лэпбук «Мой любимый город Нижний Новгород».

3.Заключительный этап

1.Анализ проведенной работы.

Работа с проектом показала, что у детей расширились представления о родном городе Нижнем Новгороде: благодаря легендам они запомнили историю  основания города; могут  не только правильно называть  достопримечательности, но и составлять о них небольшие рассказы; знают многих прославленных нижегородских  людей и кому посвящены самые известные в городе памятники; какими промышленными предприятиями,  декоративно - прикладным искусством  славится наш город; узнают и называют знакомые улицы, подразделяют город на районы. У детей проявляется активный интерес к разным социальным объектам города, желание их посещать. С удовольствием делятся своими впечатлениями с взрослыми и детьми. Полученные знания дети закрепляют в продуктивных видах деятельности, сюжетно – ролевых и театрализованных играх. У детей появилось чувство гордости не только к известным нижегородцам, но и к городу в целом.  Проект сплотил родителей и детей и способствовал патриотическому воспитанию будущих граждан своего города и страны.

2. Дальнейшие перспективы реализации проекта:

- изучение истории городов  Нижегородского края;

- участие в муниципальных  конкурсах исследовательских и проектных работ;

- обмен опытом работы на МО и общих собраниях ДОУ.

3. Презентация продукта проектной деятельности.

Используемая литература и интернет источники

1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. - М.:УЦ «Перспектива»,2011г.

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.,2008. Ознакомление с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. М.,2003г.

3. Блинова  Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. М.,2001г.

4. Воспитание нравственных чувств у дошкольников. Под ред. А.М. Виноградовой.- 1988г.

5. Жариков А.Д. Растите детей патриотами..- 1980г.

6. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.- М., 1990г.

7. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью.- М.,1998г.

8. Козлова С.А. Мой мир.- М., 2000г.

9. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. М.,2000г.

10. Сидорова И.В., Наумова О.И. Наш Нижний Новгород. Рассказы из истории города:

11.http://nsportal.ru/- Социальная сеть «Наша сеть»

12. http://www.doshcolniki.ru/- Социально-педагогический портал «Дошкольники»

13. www.pedsovet.org- Всероссийский Интернет-педсовет

14.http://www.ivalex.vistcoom.ru/index.htm- Всё для детского сада

15. http://doshkolnik.ru/- Дошкольник

16. http://www.psyparents.ru/- Детская психология для родителей

17. http://www.detskiysad.ru/- Детский сад. ру

18. http://doshvozrast.ru/-  Воспитание детей дошкольного возраста  в детском саду и семье

19. http://www.niro.nnov.ru/- Сайт ГОУ ДПО НИРО

20. http:// www.edy.ru/-  Федеральный портал «Российское образование»

21. http://www.arkty.ru/journal/ - Современный детский сад

22. http://sdo-journal.ru/-  Современное дошкольное образование: теория и практика

23. http://www.dovosp.ru/- Издательский дом «Воспитание дошкольника»

24. http://lutiksol.narod2.ru/- Мультимедиа для дошкольников

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как появился наш город Нижний Новгород

Прививать интерес детей к истории родного города...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста По теме: «Мой город Нижний Новгород»

Конспектнепосредственно организованной образовательной деятельности для детей  старшего дошкольного возраста По теме: «Мой город Нижний Новгород»...

Планирование работы по проектной деятельности "Мой любимый Нижний Новгород"

Дети – это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Начинать воспитание любви к своей родине надо с малого – с любви к своему городу....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим Тема: «Любимый город - Нижний Новгород» (Подготовительная группа)

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающимТема: «Любимый город - Нижний Новгород»(Подготовительная группа)Цель: личностное развитие до...