Тема: «Мы в мире, дружбе будем жить» (для детей старшей группы)
план-конспект занятия (старшая группа)

Афанасьева Елена Павловна

Воспитание патриотизма и любви к «малой Родине»,  толерантное отношение к представителям других национальностей, гуманистическую направленность поведения; формирование у дошкольников интереса к народным традициям и к историческому прошлому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_besedy.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мы в мире, дружбе будем жить» (для детей старшей группы)

Цель:  воспитание патриотизма и любви к «малой Родине»,  толерантное отношение к представителям других национальностей, гуманистическую направленность поведения; формирование у дошкольников интереса к народным традициям и к историческому прошлому

Задачи:
Образовательные:

• дать детям общее представление о Республике Мордовии,
• формировать представления о народах, населяющих Мордовию,
• воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.
• воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
• Способствовать развитию любознательности, мышления
Развивающие:
Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе ,передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы. Обогащать словарь детей : мордва, русский, мордовский, татарский, украинский.
Воспитательные:
Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»: развивать любознательность, Обогащать свои познания в области народного творчества.

ОО « Речевое развитие»: обогащать словарный запас, разучивание песен, стихотворений, народных подвижных игр.

ОО «Физическое развитие»: развитие физических качеств и двигательных умений. Способствовать развитию эстетического выполнения движений.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: знакомство детей

 с народной музыкой, песнями и танцами.  

Словарная работа: Расширение и активизация словаря по теме.

Предварительная работа:

        ОО «Познавательное развитие»: расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире.

          ОО « Речевое развитие»: разучивание и чтение стихов о дружбе, о единении.

          ОО «Физическое развитие»: разучивание народных игр.

        ОО «Художественно-эстетическое развитие»: знакомство детей  с обычаями, культурой, традициями народов, проживающих на территории Мордовии, разучивание движений мордовского танца, разучивание песен на мордовском (эрзя) языке.

Методические приёмы:

        Словесный: организационный момент, вводная беседа, чтение стихов,  уточнения, выводы.

        Наглядный:  видео-презентация на тему «Виды Саранска»

        Практический: самостоятельное выполнение детьми заданий, исполнение танцевальных движений.

Место проведения: групповая комната.

        Мотив детской деятельности: беседа.

Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии,
о Саранске, экскурсии по улицам г.Саранск.Знакомство с устным народным творчеством мордовского народа, беседа о мордовском народном творчестве,
рассматривание  национальной одежды: вышивка, узоры.

Оборудование и материалы:: традиционные национальные костюмы: русский, мордовский: эрзянский и мокшанский, татарский, украинский; музыкальный центр; аудиозаписи мордовских песен, песен о дружбе; мультимедийный проектор, презентация с видами Саранска.

Ход беседы

Воспитатель: Мы все с вами живём в одной большой стране- Россия. Мы –Россияне. Наша родина Россия  самое большое государство мира.

     Много людей живут в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьёй, помогают друг другу.

Пальчиковая гимнастика «Игра на пальцах»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(пальцы обеих рук соединены в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ладони прижаты друг другу)

Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять.

(подушечки пальцев постукивают друг о друга)

Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.

(руки вниз, встряхивают кистями)

      Страна Россия – это большая Родина.  В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок- деревня, улица, дом. Отечество, отчий край! Место, где мы с вами родились и выросли.  Есть такая малая родина и у нас с вами.

А скажите, ребята, как она называется? (ответы детей)

- А как называется город в которой мы с вами живём? (ответы детей)

- Ребята, а почему наш с вами город называется Саранск? (ответы детей)

Ребята, а давайте посмотрим какой красивый наш город. (показ презентации)

        Сегодня мы поговорим о народах проживающих на территории Мордовии и в городе Саранск.

        На территории Мордовии дружной семьёй живут и трудятся люди разных национальностей: русские, мордва: эрзя и мокша, татары и другие народы. У каждого народа была своя национальная одежда, свой национальный костюм.

        Посмотрите, какую красивую одежду носили в старину: (выходит девочка в русском национальном костюме): белоснежная рубашка, сарафан с вышитым узором, а на голове кокошник.

- Какой цвет преобладал в костюме?

- Красный.

Этот наряд считался праздничным. Красный цвет означает красивый. Из красной ткани шили праздничные костюмы. (Девочка уходит)

         В нашем городе также живут мордва: эрзя и мокша. (выходят девочка и мальчик в мордовских костюмах).

Эрзяне и мокшане могут гордиться своими костюмами.

