Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим Тема: «Любимый город - Нижний Новгород» (Подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лукманова Марина Константиновна

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим

Тема: «Любимый город - Нижний Новгород»

(Подготовительная группа)

Цель: личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через ознакомление с историей, культурой, природой, традициями, достопримечательностями родного края.

Задачи:

  1. воспитывать у ребенка патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения;
  2. воспитывать чувство уважения к памятникам истории, историческим персонажам, событиям, оставившим наследие в историческом прошлом нашей Родины;
  3. углублять знания детей о фольклоре, праздниках, исторически-сложившихся культурных традициях и обычаях Нижегородского края; прививать детям традиционные ценности, заложенные в культуре национальностей, населяющих Российскую Федерацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab_konkurs_nizhniy_novgorod.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 154»

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим

Тема: «Любимый город - Нижний Новгород»

(Подготовительная группа)

Выполнила: воспитатель

                                                                               

                                                                       Лукманова Марина Константиновна

г. Нижний Новгород

2022 год


Программное содержание: совершенствовать представление детей о родном городе, его историческом наследии, культуре и традициях Нижегородского края. Продолжать воспитывать любовь к нашей великой стране и родному городу Нижнему Новгороду. Уточнить знания о достопримечательностях Нижнего Новгорода. Вспомнить песни и стихи по любимый город и познакомить с новыми.

Предварительная работа:

  • ознакомление с художественными произведениями Г.Цыферова и других авторов о России, родном городе;
  •  экскурсии с родителями по Нижнему Новгороду; заслушивание рассказов детей о впечатлениях от экскурсий по нашему городу;
  • беседы с детьми о природе родного края, о знаменитых людях: героях, художниках, композиторах и писателях, которые родились, жили, живут и работают сейчас в Нижнем Новгороде;
  • совместно с детьми создание тематических альбомов и леп-буков: «Любимый город», «Нижегородские промыслы», «Достопримечательности Нижнего Новгорода», «Наш родной Ленинский район», «Чем богата земля Нижегородская». игры -лото «Нижний Новгород», макета «Нижегородский Кремль»;
  • просмотр презентаций: «День народного единства», «Художественные народные промыслы России».

Цель: личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через ознакомление с историей, культурой, природой, традициями, достопримечательностями родного края.

Задачи: 

  1. воспитывать у ребенка патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения;
  2. воспитывать чувство уважения к памятникам истории, историческим персонажам, событиям, оставившим наследие в историческом прошлом нашей Родины;
  3. углублять знания детей о фольклоре, праздниках, исторически-сложившихся культурных традициях и обычаях Нижегородского края; прививать детям традиционные ценности, заложенные в культуре национальностей, населяющих Российскую Федерацию.

Материалы: презентация о Нижнем Новгороде (серия открыток «Нижний Новгород»), о трудовом подвиге Нижегородцев в годы ВОВ, музыкальные произведения о России и Нижнем Новгороде («Под городом Горьким, где ясные зорьки…», музыка и слова Натальи Мурычёвой «Песенка о Нижнем Новгороде», песня «Славный Нижний» музыка А. Пономарёвой, слова А.Чеменёвой). Иллюстрации с изображением декоративных произведений народных умельцев нашей области. Картины «Жатва», «Колхозное село» Совместные поделки детей и родителей по теме «Любимый город». Альбомы: «Любимый город» и «Наш Ленинский район».

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, глобус, магнитофон.

Словарь: «Дятловы» горы, фермерское хозяйство, герб города, Покровка, Стрелка, Ярмарочный Дом, Набережная, Чкаловская лестница.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:

Воспитатель: «Ребята, в каком городе вы живёте? В какой стране он находится? Как называется главный город России?» Подтверждает ответы детей. Сообщает тему сегодняшней беседы.

Воспитатель показывает ряд слайдов: карту России, о природе России, о труде рабочих и тружеников фермерских хозяйств. Дети обговаривают прекрасную русскую природу.

