Презентация семинара «Приобщение детей к истокам детской народной культуры»
презентация к уроку (подготовительная группа)

Тема: «Приобщение детей к истокам детской народной культуры»
        Слайд №1 Знакомство с фольклором происходит у маленького человечка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает его интонацию, учится различать настроение. Самый родной в мире человек поет малышу колыбельные песни, и через них кроха чувствует любовь и заботу, с которой мамочка нежно обращается к нему. 
        Слайд №2    Становясь старше, ребенок учит наизусть забавные стихи, запоминает загадки и считалки. Все это формирует его как личность, помогает развиваться: происходит тренировка памяти, мышления, воображения, внимания и речи. 
Жанры детского фольклора известны всем: всевозможные загадки, пестушки, заклички,
считалки, потешки... Их знание нередко становится своеобразным «пропуском» в детский коллектив: ребятишки часто рассказывают друг друга разные страшилки, дразнилки, считалки. 
         Именно поэтому ребенок, который не посещает детский сад, а воспитывается дома, может не знать того, что дети передают друг другу, и в дальнейшем ему становится трудно адаптироваться в среде сверстников. Фольклор в детском саду – своя, особенная реальность, необходимая для полноценного роста и развития крохи. 
       Слайд №3    Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. 
         Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения.
 
Слайд №4    Федеральный государственный стандарт  ДОУ
выделяет образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», освоение которой предполагает: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; развитие способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование способности к сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
 
Слайд №5    ФОЛЬКЛОР(folk-lore)  - (в переводе с английского– «народная мудрость, знание»)
 – это коллективная художественная деятельность, включающая в себя музыкально-поэтические жанры, обычаи, обряды и традиции народа, отражающие его жизнь, воззрения и идеалы, проявления различных сторон народной духовной культуры.
Слайд №6    Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.
 Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.
Слайд №7    Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.
 Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
 Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей. Из родника музыки начинает пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню.
Слайд №8    Задачи:
- Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;
- Развитие творческих способностей дошкольников;
- Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора.
- Знакомство детей с традициями и образами русского народа.
- Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии.
- Воспитание эстетических чувств.
Слайд №9   Виды   детского фольклора:
«Поэзия пестования» («материнская поэзия») – колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.
Календарный – заклички и приговорки.
Игровой – игровые припевы и приговоры, жеребьевые сговорки, считалки, дразнилки, поддевки, скороговорки, перевертыши.
Дидактический – скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
Песенный.
Игровой фольклор.
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. 
Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные. 
Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева, движении.Они обычно воспроизводят какие-либо бытовые эпизоды, в них формируются зачатки театрализованного драматического действа.
Слайд №11    Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель - победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.
Народная подвижная игра – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. В ней свои «учебные предметы». Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Игра формирует высокую нравственность. 
Народные подвижные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Они учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
 
Слайд №12   Песенный фольклор.  Хороводные и игровые песни.
Хоровод -  народная игра, движение людей по кругу, с пением и пляской.  
«Словарь русского языка» С.И Ожегова.
Хороводы, хороводно-игровые песни были  важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству:   
В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые элементы. По характеру движения их можно разделить на три основные группы:
- круговые хороводы сопровождаются драматизированным разыгрыванием сюжета в кругу одним или несколькими детьми. В одних случаях основу драматической инсценировки составляет прозаический речевой диалог, чередующийся с игровым припевом, в других — песенный диалог (как, например, в играх «Заинька», «Каравай», «Чижик»);
- в некруговых хороводах происходит деление участников на две группы, которые хотят друг против друга или движутся поочередно «стенка на стенку», то приближаясь, то удаляясь друг от друга. Это игры «Просо», «Бояре», «В царя»;
- хороводные шествия - это может быть ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змейкой», прохождение «через воротца», как, например, в играх «Хмель», «Плетень», «Челнок».
Слайд №13    ВЫВОД:
Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.
 Фольклор - именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.  Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации, включающей помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.
Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.
 
