Вариативная часть программы «У Байкала мы живем»
методическая разработка

Давлеткулова Елена Владимировна

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С. Лихачёв.

Пояснительная записка.

Сохранение культурных ценностей является важным условием процветания общества. Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к появлению у подрастающего поколения негативных тенденций: безнравственности, цинизма, социальной апатии, преклонения перед иностранными, иногда не лучшими, традициями и стилем жизни, заимствования внешних ориентиров. Утрачивается чувство защищенности, ответственности за свою деятельность, происходит деформация общественной психологии и менталитета.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, уехав из родных мест, человек вспоминает их с теплотой и любовью, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края. В этом - выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают своим детям. Это чрезвычайно важно для воспитания начал патриотических чувств.

Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношения полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с “чужим”, но и лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Человек не может считаться культурным, интеллигентным, если не знаком с другими культурами и народами, не проявляет к ним интереса.
Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств, к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации.

Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, ибо настоящей считали ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества.  Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.[19]Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения.         Целью дошкольных учреждений,  является обеспечение последовательной реализации государственной образовательной политики, направленной на развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.     Важнейшей задачей при реализации этой цели является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая бы обеспечила условия для всестороннего развития личности детей, родителей, всех работников дошкольного учреждения при опоре на особенности традиционного народного творчества и в целом отечественной культуры. В основе национального образования лежит позитивное восприятие своего исторического прошлого, раскрытие глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. Именно национальное образование, представляющее собой концентрат ценностей, традиций и отношений, принятых в определенной 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_baykala_my_zhivem.docx115.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский  сад комбинированного вида № 15 с. Кабанск»

Вариативная часть программы

 «У Байкала мы живем»

Приобщение дошкольников к истокам культуры  народов Бурятии  через дидактические игры.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С. Лихачёв.

Пояснительная записка.

Сохранение культурных ценностей является важным условием процветания общества. Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к появлению у подрастающего поколения негативных тенденций: безнравственности, цинизма, социальной апатии, преклонения перед иностранными, иногда не лучшими, традициями и стилем жизни, заимствования внешних ориентиров. Утрачивается чувство защищенности, ответственности за свою деятельность, происходит деформация общественной психологии и менталитета.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, уехав из родных мест, человек вспоминает их с теплотой и любовью, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края. В этом - выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают своим детям. Это чрезвычайно важно для воспитания начал патриотических чувств.

Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношения полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с “чужим”, но и лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Человек не может считаться культурным, интеллигентным, если не знаком с другими культурами и народами, не проявляет к ним интереса.
Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств, к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации.

Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, ибо настоящей считали ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества.        Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.[19]Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения.        Целью дошкольных учреждений,  является обеспечение последовательной реализации государственной образовательной политики, направленной на развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.        Важнейшей задачей при реализации этой цели является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая бы обеспечила условия для всестороннего развития личности детей, родителей, всех работников дошкольного учреждения при опоре на особенности традиционного народного творчества и в целом отечественной культуры. В основе национального образования лежит позитивное восприятие своего исторического прошлого, раскрытие глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. Именно национальное образование, представляющее собой концентрат ценностей, традиций и отношений, принятых в определенной социокультурной среде, определяет вектор развития образования.                                                                          Не может не радовать тот факт, что сегодня в дошкольных учреждениях,     и в нашем детском саду в том числе, как никогда, много делается для решения  такой важной задачи патриотического воспитания,  как приобщение детей к культуре своего народа и развитию их национального самосознания. У нас, в МАДОУ № 15 с. Кабанск, образовательная деятельность в этом направлении реализуется по экспериментальной  программе  «Культурологическое образование детей дошкольного возраста».  Национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с эвенкийской, бурятской и русской  культурой, искусством, детской художественной литературой.  Ознакомление с национальной культурой,  осуществляется через все виды  деятельности дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др..   Но  приобретеные знания о предметах, обычаях, традициях, медленно «укореняются» и преобразуются в представления. Весь этот процесс требует подкреплений, которые обеспечиваются повторениями.         Как показывает практика, наиболее  эффективным, универсальным методом  закрепления знаний и умений,  является дидактическая игра.  Позиция понимания целесообразности игры в обучении детей дошкольного возраста, вывела исследователей: А.П. Усову, А.И. Сорокину, Е.И. Удальцову, Ф.Н. Блехер, Т.С. Комарову, В.А. Аванесову, А.К. Бондаренко, Л.В. Артёмову, Г.Г. Григорьеву -  на проблему разработки дидактической игры.  Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.   Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме: накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами. Дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В игре ребёнок не только уточняет и закрепляет свои знания, но и вновь эмоционально переживает знакомые явления и жизненные ситуации. В игре возникает потребность ребёнка воздействовать на окружающий его мир.                                                                Таким образом, особая роль дидактической игры  в ознакомлении с национальной культурой,  должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. В связи с этим и  была разработана данная программа. Все дидактические игры входят в целостный педагогический процесс детского сада, программа не  изолирована от других форм и средств воспитания и обучения. Использование дидактических игр в данной программе рассматривается применительно к детям старшего дошкольного возраста.                                                                                                              Цель программы:                                                                                                                         Помочь ребенку раскрыть мир национальных культур, расширить представления об историческом прошлом  жизни людей, населяющих Республику Бурятия: эвенков, бурят, русских.                                                                                             Задачи программы:                                                                                                                               - формировать представления детей о быте, культуре, образе жизни эвенкийского, бурятского и русского народов;                                                                                        - уточнять представления и знания детей о свойствах старинных предметов (цвет, форма, величина, строение, материал, назначение), развивать умение выделять сходство и различие между старинными и современными предметами;                                                              - закреплять знания о народной игрушке, характерных народных промыслах, народном костюме, жилище;                                                                                                 - воспитывать  уважение к национальным ценностям других народов,                                                     бережное отношение к предметам старины, к памяти о прошлом, нравственным ценностям                                                                                                                        - стимулировать детскую активность, сочетать с практической деятельностью;                - расширять словарный запас, развивать мышление, воображение, память ребенка.

Содержание  программы основывается на принципах:

- взаимосвязь дидактических игр и занятий, бесед, чтения литературы,  праздников и т. д.;

- наглядность в играх;

- цикличность  – игры проводятся на основе предыдущего занятия, они  взаимосвязаны между собой. Каждая игра готовит «почву» для следующей, с обязательным усложнением;                                                                                                                                 - повторность  –  не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила. Постепенно, в результате получения новых знаний малыми дозами и повторений, дети учатся видеть не только целое, но и часть, выделять признаки, свойства, материалы, из которых сделаны предметы.                                                                                                         - доступность -  игры составлены с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого к сложному);

- проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

- развивающий и воспитательный характер  – направлен на развитие патриотических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

 - работа  должна вестись совместно с семьей.   Нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью.