Воспитатель: обращает внимание на карту или глобус, читает отрывок из рассказа Г. Цыферова.  «Наша страна большая и разная: на юге у Чёрного моря цветут пальмы, а на Севере идёт снег и дуют холодные ветры. В середине июля, когда в других местах жарко, тут едва распускаются слабые веточки. Коротко и холодно северное лето. Не успеешь оглянуться, а оно уже прошло. Так на Севере. Но если ехать к Югу, всё будет меняться: зима станет короче, лето - длиннее. Кончится мшистая северная тундра, пойдут хвойные леса.  А за хвойным лесом встанут смешанные леса, то есть такие, где одно дерево хвойное, другое лиственное: например, ель и дуб. А за лесами, за дремучими борами, за рощами, звенящими - степи. Закроешь глаза, и, словно мягкими ладонями твоё лицо погладит кто – то. Это - ветер. Весной ветер в стени мягкий - мягкий, а трава здесь весной яркая, как изумруд»

Воспитатель: «Я ничего ещё не сказала о том, как красивы разные города России, как знамениты они! Какие города России вы знаете?» Дети перечисляют: Москва (Воспитатель: «Это самый прекрасный город, он несёт добро всем людям»), Санкт -Петербург (Воспитатель: «Да, здесь каждый дом история, отсюда начиналась наша революция»), Архангельск, Кострома, Владимир, Нижний Новгород и другие.

Физкультминутка: «Родина»

Нет на свете Родины красивей –             (шагают на месте)

Боевой страны богатырей.            (изображают «богатырей»)

Вот она, по имени Россия,

От морей простёрлась до морей.           (шагают на месте и широко разводят руки)

Воспитатель: «Вы теперь видите, что Россия - самая большая страна в Мире и самая богатая. Много у неё леса, железа, золота, нефти, угля. Тысячи заводов и предприятий, где работают сложные и умные машины. Но Россия ещё и очень добрая страна – по -братски делится всем, что имеет со всеми, кто в этом нуждается»

Воспитатель: «Одним из самых знаменитых и старинных городов России является наш Нижний Новгород» У него есть свой герб (показ герба) Зачитывает стихотворение:

«Есть над Волгой и Окой добрый, славный город мой-

Нижний Новгород любимый, этот город мне родной!

Здесь на Дятловых горах у народа на глазах

Третья выросла столица, славя ярмарку в веках.

Город мой страну спасал, от врагов оберегал.

Стал «карманом всей России» и её обогащал!

Пусть страна - большая Русь, городов в ней много – пусть.

Только Новгородом Нижним я от всей души горжусь!»

(Показывает соответствующие слайды: «Дятловы» горы, вид Н. Новгорода на слиянии двух рек, Нижегородский Ярмарочный Дом)

 Далее воспитатель показывает ряд слайдов из серии «Достопримечательности города Нижнего Новгорода»: Нижегородский Кремль, речной вокзал, Чкаловскую лестницу, домик Кашириных, где родился и вырос писатель А.М.Горький, в честь которого был раньше назван наш город (Горький)

Во время показа слайда с изображением Нижегородского Кремля зачитывается стихотворение:

«Там, где Волга сходится с Окой, где гуляет ветер по просторам,

Неизбежной славою в веках расцветает мой любимый город.

Здесь шумят листвою тополя, здесь заря восходит золотая,

Нитка бус рябиновых Кремля по плечам махровым ниспадает»

Затем дети продолжают просмотр слайдов с изображением знаменитых улиц (Покровская, Стрелка, площадь М. Горького, площадь В. И. Ленина, Набережная и другие), парков, станций метро, разных районов города Нижнего Новгорода. Рассказывается о том, что в городе очень много старинных исторических памятников и современных построек.

Физкультминутка: «Мы по городу идём»

Мы по городу идем (маршируют)
Звонко песню мы поем (ля-ля-ля)
Мы по улице шагаем (маршируют)
Ноги ровно поднимаем
Делай шаг – раз, два
Взмах руками – три, четыре
Повернулась голова
Руки вверх и ноги шире
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко!

Воспитатель: «Есть в Нижнем Новгороде большие заводы, известные на всю страну: «ГАЗ», завод «Спец. Автомобилей», «РУМО» (Станкозавод), ОАО «Теплообменник», завод «Красная Этна» и другие, которые выпускали в годы ВОВ военную технику и помогли победить врага (фашистских захватчиков)».

Прослушиваем песню «Под городом Горьким, где ясные зорьки…»

Воспитатель показывает соответствующие слайды. «Много в нашем городе и разных учебных заведений (показ Университета Им. Лобачевского), школ, детских садов. Все российские дети имеют возможность посещать различные кружки, в которых есть всё для того, чтобы они занимались интересными делами: учились хорошо петь и танцевать, рисовать и вышивать, конструировать и прочее». Показ соответствующих слайдов.

