Совместная деятельность в рамках регионального компонента «Красота Южного Урала» возраст 5-7 лет
план-конспект занятия

Хамидулина Зульхиза Ягудовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasota_yuzhnogo_urala.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность в рамках регионального компонента

«Красота Южного Урала»

возраст 5-7 лет

Подготовила: воспитатель

Хамидулина З.Я.

Цель: расширение кругозора детей в области природы родного края, формирование патриотических чувств и воспитание восхищения красотой местной природы.

Задачи:

  1. Способствовать развитию дифференцированного представления о родном крае как неотъемлемой части Российской Федерации, его географическом положении и природных богатствах Урала.
  2. Содействовать развитию бережного отношения к природным ресурсам Урала.
  3. Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, а также гордости за уральский край.

Материалы: карта России, фотографии с видом Урала, картины с пейзажами Уральских гор; книга М. М. Мамина - Сибиряка «Зеленые горы»; коллекции минералов, иллюстрации «Драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни», изделия из камней, шкатулка, сувениры; магнит, 2 столика, магнитная доска; условные знаки полезных ископаемых; карточки со словами, обозначающих предмет.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие по родному краю.

На Урале самоцветы,

Самоцветен весь Урал.

Я хочу, чтобы об этом

Ты немного тоже знал.     (Р.А. Дышаленкова)

Воспитатель: так называется наш родной край. Сегодня мы о нём побеседуем.

 Воспитатель: Наш Урал славиться своими красивыми лесами. А знаете ли вы, какие деревья растут в наших лесах? (ответы детей). Много Вы названий деревьев сказали, а загадку сможете отгадать?

Осень тихая настанет

Красок дереву добавит.

Листья расписные.

Желтые, резные.

крылатки - семена

Разлетятся кто куда.

Дети: клен

Воспитатель: правильно, это клен. О каких семенах клена говорилось в загадке? (ответы детей). Верно, о крылатках. Сможете ли вы найти их среди других семян в моей корзинке?  Найдите крылатки клена. Правильно, ребята? Попробуем угадать, какие еще деревья растут в наших лесах, и подберем к ним семена

У меня длинней иголки,

Чем у елки,

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна) 

Я из крошки — бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Клейкие почки,

Зеленые листочки

С белой корой

Стоит под горой.

Если я не на опушке.  (Береза)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все деревья угадали и правильно назвали их семена. А теперь давайте    поиграем в игру, которая называется 

«Скажи, какой?»

У меня на столе лежат, опавшие с разных деревьев, листья. Нужно будет угадать, с какого они дерева и назвать их (дает образец: это лист осины — осиновый; просит по очереди назвать листья деревьев; выставляет их на магнитную доску).

 Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием. Ребята, посмотрите, кто—то оставил для нас красивую шкатулку и   письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята. Я - Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что вы, ребята, хотите побольше, о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской   посмотреть. Могу я показать вам сокровища свои, да вот не знаю, бережете ли вы природу родную? Если вы друзья природы, то должны знать лесные правила. Назовете их    — раскрою я перед вами сокровищницу Уральских гор»

Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним правила поведения в лесу. (Ответы детей.)

Физкультминутка:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки — убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай, мусор с травки убирать.

Зря Цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Воспитатель: Ребята, не только леса украшают наш родной край. Так же величественно и красиво украшают наш Урал горы. Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. Скажите, а где вы можете встретить камни? (ответы детей)

Воспитатель: действительно, камни встречаются повсюду: в реках, на дорогах. Однако наибольшее их скопление наблюдается в горах. Обратите внимание на красоту Уральских гор (обращение к презентации с изображением Уральских гор). Подземные хранилища Уральских гор богаты разнообразными полезными для человека камнями – полезными ископаемыми. Давайте повторим это понятие: «полезные ископаемые» (дети повторяют).

Бесспорно, Уральские горы не только живописны, но и изобилуют драгоценными и поделочными камнями: изумрудом, хризолитом, горным хрусталем, малахитом, яшмой, гранитом и многими другими. Все они уникальны: одни твердые, другие мягкие; одни обладают яркими цветами, другие – скромными оттенками; некоторые даже способны менять цвет в течение дня. Посмотрите, какие яркие, удивительные украшения! 

Игра «Как можно сделать камни-самоцветы из бумаги?»

дети сминают цветную бумагу и получается груда «самоцветов». 

Воспитатель: посмотрите, ребята, вот Хозяйка Медной горы нам показывает свои сокровища. (приглашает детей посмотреть на экран, на котором размещены коллекции    минералов, иллюстрации, фотографии).

Откуда этот камень — самоцвет.

То розовый, то красный, то зеленый,

Запечатлевший нежность радуг след,

Лазурь небес и плеск воды студеной?

Откуда этот ветер смоляной?

Откуда этот гордый звук металла,

Как музыка, летящий над страной?

С железных гор, от быстрых рек, с Урала.

 Воспитатель: Скажите, как мы называем людей, которые изучают горы?

(ответы детей - геологи, скалолазы и т.д.). Полезные ископаемые — богатство Уральских гор, богатство нашего родного края. Недаром много-много лет назад удивительный уральский сказочник Павел Петрович Бажов описал всю красоту Урала в своих прекрасных сказах и назвал их «Малахитовая шкатулка», рассказал в ней о трудолюбивых людях: старателях, резчиках, огранщиках, ювелирных дел мастерах. Каждый камень обладает необыкновенной красотой, каждый приносит людям пользу, каждый дорог по-своему.

Воспитатель: вот как много разных камней.  Человек научился обрабатывать   эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце, маленькая черепашка или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». «Серебряное копытце» и многие другие.  Скажите ребята, а кто автор этих сказов.

 Дети: П. Бажов

 Воспитатель: о чем с вами говорили? (выслушивает ответы детей). Я предлагаю Вам дома нарисовать красоту Южного Урала, и мы организуем настоящую выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с использованием регионального компонента: « Как у нас на Дону»

Совместная деятельность с использование регионального компонента подготовительная группа...

Дидактические игры по Региональному Компоненту (РК) Южный Урал

Данные игры разработаны в рамках регионального компонента основной программы ДОУ. Могут использоваться как для изучения нового материала, так и для закрепления полученных знаний. Целью игр является...