Формы организации игр.

Дидактическая игра может включаться в занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности. Игры проводятся индивидуально,  подгруппами и всей группой.  Последовательность игр и их количество   на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога. Во время игр дети могут располагаться кругом, полукругом.  Иногда они делятся на подгруппы, занимают разные места, сидят за столом, стоят вокруг водящего и т.д.

Программа «У Байкала мы живем»,  разбита на  разделы:

1.Народная игрушка.

2.Жилище.

3.Предметы быта, труд.

4.Декоративно-прикладное искусство.

5.Народный костюм.  

           Эти темы конкретизируются в соответствии с культурными традициями народов Бурятии, взаимосвязаны со всей деятельностью детей и могут быть представлены в схеме:

Материал.

Для более успешного включения дидактических игр в педагогический процесс, необходим  разнообразный раздаточный материал, иллюстрации, тематические картинки, предметы, игрушки. Поощрительно – контрольные значки, фишки, бусины, камешки и т.д. Очень важны разнообразные экспозиционные приспособления: стенды, магнитные доски, полки, ширмы. Вся эта работа требует подготовки, изготовления карточек, подборки иллюстраций, изготовления мозаики и другого материала. Игры будут интереснее, если в их изготовлении будут участвовать и сами дети. Отвечая запросам современных детей, можно использовать технические средства: телевизор, компьютер.

Предполагаемый результат:

К концу года  дети старшего дошкольного возраста будут:    

- проявлять интерес к прошлому и настоящему образу жизни, культуре, традициям бурятского, русского и эвенкийского народов;

- иметь представление о труде,  ремеслах, промыслах народов;

-знать  орудия труда, их названия, область применения;

- знать и называть утварь, предметы домашнего быта, материал, из которого он изготовлен, сравнивать с современными предметами и инструментами;                         - знать характерные особенности жилища бурят, русских, эвенков: из какого материала изготовлено,  их обустройство;                                                                                                              

- знать элементы национальной одежды, характерные особенности, украшающие детали;

- уметь создавать декоративные  композиции по мотивам народных орнаментов;                                                                                                                                         - отражать полученные  впечатления в рисунках, аппликациях, конструировании;

- использовать полученные знания  в сюжетно – ролевых играх.

Содержание дидактических игр.

Раздел 1. Народная игрушка.

Народная игрушка всегда давала детям большие возможности для самовыражения. Они близки детям и в то же время связаны с аспектами национальной культуры.

Содержание  игр  по знакомству детей с народной игрушкой  предполагает рассказы воспитателя об истории, названии, особенностях каждой из них.

Деревянные игрушки: куклы, матрешки, животные и птицы, бирюльки, трещотки, жужжалки.

Глиняные: свистульки, фигурки животных и людей.

Тряпичные: мячи, куклы  (закрутка, веснянка, крупеничка, зольная, купавка, травница, мартиничка)

Соломенные: погремушки, куклы, животные.

Кости «бабки».

Дети сравнивают  игрушки по внешнему виду, материалу, из которого они изготовлены, составляют описательные рассказы, играют с игрушкой.

«Что изменилось?»

Дидактическая задача. Закрепить знания о народной игрушке: название, материал, из которого она изготовлена. Воспитывать у детей наблюдательность, умение замечать незначительные, малозаметные изменения, произошедшие с игрушками. Называть игрушку, связно объяснять, что изменилось.                                                                                                        Материал. Лоскутные, соломенные куклы(веснянка, мартиничка, травница, купавка, зольная).  Можно использовать кукол, изготовленных родителями, детьми.

Игровые правила. Воспитатель производит незначительные изменения в облике куклы. Отгадывает тот, кому водящий бросит мяч. Если ответ правильный, то он становится водящим.Если ответ не правильный, мяч бросается другому игроку.

Ход игры. Воспитатель предупреждает о том, что изменения будут незначительные. Дает время рассмотреть куклу, потом за ширмой  что - то  меняет в облике куклы (поднять руку, снять бант, поменять платок…),дает время детям рассмотреть игрушку. Ведущий бросает мяч кому – ни будь из детей, он ловит его и объясняет что изменилось.  

Усложнения. Игру провести с 2-3 и более игрушками, при этом изменение производить только одно.

«Какой игрушки не хватает?»

Дидактическая задача. Развивать у детей память и внимание. Закрепить умение называть и различать народные игрушки по материалу, из которого они изготовлены (кости «бабки», лоскутные куклы, деревянные, соломенные, глиняные)

Материал. Игрушки или иллюстрации.                                                                   Игровые правила.  Дети отгадывают, какой игрушки не стало, называют ее. За правильный ответ получают ленточку. Выигрывает тот, у кого в конце игры больше всех лент.

Ход игры. Перед детьми ведущий раскладывает 5-6 игрушек или иллюстрации. Дети запоминают их. Игрушки закрываются  ширмой, одна игрушка убирается, и ширма убирается. Игроки    называют, какой игрушки не стало.                       Усложнения. Увеличить количество игрушек, убирать из них две и больше.

«Четвертый лишний»                                                                                                      Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации предметов. Закрепить представления о народной игрушке.                                                                          Материал. Карточки с изображением четырех игрушек, одна из которых изготовлена из другого материала. Например: 3 соломенных куклы, одна глиняная. Фишки, ленточки.                                                                                                                Игровые правила. Быстро найти лишнюю игрушку и закрыть ее фишкой.

Ход игры. Воспитатель раздает детям по одной карточке. Предлагает рассмотреть их и закрыть лишнюю. Кто быстрее справился с заданием, получает ленточку. Рассказывают играющим, какие игрушки изображены на карточке, почему они закрыли именно эту игрушку. Игру повторить несколько раз. Выигрывает тот, кто больше получил лент.

Усложнения. Увеличить количество игрушек на одной карточке, добавить изображение современных игрушек. Можно раздавать по 2 и более карточек.

«Из чего сделана игрушка?»

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о материале, из которого  мастерили  куклы (соломенные, тряпичные), их названия.  

Материал. Куклы или  их фотографии.  Карточки с изображением материала, из которого их  мастерили  (солома, лоскуты ткани, трава, зола, крупа, цветные нити и т.д.).  Вместо карточек можно приготовить настоящий материал.

Игровые правила. Подобрать нужный материал для изготовления куклы.

