Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Байкальская мозаика"
рабочая программа (старшая группа)
В основе дополнительной общеразвивающей программы «Байкальская мозаика» - графические упражнения авторской рабочей тетради по подготовке детей к школе «Байкальская мозаика». Содержание заданий составлено на основе ознакомления детей с традициями народной культуры Республики Бурятия.
Кроме того, в программу включены упражнения, направленные на:
• повышение уровня активации больших полушарий мозга (нейрогимнастика);
• развитие мелкой моторики и тактильной (кожной) чувствительности рук (игры с песком);
• развитие пространственных представлений ;
• расслабление, нормализацию мышечного тонуса (физ.минутки);
• развитие мелкой моторики и координации движений, укрепление мышц кистей и пальцев, развитие чувства ритма (пальчиковая гимнастика).
Данная программа может быть полезна для воспитателей, родителей в качестве развивающих занятий, а также может быть использована в коррекционной работе с детьми. Это поможет обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 274.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Нормативно-правовая база
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности « Школа эйдетики» разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2021г. №678-р)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», (утверждены Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).
1.2. Актуальность
Развитие мелкой моторики является необходимой частью системы дошкольного воспитания.
Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Вот сколько всего может случиться, если начать… с пальчика!
По мнению М.М. Кольцовой «систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, решаются две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
- Цель и задачи
Цель программы – развитие мелкой моторики и координации движений руки, развитие навыков ручной умелости.
Задачи:
1. Развитие ручной умелости, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность.
2. Развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.
3. Развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
4. Развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений
- Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы
В основе дополнительной общеразвивающей программы «Байкальская мозаика» - графические упражнения авторской рабочей тетради по подготовке детей к школе «Байкальская мозаика». Содержание заданий составлено на основе ознакомления детей с традициями народной культуры Республики Бурятия.
Кроме того, в программу включены упражнения, направленные на:
• повышение уровня активации больших полушарий мозга (нейрогимнастика);
• развитие мелкой моторики и тактильной (кожной) чувствительности рук (игры с песком);
• развитие пространственных представлений ;
• расслабление, нормализацию мышечного тонуса (физ.минутки);
• развитие мелкой моторики и координации движений, укрепление мышц кистей и пальцев, развитие чувства ритма (пальчиковая гимнастика).
Данная программа может быть полезна для воспитателей, родителей в качестве развивающих занятий, а также может быть использована в коррекционной работе с детьми. Это поможет обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе.
- Возраст обучающихся
Программа рассчитана на детей 5-6лет.
1.6. Сроки реализации
Продолжительность реализации программы: 1 год в объеме 30час.
1.7. Формы и режим занятий
Форма обучения: очная
Формы проведения занятий: аудиторная
Форма организации занятий: подгрупповая.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу (30 час. в год).
1.8. Методы отслеживания результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы:
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- входной - проводится перед началом работы для выявления у обучающихся уровня развития мелкой моторики;
- промежуточный - организуется в ходе изучения программы, в середине учебного года, позволяет выявить уровень освоения материала;
- итоговый - проводится после завершения обучения по дополнительной общеразвивающей программе, позволяет определить уровень результатов.
1.9. Формы текущего контроля:
- тестирование;
- анализ детских работ.
- Формы итоговой аттестации: тестирование. Открытое показательное занятие для родителей.
- Условия реализации программы
Технические средства обучения, необходимые для организации занятий:
- мультимедийная аппаратура;
- магнитная доска;
- маркерные планшеты для детей;
- наборы предметных изображений, карточек, картин для практической работы;
- ноутбук для педагога;
- наглядный материал;
- настольные игры;
- песочный стол, кварцевый песок, кинетический песок.
- Учебно-тематический план
Учебный план 1 год обучения, 1 час в неделю. ИТОГО 30 час.
