О русских народных обычаях в ДОУ
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
О традиционной русской народной культуре
в ДОУ
Формирование основ народной культуры носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни, на занятиях и других мероприятиях, организованных в детском саду.
Для эффективного воспитания детей в русских народных традициях созданы определенные условия.
Оформление развивающей предметно-пространственной среды - это приобщение к истокам русской народной культуры, к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям. В этих целях создан в ДОУ мини-музей, где представлены предметы русского обихода (скатерть, самовар деревянные ложки, рушники, домотканые половики и т.д.), старинные фотографии, изделия декоративно-прикладного творчества. В музее проводятся занятия с детьми, развлечения, беседы, где дети знакомятся с традициями русского народа, с бытом русского человека в старину, с традиционными росписями, игрушками. Развивающая среда направлена на познание русских народных традиций, содействие приобретению детьми нравственного опыта.
В художественно-эстетическом уголке важно размещать изделия народных умельцев, должно происходить постоянное обновление «базы» изделий народных умельцев, произведения дымковских мастеров, городецких, семеновских.
Развивающая предметно-пространственная среда группы предусматривает самостоятельную деятельность детей:
- продуктивную (лепку, рисование, аппликацию, ручной труд);
- театральную игровую деятельность (сценки и спектакли духовно- нравственной направленности);
- познавательную деятельность (чтение литературы, сказок, прибауток, былин);
- музыкальную творческую деятельность (танцы, пение, музыкальные сказки);
- духовно-нравственную деятельность (уроки доброты и любви, знакомство с православными традициями и ценностями);
- совместную деятельность детей и родителей, направленную на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (выставки предметов, творческих работ, организацию конкурсов, занятий и пр.).
В группе накапливаются различные материалы, атрибуты, пособия.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на самочувствие, физическое и психическое здоровье.
Занятие 1.
«Русская изба. Общее представление детей о народных промыслах
и предметах быта»
Цель: формирование знаний детей о народных промыслах и предметах быта. Задачи:
Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка):
- Формировать у детей желание узнать больше о народных промыслах и предметах быта русского народа.
- Формировать и расширять педагогические знания по данному направлению, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т.ч. речи):
- Развивать воображение, фантазию, творческое восприятие через самостоятельную деятельность.
- Развивать и обогащать словарный запас, мышление, память, речь, внимание и активность.
Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений):
- Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно- прикладному искусству, умение действовать согласованно, сообща.
- Способствовать воспитанию основ духовно – нравственного развития личности ребёнка, патриотических чувств.
Средства, оборудование, материалы:
- наглядные (демонстрационный материал): презентация (предварительная работа), картинки и предметы народного промысла (включая игрушки),
предметы национального быта, угол «русской избы». – музыкально- литературные: стихи-загадки, пословицы.
- технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: музыкальный центр, компьютер.
Место проведения: мини-музей «Русская изба».
Предварительная работа с детьми – просмотр презентации «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы».
Работа с родителями: пополнение работами народно - прикладного искусства мини –музея «Русская изба».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом не просто, а пропоем приветствие «Доброе утро» три раза! (тихо, погромче и громко). Догадались, куда вы попали? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в мир предметов быта, в русскую избу. Раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делая низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон). Давным-давно люди строили себе жилища из дерева, из брёвен. Такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте наших прабабушек и прадедушек.
Воспитатель: А знаете, почему в избу входили, кланяясь. (Ответы детей). Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы? (Ответы детей). В народе говорили: «Наша толстая Федора наедается не скоро, а зато, когда сыта от Федоры теплота».
Самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.
Воспитатель: Ребята, а еще, для чего нужна была печка? (Разные варианты ответов: еду готовить, спать на ней, для обогрева дома).
Русской печки нет добрее, Всех накормит, обогреет, Варежки сушить поможет, Деток спать она уложит.
Печь служила местом приготовления пищи.
Но сначала дров подкинем все вместе (дети помогают). У нас в печурочке, золотые чурочки… (дрова в печи).
Воспитатель: Готовили русские блюда - щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины.
Всё приготовленное в такой печи было очень вкусным, ароматным и полезным. Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской печке? Он, как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля, Где там в печке уголек? Кашу сварит…. (Чугунок). Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник.