Ход игры. Рассмотреть кукол или их изображение (фотографию).   Вспомнить названия кукол, почему их так назвали. Воспитатель предлагает детям выбрать понравившуюся куклу. По сигналу дети ищут материал, который использовали для их приготовления. Выигрывает тот, кто первым выполнил задание.

Усложнения. Одному ребенку дается задание подобрать материал к 2 и более куклам.

«Магазин игрушек»

Дидактическая задача. Учить детей описывать выбранную игрушку, называть ее существенные признаки. Узнавать игрушку по описанию. Развивать внимание, сосредоточенность.

Материал. Народные игрушки или иллюстрации.

Игровые правила. Точно описать игрушку, которую игрок хочет «купить». Продавец должен отгадать, о какой игрушке идет речь.

Ход игры. Считалкой выбирают продавца. Первым«покупает»игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры. Продавец подает покупателю описанную игрушку, покупатель благодарит. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят игрушки.  Можно предложить детям поиграть с игрушками.

Усложнения. Дети придумывают загадки о понравившейся игрушке.

«О чем рассказывает игрушка?»

Дидактическая задача. Закрепить представления детей о народных игрушках: внешнем виде, материале, способе изготовления.  Развивать связную речь, умение слушать товарища, дополнять его рассказ.  Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию.                                                                                                                                       Материал. Игрушки, бусины.

Игровые правила. Дети по очереди  вынимают из сундучка по одной  игрушке, показывают остальным,  рассказывают о ней все, что знают и видят. Остальные игроки дополняют.

Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, что лежит в сундучке, предлагает детям по очереди вынимать игрушки и рассказывать о ней. За хороший, полный  ответ и дополнения, дети получают бусины. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет больше бусин.

Раздел 2. Жилище.   

        Знакомство детей с постройками бурят, эвенков, с деревянным зодчеством – это часть работы по ознакомлению детей с архитектурой. Эти знания развивают  уважение к народным ценностям нашего края, желание сохранить их, воспитывают гордость за народных  мастеров, восхищение их талантом, трудолюбием. Игры этого раздела содержат представления об особенностях жилища эвенков, бурят и русских,  о материале, из которого было построено жилище, внутреннее устройство и убранство.                                                                                          Юрта – из войлока, мужская и женская половина, в середине очаг. Кухонный столик, кровать, шкаф с выдвижными ящиками. Надворные постройки – коновязь, печь для выпечки хлеба.

Изба -  из дерева, имеет окна, наличники,  фронтон. Сени, горница, полати, закуток, печь, лавка, стол, колыбель.  Надворные постройки: амбар, хлев, курятник, баня, колодец.

Чум – летний из коры деревьев, зимний из шкур. Перекладина для сушки одежды. Над очагом жердь для чайника, котла.  На полу ерник, покрытый шкурами.  Оберег - оленьи  рога.  Надворные постройки: лабазы для хранения продуктов, сооружения для хранения лодки, рыболовных принадлежностей, стойбище.

«Найди отличия»

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать строения, замечать украшающие элементы здания. Развивать наблюдательность, внимание.

Материал. Парные карты с изображением архитектурных построек, отличающиеся друг от друга мелкими деталями. Фишки.

Игровые правила. Дети сравнивают изображения, находят отличия.

Ход игры. Детям раздаются парные карты и фишки. По сигналу ведущего рассматривают изображения, при нахождении отличия, откладывают по одной фишке. Рассказывают об. Выигрывает тот, кто нашел все отличия.

«Сложи картинку»    

Дидактическая задача. Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. Закрепить знания о характерных особенностях избы, юрты, чума.                                                                                                             Материал. Конверты с разрезными картинками чума, юрты, избы.

Игровые правила. Составление картинки из частей.                                                                                                                           Ход игры. Воспитатель раздает детям конверты. По сигналу, дети составляют изображение по образцу. Кто первый закончил, тот и выиграл. По окончании,  дети рассказывают о том, что изображено на картинках, о характерных особенностях строений.

Усложнения. Складывать картинки без образца. Увеличить количество мелких частей.

«Кто построил этот дом?»

Дидактическая задача. Систематизировать знания детей  о жилье  эвенков, бурят и русских: материал, последовательность постройки, месте расположения. Воспитывать интерес к традициям народов.

Материал. Куклы в национальных костюмах, макеты жилья,  карточки с изображением домов, материала, природы.

Игровые правила. По сигналу ведущего игроки подбирают иллюстрации.                                                                                                                          Ход игры. Воспитатель с детьми рассматривают макеты, карточки. Дети делятся на три команды, выбирают  макет жилья. По сигналу ведущего ищут необходимые куклы, карточки с изображением материала, местом постройки. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все карточки.                                                                Усложнения. Команды рассказывают о том, почему они выбрали именно эти изображения. Провести игру с подгруппой детей  в 3 человека.

«Отгадай - ка»

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о жилище эвенков, бурят и русских. Упражнять детей в составлении описательного рассказа о предмете, не глядя на него, выделяя существенные признаки. Узнавать предмет по описанию.                                                                                                        

Материал. Макеты чума, юрты, избы. Камешек.

Игровые правила. Рассказывать о предмете надо так, чтобы игроки не сразу догадались, о каком жилище идет речь.                                                                                                                             Ход игры. Воспитатель предлагает игрокам выбрать  понравившийся макет, внимательно рассмотреть его. Ведущий дает камешек одному из игроков, тот рассказывает о макете, передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок рассказывает о своем макете и дальше передает камешек. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не расскажут свою загадку. В процессе игры следить за тем, что бы игроки  при описании называли существенные признаки предметов. Ведущий может задавать вопросы.                                                                                                            Усложнения. Роль ведущего предложить ребенку.

«Сравни дома»                                                                                                                      Дидактическая задача. Учить детей сравнивать строения, замечать сходство и различия построек. Развивать мышление.                                                                            Материал.  Парные карточки с изображение разных жилищ: изба – чум, юрта – изба, чум – юрта. Можно использовать макеты или изображение домов в компьютере.  Фишки.                                                                                                                             Игровые правила. Назвать как можно больше сходств и отличий.                                                                                                               Ход игры. Подгруппе детей предлагают парные карточки.  Дается время на рассматривание. Дети называют сходства и отличия, за каждый правильный ответ получают фишку. Можно помогать товарищам и за это тоже получать фишки. Выигрывает тот, кто получил больше фишек.