№ | Разделы | Теория | Практика | Всего | Формы аттестации (контроля) |
1 | Прямые линии | 0,5 | 1 | 1,5 | тестирование |
2 | Волнистые линии | 0,5 | 3,5 | 4 | Мастер-класс для родителей |
3 | Полуовальные линии | 0,5 | 4 | 4,5 | самооценка своих знаний и умений |
4 | Спиральные линии | 0,5 | 1 | 1,5 | |
5 | Зигзаг | 0,5 | 3 | 3,5 | |
6 | штриховка | 0,5 | 3 | 3,5 | |
7 | раскрашивание | 0,5 | 3 | 3,5 | |
8 | Непрерывные линии | 0,5 | 3 | 3,5 | |
9 | Рисование по клеточкам | 0,5 | 3 | 3,5 | открытое занятие для родителей |
6 | Промежуточная аттестация. Диагностика | 1 | 1 | тестирование | |
| Итого | 4,5 | 25,5 | 30 |
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| октябрь | 2 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Вводное занятие: тестовые упражнения на уровень развития мелкой моторики , | Кабинет психолога | тестирование |
1 | 9 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 1. Прямые длинные линии | Кабинет психолога | Письменные задания | |
2 | 16 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 2. Волнистые линии | Кабинет психолога | Письменные задания | |
3 | 23 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема3. Прямые короткие линии | Кабинет психолога | Письменные задания | |
4 | 30 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 4. Полуовальные линии | Кабинет психолога | Письменные задания | |
5 | ноябрь | 6 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 4. продолжение | Кабинет психолога | Письменные задания |
6 | 13 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 4.закрепление | Кабинет психолога | Письменные задания | |
7 | 20 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 5. Прямые и волнистые линии | Кабинет психолога | Письменные задания | |
8 | 27 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 5. Продолжение | Кабинет психолога | Письменные задания | |
9 | декабрь | 4 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 6. Дуга | Кабинет психолога | Письменные задания |
10 | 11 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 7. Зигзаги | Кабинет психолога | Письменные задания | |
11 | 18 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема7. Продолжение | Кабинет психолога | Письменные задания | |
12 | 25 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 8. Непрерывные прямые линии в узорах, орнаментах | Кабинет психолога | Промежуточное тестирование | |
13 | январь | 22 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 9. Непрерывные линии (обведи предмет по контуру) | Кабинет психолога | Письменные задания |
14 | 29 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 10. Непрерывные волнистые линии (обведи предмет по контуру) | Кабинет психолога | Письменные задания | |
15 | февраль | 5 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 11. Непрерывные волнистые линии (обведи предметы по контуру и раскрась) | Кабинет психолога | Письменные задания |
16 | 12 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 12. Полуовальные линии (короткие и непрерывные) | Кабинет психолога | Письменные задания | |
17 | 19 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 13.Спиральные линии | Кабинет психолога | Письменные задания | |
18 | 26 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 14. Штриховка (обведи линии) | Кабинет психолога | Письменные задания | |
19 | Март | 5 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 14. Заштрихуй самостоятельно. | Кабинет психолога | Письменные задания |
20 | 12 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 15. Раскрашивание предметов | Кабинет психолога | Письменные задания | |
21 | 19 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 16. Непрерывные прямые и волнистые линии (обведи орнаменты по контуру | Кабинет психолога | Письменные задания | |
22 | 26 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 16. Обведи узоры по контуру, по точкам и продолжи самостоятельно. | Кабинет психолога | Письменные задания | |
23 | апрель | 2 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 16. Обведи и раскрась узоры, орнаменты. | Кабинет психолога | Письменные задания |
24 | 9 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 16. закрепление | Кабинет психолога | Письменные задания | |
25 | 16 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема17. Укрась русский сарафан | Кабинет психолога | Письменные задания | |
26 | 23 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 18. Укрась бурятский дэгэл | Кабинет психолога | Письменные задания | |