Воспитатель: «На нижегородской земле фермеры выращивают чудесные урожаи зерна и овощей, в густых садах собирают сочные душистые фрукты. Обращает внимание на репродукции «Колхозное село», «Жатва», обращает внимание на разные машины, которые помогают сельскохозяйственным работникам»

Воспитатель: «Ребята, какие вам ещё известны города, которые находятся в Нижегородской области?» Ответы детей: (Дзержинск, Заволжье, Арзамас, Богородск, Бор, Ворсма, Володарск, Ветлуга, Саров, Городец, Кстово, Первомайск, Перевоз, Семёнов, Чкаловск. Шахунья и другие)

Зачитывается стихотворение:

«И что ни год Нижегородский край всё больше расцветает.

И хлеборобы урожай богатый собирают.

Всем людям хлеб они дают, чтоб сыт был край любимый.

Им на село в подарок шлют из города машины»

Воспитатель подитоживает свой рассказ и ответы детей, говорит, что нижегородцы дружат с людьми разных стран и республик и им всегда помогают. Зачитывается стихотворение:

«Как ты прекрасен, Нижний мой, для сердца самый дорогой!

Как много мест, где я люблю бывать, гулять бродить и праздник отмечать.

А если вдруг уеду я куда, то буду по тебе скучать всегда!

В моей душе навеки ты со мной, мой милый город, дом ты мой родной!»

Дети слушают песню на музыку и слова Натальи Мурычёвой «Песенка о Нижнем Новгороде» или песню «Славный Нижний», музыка А. Понаморёвой, слова А. Чеменёвой. Воспитатель предлагает в свободное время нарисовать рисунки о любимом городе.


Список литературы:

  1. Александрова, Ольга Анатольевна. Россия - родина моя / О.А.Александрова. - Москва: Ч.А.О. и К, 2005. - 10 с.: ил.
  2. Растим патриотов России. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 288 c.
  3. Ривина, Е. К. Российская символика. Методическое пособие к иллюстративно-дидактическому материалу для дошкольных образовательных учреждений / Е.К. Ривина. - М.: АРКТИ, 2005. - 991c.
  4. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова и др. - М.: Учитель, 2007. - 208 c.

Список Интернет ресурсов

  1. https://живаяистория-россии.рф/doshkolnoe-obuchenie.html
  2. https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/
  3. https://urfu.ru/ru/about/units/pp1/detskii-sad-urfu/consult/patrioticheskoe-vospitanie/
  4. http://io.nios.ru/articles2/96/10/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-detey-v-doshkolnom-obrazovatelnom
  5. https://rodina-konkurs.ru/publication/proekty-po-patrioticeskomu-vospitaniu-doskolnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: «Экологический КВН». ( Подготовительная группа)

закрепить у детей представление о домашних животных (повадки, внешний вид, питание, какую пользу приносят человеку).Показать посредством интеллектуально / соревновательной деятельности, что домашние ж...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: беседа на тему «Транспорт. Работа инспектора ГИБДД » ( Подготовительная группа)

закрепить знания о различных видах транспорта и их назначении; убедить детей в необходимости и важности работы регулировщика; развивать логическое мышление; упражнять в словообразовании; закрепить пра...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: беседа на тему «Транспорт. Работа инспектора ГИБДД » ( Подготовительная группа)

закрепить знания о различных видах транспорта и их назначении; убедить детей в необходимости и важности работы регулировщика; развивать логическое мышление; упражнять в словообразовании; закрепить пра...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе на тему «Хвойные деревья».

Закреплять и углублять знания детей о  хвойных деревьях. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим Тема: «Беседа о Москве - столице нашей Родины» (Подготовительная группа)

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающимТема: «Беседа о Москве - столице нашей Родины»(Подготовительная группа)Цель: дать представле...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: КВН – «Эколята-молодые защитники природы» (Подготовительная группа)

Цель: создать условия для закрепления   экологических знаний детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе; патриотические чувства к родному краю; чувство ответственности за все живое на ...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе по теме: «Берегите животных»(с использованием ИКТ).

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе по теме: «Берегите животных». К всемирному празднику "День защиты животных"...