 
 
Слайд №14   Тема: «Фольклор, как средство развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста»
 
Фольклорное развлечение «Гуси- лебеди»
в подготовительной группе «Подсолнушек»
с элементами театрализации (с использованием ИКТ)
Количество детей: 13 человек. 
Учтено время продолжительности развлечения (40 минут).
Основной Целью данного мероприятия стало: формирование художественно-эстетической культуры у дошкольников, создание радостной атмосферы праздника средствами музыки, песен стихов, игр, танцев.
Слайд №15   Задачи:
образовательная: Продолжать знакомить детей с историей и традициями русского народа, декоративно-прикладным творчеством, песнями, с устным народным творчеством;
развивающая : Развивать музыкально-творческие способности детей - певческие, ритмические, двигательные; поддерживать эмоционально-положительный настрой;
воспитательная: Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей на традициях русской народной культуры, любовь к родному краю, уважительные отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранять и обогащать его; формировать дружеские взаимоотношения между детьми.
 
Слайд №16   Предварительная работа: 
1. Слушание русских народных песен и русской народной музыки;
2. Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, частушек.
Слайд №17   3. Исполнение русских народных хороводов, танцев, игр, инсценировок;
Слайд №18  4. подготовка видео-презентации, распределение ролей между детьми
5. подготовка костюмом (работа с родителями) и атрибутов
 
 
 
 
 
Ход мероприятия:
Музыкальный зал был оформлен в осенней тематике. 
Смена картин была произведена на экране. 
В основе сценария была использована русско-народная сказка «Гуси-лебеди».
На протяжении всего праздника прослеживалась тема фольклора. Были использованы хороводы с движениями, перестроениями и музыкальными инструментами; русско-народные игры («Колечко», «Ручеек», «Яблонька»), атрибутика (русско- народные платки, костюмы, «балалайки», платочки для танца).
Содержание всего материала: музыкального, художественного слова, игрового и танцевального старалась подобрать в соответствии с тематикой развлечения, доступности, и возможностей детей. СОЛИСТЫ
сюрпризный момент – угощение для детей?????? (угостили в группе, за то, что старались)
Анализируя деятельность детей на празднике, можно отметить, что они проявляли познавательную и двигательную активность, были бодрыми и радостными, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности.  Самостоятельно брали свои атрибуты, знали слова песен, хороводов и игр. 
Хочется узнать Ваше мнение, были ли реализованы поставленные задачи в процессе мероприятия
Слайд №16    
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_muzo.pptx292.08 КБ
Файл seminar_2022.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 г. Вольска Саратовской области Улица Революционная, 29. Телефон 7-10-39 (МДОУ «Детский сад № 5 г.Вольска») Семинар-практикум «Фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста» Подготовили: муз.руководители Олейниченко А.Е.,Шаталова Г.А.

Слайд 2

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией». В. В. Путин. Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.

Слайд 3

Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения.

Слайд 4

Федеральный государственный стандарт ДОУ выделяет образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», освоение которой предполагает: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; развитие способности к восприятию музыки, художественной литературы , фольклора ; стимулирование способности к сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Слайд 5

ФОЛЬКЛОР( folk-lore ) - (в переводе с английского– «народная мудрость, знание») – это коллективная художественная деятельность, включающая в себя музыкально-поэтические жанры, обычаи, обряды и традиции народа, отражающие его жизнь, воззрения и идеалы, проявления различных сторон народной духовной культуры.

Слайд 6

Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры .

Слайд 7

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво. Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей. Из родника музыки начинает пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню.

Слайд 8

Задачи: - Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству; - Развитие творческих способностей дошкольников; - Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора. - Знакомство детей с традициями и образами русского народа. - Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии. - Воспитание эстетических чувств.

Слайд 9

Виды детского фольклора: «Поэзия пестования» («материнская поэзия») – колыбельные песни, пестушки , потешки , прибаутки. Календарный – заклички и приговорки. Игровой – игровые припевы и приговоры, жеребьевые сговорки , считалки, дразнилки, поддевки, скороговорки, перевертыши. Дидактический – скороговорки, загадки, пословицы и поговорки. Песенный.

Слайд 10

Игровой фольклор. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения”. Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные. Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева, движении.Они обычно воспроизводят какие-либо бытовые эпизоды, в них формируются зачатки театрализованного драматического действа.

Слайд 11

Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель - победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы. Народная подвижная игра – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. В ней свои «учебные предметы». Н ародные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игра формирует высокую нравственность. Народные подвижные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Они учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.