27 | 30 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 19. Укрась эвенкийский наряд | Кабинет психолога | Письменные задания | |
28 | май | 7 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 20. Обведи рисунок по точкам и продолжи самостоятельно. Раскрась рисунок. | Кабинет психолога | Письменные задания |
29 | 14 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 21. Продолжи узоры по точкам и по клеточкам | Кабинет психолога | Письменные задания | |
30 | 19 | 15.45-16.15 | подгрупповая | 1 | Тема 21. Продолжение | Кабинет психолога | Открытое занятие для родителей | |
32 | 23 | групповая | 1 | Итоговая аттестация. Диагностика | Кабинет психолога | тестирование |
- Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Перспективный план работы
№ | Тема | Программное содержание | Материалы рабочей тетради «Байкальская мозаика» (страница/задание) | Материал |
1 | «Прямые длинные линии» | Учить проводить непрерывную прямую линию по точкам, пунктирной линии. Учить проводить непрерывную линию по дорожкам, не касаясь границ | с.5 /2, 20/1 | Рабочая тетрадь «Байкальская мозаика» на каждого ребенка, цветные карандаши. |
2 | «Волнистые линии» | Учить обводить волнистые линии по точкам, пунктирной линии. Учить проводить непрерывную линию по дорожкам, не касаясь границ | с.4 /2, 18/1, 10/1, 5 /1 | |
3 | «Прямые короткие линии» | Учить проводить короткие линии по точкам, пунктирной линии. | с.11 /2, 23/2 | |
4 | «Полуовальные линии» | Учить рисовать непрерывные полуовальные линии по точкам, не отрывая карандаш от бумаги. Учить проводить непрерывную линию по дорожкам, не касаясь границ | с.4 /1, 6 /1,19 /1 | |
5 | «Полуовальные линии» | Продолжать учить проводить полуовальные непрерывные линии по точкам, пунктирной линии, не отрывая карандаш от бумаги. | с.8 /2, 15/2, | |
6 | «Полуовальные линии» | Закреплять умение рисовать непрерывный узор по точкам. Учить проводить непрерывную линию по дорожкам, не касаясь границ, не отрывая карандаш от бумаги. | с.22 /1, 22/2 | |
7 | «Прямые и волнистые линии» | Развивать свободные движения мелких мышц руки, точные движения пальцев. Продолжать учить обводить по точкам, пунктирной линии, обводить узор и продолжать его самостоятельно. Учить проводить непрерывную линию по дорожкам, не касаясь границ, | с.8/4,10/2 | |
8 | «Прямые и волнистые линии» | с.7/1 | ||
9 | дуга | Учить проводить непрерывную линию по дорожкам, не касаясь границ, обводить узор, не отрывая карандаш от бумаги. | с.16 /1, 21/1 | |
10 | Зигзаги (елочки, дорожки) | Укреплять мелкие мышцы кисти. Закреплять умение обводить узор по точкам. | с.17/2, 26/1 | |
11 | зигзаги | Учить самостоятельно рисовать непрерывные ломаные линии | с.18/2 | |
12 | Непрерывные прямые линии (узоры, орнаменты) | Учить обводить орнаменты, проводя непрерывные линии | с.4 /3, 5/3 | |
13 | Непрерывные линии (обведи предметы по контуру) | Развивать точное и уверенное владение карандашом, ручкой. Учить проводить непрерывные прямые, округлые, плавные линии. Учить регулировать силу нажима на карандаш. | с.6 /2, 7/2, 8/3 | |
14 | Непрерывные волнистые линии (обведи предметы по контуру) | Развивать точное и уверенное владение карандашом, ручкой. Учить проводить непрерывные прямые, округлые, плавные линии. Учить регулировать силу нажима на карандаш. | с. 16 /2, 20 /2 | |
15 | Непрерывные волнистые линии (обведи предметы по контуру и раскрась) |
Закреплять умение обводить узор, не отрывая карандаш от бумаги. Учить раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. | с.24/2, 25/2 | |
16 | Полуовальные линии (короткие и непрерывные) | Закреплять умение обводить по контуру непрерывные полуовальные линии и проводить короткие полуовальные линии по точкам. Учить аккуратно закрашивать предметы. | с.24/1, 23/1 | |
17 | спираль | Учить проводить непрерывные спиральные линии | с.9/1 | |
18 | Штриховка (обведи линии) | Учить штриховать (вертикальные, наклонные , волнистые линии) | с.15/1 | |
19 | Штриховка (заштрихуй самостоятельно) | Продолжать учить штриховать по горизонтали, вертикали и наклонно | с.11/1 | |
20 | Раскрашивание предметов | Учить раскрашивать, используя указанное направление штрихов | с.25/1 | |
21 | Непрерывные прямые и волнистые линии (обведи орнаменты по контуру) | Закреплять умение обводить по контуру непрерывные волнистые и прямые линии по точкам. | с.9/2, 10/2 | |
22 | Непрерывные волнистые линии (обведи узоры по контуру, по точкам и продолжи самостоятельно) | Закреплять умение рисовать узоры по точкам, пунктирным линиям. | с.6/3, 8 /4),11/3 | |
23 | Обведи и раскрась узоры, орнаменты | Закреплять умение рисовать узоры по точкам, пунктирным линиям. | с.12/2, 13/2, 14/2 | |
