Проект для детей 5-7 лет "По дорогам сказок Ярославии"
проект

Никитина Анна Владимировна

Проект «По дорогам сказок Ярославии разработан для повышения интереса к сказкам, истории родного края, потребности к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 5»

Проект для детей 5-7 лет

«По дорогам сказок Ярославии»

                            Составили:

                                                             Воспитатели  Лисова Е.В., Никитина А.В.

                                                 г. Ярославль 2025.

"Сказка ‐ это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений."

                                                                                                В.А.Сухомлинский

Актуальность проекта: 

Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. За фантастикой и вымыслом в сказке, скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые взрослые дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества теряется воспитательная ценность сказки.

Цель: 

Воспитание любви  и интереса к малой Родине по средствам ознакомления детей с героями русских народных сказок, оставивших  след в истории родного края.

   

Гипотеза:

Во время бесед с воспитанниками, в ходе образовательной деятельности, выяснилось, что дети знают только современных мультипликационных героев и не в достаточной объеме русских народных сказочных персонажей. Не смотря на то, что многие из сказочных героев живут на ярославской земле. Дети не понимают отличие между авторской и народной сказкой.  В ходе бесед с родителями выяснилось, что те, в свою очередь, так же мало знают о сказочных героях нашего края, дома практически не читают детям сказки.

Для повышения интереса к сказкам, и истории родного края, потребности к чтению нами был разработан проект «По дорогам сказок Ярославии».

Задачи:

  • Формировать у детей представления об историческом прошлом и настоящем нашего города и области, о сказочных героях, оставивших  след в истории родного края.
  • Развивать память, творческое воображение, внимание, мышление, способность к поисково–исследовательской, творческой деятельности.
  • Обогащать словарь детей, развивать связную речь, речевую активность.
  • Способствовать формированию патриотического отношения к России, своему краю, любви к родному городу; общественной активности посредствам русской народной сказки.

       

  • Повысить компетентность родителей по воспитанию у детей интереса, чувства гордости и любви к родному краю, используя русские народные сказки.

  •  Воспитывать эстетическое и эмпатическое восприятие окружающего мира, грамотное поведение в природе.

                                                   ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта

Познавательно- творческий.

Участники проекта

Дети 5-7 лет, родители воспитанников, педагоги ДОУ, социальные партнеры.

Сроки реализации

Краткосрочный, неделя.

Педагогические принципы

  • регионализации;
  • непрерывности;
  • доступности;
  • целостности;
  • системности;
  • преемственности;
  • культурообразности;
  • стимулирование детской деятельности.

Ожидаемые результаты.  

 

  1. Обогатится предметно-развивающая среда необходимыми пособиями и материалами, пополнится учебно-методическая база по данной проблеме.
  2. Через проведение консультаций, открытых мероприятий, освоения «краеведческого» принципа в обучении, у педагогов повысится уровень компетентности по данной проблеме.
  3. Средства краеведения, взаимного партнерства, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволят нам расширить у детей кругозор о своем родном крае, повысить познавательные интересы, интеллектуальные способности. Дети приобретут умение выражать собственное мнение, анализировать навыки социального общения со взрослыми, уважение к пожилым людям, проявление любви и заботы о них.
  4. В результате проведения совместных мероприятий: экскурсий, праздников, занятий, родители повысят свой уровень знаний по данной проблеме и смогут применить их в семье.

     Основные организационные формы:

• непосредственно-образовательная деятельность;

• в свободной деятельности;

• целевые прогулки ;

• экскурсии с различной тематикой ;

•  развлечения;

• тематические выставки;

• встречи с сотрудниками библиотеки и музейными работниками.

Методы и приемы:

• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;

• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;

• проблемные ситуации;

• проектирование;

• конкурсы, викторины;

• экспериментирование;

• коллективно-творческие дела;

• наблюдения;

• целевые прогулки и экскурсии;

• рассматривание картин, иллюстраций.

Этапы проекта:

1 этап:

  • Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта.
  • Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение, составление перспективного плана, текстов бесед и электронных презентаций

II этап - основной, включает в себя:

  • Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
  • Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
  • Совместные мероприятия с детьми разного возраста.
  • Экскурсии в библиотеку, музей.
  • Пополнение развивающей среды.
  • Выставки детских работ, семейных коллекций.
  • Презентации семейных мини-проектов детьми.

