Опыт работы "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с условиями, традициями, и ценностями многообразия народов нашей страны
методическая разработка (старшая группа)

Цветова Светлана Евгеньевна

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с условиями, традициями  и ценностями многообразия народов нашей сраны.

Задачи:

  • углубить и уточнить представления о Родине — России;
  • формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
  • закрепить и расширить представления о столице России – Москве, о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
  • воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;
  • формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране;
  • -обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, народном творчестве,  сказках народов России;
  • воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; -приобщать к истокам русской народной культуры;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis_k_prezentatsii_o_rossii.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автонмное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Умка»

 

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с условиями, традициями, и ценностями многообразия народов нашей страны

( из опыта работы)

Подготовила:

Воспитатель

Цветова Светлана Евгеньевна

г. Павлово

2022

Слайд 1

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с условиями, традициями  и ценностями многообразия народов нашей сраны.

Задачи:

  • углубить и уточнить представления о Родине — России;
  • формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
  • закрепить и расширить представления о столице России – Москве, о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
  • воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;
  • формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране;
  • -обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, народном творчестве,  сказках народов России;
  • воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; -приобщать к истокам русской народной культуры;

Слайд2

Мы живем в многонациональной стране и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей  национальной культурой. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях. Именно социальная потребность, пробелы в работе по воспитанию толерантности у дошкольников побудили  выбрать это тему для опыта работы

Чувство патриотизма является базовым для духовного, ментального содержания любого человека, живущего на Земле  во все времена. Формирование чувства патриотизма – задача общества, всех социальных институтов (семья, образование, культура). Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о своей Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение

Актуальность темы, которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей  является их ознакомление с историей своего родного края, а также с историй других  народов проживающих на территории нашей страны. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей, тем более действенными окажутся они в воспитании любви не только к нашей стране и нашему народу, но и к другим странам, народам.

Слайд 3

Учитывая актуальность нравственно-патриотического воспитания я решила познакомить детей с народами проживающих на территории России. Помочь детям органично влиться в мир культуры народов России, осознать его целостность, постичь человечность, приобщиться к вечному и прекрасному. Целью является создание условий для знакомства детей старшего дошкольного возраста с условиями, традициями  и ценностями многообразия народов нашей сраны.

Слайд 4

При знакомстве детей с культурой народов России  использовались следующие формы работы:

1-Занятия познавательного характера (беседы с детьми, рассказы с показом наглядного материала). Раз в неделю, во второй половине дня мы просматривали фильмы, мультфильмы о традициях, культуре, жизни  народов России . Особое внимание уделили праздникам и обычаям. Ребятам очень понравилось просмотр презентации  на тему : «Путешествие по России – народы и традиции»

Слайд 5

Занятия практического характера (изготовление поделок и рисунков, совместная практическая деятельность воспитателя и детей ).  

В ноябре месяце к празднику День народного единства мы совместно с родителями, ребятами  изготавливали пособия и макеты  для музея «Моя Россия».

 Знакомились с  русскими народными промыслами. Проводились беседы, с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривали альбомы, фотографии, изделия народных промыслов, заучивали стихотворении о народных промыслах, подбирали пособия и изделия для мини музея «Народная игрушка»

Ребята, сами пробывали расписывать глиняные, деревянные игрушки, составляли коллаж Дымковская деревня, расписывали закладки для книг.

Слайд 6

Детям  предлагались  раскраски, «Национальные костюмы народов России»,  предлагалась игра «Одень мальчика и девочку в национальный костюм», игра «Поставь заплатку на костюм»..

 Дети находили сходство и отличие национального костюма с другой национальной одеждой.

Закрепляли в игре знания об особенностях женского национального костюма и мужского и их элементах.

Большое внимание по данной теме уделялось играм (дидактическим, настольным, сюжетным и подвижным) Ведь в них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости.

Слайд 7

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. 

Слайд 8

Ознакомление с художественной литературой (стихи, рассказы и сказки отечественных и зарубежных писателей).

У каждого народа есть произведения устного народного творчества, в которых отражены древнейшие представления о мире, о моральных нормах, о бытовых особенностях.

У каждого народа есть сказки. К сказкам всегда было особое отношение и предназначались они не только для детей, но и для взрослых.

О чем сказки народов России? О людях, об их жизни, о добре и зле, о подвигах и приключениях. У каждого народа выделяются бытовые, волшебные сказки, сказки о животных. Мы познакомились с некоторыми из них просмотрев презентацию «Сказки народов России», рассмотрев  иллюстрациями  к сказкам и рассказам  народов России. В течение недели  с ребятами, прочитали несколько сказок разных народов: «Айога»- нанайская сказка, «Хаврошечка» русская народная сказка, «Кукушка» ненецкая сказка, «Девушка и месяц» чукотская сказка

Слайд 9

Устное народное творчество (песенки, считалки, прибаутки, потешки разных народов).  Особое внимание хочется уделить этому пункту. Вместе с работниками центральной детской библиотеки  ребята  путешествовали с петрушкой  и знакомились с русским фольклором

Слайд 9

Информационное насыщение детей через посещение музея.

Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей.

Мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.

Сохранению русских традиций способствует мини – музей «Русская горница», он является настоящим островком старины в нашем дошкольном учреждении. Здесь находится типичная русская деревянная изба, где дети видят, как раньше жили на Руси.. Ребята очень заинтересовались такой формой фольклора.

Слайд 11

Почему Москву знает и любит каждый человек? (Потому, что это самый главный город нашей Родины, это самый большой город в стране, потому что в Москве находится правительство, главное телевидение и радио, главные банки, главные музеи и памятники всей страны, самый большой цирк, много театров)

-Да, вы знаете, что самая главная достопримечательность Москвы - красная площадь. Каждый гость столицы стремится побывать там.

Вот и нашим ребятам предоставилась такая возможность, благодаря оформлению коридорного пространства нашего д/с.

 

Слайд 12

В ходе проведенной работы, сделан такой вывод, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов России позволяет воспитывать в детях поликультурную и толерантную личность. Культура народов России  является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

Мы использовали такие формы работы как занятия, игры, экскурсии, праздники, развлечения, викторины, конкурсы,  и самостоятельную деятельность.

 Наблюдая за ребятами, можно заметить, что они стали дружные и заботливые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка и реализация концепции воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ как условие взаимодействия вуза и общеобразовательной практики

Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного ...

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ РОССИИ»

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демографических реформ должно опираться на широкую общую поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных гр...

Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России.  Задача  современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...

НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДОВ.

ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДА....

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям своего народа посредством проектной деятельности «Ай, да масленица!»

Паспорт проектаМетодическая тема проекта :  формирование  у детей старшего дошкольного возраста  интереса к традициям своего народа, посредством проектной деятельности.Творческое н...