Совместная деятельность в рамках регионального компонента «Красота Южного Урала» возраст 5-7 лет
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность в рамках регионального компонента
«Красота Южного Урала»
возраст 5-7 лет
Подготовила: воспитатель
Хамидулина З.Я.
Цель: расширение кругозора детей в области природы родного края, формирование патриотических чувств и воспитание восхищения красотой местной природы.
Задачи:
- Способствовать развитию дифференцированного представления о родном крае как неотъемлемой части Российской Федерации, его географическом положении и природных богатствах Урала.
- Содействовать развитию бережного отношения к природным ресурсам Урала.
- Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, а также гордости за уральский край.
Материалы: карта России, фотографии с видом Урала, картины с пейзажами Уральских гор; книга М. М. Мамина - Сибиряка «Зеленые горы»; коллекции минералов, иллюстрации «Драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни», изделия из камней, шкатулка, сувениры; магнит, 2 столика, магнитная доска; условные знаки полезных ископаемых; карточки со словами, обозначающих предмет.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие по родному краю.
На Урале самоцветы,
Самоцветен весь Урал.
Я хочу, чтобы об этом
Ты немного тоже знал. (Р.А. Дышаленкова)
Воспитатель: так называется наш родной край. Сегодня мы о нём побеседуем.
Воспитатель: Наш Урал славиться своими красивыми лесами. А знаете ли вы, какие деревья растут в наших лесах? (ответы детей). Много Вы названий деревьев сказали, а загадку сможете отгадать?
Осень тихая настанет
Красок дереву добавит.
Листья расписные.
Желтые, резные.
крылатки - семена
Разлетятся кто куда.
Дети: клен
Воспитатель: правильно, это клен. О каких семенах клена говорилось в загадке? (ответы детей). Верно, о крылатках. Сможете ли вы найти их среди других семян в моей корзинке? Найдите крылатки клена. Правильно, ребята? Попробуем угадать, какие еще деревья растут в наших лесах, и подберем к ним семена
У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна)
Я из крошки — бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Клейкие почки,
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит под горой.
Если я не на опушке. (Береза)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все деревья угадали и правильно назвали их семена. А теперь давайте поиграем в игру, которая называется
«Скажи, какой?»
У меня на столе лежат, опавшие с разных деревьев, листья. Нужно будет угадать, с какого они дерева и назвать их (дает образец: это лист осины — осиновый; просит по очереди назвать листья деревьев; выставляет их на магнитную доску).
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием. Ребята, посмотрите, кто—то оставил для нас красивую шкатулку и письмо. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята. Я - Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что вы, ребята, хотите побольше, о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской посмотреть. Могу я показать вам сокровища свои, да вот не знаю, бережете ли вы природу родную? Если вы друзья природы, то должны знать лесные правила. Назовете их — раскрою я перед вами сокровищницу Уральских гор»
Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним правила поведения в лесу. (Ответы детей.)
Физкультминутка:
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки — убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай, мусор с травки убирать.
Зря Цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Воспитатель: Ребята, не только леса украшают наш родной край. Так же величественно и красиво украшают наш Урал горы. Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. Скажите, а где вы можете встретить камни? (ответы детей)
Воспитатель: действительно, камни встречаются повсюду: в реках, на дорогах. Однако наибольшее их скопление наблюдается в горах. Обратите внимание на красоту Уральских гор (обращение к презентации с изображением Уральских гор). Подземные хранилища Уральских гор богаты разнообразными полезными для человека камнями – полезными ископаемыми. Давайте повторим это понятие: «полезные ископаемые» (дети повторяют).
Бесспорно, Уральские горы не только живописны, но и изобилуют драгоценными и поделочными камнями: изумрудом, хризолитом, горным хрусталем, малахитом, яшмой, гранитом и многими другими. Все они уникальны: одни твердые, другие мягкие; одни обладают яркими цветами, другие – скромными оттенками; некоторые даже способны менять цвет в течение дня. Посмотрите, какие яркие, удивительные украшения!
Игра «Как можно сделать камни-самоцветы из бумаги?»
дети сминают цветную бумагу и получается груда «самоцветов».
Воспитатель: посмотрите, ребята, вот Хозяйка Медной горы нам показывает свои сокровища. (приглашает детей посмотреть на экран, на котором размещены коллекции минералов, иллюстрации, фотографии).
Откуда этот камень — самоцвет.
То розовый, то красный, то зеленый,
Запечатлевший нежность радуг след,
Лазурь небес и плеск воды студеной?
Откуда этот ветер смоляной?
Откуда этот гордый звук металла,
Как музыка, летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала.
Воспитатель: Скажите, как мы называем людей, которые изучают горы?
(ответы детей - геологи, скалолазы и т.д.). Полезные ископаемые — богатство Уральских гор, богатство нашего родного края. Недаром много-много лет назад удивительный уральский сказочник Павел Петрович Бажов описал всю красоту Урала в своих прекрасных сказах и назвал их «Малахитовая шкатулка», рассказал в ней о трудолюбивых людях: старателях, резчиках, огранщиках, ювелирных дел мастерах. Каждый камень обладает необыкновенной красотой, каждый приносит людям пользу, каждый дорог по-своему.
Воспитатель: вот как много разных камней. Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце, маленькая черепашка или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». «Серебряное копытце» и многие другие. Скажите ребята, а кто автор этих сказов.
Дети: П. Бажов
Воспитатель: о чем с вами говорили? (выслушивает ответы детей). Я предлагаю Вам дома нарисовать красоту Южного Урала, и мы организуем настоящую выставку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с использованием регионального компонента: « Как у нас на Дону»
Совместная деятельность с использование регионального компонента подготовительная группа...

Дидактические игры по Региональному Компоненту (РК) Южный Урал
Данные игры разработаны в рамках регионального компонента основной программы ДОУ. Могут использоваться как для изучения нового материала, так и для закрепления полученных знаний. Целью игр является...



