ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УСЛОВИЯМИ, ТРАДИЦИЯМИ И ЦЕННОСТЯМИ МНОГООБРАЗИЯ НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ( 7.11.2025)
статья (подготовительная группа)
Аннотация:чувство патриотизма является базовым для духовного становления каждого гражданина, оно формирует осознание своей принадлежности к Родине, способствует воспитанию уважения к своей истории, культуре и традициям своего народа. Но при этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 883.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С УСЛОВИЯМИ, ТРАДИЦИЯМИ И ЦЕННОСТЯМИ
МНОГООБРАЗИЯ НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Фролова Наталия Викторовна
Воспитатель
структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №9 г.о.Чапаевск Самарской области детский сад №10 «Планета детства»
Аннотация: чувство патриотизма является базовым для духовного становления каждого гражданина, оно формирует осознание своей принадлежности к Родине, способствует воспитанию уважения к своей истории, культуре и традициям своего народа. Но при этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца".
Ключевые слова: проект, патриотизм, чувства общности, дружба, единство с людьми различных национальностей.
Россия – многонациональное государство, поэтому с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, творческие, любознательные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
В 6-7 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с миром и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей.
В своей работе использую разные формы, но наиболее интересной считаю проектную деятельность, в которую входят беседы и познавательные рассказы, организация и проведение совместно с родителями народных праздников, дней национальной культуры, посещение мини – музея «Многонациональная планета», участие в социальных акциях.
Такая форма работы с детьми как «проект» позволяет глубже и интереснее изучить данную тему. Проектная деятельность сочетается с игрой, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.
Актуальность выбранной работы в моей группе обусловлено тем фактом, что изучение детьми истории родного края и истории других народов, населяющих нашу страну, играет ключевую роль в развитии их исторического и патриотического сознания.
Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей, тем более действенными окажутся они в воспитании любви не только к нашей стране и нашему народу, но и к другим странам, народам.
Учитывая актуальность нравственно-патриотического воспитания,в подготовительной к школе группе был реализован годовой проект, «Наша родина Россия», входе которого дети познакомились с народами, проживающими на территории России, достопримечательностями и традициями.
Целью данного проекта стало формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей.
В группе были созданы условия для знакомства детей с традициями и ценностями многообразия народов нашей сраны.
Для достижения цели, решали следующие задачи:
- Обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России (русских, татар, азербайджанцев, украинцев, узбеков др).
- Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
- Развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности.
-Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.
-Развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме, в художественно-продуктивной деятельности.
-Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей.
-Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Решали поставленные задачи через разнообразные виды деятельности.
1Занятия познавательного характера (беседы с детьми, рассказы с показом наглядного материала). Раз в неделю, во второй половине дня мы просматривали фильмы, мультфильмы о традициях, культуре, жизни народовРоссии.
Организовывали познавательные сообщения «А знаете ли вы?..», мы познакомились с некоторыми обычаями, традициями, праздниками русских, татар, якутов, азербайджанцев, узбеков. Таким образом, расширяли знания воспитанников об особенностях быта и культуры народов России, обогатили словарь воспитанников новыми понятиями: новруз, чайхана, колядки, припекать, папаха, тюбетейка, сочельник, пиала.
Фото1. Познавательное сообщение «А знаете ли вы?..»
2.Просмотр иллюстраций «Национальные костюмы народов России» позволил сформировать представления воспитанников об особенностях национальной одежды и обуви, орнаментов разных народов.
3.Особое внимание уделили праздникам и обычаям. Праздники не просто вносят радость в жизнь детей. Они задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к духовной и культурно-исторической традиции нашего народа. Детскому восприятию праздника присуща удивительная особенность. В памяти останется надолго незабываемая осенняя ярмарка, аромат хвои на Рождество, Масленица с ее блинами, татарский праздник «Науруз» («Встреча весны»)- с медом и орехами.
У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка... Тут и волнение ожидания, трепетное предвосхищение чуда и само изменение будничного строя жизни.
Фото 2. Праздника «День дружбы народов»
Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей. Обряды, отображающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы.
Радостная атмосфера детских праздников создаёт благоприятный климат в детском коллективе. Способствует развитию эмоциональной сферы, вызывает удовольствия и побуждает детей к общению с «прекрасным», формируя культурные интересы и потребности. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых, и детей общими переживаниями, ожиданиями, играми-забавами.