III этап - итоговый, включает в себя:

  • Итоговое диагностирование детей
  • Повторное анкетирование родителей.

к концу проекта.

  • презентация опыта работы по проекту «По дорогам сказок Ярославии» на педсовете.

Перспективное планирование работы с детьми:

месяц

Непосредственно-образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, деятельность в режимных моментах.

понедельник

  1. Основы науки и естествознания

Тема: «В гостях у водяного»-опыты и эксперименты с водой.

  1. Самостоятельное рассматривание иллюстраций к сказкам про водяных, рисование в изоцентре.
  2. Ситуативная беседа «Кому нужна вода?»

вторник

  1. Математическое развитие

Тема: «Сказочная математика с царем Берендеем»

  1. Лепка

Тема: «Мышка-норушка»

  1. Рассматривание сказочной карты Ярославии и сказочных героев.
  2. Самостоятельный показ спектакля с использованием различных видов театров.
  3. Игровое упражнение «Положительный герой- кто он?».

среда

  1. Развитие речи

Чтение русской народной сказки «Лягушка царевна»

  1. Физическая культура

«У Алеши на подворье»

  1. Предложить детям самостоятельно найти на сказочной карте Алешу Поповича и лягушку царевну.
  2. Моделирование «Богатырская застава» из различных видов конструктора и бросового материала.
  3. Ситуация общения «Почему так говорят: Щи, да каша-пища наша?», «Что едят богатыри?»

четверг

  1. Рисование

Тема: «Избушка Бабы Яги»

  1. Просмотр презентации «Кукобой- родина Бабы Яги»
  2. Игровое упражнение «Порядок в моем шкафу»
  3. Экскурсия в библиотеку «По дорогам сказок».

   Перспективный план работы с родителями:

  •  Анкетирование «Нужно ли читать детям 5-7 лет сказки?»
  • Акция по сбору книг с русскими народными сказками для библиотеки детского сада.
  • Семейная творческая мастерская  «Наш  любимый сказочный герой».
  • Консультация «Воспитание сказкой»
  • Семейные экскурсии по сказочным местам Ярославля.

Список литературы:

1.

Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристкой деятельности.

А. А. Остапца

Г. Н. Абросимова

М. Е. Трубачева

Москва, Аркти

2.

Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет.

В. Н. Вишневская

Москва, Аркти

3.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Л. В. Кокуева

Москва, Аркти 2005

4.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным творчеством

И. А. Бойчук,       Т. Н. Попушина

Детство – Пресс Санкт-Петербург 2009 г.

5.

«Маленькие Россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Редактор А. А. Арапова-Пискарева

Мозаика-Синтез

Москва

6.

Ярославль. Истории для детей

А.А. Орлова 

Медиарост, 2019г.

Рыбинск  

7.

Ярославль: история твоего города

А.В.Федорчук 

Академия развития

Ярославль,2006г. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

культурно-ценностный проект для детей 5-6 лет "Дорога жизни - дорога к победе"

2015 год - год 70-летия победы в Великой Отечественной войне. В современном мире все меньше людей отдают должное героям Великой Отечественной войны, патриотизму. Мы решили глубже познакомить детей с о...

Совместное мероприятие для детей и родителей КВН «Дорогами сказок»

Форма проведения: КВН. Цель: закрепить и расширить представления детей о сказках, создать радостное, эмоциональное настроение. Задачи: уточнить и обогатить представления о русских нар...

«Квест – игра для детей подготовительной группы. «По дорогам сказок».

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации досуга ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью ...

Сценарий спортивного развлечения для детей подготовительной группы "По дороге сказок"

Представленный сценарий развлечения физкультурно-оздоровительного направления поможет реализовать задачи формирования представлений старших дошкольников об основах здорового способ...

Проект в старшей разновозрастной группе "По дорогам сказок"

Проект в старшей разновозрастной группе «По дорогам сказок»...

Проект в старшей группе «Лесовичок «По дороге сказок»

ВИД ПРОЕКТА: творческий, познавательный, игровой.ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей группы «Лесовичок». Воспитатели. Род...

ПРОЕКТ по духовно–нравственному воспитанию: «По дорогам сказок» (творческо-познавательный, коллективный, краткосрочный) для детей старшего дошкольного возраста.

Сказки открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы рус...