«Придумай рассказ»                                                                                                             Дидактическая задача. Учить детей придумывать различные ситуации, используя наглядную модель: предметные картинки, изображение людей, домашних животных. Закрепить знания об устройстве жилья, надворных постройках бурят, русских, эвенков.                                                                                                         Материал.3 рамочки, которые располагаются на доске или фланелеграфе, между ними стрелки. Набор картинок: дети, одетые в национальные костюмы, юрта, изба, чум, колодец, коновязь, очаг, печь и другие предметы жилья и надворные постройки.  Можно использовать компьютер.                                                               Игровые правила. Дети составляют рассказы, используя наглядные модели.                    Ход игры. Игра проводится с небольшой подгруппой. Дети рассаживаются вокруг доски или компьютера, а взрослый располагает в рамочках предметные картинки, людей. Дает время на рассматривание. Рассказ составляет тот, кого ведущий выбрал считалкой. За оригинальный рассказ без дополнений игрок получает красную фишку. За неполный рассказ – синюю. После 3-4 рассказов, картинки меняются. Выигрывает тот, кто получил красные фишки.                  Усложнение. Постепенно переходить от конкретных фигурок, к схематическому изображению человечков, домиков, животных.                                                          «Чего не хватает, дорисуй»                                                                                        Дидактическая задача. Закрепить знания детей о особенностях  внешнего вида юрты, избы, чума, о их внутреннем обустройстве, надворных постройках.

Материал. Листы бумаги с нарисованными домами, надворными постройками. На всех листах изображение частичное, с недостающими деталями. Цветные карандаши, фломастеры.

Игровые правила. Нарисовать недостающие детали, постройки.

Ход игры. Ведущий раздает детям листы бумаги с изображением домов, построек, дает время для рассматривания. Дети дорисовывают недостающие детали. Рассказывают, почему они дорисовали эти детали, надворные постройки,  для чего они нужны. Самые интересные работы поместить в группе на выставке.

Усложнение. Предложить детям дома, с родителями проделать эту работу.                                         «Путешествие по родному селу (городу)»                                                           Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания о некоторых достопримечательностях родного села или города, о транспорте, труде жителей. Воспитывать любовь к малой Родине, желание узнать о нем как можно больше.                                                                                            Материал. Фотографии.                                                                                                        Игровые правила.  По сигналу найти необходимые  фотографии.                                                                                                                           Ход игры. Расположить фотографии в разных уголках групповой комнаты.  Считалкой дети делятся на подгруппы по 2-3 человека. Ведущий каждой команде дает задание собрать фотографии с изображением : памятников, зданий, транспортных средств, труд людей. По сигналу дети находят необходимую фотографию, возвращаются на место. Каждая подгруппа выставляет выбранные фотографии, рассказывает о том, что на них изображено. Выигрывает та команда, которая первая правильно выбрала фотографии.                                                        Усложнения. Выигрывает та команда, которая составила  интересный рассказ.

Раздел 3. Предметы быта, орудия труда.

Содержание игр этого раздела – ознакомление детей с происхождением, «историей вещей». Познавательно обучающим содержанием игр является ознакомление с бытом, трудом, материалами и инструментами – с процессом изготовления вещей. Ремесла.

Бурятские: коврики из войлока, кожаные мешки для молочных продуктов,  пиала, туески из бересты, овчинные одеяла, котел, маслобойка, мутовка, люлька. Традиционные виды труда: скотоводство (чабан, табунщик), охота, рыболовство, кузнечное ремесло, выделка шкур, кожи, изготовление войлока, ювелирное искусство, чеканка.

Русские: домотканые коврики, вышивка,   глиняная посуда, самовар, скалка, берестяные туески, кадушка,  прялка, веретено, лоскутное одеяло, ухват, кочерга,  коромысло, корыто, стиральная  доска, сундук, коса, серп. Традиционные виды труда: кузнечное ремесло, земледельчество, рыболовство, охота, животноводство, ткацкое ремесло, кружевоплетение, резьба по дереву.

Эвенкийские: кумаланы, сумы, мешки, люлька, вертел для жарения мяса, берестяные туески, котел, чаша. Традиционные виды труда: охота, рыболовство, оленеводство, вышивка из бисера, кожевенное ремесло.

Дети – свидетели технического прогресса, могут сравнить и проследить процесс совершенствования предметов быта, орудий труда, всяческих приспособлений, машин.

«Кому что нужно для работы»                                                                                                                                  Дидактическая задача. Продолжать знакомить детей с традиционным бытом  и трудом бурятского, эвенкийского и русского народа. Закрепить знания о назначении предметов обихода, орудий труда. Развивать внимание, сообразительность, активность и самостоятельность.

Материал. Камешек или фишка.

Игровые правила. Назвать орудие, предмет можно после того, как получишь камешек. Отвечать быстро, повторять сказанное нельзя.

Ход игры. Дети стоят или сидят  вокруг воспитателя.  Он называет действие человека и передает камешек любому игроку. Дети называют предмет или орудие труда, которое понадобится для выполнения этого действия. Например: стирка белья  - ведро, корыто, стиральная доска, мыло и т.д.

Усложнения. Воспитатель называет предмет, а дети – действие. Можно роль ведущего предложить ребенку.