Календарные народные праздники – это часть самобытной культуры нашего народа. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полнейшей утраты.
4.Ребятам очень понравился просмотр презентации на тему: «Путешествие по России – народы и традиции»
Большое внимание уделялось устному народному творчеству: воспитанники познакомились с хантыйскими сказками: «Как у бурундука на спине полоски появились», молдавской сказкой «Ион Молдавану», татарской сказкой «Знание всего дороже», русскими сказками «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка, братец Иванушка». Знакомство со сказками разных народов помогло нам расширить словарь, развивать любознательность, воспитывать уважение к мудрости народных сказок.
В ходе художественно-продуктивной деятельности: рисования «Дружба народов», «Национальный костюм моего народа» мы развивали у детей не только творческие способности, но и способность организации деятельности, умение работать в паре, оценивать результат совместного труда, воспитывали аккуратность, настойчивость. С детьми разучили новые подвижные игры «Хлебчик», «Ручеек», «Дорогая Арина», «Скок-перескок», «Угадай и догони», «День и ночь», которые вызвали интерес к национальным играм.
Фото 3. Музей многонациональная планета
Мини - музей «Многонациональная планета» действительно стал настоящим островком, где каждый ребенок смог погрузиться в удивительный мир народного творчества, самобытности и мудрости. Здесь дети познакомились с экспонатами, которые рассказывали о традициях, быте, искусстве и ремеслах разных народов России. Посещение музея позволило ребятам расширить кругозор познакомиться с особенностями материальной и духовной культурой разных народов, увидеть красоту и богатство каждого региона нашей необъятной страны.
В реализации проекта активное участие приняли родители. Они помогали детям в подготовке костюмов к праздникам. Готовили национальные блюда, приносили предметы искусств, рассказывали своим детям о родословной, и истории происхождения семейных традиций.
Все эти мероприятия помогают укреплять в молодом поколении здоровые нравственные начала и гуманные отношения между людьми. Если мы сможем в сердца наших детей вложить жемчужины народного творчества, они будут больше ценить, любить и уважать своих родителей, свой народ, свой родной язык, будут гордиться своей малой Родиной, а значит и нашей страной.
Подводя итог работы в реализации проекта, можно сказать, что воспитанники нашего детского сада, имеют представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках народов России, знакомы с национальными играми, сказками татарского, русского, узбекского, азербайджанского народов. Дети с уважением и интересом относятся к традициям других народов. Они умеют творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности, способны организовать свою деятельность. Дети группы владеют исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности, могут выступать перед аудиторией, уважительно относятся культуре разных народов.
Этот проект подчеркивает важность ранней интеграции культурного наследия и воспитательной роли педагогов и семьи в поддержании гуманного отношения и здорового социального климата в обществе.
Список литературы:
1.Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? / Пер. К Мишиной, А. Зыковой. - М., 2003
2. Детские народные подвижные игры: кн. для воспитателей дет. сада и родителей /Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей с истокам русской народной культуры. - СПб.: Акцидент, 1997
4. Титова О. Я. Обрядовые праздники в России - Издательство ТЦ СФЕРА, 2003 г.
5. Шаламова Е. И. Организационно - методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. – СПб: Дошкольная педагогика, №4, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с искусством и творчеством русского народа в годы Великой отечественной войны
Одной из эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста при освещении темы Великой Отечественной войны, является знакомство детей с искусством и творчеством русского народа этих лет...

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на примере жизни и подвигов князя Александра Невского» (из опыта работы)
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания ос...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям своего народа посредством проектной деятельности «Ай, да масленица!»
Паспорт проектаМетодическая тема проекта : формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям своего народа, посредством проектной деятельности.Творческое н...

Опыт работы "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с условиями, традициями, и ценностями многообразия народов нашей страны
Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с условиями, традициями и ценностями многообразия народов нашей сраны.Задачи:углубить и уточнить представления о Родине &mdash...

презентация проекта"«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством русского и немецкого народов Поволжья»
В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурн...

обобщение опыта работы Тема:«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ»
Обобщила опыт работы по теме" Проектная деятельность как средство развития активности у детей старшего дошкольного возраста"...

Статья" Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными праздниками и обычаями народов
Знакомство с календарными праздниками народов, воспитание патриотических чувств, проявление интереса к историям праздников и обычаев...