Рассмотрим из чего состоит мордовский костюм: Мордовская рубаха- панар. Он украшен вышивкой.

- Какой цвет преобладает на мордовской вышивке? (красный и чёрный)

- Из каких геометрических фигур составлен орнамент? (Из треугольников, квадратов, ромбов)

Рубашка подвязывали –набедренной повязкой -  которая называется- пулай.

Мы немножко посидим и послушаем мордовскую песню.

Мордовское попурри

        Также на территории Мордовии проживают – татары. Они чтят и помнят свои традиции, национальные праздники. (выходят девочка и мальчик, одетые в национальную татарскую одежду)

Воспитатель: Наши дети одеты в национальные татарские костюмы. Татарский национальный костюм украшен мелкими оборками и воланами, рюшками, а на голове калфак и тюбетейки- маленькие шапочки.

У татарского народа существует свой орнамент.-«Цветочно- растительный». Мотивы волнообразных побегов ( в виде виноградной лозы) цветов: тюльпана, ромашки, фиалки.

Такими видами орнамента украшались фартук, платья, обувь, головные уборы.

Народные умельцы отдавали предпочтение насыщенным цветам:

-Каким?

Дети: Зелёному, жёлтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому.

Исполняется татарский танец.

Воспитатель: Снова мы друзей хороших в гости позовём. (выходят девочка и мальчик одетые в украинскую национальную одежду)

Традиционный украинский костюм, ребятки- это яркие краски, пышные сборки, богатые вышивки, цветы, ленты, украшения.

-- Основу женского костюма составляет длинная рубашка- кошуля, сорочка. Отличительная особенность украинской женской рубахи- богатая вышивка не только по груди и рукавам, но и по подолу.

 Мужчины носили вышитые рубашки, вот такие штаны- шаровары, а рубаха подпоясывалась кушаком- это длинный пояс.

Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на наших гостей.

Ребята, вам понравились костюмы наших гостей? Красивые костюмы?

Воспитатель: Очень дружно мы живём,

вместе пляшем и поём,

Помогаем мы друг другу,

и не станем ссориться,

за друзей стоим горой,

вместе дело спориться.

Стихотворение «Единство»

Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.

Но возьмём, к примеру, эти: слово «Я» и слово «МЫ».

«Я» на свете одиноко, в «Я» не очень много прока.

Одному или одной трудно справиться с бедой.

Слово «МЫ» сильней, чем «Я».

Мы –семья, и мы- друзья.

Мы- народ, и мы ЕДИНЫ.

Вместе мы непобедимы!

Дети  встают в хоровод.

Воспитатель: Давайте  сейчас соединим наши руки в знак большой дружбы и устроим большой хоровод.

Ребята, а как вы думаете, людям нужно дружить друг с другом? (ответ детей) И хотя вы еще дети, но уже можете внести свой вклад в то, чтобы жизнь была у нас мирной, дружной? Как вы думаете, что вы можете для этого сделать?

(ответы детей)

Воспитатель: Вот теперь- то я довольна!

Вижу ,дети, вы дружны!

Ведь в Мордовии не надо слёз, раздоров и войны.

У Мордовии у нашей хватит ласки и любви.

Дружите , дети, друг с другом и будьте счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Мы в мире, дружбе будем жить!"

Праздничный утренник "Мы в мире, дружбе будем жить!" проходил  в МБДОУ № 62 в рамках празднования Дней Ненецкой письменности. Основной целью праздника является формирование у детей дошкольноо воз...

Сценарий для дошкольников «Мы в мире, дружбе будем жить». Старшая группа

Сценарий праздника" Путешествие по разным странам" Для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект досуга "Мы в мире, дружбе будем жить" (подготовительная к школе группа)

Программное содержание:воспитывать любовь к Родиневоспитывать интерес к прошлому своей страны, к народу  живущему в Россииразвивать любознательность, пытливость, наблюдательность, интерес к культ...

Сценарий для детей подготовительной к школе группы «Мы в мире, дружбе будем жить».

Данный сценарий предназначен педагогам и детям подготовительной к школе группы....

Тематический проект на тему: «Мы в мире, дружбе будем жить» познавательно- исследовательской деятельности

Актуальность нашего проекта  обусловлена тем, что именно в старшем дошкольном возрасте формируются «взрослые» представления ребенка о дружбе. Именно поэтому так важно помочь ребенку в...

Сценарий досуга для детей старшей группы "Мы в мире, дружбе, будем жить"

Сценарий проходит в форме путешествий по разным странам.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым....