Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Как появился наш город Нижний Новгород»
план-конспект занятия по окружающему миру

Шемякова Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«Как появился наш город Нижний Новгород»

Цель: познакомить детей с историей возникновения  Нижнего Новгорода, Нижегородского кремля;  дать понятие верхней - Нагорной и нижней - Заречной частей города; прививать интерес  к историческому прошлому родного города.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное

Ход занятия:

1. Вводная часть

Чтение стихотворения.

Давным-давно старинною, былинною порой,

Поднялся Нижний Новгород над Волгой и Окой.

И стали неприступными для грозного врага.

Под стенами кремлёвскими крутые берега.

Дети рассматривают  иллюстрации, открытки.

Воспитатель: Как называется наш поселок? (р.п. Вознесенское) А кто знает, как называется наша область? (Нижегородская обл.) Как называет главный областной центр нашей области? (Нижний Новгород) Как вы думаете, какой этот город? (Большой, красивый, в нем большие дома и много машин) А хотели бы вы побывать в этом городе? (Да) Сейчас мы с вами совершим виртуальную экскурсию и посмотрим, какие красивые места есть в этом городе.  А кто из вас знает, когда появился этот город? (Много лет назад)

2. Информационная  часть

Воспитатель: Давным-давно вот здесь на Дятловых горах появился наш Нижний Новгород (Рассказ иллюстрируется видами города). 

http://www.fotoprizer.ru/img/1340_orig.jpg

Раньше, когда не было больших городов, люди селились там, где была вода, которая нужна для питья, для приготовления пищи. А где можно было взять воду?

Дети: В реке.

Воспитатель: Внизу протекали три реки Волга, Ока и Почайна. Как раз напротив Кремля внизу Ока впадает в Волгу, они сливаются вместе. Это место называется Стрелка.

http://www.181msp.ru/_fr/1/4960816.jpg

В реке водилось много рыбы, а из неё можно было готовить еду. А на самих горах рос лес, в котором тоже можно было найти еду. Какую?

Дети: Грибы, ягоды, дичь.

Воспитатель: Место, где поселились люди, было очень высоким. Как вы  думаете: для чего это важно? Почему это место привлекало людей?

Дети: С высоты всё хорошо видно, что происходит вокруг, можно заметить врагов и сражаться с ними.

Далее ребёнок рассказывает легенду.

В те времена на Руси главными были князья. Князь – означает - главный, его все слушаются, он командует войском, если идут воевать. И вот однажды со своим войском здесь на Дятловых горах остановился князь Юрий Всеволодович. Очень это место ему понравилось: богатое рыбой, дичью, очень удобное. И решил он здесь крепость поставить (будущий наш город)  и назвал его  Нижний Новгородhttp://gorodetsnavolge.ru/images/phocagallery/drevnosti/002drevn.jpg

Воспитатель: В те давние неспокойные времена людям часто приходилось защищаться от врагов. Вот поэтому они строили крепости – окружали свои дома высокими стенами с башнями. Первая крепость была деревянной, так как кругом было много строительного материала – леса. Сначала весь город помещался за стенами деревянной крепости, а потом строились новые дома и места внутри крепости не хватало, тогда дома стали строить за стенами крепости. А если нападали враги, жители уходили в крепость и оттуда сражались с врагами. Такая крепость внутри города называется кремль.

Физкультминутка. Воспитатель показывает открытку Чкаловской лестницы и предлагает по ней подняться с берега  (набережной) Волги в кремль. Дети имитируют подъём по ступенькам  Чкаловской лестницы.

3. Проблемная часть

Воспитатель: Сначала кремль был деревянным, а сейчас мы видим его каменным. Почему кремль был деревянный?

Дети: Потому что на Дятловых горах было много леса, а из леса можно было строить дома, крепость.

Воспитатель: Это хорошо, что кремль был деревянным? А чем плохо?

Дети: Хорошо, что  лес был рядом, его не нужно было привозить, лес прочный красивый строительный материал, а плохо тем, что дерево горит и поэтому он сгорел.

Воспитатель: Следующий кремль построили уже из камня. Как вы думаете, он мог сгореть? Почему?

Дети: Потому, что камень прочнее дерева и он не горит.

         Воспитатель: Его построили много-много лет тому назад, но он сохранился до наших дней.

  1. Символизация

Воспитатель: Вы теперь знаете, где и как появился  наш город, высоко на Дятловых горах – это вверху? Как называется эта часть города, в которой расположен кремль?

Дети: Верхняя.

Воспитатель: А ещё  эту часть города называют Нагорной. Предлагает изобразить с помощью символа — стрелочки, направленной вверх ↑.

А часть города, которая находится внизу, за рекой как называется?

Дети: нижней.

Воспитатель: А так как она находится за рекой, её ещё называют Заречной. Предлагает изобразить с помощью стрелочки направленной вниз ↓.

Дидактическая игра: «В какой части города это находится»?  

Воспитатель показывает открытки с видами города, а дети называют, в какой части города находится данный объект.

Вот какой красивый наш город, а особенно наш Кремль.http://buro-nnov.ru/wp-content/uploads/kreml33.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Чудо-воздух»

Конспектнепосредственно-образовательнойдеятельности. Образовательная область:«Познание»для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Чудо-воздух»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Наш город»

Цель: способствовать формированию умения создавать объект из строительного материала в соответствии со схемой.Задачи:способствовать развитию навыков самостоятельной постройки модели дома  по схем...

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: ознакомление с историческим наследием Нижнего Новгорода

В данном материале представлено перспективное планированиии работы с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с историческим наследием Нижнего Новгорода...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста По теме: «Мой город Нижний Новгород»

Конспектнепосредственно организованной образовательной деятельности для детей  старшего дошкольного возраста По теме: «Мой город Нижний Новгород»...

«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА» «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО ГОРОДА»

С чего начинается Родина для малыша? С маминых теплых объятий, с сильных папиных плеч, вкусных бабушкиных пирожков, с места, где они родились и живут – с малой родины. Цель - формирование нравст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по гражданско-правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина….!» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо гражданско-патриотическому  воспитаниюдетей старшего дошкольного возраста  Цель: формирование  патриотических качеств личност...