«Магазин»                                                                                                                   Дидактическая задача. Закрепить представление о том, что разные  вещи имеют разное назначение. Упражнять детей в умении разделять предметы, инструменты, орудия труда по их назначению. Воспитывать интерес, бережное отношение к предметам старины.                                                                                                                                                      Материал. Игрушки или картинки, изображающие орудия труда.  Полки для выставки предметов.                                                                                                                                  Игровые правила. Разделиться на группы по 4-6 человек. Каждой группе выбирать предметы только для своего отдела.                                                                                   Ход игры.  Воспитатель рассказывает о том, что все предметы из магазина перепутались, и куклы не могут найти нужные им предметы. Предложить навести порядок в магазине, и разложить вещи по назначению на полки магазина. По сигналу дети находят предметы и раскладывают их в обозначенных местах. Рассказывают о проделанной работе, инструментах и орудиях труда.                                                           Усложнения. К старинным предметам добавить современные инструменты, машины, устройства.                                                                                                          «Что лишнее?»                                                                                                      Дидактическая задача. Упражнять детей в умении классифицировать предметы  по национальной принадлежности.  Развивать внимание, умение доказать правильность своего решения.                                                                                                          Материал. Карточки на каждого играющего с изображением предметов быта, одежды эвенкийского, бурятского и русского народов.  Фишки.                             Игровые правила. Участники игры  закрывают фишкой предмет, который не имеет отношения ко всем остальным, изображенным на карточке.                                                   Ход игры. Раздать детям по 1 -2 карточки, фишки. Дети рассматривают рисунки на карточке, лишний предмет закрывают фишкой. Рассказывают, почему они закрыли именно этот предмет. Пример: чугунок, ухват, кумалан, коромысло.          Усложнения. Увеличить количество карточек. Включать изображения старинных и современных предметов.                                                                                       «Новоселье кукол»                                                                                                               Дидактическая задача. Пополнять активный словарь детей названиями предметов быта (чугунок, лукошко, котел, ухват, рушник и т.д.).  Упражнять  в составлении описательных рассказов по картинкам. Воспитывать интерес к истории народов Бурятии.                                                                                                     Материал. Куклы в национальных костюмах: эвенкийском, бурятском, русском. Карточки с изображением жилья, предметов быта.                                                   Игровые правила. Игра с подгруппой детей. Кто быстрее и правильно подберет карточки для куклы, тот и выигрывает.                                                            Ход игры. Воспитатель предлагает детям  помочь куклам найти свои дома и предметы быта. Игроки выбирают понравившуюся куклу и по сигналу воспитателя раскладывают перед куклами необходимые карточки. Называют предметы, изображенные на них.                                                                                                                Усложнения. Составляют описательные рассказы о изображенных предметах.        «Наоборот»                                                                                                                                   Дидактическая задача. Учить детей классифицировать предметы быта по времени их изготовления: старинные, современные. Воспитывать интерес к вещам и предметам старины.                                                                                      Материал. Мяч.                                                                                                   Игровые правила.  Отвечает тот, кому ведущий бросит мяч. Если игрок затрудняется ответить, ударяет мяч  о пол и бросает его ведущему.                                                                                                                          Ход игры. Воспитатель называет старинный  предмет быта, и бросает мяч игроку. Тот называет современный предмет или бытовой прибор. Например: чугунок - кастрюля, свеча - светильник, шкаф – сундук.                                                       Усложнения. Называть современный предмет, а игроки подбирают  старинный. Роль ведущего может выполнять ребенок. Игру можно проводить с картинками.                «Гончарные мастеровые»                                                                                         Дидактическая задача. Учить детей сравнивать современные и старинные предметы, замечать признаки сходства и различия по цвету, форме, величине, материалу и способу изготовления. Развивать наблюдательность, мышление, связную речь.                                                                                                             Материал. Старинная глиняная посуда (миска, кувшин…) и современная посуда из пластмассы, стекла и др.                                                                                  Игровые правила. Называть по одному качеству предмета.                                                     Ход игры. Ведущий выставляет на стол по два предмета, дает время детям рассмотреть посуду. Игроки сравнивают их, находят общие признаки и различия. За каждый правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто больше заработает фишек.                                                                                           Усложнения. Аналогично  игра проводится на другие темы: прядильное мастерство, ковроткачество и др.

«Кто и что делает из дерева»

Дидактическая задача. Расширить представления детей о том, что эвенкийские, бурятские, русские  мастера делают из дерева: дома, посуду, игрушки и т. д. Эти предметы не только полезные, но и красивые, их украшают резьбой, окрашивают в разные цвета, рисуют узоры.                                                                                                Материал.  «Чудесный сундучок»,  набор предметов из дерева, иллюстрации, фотографии.                                                                                                                              Игровые правила. Вынимать вещи из сундучка по очереди. Помогать товарищам в подборе точных слов (деревянный дом).                                                                            Ход игры. Воспитатель коротко рассказывает о том, что разные народы  Бурятии широко использовали изделия из дерева в своем быту. Затем дети вынимают из сундучка изделия из дерева или иллюстрации, рассказывают о них: что это, для чего, как украшено.                                                                                                             Усложнение. Добавить современные изделия из дерева или их иллюстрации. Дети делятся на подгруппы, создают выставки по заданию: игрушки, мебель, посуда, постройки и др.

«От зерна до каравая»                                                                                                       Дидактическая задача. Систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба в старину и в современных условиях. Воспитывать уважение к труду хлеборобов. Активизировать словарь: сеялка, борона, элеватор, серп, соха, комбайн.                                                                                                                                     Материал. 2 большие карточки: зеленого  цвета (весна) и желтого цвета (осень),  расчерченные на клетки.  Маленькие карточки с изображением  современных машин и старинных орудий труда, необходимых для выращивания хлеба.               Игровые правила.  Маленькими карточками закрывать клетки на больших картах. Начинать игру по сигналу.                                                                                                                           Ход игры.  Дети делятся на две команды, считалкой выбирают бригадиров. Каждый из бригадиров выбирает время года на карточке. Тот, кто выбрал весеннее поле, будет бригадиром  команды «зернышко», кто выбрал поле в осенний период, будет бригадиром команды  «каравай». По сигналу ведущего команды должны  вывести в поле машины, орудия труда, нужные для работы в поле в это время года. Чья команда закроет все клетки своего поля, выигрывает. В конце игры  бригадиры рассказывают о своих машинах и орудиях труда.                     Усложнения. К сельхозмашинам добавить орудия труда, не связанные с выращиванием хлеба.                                                                                                                        «Дело мастера боится»                                                                                                              Дидактическая задача. Конкретизировать представления детей о традиционных ремеслах наших предков: гончар, кузнец, чеканщик, печник, плотник, ткачиха. Расширять представление о орудиях труда этих мастеров.                                       Материал. Карточки с изображением  предметов и орудий труда.                      Игровые правила. Найти карточки с изображением необходимых  инструментов и материалов  для работы людей разных профессий.                                                                           Ход игры. Расположить карточки по всей групповой комнате. Небольшая беседа о том, что все окружающие предметы сделаны руками человека. Вспомнить,  чем занимались гончары,  печники и т. д.    Разделить детей на команды: печники, гончары, чеканщики, плотники, ткачи. По сигналу дети ищут карточки с изображением нужных им инструментов, материалов, готовых изделий. Выигрывает та команда, которая выполнит задание быстро, без ошибок. В конце игры все команды рассказывают о  своем выборе.                                                                                                  Усложнения. Дети индивидуально выполняют роли печника, гончара и т. д.  «Угадай,  о ком рассказ»                                                                                               Дидактическая задача. Закрепить знания детей о характерных промыслах коренных жителей Бурятии: охота, рыболовство, животноводство, земледельчество. Упражнять в составлении рассказа по картине, выделяя существенные признаки, действия с предметами.                                                                                                 Материал. Сюжетные картинки.                                                                               Игровые правила. Рассказать о человеке так, чтобы остальные догадались, о ком идет речь.

Ход игры. Воспитатель дает время рассмотреть  иллюстрации, выбрать для рассказа понравившийся сюжет. Взрослый  кладет  камешек в руки любому игроку. Ребенок рассказывает о выбранном сюжете, передает камешек тому, кто будет  отгадывать о каком промысле идет речь. Отгадав, ребенок рассказывает о другой  иллюстрации и передает камешек следующему игроку. В процессе игры воспитатель может задавать вопросы, но  с вопросами не спешить, дать время игроку самому составить рассказ.  

«Собери картинку»                                                                                                              Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей. Через содержание картинок закреплять знания о разных занятиях, видах труда эвенков, бурят и русских.

Материал. Разрезные картинки.                                                                                                  Игровые правила. За определенное время правильно собрать из частей целую картинку.                                                                                                                                             Ход игры. Воспитатель рассматривает с детьми сюжетные картинки с изображением, какого либо занятия или труда людей (заготовка сена, жатва, рыбалка, охота, уход за животными и т.д.)Предлагает  по образцу, составить из частей целую картинку. Кто первым сложил, получает фишку. Поощрять помощь другу.                                                                                    

Усложнение. Части всех картинок перемешать, игроки ищут свои части. Можно увеличить количество частей.

«Небылицы»                                                                                                                             Дидактическая задача. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Материал. Рассказы – небылицы.

Игровые правила. Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.                                                                      

Ход игры. Воспитатель читает рассказы, дети слушают, рассказывают о том, почему они считают, что так не бывает. Примерные рассказы: « В юрте у реки поселилась семья эвенков…»,  «Ваня и Маша  сели в оленью упряжку и поехали …»

Усложнения. Небылицы придумывают дети.

Раздел 4.Декоративно-прикладное искусство.

Народное  декоративно - прикладное искусство интересно и понятно дошкольнику. Большой интерес вызывают у детей предметы декоративно – прикладного искусства: резьба по дереву, вышивка, чеканка, гобелены. В этом разделе дети  знакомятся с орнаментальным искусством бурят, русских и эвенков: стилевые особенности узоров, цветовая гамма, композиционное решение.

Бурятский орнамент: роговидные элементы, круг, ромб, крест, спираль, прямая, волнистая, ломаная линии.                                                                                                 Русские узоры:  элемент «солнце», завитки, листья, цветы, клетки, точки, волнистые линии.                                                                                                            Эвенкийские узоры: роговидные элементы, треугольник, круг, ромб, «птичий след», прямые и ломаные линии.

«Домино»

Дидактическая задача.    Закрепить представления детей об основных элементах эвенкийского, бурятского и русского узорах. Научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть. Развивать наблюдательность, быстроту реакции.

Материал. Небольшие карточки прямоугольной формы, разделенные  на две части. На каждой половинке изображение элемента эвенкийского,  бурятского или русского узора. Варианты отличаются по цвету.                                                                              Игровые правила.  Игроки выкладывают карточки так, чтобы изображение элемента точно соответствовало такому же изображению на другой карточке. Ходы выполняются по очереди, за один ход можно выложить только одну карточку.   Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.                                                                                                                     Ход игры. Принимают участие от 2 и более детей.  Все карточки выкладываются в центре стола рисунком в низ – это «базар». Каждый ребенок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка – «дуплет». Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой  карточке. Если нет нужной карточки, то игрок пользуется «базаром». Если «базар» пуст, пропускает ход.                                                                                                                                          Усложнения. Игрок делает ход и называет элемент. Если название неверное, пропускает ход.

«Найди пару»

Дидактическая задача. Закрепить представления детей об основных элементах эвенкийского, бурятского и русского узоров. Научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть. Развивать наблюдательность, внимание.

Материал. Прямоугольные карточки, разделенные на 2 клетки: одна с элементом узора, другая пустая. Маленькие карточки на одну клетку с элементами узора, образующие пару с предыдущими карточками.

Игровые правила.  Игроки подбирают маленькие карточки в соответствии с изображёнными элементами на больших карточках и закрывают пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закрывает все пустые  клетки и без ошибок находит пары.                                                                                                                          Ход игры. В игре принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому игроку одинаковое количество двойных карточек, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего игроки подбирают пары.                                                                                                                                               Усложнения. 1.после выполнения задания, игроки называют элементы на карточках, если название неверное, карточка не засчитывается.2.одним игрокам раздаются по одной парное карточке, другим – по одинарной карточке. По сигналу ведущего игроки одной группы должны найти участника из другой группы, чтобы образовать пару.

«Найди пару рукавице»

Дидактическая задача. Закрепить представление детей об основных элементах бурятского орнамента. Упражнять в умении сравнивать предметы, находить сходство и отличия. Развивать наблюдательность, внимание.

Материал.  Конверты с силуэтами рукавичек с бурятским орнаментом: рукавицы разного цвета, орнамент отличается расположением элементов.

Игровые правила. Игроки подбирают пары рукавичкам. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

Ход игры. Игрокам ведущий раздает конверты. По сигналу  игроки  подбирают пару. В конце игры рассказывают, почему они так составили пары, отмечают расположение элементов.                                                                                                             Усложнения. Усложнить орнамент на рукавицах, рукавицы одного цвета. Аналогично провести игру с рукавицами, украшенными эвенкийскими, русскими узорами. Предложить детям другие предметы одежды, быта.

Лото: «Подбери элементы узора»                                                                                          Дидактическая задача. Закрепить представление детей об основных элементах эвенкийских, бурятских, русских  узоров. Научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть. Развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции.                                                        

Материал. Большие карты с изображением элементов эвенкийского, бурятского и русского узоров.  Маленькие карточки с изображением элементов узора, отличающихся по цвету, деталям от элементов в основной карте.

Игровые правила. В игре принимают участие от 2 и более детей.  Игроки подбирают карточки с элементами узора, которые изображены на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская нужные карточки. Выигрывает тот, кто первым закрывает все элементы большой карты.

Ход игры. Ведущий раздает игрокам большие карты, маленькие перемешиваются. Ведущий вынимает по одной карте и называет элемент и спрашивает, кому нужен этот элемент. Игроки закрывают карточками  элементы своей большой карты.

Усложнения.  Игрокам раздать по две, и более больших карт.        Игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения.