Воспитатель: Слушайте про него загадку. Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. Что схватит - отдает, а сам в угол идет… (Ухват).
Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок). Воспитатель: Ребята, а еще в каждой избе были лавки, стол. На столе стоял, выпуская жаркий пар, древний чайник… (Самовар).
Воспитатель: Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар был символом семейного уюта и дружеского общения. Давно, в старину, людям приходилось много трудиться, почти всё делали своими руками. Как вы
думаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки? (Ответы детей).
Воспитатель: Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели, всё делали своими руками. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель или шерсть и пряли с помощью веретена. Ребятки, а для чего пряжа нужна была? (Ответы детей: вязать носки, одежду). А хозяин в это время плёл лапти – старинную обувь. Ой, ребятки, шкатулка стоит! Как же я ее сразу не заметила? Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим! (в шкатулке картинки с современными вещами для дидактической игры «Что было, что стало»).
Воспитатель: Поиграем в игру «Что было, что стало»! (Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
- Раньше была изба, а мы живём… (в домах)
- Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
- Раньше в печи готовили, а мы… (на плите)
- Раньше кашу в чугунке варили, а теперь… (в кастрюле)
- Раньше чай из самовара пили, а теперь… (из чайника)
- Раньше на лавках спали, а сейчас… (на кровати)
- Раньше в сундуках одежду хранили, а у нас… (в шкафу)
- Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода) Воспитатель: Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Во что играли дети на Руси? Так же, как и вы, в разные игрушки. Откуда у вас, ребята, появляются игрушки? (из магазина, подарки и так далее). А в старину люди делали игрушки для своих детей сами. Как вы думаете, из чего делали игрушки русские мастера? Да из того, что было под рукой: из глины, дерева, соломы.
Воспитатель: Отгадайте загадку: Ростом разные подружки,
Но, похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка… (Матрешка).
Ребята, а у нас есть ещё и другие игрушки, которые мастерили народные умельцы своими руками. (Демонстрация деревянных и соломенных игрушек, дети рассматривают, играют).
Воспитатель: Дерево издавна было любимым материалом народных умельцев. Из дерева в старину делали не только игрушки, но и предметы быта. Некоторые из них есть в нашей избе. Назовите, какие? (скамейки, столы, посуда, кроватки для детей, шкатулки, посуда, досочки).
Воспитатель: Душа русского человека любит красоту. Все вокруг стремится украсить русский умелец. Если окна в избе, то с красивыми резными наличниками! (показ). Если посуда, то с росписью.
Посуда наша для щей и каши Не бьется, не ломается,
Порчи никакой не подвергается А вот плошка, налей окрошку,
Возьми ложку, хлебай понемножку. Кому посуда для кашки, окрошки?
Чудо-блюдо да чашки, ложки! (Показ деревянной посуды и ложек). Посмотрите, какая красивая посуда. Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вытачивает ложечку или чашку из дерева, потом расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, чтобы высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она легкая, красивая. Деревянная ложка никогда не обжигает рот.
Воспитатель: Русский народ даже играть выучился на деревянных ложках. И мы с вами поиграем с ложками.
Взяли мы в ладошки красивые ложки. Съели суп и кашу, а теперь – попляшем!
Постучим мы ложками, потопаем ножками,
Вверх поднимем ложки, погремим немножко!
Тук-тук-тук, стучат они! Наши ложки – скакуны! (движения в соответствии тексту).
А сейчас мы немного порисуем.
Наши ложки не простые, скоро станут расписные!!! (Дети садятся за стол, самостоятельно обводят заготовки – шаблон ложки и расписывают красками. Пока дети рисуют, продолжается беседа).
Воспитатель: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит». Изделия русских народных промыслов широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит? (мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями, которые несут людям радость и красоту). Таких изделий больше нет нигде в мире, их делают только в России. Поэтому иностранные гости обязательно стараются увезти на память из России в качестве сувенира своим близким предметы русских народных промыслов: матрешку, ложки, посуду, подносы, шкатулки, деревянные изделия и игрушки. Русский сувенир покорил весь мир. Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые ложки у вас получилась. Как в народе говорится: «Сделал дело – гуляй смело». А сейчас мы с вами вспомним все, что узнали сегодня.
Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.
- Что занимало главное место в избе? (Печь).
- В какой посуде готовили еду? (Чугунок).
- С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват).
- Где собиралась семья за обедом? (Стол).
- Из чего пили чай? (Самовар).
- Ими едят и на них играют. (Ложки).
- С ее помощью пряли нитки. (Прялка).
Вы хорошо все запомнили, молодцы! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли к нам в гости я угощу вас.
Спасибо, дорогие гости. До свидания!
Занятие 2.
«История появления куклы».
Цель: способствовать развитию любознательности, активности, познавательных интересов в процессе знакомства с историей появления и развития кукол.
Задачи:
Обучающие: сформировать представления о видах кукол, материалах из которых они изготовлены, их свойствах. Учить делать простую куклу из ткани.
Развивающие задачи: Развивать процессы мышления, развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем. Развивать эмоции детей через создание ситуаций радости, удивления, эмоциональных переживаний. Способствовать развитию речи детей через обогащение словарного запаса.
Воспитательные задачи: воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга. Воспитывать бережное отношение к куклам.
Условия осуществления организованной деятельности:
- мероприятие проводится в групповом помещении;
- с детьми проводится предварительная работа (чтение рассказов о куклах, рассматривание кукол в уголке русского быта, рисование «Моя любимая игрушка»).
Перечень используемого материала и оборудования:
материал для детей: картинки для приклеивания на «реку времени», материал для изготовления куклы-пеленашки;
материал для педагога: презентация «История появления куклы», образец изготовления куклы-пеленашки.
Ожидаемый результат:
- овладение детьми знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении кукол;
- активизация речевой активности детей;
- формирование знаний и интереса к происхождению куклы;
- развитие коммуникативных навыков детей;
- продукт ОД: составление «реки времени», изготовление детьми куклы- пеленашки, куклы будущего.
Описание хода проведения организованной деятельности:
- Вводная часть:
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Платья носит, есть не просит, всегда послушна, и добродушна. Дети: Кукла.
Воспитатель: Правильно кукла. Посмотрите к нам в гости пришла кукла Катя. Посмотрите какая она?
Дети: красивая, нарядная и т.д.
- Основная часть:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такой кукла была не всегда. Кто-нибудь из вас может нам рассказать какой кукла была в прошлом?
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: Первая кукла, ребята, была похожа на обыкновенную палочку, у нее не было ни рук, ни ног (показ образца). Как вы думаете интересно было играть с такой куклой?
(ответы детей).
Воспитатель: Грустно было играть с ней. Прошло немного времени, и люди научились делать куклу из соломы и назвали ее стригушка. Как ее назвали ребята?
Дети: стригушка.
Воспитатель: Она была лучше деревянной. У нее была голова, ручки и ножки (показ соломенной куклы).
Как вы думаете? Интересно было играть с такой куклой? (Дети отвечают).
Воспитатель: Затем появилась кукла из глины (показ куклы).
Куклу лепили из глины, раскрашивали красками. Они получались яркими и красивыми. Эти куклы дошли и до нашего времени (показ дымковской игрушки). Во времена наших прабабушек и прадедушек появилась ткань, из которой они могли шить себе одежду. А из остатков этой ткани они придумали делать кукол (показ кукол).
Воспитатель: Ребята, почему куклы были без лица? (ответы детей).
Воспитатель: Куклу делали без лица, безликой, считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Она была оберегом. Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями. Украшались куклы веточками, ниточками, всем тем, что было под рукой.
Воспитатель: Посмотрите, я принесла вам куклу, которая досталась мне от моей бабушки.
Сейчас мы с вами научимся делать таких кукол. Подходите ко мне.
Воспитатель показывает, как сделать куклу пеленашку: «Нужно взять кусок ткани, посередине положить кусок ваты, перетянуть концами ткани».
Дети мастерят своих кукол из ткани.
Воспитатель: Позднее появилась наша знаменитая матрешка (показ матрешки).
- Из какого материала сделана матрешка? Дети: из дерева.
Воспитатель: Затем появилась фарфоровая кукла. Ее изготавливали на заводах, она была очень дорогая и бедные люди не могли позволить себе такую куклу. Как вы думаете почему?
(ответы детей).
Воспитатель: Фарфоровая кукла похожа на нашу современную куклу?
Воспитатель: Вот мы с вами познакомились со старинными куклами, которыми играли дети в прошлом.
Воспитатель: Позднее появились куклы из пластмассы, резины, силикона (показ кукол).
- Как вы думаете, в наше время есть такие куклы? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это куклы, которыми играли ваши мамы, сейчас играют наши девочки.
Как вы думаете современные куклы красивые? Чем они отличаются от старинных кукол? (ответы, рассуждения детей).
Воспитатель: Скажите ребята, что появилось у современной куклы, чего не было в старину?
Дети: у куклы появились глаза, нос, руки, ноги и т.д. Воспитатель: Что умеет наша современная кукла?
Дети: умеет ходить, разговаривать.
Воспитатель: Как мы можем играть с нашей куклой? (ответы детей).
Воспитатель: А как вы думаете, нашим девочкам в старину понравились бы наши куклы? Почему?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое «будущее?» (рассуждения детей)
Воспитатель: Будущее – это то, что будет через много лет. А как вы думаете, современной куклой, которая сейчас у нас будут играть ваши дети?
(ответы детей).
Воспитатель: когда идет век роботов. Возможно и кукла в будущем изменится и не будет похожа на нашу современную.
Давайте пофантазируем какие куклы будут в будущем?
Проходите за столы, у вас лежат различные детали от лего-конструктора, геометрические фигуры. Предлагаю вам выложить куклу будущего и наклеить ее (дети работают самостоятельно).
Воспитатель: А сейчас приглашаю вас подойти к «реке времени». Вспомним, что у нас здесь изображено?
Дети: дома из прошлого, настоящего и будущего.
Воспитатель: Я приготовила картинки с куклами из прошлого и настоящего, а куклы из будущего у вас есть. Предлагаю, каждому расставить кукол в прошлое, настоящее и будущее. Наклеить картинки на нашу «реку времени»
(дети приклеивают).
Воспитатель: Посмотрите ребята, все ли правильно разместили кукол? (дети рассматривают кукол, отмечают, как расставили кукол).
- Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: О чем мы с вами сегодня говорили? Ребята, что нового мы узнали сегодня о куклах? Какие куклы были в старину? Какие есть сейчас, какие куклы будут в будущем.
(ответы детей).
Воспитатель: Кому понравилось сегодня путешествовать, было интересно, познавательно возьмите солнышко с улыбкой. Кому было сложно или что-то не понравилось – возьмите грустное солнышко.
Воспитатель: Я рада, что вам понравилось сегодня путешествовать. Своих кукол- пеленашек вы можете взять домой и подарить любимым мамам.
Использование подобных игр способствует развитию воображения, дают полную свободу для самовыражения, способствуют формированию пытливости ума, познавательной инициативы, умению сравнивать (различать и объединять) вещи и явления.
«Образец куклы – пеленашки»
«Картинки для наклеивания на «Реку времени»».
Анкета для родителей
Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?
- Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?
- Какие народные праздники вы знаете?
- Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье?
- О каком празднике вы узнали у своих предков?
- Как вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?
- Каковы особенности народных традиций нашего города, края?
- Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках
«Народные традиции», «Народные праздники»?
- Примите ли вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?
- Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и
традициям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет: Воспитание патриотических чувств у детей через ознакомление с русскими народными обычаями, традициями, творчеством
Педсовет: Воспитание патриотических чувст у детей через ознакомление с русским народным творчеством, обычаями и традициями...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа
Представляю опыт по приобщению к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа. Знакомлю с народными праздниками и традициями, которые неразрывно св...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...
Конспект занятия на тему «Русские народные обычаи, традиции и народное творчество».
Конспект занятияна тему «Русские народные обычаи, традициии народное творчество». Цель: Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.З...

Беседа «Пришла Коляда - отворяй ворота". Знакомство старших дошкольников с русскими народными обычаями и традициям
Цель:познакомить детей с русскими народными обычаями, с зимними традициям; Праздник Новый год, которого мы так долго ждали закончился, но настала череда других праздников – народных.- Кто знает,...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...





