24 | Обведи узоры | Закреплять умение проводить плавные округлые непрерывные линии по точкам. | с.19/2, 21/2, 23/3 | |
25 | Обведи по точкам узоры на русском сарафане и раскрась картинку | Закреплять умение рисовать узоры по точкам, пунктирным линиям. Учить раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. | с.12/1 | |
26 | Обведи по точкам орнамент на бурятском дэгэле и раскрась картинку | Закреплять умение рисовать узоры по точкам, пунктирным линиям. Учить раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. | с.13/1 | |
27 | Обведи по точкам узоры на эвенкийском наряде и раскрась картинку | Закреплять умение рисовать узоры по точкам, пунктирным линиям. Учить раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. | с.14/1 | |
28 | Обведи по линиям, точкам и продолжи самостоятельно. Раскрась. | Учить обводить предметы по линиям, точкам, продолжать рисовать самостоятельно Продолжать учить аккуратно раскрашивать, не выходя за контуры. | с.7/3, 8/1 | |
29 | Продолжи узоры по точкам и по клеточкам | Формировать плавные, свободные движения руки, развивать точность движений, внимание. Учить регулировать силу нажима на карандаш. Закреплять умение обводить узор по точкам. Учить рисовать узор по клеточкам-обводить по точкам, а затем самостоятельно. | с.26/2,3 | |
30 | графические упражнения, раскрашивание | Закреплять умение обводить узор по точкам. Учить рисовать узор по клеточкам, опираясь на образец. | с.27/1,2 |
- Методическое обеспечение программы
4.1. Структура занятия
I. Вводная часть
1. Пальчиковая гимнастика, игры и упражнения по нейрогимнастике.
II. Основная часть:
- Теоретическая часть нового учебного материала.
- Коллективное выполнение практического задания в группе.
- физкультминутка
- Выполнение индивидуальных заданий по учебному материалу.
- Анализ занятия и самоанализ (удачи-неудачи) обучающихся.
III. Заключительная часть
Игры с песком
4.2. Методы и приемы.
Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.
Любые пальчиковые упражнения, тренинги, разминки готовят детскую руку к письму.
Пальчиковые игры приносят детям много пользы и радости. Количество и разнообразие упражнений зависит от фантазии педагога. Проводить такую работу следует по 2-5 минут на каждом занятии. У детей должно сложиться представление о расслаблении мышц, т. к. рукам нужен отдых. Упражнения можно выполнять за столом, инсценируя какие-либо истории, сказки, стихи при помощи пальцев. При помощи рук можно изобразить предметы и явления.
Нейрогимнастика (гимнастика мозга) для дошкольников — это комплекс упражнений, направленных на активизацию работы головного мозга через физические движения, стимулируя зрительно-двигательную координацию и чувство баланса. Под влиянием кинезиологических тренировок в мозгу происходят положительные структурные изменения. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Нейрогимнастика помогает:
- Развивать межполушарное взаимодействие — согласованная работа правого и левого полушарий мозга делает мышление ребёнка гибким, помогает быстрее обучаться.
- Улучшать мелкую и крупную моторику — упражнения укрепляют мышцы, улучшают координацию и зрительно-моторную интеграцию, которая важна для письма, чтения и счёта.
- Снижать стресс и гиперактивность — многие упражнения воздействуют на вестибулярную и проприоцептивную системы, которые связаны с эмоциональной регуляцией.
- Подготовить ребёнка к школе — нейрогимнастика помогает сформировать усидчивость, способность к концентрации, лучшее восприятие устной и письменной речи, что необходимо для успешного обучения.
В природе ребенка заложена способность отрабатывать собственные навыки. Это ценное качество надо беречь как зеницу ока, особенно когда дело касается рисования. Рисуя, дети тренируют свою руку для письма. Целесообразно приобщать дошкольников к нетрадиционной технике рисования, например, рисование по манке, песку. Ребенок передает то, что обычным способом сделать трудно. «Поставить руку», подготовить ее к письму, поможет штриховка. Правила штриховки нетрудно запомнить. Штриховать надо в заданном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать ее гибкость, точность, координированность движений.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
На каждом занятии дети выполняют задания из рабочей тетради «Байкальская мозаика». При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабиться. Здесь важны согласованность действия глаза и руки, пальцы должны слышать информацию глаз. Сравнивая собственные результаты и результаты работ детей, ребенок начинает овладевать навыками самоконтроля и самооценки.