«Найди  элементы узора»                                                                                               Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представления об основных элементах эвенкийского, бурятского и русского узоров. Учить вычленять основные элементы из узора. Развивать наблюдательность, внимание, память. Вызвать интерес к узорам.                                                                                                                       Материал. Большие карты, украшенные узорами, в нижней части которых свободные клетки. Маленькие карточки с отдельными элементами.                               Игровые правила.  Найти изображение элементов и разложить в пустых клетках больших карт. Выигрывает тот, кто без ошибок быстрее всех найдет соответствующие большой карте элементы.                                                                                                                         Ход игры. В середине стола перемешиваются маленькие карты. Получив большие карты, игроки рассматривают их.   Подбирают из маленьких карточек элементы, которые встречаются в узоре на больших картах. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.                                                                                  Усложнения. Игрокам выдают большие карты, у ведущего – маленькие. Он называет элементы, не показывая их игрокам.

Какой элемент лишний?                                                                                   Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представление детей об основных элементах русских, бурятских, эвенкийских узоров. Учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память. Вызвать интерес к узорной деятельности.                                                                                          Материал. Карточки с изображением 4-5 элементов. Фишки.                                                  Игровые правила.  Выигрывает тот, кто быстрее закроет фишками элементы, не соответствующие данному ряду, и сможет объяснить свой выбор.                                          Ход игры. Игрокам предлагаются 2-3 карточки с изображением элементов, характерных для бурятского, русского, эвенкийского узоров. По сигналу воспитателя, дети находят и закрывают лишние элементы. Объясняют, почему они сделали такой выбор. Игра продолжается, игроки меняются карточками.                                                   Усложнение. Игрокам предлагается большее количество карточек.                         Мозаика «Составь узор»                                                                                            Дидактическая задача. Учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, форме  на разнообразных геометрических  фигурах в стиле эвенкийских, бурятских и русских узоров. Развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.                                             Материал. Плоскостные формы, элементы узора.                                                Игровые правила. Из отдельных элементов составить на выбранном силуэте декоративную композицию, в соответствии с правилами и традициями народного узора.                                                                                                                                  Ход игры. В игре может принять участие один или несколько игроков. Играющие по желанию выбирают плоскостную форму, необходимые элементы, составляют узор. Работу игрок может выполнять по образцу или придумать самостоятельно.                                                                                                                       Усложнения. Перемешать элементы эвенкийского, бурятского и русского узоров. Дети должны правильно выбрать элементы в соответствии с задуманным узором.

«Что изменилось?»

Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представление о эвенкийских, бурятских и русских узорах. Учить  анализировать, находить изменения в узоре. Развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции.

Материал. Плоскостные формы: круг, овал, полоса и др. и элементы узоров.

Игровые правила. Запомнить выложенный на форме узор, после внесения изменений в узоре ведущим, рассказать, что изменилось

Ход игры. Воспитатель или ребенок – ведущий, выкладывает на форме композицию в соответствии с традициями народного узора. Узоры должны быть простыми.  Игроки рассматривают и запоминают расположение элементов. Ведущий меняет положение 1-2 элементов или заменяет их другими. Кто из игроков первым заметил изменения, тот становится ведущим.

Усложнения. Первоначальные узоры усложнить, количество изменений увеличить.

«Найди ошибку»

Дидактическая задача. Закрепить представление о эвенкийских, бурятских и русских узорах. Учит анализировать, находить изменения в узоре. Развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции.

Материал. Карточки с нарисованными эвенкийскими, бурятскими, русскими узорами с допущенной ошибкой: нарушение ритма узора, чередования по форме и цвету, использование элементов не соответствующих данному народному узору.  Можно использовать   плоскостные  формы:  круг, овал, квадрат и др. и элементы узоров.

Игровые правила.  Найти элементы, не свойственные данному узору, ошибки в построении узора.

Ход игры. Воспитатель или ребенок – ведущий, выкладывает на форме композицию в соответствии с традициями народного узора, допуская ошибки, или использует готовые карточки. Узоры должны быть простыми.  Игроки рассматривают и находят эти ошибки. Кто из игроков первым заметил несоответствия,  становится ведущим.

Усложнения. Первоначальные узоры усложнить, количество ошибок увеличить.

«Прочитай письмо»

Дидактическая задача. Показать детям, что декоративные элементы народных узоров помимо эстетической функции, несут определенный символический смысл. Упражнять в умении раскрывать смысловое значение элементов узора.

Материал. Карточки с изображением эвенкийского, бурятского, русского узоров.

Игровые правила. Рассказать о том, что обозначают элементы в узоре.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям о смысловом значении элементов. Игрокам раздаются карточки.  Дети составляют рассказы – пожелания.

Усложнения. Дети сами создают рисунки –пожелания на листочках бумаги или выкладывают из элементов мозаики.

«Разрезные картинки»

Дидактическая задача. Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах. Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. Развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результатам. Вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал. На каждого ребенка по 2 одинаковых  изображения предметов (чеканка, гобелен, серебряные изделия, резьба по дереву и т.д.). Одно из них разрезано на части.

Игровые правила.  Быстро составить из отдельных  частей изделие, в соответствии с образцом. Выигрывает тот, кто быстрее всех составит изображение.

Ход игры. Принимают участие 1 и более игроков. Ведущий дает время рассмотреть образец. По сигналу дети собирают изображение.

Усложнения.1. Игрокам раздать по два комплекта карт. 2. Игроки собирают изображение без образца. 3. Игроки собирают два изображения одного изделия, но в двух вариантах (карточки разрезаны  разными фигурами)

«Найди заплатку»

Дидактическая задача. Находить часть целого изображения предмета.

Материал.   Изображение предметов с вырезанными фрагментами: гобелен, вышивка из бисера, кружево, чеканка и др. Набор вкладок к предметам.

Игровые правила. Найти нужный фрагмент изображения и положить его на место.

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Воспитатель рассказывает о том, что нашла картинки интересных предметов, но они нуждаются в ремонте. Просит детей помочь.   Раздает карточки с изображением предметов и набор вкладок.  Сообщает о том, что работу дети будут выполнять,  соревнуясь, кто быстрее. По сигналу дети ищут нужный фрагмент, помещают его на место. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. В конце игры ребята показывают свои предметы, рассказывают, что они ремонтировали.

Усложнения. Увеличить количество недостающих деталей. Раздавать детям по 2 и больше, картинок.

«Кому что подарили?»

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о предметах декоративно – прикладного искусства  бурят, русских и эвенков. Учить классифицировать предметы по их принадлежности тому или другому народу.

Материал. Картинки с изображением предметов декоративно-прикладного искусства: чеканка, ювелирные украшения из серебра,  вышивка, кружева, гобелены, изделия из меха, вышивка из бисера и др. Куклы в национальных костюмах или их изображение.

Игровые правила. Отгадать, какой предмет не принадлежит тому или другому народу.