Слайд 12

Песенный фольклор. Хороводные и игровые песни. Хоровод - народная игра, движение людей по кругу, с пением и пляской. «Словарь русского языка» С.И Ожегова. Хороводы, хороводно-игровые песни были важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству: В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые элементы. По характеру движения их можно разделить на три основные группы: - круговые хороводы сопровождаются драматизированным разыгрыванием сюжета в кругу одним или несколькими детьми. В одних случаях основу драматической инсценировки составляет прозаический речевой диалог, чередующийся с игровым припевом, в других — песенный диалог (как, например, в играх «Заинька», «Каравай», «Чижик»); - в некруговых хороводах происходит деление участников на две группы, которые хо­тят друг против друга или движутся поочередно «стенка на стенку», то приближаясь, то удаляясь друг от друга. Это игры «Просо», «Бояре», «В царя»; - хороводные шествия - это может быть ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змей­кой», прохождение «через воротца», как, например, в играх «Хмель», «Плетень», «Челнок».

Слайд 13

ВЫВОД: Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать. Фольклор - именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало. Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации, включающей помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры. Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком .

Слайд 14

Фольклорное развлечение «Гуси- лебеди» в подготовительной группе «Подсолнушек» с элементами театрализации (с использованием ИКТ) Основной Целью данного мероприятия стало: формирование художественно-эстетической культуры у дошкольников, создание радостной атмосферы праздника средствами музыки, песен стихов, игр, танцев.

Слайд 15

Задачи: образовательная: Продолжать знакомить детей с историей и традициями русского народа , декоративно-прикладным творчеством, песнями, с устным народным творчеством; развивающая : Развивать музыкально-творческие способности детей - певческие, ритмические, двигательные; поддерживать эмоционально-положительный настрой; воспитательная: Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей на традициях русской народной культуры, любовь к родному краю, уважительные отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранять и обогащать его; формировать дружеские взаимоотношения между детьми.



Предварительный просмотр:

Тема: «Приобщение детей к истокам детской народной культуры»

        Слайд №1 Знакомство с фольклором происходит у маленького человечка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает его интонацию, учится различать настроение. Самый родной в мире человек поет малышу колыбельные песни, и через них кроха чувствует любовь и заботу, с которой мамочка нежно обращается к нему.

        Слайд №2    Становясь старше, ребенок учит наизусть забавные стихи, запоминает загадки и считалки. Все это формирует его как личность, помогает развиваться: происходит тренировка памяти, мышления, воображения, внимания и речи.

Жанры детского фольклора известны всем: всевозможные загадки, пестушки, заклички,

считалки, потешки... Их знание нередко становится своеобразным «пропуском» в детский коллектив: ребятишки часто рассказывают друг друга разные страшилки, дразнилки, считалки.

         Именно поэтому ребенок, который не посещает детский сад, а воспитывается дома, может не знать того, что дети передают друг другу, и в дальнейшем ему становится трудно адаптироваться в среде сверстников. Фольклор в детском саду – своя, особенная реальность, необходимая для полноценного роста и развития крохи.

       Слайд №3    Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

         Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения.

Слайд №4    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ  ДОУ

выделяет образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», освоение которой предполагает: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; развитие способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование способности к сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Слайд №5    ФОЛЬКЛОР(FOLK-LORE)  - (в переводе с английского– «народная мудрость, знание»)

 – это коллективная художественная деятельность, включающая в себя музыкально-поэтические жанры, обычаи, обряды и традиции народа, отражающие его жизнь, воззрения и идеалы, проявления различных сторон народной духовной культуры.

Слайд №6    Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.

 Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.

Слайд №7    Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

 Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

 Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей. Из родника музыки начинает пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню.

Слайд №8    ЗАДАЧИ:

  • - Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;
  • - Развитие творческих способностей дошкольников;
  • - Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора.
  • - Знакомство детей с традициями и образами русского народа.
  • - Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии.
  • - Воспитание эстетических чувств.

Слайд №9   ВИДЫ   ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА:

  • «Поэзия пестования» («материнская поэзия») – колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.
  • Календарный – заклички и приговорки.
  • Игровой – игровые припевы и приговоры, жеребьевые сговорки, считалки, дразнилки, поддевки, скороговорки, перевертыши.
  • Дидактический – скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
  • Песенный.

ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР.

  • Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр.

Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные.

  • Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева, движении.Они обычно воспроизводят какие-либо бытовые эпизоды, в них формируются зачатки театрализованного драматического действа.
  • Слайд №11    Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель - победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.
  • Народная подвижная игра – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. В ней свои «учебные предметы». Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
  • Игра формирует высокую нравственность.
  • Народные подвижные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Они учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.

Слайд №12   ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР.  ХОРОВОДНЫЕ И ИГРОВЫЕ ПЕСНИ.

  • Хоровод -  народная игра, движение людей по кругу, с пением и пляской.  