Правильная красивая осанка – ключ к здоровью детей, поэтому внимание ребенка надо сосредоточить на выполнении гигиенических правил письма, на формирование учебной позы.
На занятиях создавать доброжелательную обстановку, понимать всех и каждого ребенка. Видеть процесс роста и взросления дошкольника. Не забывать обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш (ручку); как правильно располагает альбом, тетрадь для работы.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Результаты работы не всегда проявляются быстро. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно и целенаправленно, тогда будет достигнут наибольший эффект.
4.3. Ожидаемые результаты:
Благодаря занятиям у ребенка повышается внимательность и способность сосредотачиваться; развитие мелкой моторики ведет за собой улучшение речевых навыков. У детей хорошо развита ручная умелость, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность, пространственная ориентировка детей на листе бумаги. И как следствие, дети легко адаптируются в начальном звене школы, у детей не возникает проблем с техникой письма, у них достаточно развиты: память, зрительное и произвольное внимание, восприятие.
4.4. Диагностические методы.
Исследование включает проведение диагностических методик и наблюдение за детьми. Диагностическая методика «Домик» (Н. И. Гуткина).
Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5—10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.
Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец.
Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш
Процедура обследования
Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:
какой рукой рисует ребенок (правой или левой);
как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;
быстро или медленно проводит линии;
отвлекается ли во время работы;
высказывания и вопросы во время рисования;
сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.
Обработка и анализ результатов
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.
1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.
2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).
3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.
Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.
4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).
5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии.
6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.
7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.
Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «О» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.
При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.
Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.
Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте.
Тест Керна-Йирасика.
Методика проведения
Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: “Он ел суп”.
Внизу вы рисуете группу точек так, как показано у меня на образце бланка. У меня посредине отмечена линия сгиба для большей наглядности (естественно, вам ее рисовать не нужно). Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.
Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.
Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т.д.
Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.
Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т.е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: “He eats soup”.
Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же”. Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.
После окончания теста не забудьте похвалить ребенка.
Сумма баллов 3-6 расценивается как высокий показатель развития.
7-11 – средний показатель.
12-15 – ниже нормы. Если были получены такие результаты, требуется дополнительное обследование, т.к. в этой категории могут быть умственно отсталые дети.
Считаем баллы
По первому заданию
1 балл – фигура мужчины имеет голову, шею, туловище, конечности. Голова не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (или они закрыты шапкой или кепкой), уши; на лице – глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги как бы “растут из туловища”, а не прикреплены к нему и внизу отогнуты. Фигура одета в мужскую одежду. Вся фигура нарисована синтетическим, другими словами, контурным способом, т.е. как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей и ее можно обвести, не отрывая карандаш от бумаги.
2 балла – все требования, присущие 1 баллу, кроме синтетического способа (фигура нарисована аналитическим способом – из отдельных частей). Можно не учитывать три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица), если способ рисования – синтетический.
3 балла – фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями, допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
4 балла – примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы одной линией. Их может быть одна пара.
5 баллов – отсутствует четкое изображение туловища типа “головоножка” и обеих пар конечностей.
По второму заданию:
1 балл – хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной не более чем на 30 градусов.
2 балла – достаточно разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.
3 балла – явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 балла – с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку записи.
5 баллов – каракули.
По третьему заданию:
1 балл – почти совершенное копирование группы точек. Допускается небольшое отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца разрешается, а увеличение – не более чем в 2 раза. Рисунок должен быть параллелен образцу.
2 балла – число и расположение точек соответствует образцу, можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
3 балла – рисунок в целом похож на образец, не превышая по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, хоть на 180 градусов.
4 балла – контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) – не разрешаются.
5 баллов – каракули.
Если в первом задании ребенок наотрез отказывается рисовать мужчину, не нужно настаивать. Такой отказ может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления.
По поводу интерпретации Я.Йирасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это НЕ значит, что в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. И такие дети хорошо учатся. Просто бывает, что ребенок схематично рисует человека, что сказывается на общей сумме баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Волшебная ручка» для детей от 6 до 7 лет.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки"
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки". В основе программы использована методика Т. Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» и методика...

Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе
Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...

