Главные вкладки

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа
    консультация (старшая группа)

    Сорокина Мария Владиславовна

    Представляю опыт по приобщению к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа. Знакомлю с народными праздниками и традициями, которые неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа.

     

    Подготовила воспитатель: Сорокина Мария Владиславовна

    Санкт-Петербург

    2019 г.

    Проблема педагогическая: одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

    Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

    Первоочередной задачей для меня, это было формирование у детей положительного отношения к русской народной культуре осуществляется на основе перспективно-тематического плана. Ведь приобщение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в детском саду и поддерживается родителями дома.

    Таким образом хочу сказать что, приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

    Во время планирования своей работы по приобщению дошкольников к народным традициям выделила следующие подходы:

    включение детей в разные виды деятельности (беседы, познавательная, изобразительная, музыкальная с игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);

    связь различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;

    использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основ становления личности

    осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.

    Устное народное творчество позволяет приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям, использование всех видов фольклора обогащает лексикон детей, способствует пониманию нравов русского народа. На примере народных поговорок и пословиц , я провожу  беседу об уме и о глупости. Знакомлю детей с колыбельными песенками, потешками, прибаутками, приговорками.

    Знакомлю с народными праздниками и традициями, которые неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад.

    В группе есть уголок с народными художественными промыслами - эта тема необходима, чтобы познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности. На занятиях проходит знакомство с древнерусским искусством и рассказы о традициях хохломской, городецкой, палехской росписи, о художественном гжельском промысле. Используются иллюстрации, изделия народных мастеров. Именно через художественно-творческую деятельность идёт приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре. Детям старшего возраста наиболее становятся близки и понятны работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, кружевоплетения, понятно искусство игрушечников.

    В начале года по темам разработаны планы, которые формируют знания детей о традиционной культуре, знакомят с бытом и традициями наших предков как на исторических примерах, так и на примере собственной семьи, знакомят детей с литературными источниками: сказками, рассказами русских авторов, детским фольклором, художественными, музыкальными и песенными традициями родной земли. Используя различные формы взаимодействия, я вовлекаю детей в познавательную, речевую, художественно - эстетическую деятельность.

    Уже стало традицией в нашей группе славить Осень, встречать Новый Год и Рождество, провожать зиму на Масленицу, закликать Весну. Рассказываю детям о празднике Покрова, знакомим с приметами этого дня. Разучиваем приметы, загадки, пословицы об осени. Беседуем о праздновании Нового Года на Руси, Рождества проведении Святок. Рассказываю о Деде Морозе, Снегурочке. Читаю и обсуждаю русские народные сказки про них. Разучиваем колядки. Каждый год проходит выставка детских новогодних открыток или поделок. Рассказываю о празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси, масленичные приговоры, игры, знакомим с приметами приближения весны. Радостно готовимся к встрече Светлой Пасхи: раскрашиваем пасхальные яйца в подарок родителям и друзьям, катаем на ПАСХУ яички, знакомимся с обрядами и традициями. На Троицу рассказываем о традиции народных гуляний, о березе - главной героине этого праздника. Разучиваем хоровод о березке, загадки о березе, о лете. Особенно важной темой Великой Победы. Проводились беседы о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы Отечественной войны, о детях-героях. Рассматривали фото и иллюстрации на эту тему.

    На музыкальных занятиях с детьми слушаем и разучиваем русские народные песни. Обращаем, совместно с музыкальным руководителем,  внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Проводим начальное обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, балалайке, колокольчиках, трещотках. Знакомим детей с русскими народными песнями в исполнении наших прославленных исполнителей народной песни, со звучанием русских народных инструментов: гуслей, гармони, балалайки, колокольчиков, рожка, трещотки, жалейки. Дети слушают игру оркестров русских инструментов, солистов-инструменталистов, произведения в исполнении народных хоров. С удовольствием используем с детьми всех возрастов на занятиях, праздниках, в свободное время подвижные игры с русской народной песней и хороводы

    Совместная работа с родителями: Было предложено родителям совместно с детьми самим изготовить инструменты - шуршалки, гремелки, бренчалки, шумелки, и они с удовольствием отозвались. Так появились в нашем народном оркестре баночки из-под йогурта, заполненные горохом, инструменты из пластиковых бутылок и пробок, шуршалки из бумаги. Так же совместно с родителями дети реализовали проект «Семейное древо», в ходе которого смогли лучше узнать историю своей семьи и своего поселка. Огромный интерес вызывает у детей участие в конкурсе рукотворной книги «Книжное чудо своими руками», где дети раскрывают свои творческие способности. Такие встречи создают условия для развития у дошкольников речевого общения с взрослыми и сверстниками, приобщают детей к культуре чтения художественной литературы, языковой культуре, поощряя детское словотворчество.

    На прогулках играем в забытые детские игры. Знакомим детей с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры), разучиваем считалки, слова к играм. Сколько радости, веселья доставляют детям такие игры, как «Дрема», «Ручеёк» ,«Горелки», «У медведя во бору», «Заинька, выходи» и т.д.

    Исходя из опыта моей работы, можно сказать, что приобщения детей к традициям народа не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно этнографических средств для успешного ознакомления детей с традициями народа. Поэтому мне , как педагогу,  необходимо глубже изучать различные виды народного творчества, читать специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта. Соответственно возникает необходимость в накоплении соответствующих материалов и пособий (куклы в русских костюмах, предметы народного творчества, старинные вещи). Суметь донести свою заинтересованность в положительном результате до родителей и суметь «заразить» ею.

    Так как в приобщении детей к истокам родной культуры велика роль семьи. Детей следует знакомить с биографиями родственников -- участников Великой Отечественной войны (ветеранов), а в свою очередь буду стимулировать активное участие родителей в организации экскурсионных прогулок и краеведческих бесед со своими детьми. Если с раннего возраста растить ребёнка в познании родной культуры, родной речи, знакомить его с произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного и эстетического воспитания.

    Тогда в будущем наши воспитанники сумеют сохранить и приумножить культурные ценности России и своей «малой» Родины. При таком подходе к работе возможно добиться у детей тех черт характера, которые присущи русскому человеку: удали, широты души, личности, любви к родному краю - а это является важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приобщение детей к истокам руссской народной культуры

    Проблема духовно - нравственного воспитания личности ребенка....

    «Приобщение детей к истокам мордовской народной культуры» Советы родителям

    «Приобщение детей к истокам мордовской народной культуры» Советы родителям...

    Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

    Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

    Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»

    Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»...

    Методическая разработка (по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность). «Ай да пряник — просто загляденье»

    Методическая разработка(по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность).«Ай да пряник — просто загляденье»...