«Словарь русского языка» С.И Ожегова.

  • Хороводы, хороводно-игровые песни были  важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству:  
  • В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые элементы. По характеру движения их можно разделить на три основные группы:
  • круговые хороводы сопровождаются драматизированным разыгрыванием сюжета в кругу одним или несколькими детьми. В одних случаях основу драматической инсценировки составляет прозаический речевой диалог, чередующийся с игровым припевом, в других — песенный диалог (как, например, в играх «Заинька», «Каравай», «Чижик»);
  • - в некруговых хороводах происходит деление участников на две группы, которые хотят друг против друга или движутся поочередно «стенка на стенку», то приближаясь, то удаляясь друг от друга. Это игры «Просо», «Бояре», «В царя»;
    - хороводные шествия - это может быть ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змейкой», прохождение «через воротца», как, например, в играх «Хмель», «Плетень», «Челнок».

Слайд №13    ВЫВОД:

Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

 Фольклор - именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.  Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации, включающей помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.

Слайд №14   Тема: «Фольклор, как средство развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста»

Фольклорное развлечение «Гуси- лебеди»

в подготовительной группе «Подсолнушек»

с элементами театрализации (с использованием ИКТ)

Количество детей: 13 человек.

Учтено время продолжительности развлечения (40 минут).

Основной Целью данного мероприятия стало: формирование художественно-эстетической культуры у дошкольников, создание радостной атмосферы праздника средствами музыки, песен стихов, игр, танцев.

Слайд №15   Задачи:

образовательная: Продолжать знакомить детей с историей и традициями русского народа, декоративно-прикладным творчеством, песнями, с устным народным творчеством;

развивающая : Развивать музыкально-творческие способности детей - певческие, ритмические, двигательные; поддерживать эмоционально-положительный настрой;

воспитательная: Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей на традициях русской народной культуры, любовь к родному краю, уважительные отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранять и обогащать его; формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

Слайд №16   Предварительная работа:

1. Слушание русских народных песен и русской народной музыки;

2. Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, частушек.

Слайд №17   3. Исполнение русских народных хороводов, танцев, игр, инсценировок;

Слайд №18  4. подготовка видео-презентации, распределение ролей между детьми

5. подготовка костюмом (работа с родителями) и атрибутов

Ход мероприятия:

Музыкальный зал был оформлен в осенней тематике.

Смена картин была произведена на экране.

В основе сценария была использована русско-народная сказка «Гуси-лебеди».

На протяжении всего праздника прослеживалась тема фольклора. Были использованы хороводы с движениями, перестроениями и музыкальными инструментами; русско-народные игры («Колечко», «Ручеек», «Яблонька»), атрибутика (русско- народные платки, костюмы, «балалайки», платочки для танца).

Содержание всего материала: музыкального, художественного слова, игрового и танцевального старалась подобрать в соответствии с тематикой развлечения, доступности, и возможностей детей. СОЛИСТЫ

сюрпризный момент – угощение для детей?????? (угостили в группе, за то, что старались)

Анализируя деятельность детей на празднике, можно отметить, что они проявляли познавательную и двигательную активность, были бодрыми и радостными, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности.  Самостоятельно брали свои атрибуты, знали слова песен, хороводов и игр.

Хочется узнать Ваше мнение, были ли реализованы поставленные задачи в процессе мероприятия

Слайд №16    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам русской народной культуры Семинар-практикум для воспитателей

Российская ФедерацияЯмало-Ненецкий Автономный округМБДОУ «ДСОВ «Улыбка»п. Ханымей, ул Мира 64. Приобщение детей к истокам русской народной культурыСеминар-практикум для воспитателейСоставила музы...

Конспект практического семинара для педагогов ДОУ "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Конспект практического семинара для педагогов ДОУ"Приобщение детей к истокам русской народной культуры". В практическом материале предлагается для педагогов деловая игра, презентация, анализ тематичес...

Семинар-практикум "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Семинар-практикум «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Проводится для воспитателей  для выявления знаний о русской народной культуре...

Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»...

Отчёт о семинаре «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

У всякого дерева глубоко в земле есть корни,  и у всякого народа есть корни - его история и культура. Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих  взаимоотношений....

Презентация Семинар-практикум для родителей на тему "Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Материал будет полезен воспитателям для организации семинара-практикума с родителями дошкольников. Презентация содержит игровые задания для родителей по теме "Устное народное творчество"...