Ход игры.  Воспитатель заранее перед куклами раскладывает картинки с изображением предметов декоративно – прикладного искусства. Показывает детям одну куклу, пред ней лежат картинки или предметы. Говорит, что куклы, ходили друг к другу в гости и дарили подарки. Предлагает детям отгадать, кто кому и что подарил.

Усложнения. Роль ведущего выполняют дети, и сами придумывают загадки.

«Запомни картинки»

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о предметах декоративно – прикладного искусства  бурят, русских и эвенков. Развивать память, правильно называть предметы.

Материал.10-12 карточек с изображением   предметов декоративно-прикладного искусства.

Игровые правила. Запомнить все предметы, изображенные на карточках  и после того, как карточку ведущий убирает, назвать эти предметы.

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей или можно посоревноваться с взрослым. Ведущий на доске располагает несколько картинок.  Дети рассматривают 2-3 минуты, потом они закрываются.  Дети называют те картинки, которые они запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную детьми.

Усложнения. Количество картинок увеличить.

Раздел 5. Народный костюм.                                                                         В этом разделе дети закрепляют знания о национальной одежде: особенности внешнего вида, цвет, материал, украшающие детали.

Бурятская одежда. Мужская - халат (дэгэл) летний и зимний, пояс, унты, шапка (малгай).  Женская  - халат (дэгэл) летний и зимний, пояс, унты, шапка (малгай).  Серебряные украшения: нагрудные, накосные, поясные серьги.  

Русская одежда. Мужская – косоворотка, порты, тулуп овчинный, шапка – ушанка, сапоги, валенки, лапти. Женская – сарафан, рубаха, душегрея, платок, кокошник, передник, лапти, онучи, сапоги. Украшения: бусы, серьги, вышивка.

Эвенкийская одежда. Мужская  – парка, нагрудник с острым мысом, шапка из оленьей шкуры, беличьего меха, унты, меховые чулки,  пояс. Женская - парка, нагрудник с  прямым нижним краем, капор, унты, украшения из  бисера, отделка кусочками меха, перьями птиц.

Мозаика «Украсим одежду»

Дидактическая задача. Расширять и углублять представления детей о традициях украшения одежды эвенков, бурят и русских. Упражнять в составлении узоров на силуэтах одежды, соблюдая ритм, симметрию, чередование элементов.

Материал. Белые плоскостные силуэты одежды, наборы элементов узора.

Игровые правила. Составить узор на выбранном силуэте в соответствии с традициями народов.

Ход игры. Игроки выбирают силуэт одежды и необходимые элементы,  составляют узор. Можно дать образец. В следующий раз узор дети придумывают сами.

Усложнения. Цветные плоскостные силуэты. Элементы узора сочетать с цветом силуэта.                                                                                                                                «Найди одежду»                                                                                                                  Дидактическая задача. Закрепить представление детей о одежде бурят, русских эвенков. Упражнять в умении правильно называть предметы одежды, рассказывать о них: кто носит, из какого материала шьют, чем украшают.                       Материал. Карточки с изображением предметов одежды.                                            Игровые правила. Найти предметы одежды, которые назвал ведущий.                      Ход игры. Детям раздаются наборы одежды. Воспитатель называет предмет, дети находят.  Например: бурятская шапка – дети называют «малгай», показывают изображение этой шапки, рассказывают все, что о ней знают. За правильные ответы  дети получают фишку.                                                                                           Усложнения.   Предложить детям  одинаковые предметы одежды, но разного цвета, с разными украшающими элементами, с небольшими различиями в деталях. Дети  должны найти все, например: сарафаны. Или можно предложить детям выбирать одежду на фотографиях.                                                                                                     «Чья одежда?»                                                                                                         Дидактическая задача. Уточнить  знания детей об особенностях национальных костюмов эвенков, бурят и русских: разновидностях, назначении, материале для изготовления. Показать отличия национальных костюмов. Ввести в словарь слова: дэгэл, малгай, унты, ичиги, бээлэй, венец, лугду, зипун, косоворотка.

Материал. Большие карты, в середине изображение  куклы, вокруг пустые клетки. Маленькие карточки с изображением одежды.

Игровые правила.  Из множества предметов одежды  выбрать карточки с изображением той, которая присуща, какой либо национальности.   Кто быстрее закроет пустые клетки на большой карте, тот и выиграл.                                                                                                                       Ход игры. Рассмотреть маленькие карточки. Уточнить название одежды, из какого материала изготавливалась, отметить характерные особенности. Раздать большие карты игрокам. По сигналу игроки находят нужные им карточки и закрывают пустые клетки большой карты. Рассказывают, какую одежду они подобрали для своих кукол.  Затем игроки меняются картами.                                                                        Усложнения. Добавить изображение современной одежды.

«Одень куклу»

Дидактическая задача. Уточнить знания детей о традиционной национальной одежде бурятского, русского, эвенкийского народа. Группировать комплекты одежды по национальной принадлежности. Активизировать словарь: дэгэл, малгай, унты, ичиги, бээлэй, венец, лугду, зипун, косоворотка.

Материал. Плоскостные куклы, наборы одежды.

Игровые правила.  Одеть куклу в национальный костюм.                                                       Ход игры. Прежде чем начать игру, воспитатель уточняет знания детей об одежде эвенков, бурят, русских. Затем детям раздаются фигурки кукол. Дети выбирают одежду, наряжают кукол.                                                                                                      Усложнения. Нарядить кукол в зависимости от времени года.

«Найди ошибку»

Дидактическая задача. Закрепить представление детей о бурятской,  русской  и эвенкийской одежде. Учить  анализировать, находить ошибки в одежде. Развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции.

Материал. Плоскостные куклы, наборы одежды. Этот материал можно приготовить совместно с детьми  (нарисовать кукол и одежду к ним).

Игровые правила. Найти ошибку в одежде, исправить ее.

Ход игры. Воспитатель заранее «одевает» кукол, допуская ошибку. Показывает детям, сообщает, что куклы торопились гулять и перепутали одежду. Предлагает помочь им, найти и исправить ошибку. Рассказывают игрокам о своих действиях.

Усложнения.  Дети сами одевают куклу, намеренно допуская ошибку, и  меняются куклами.

Мониторинг.

Оценка результативности программы осуществляется с помощью диагностического инструментария, предложенного в программе «Детство», но адаптированной к  этой теме.   Комплекс методов   направлен на выявление  уровня знаний и  представлений детей о культуре народов Бурятии  и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к  историческому прошлому и настоящему.

Методика включает комплекс диагностических методов: дидактические игры и упражнения, рассказывание по картинкам, анализ детских рисунков, наблюдение за игровой деятельностью детей.

Дидактическая игра  «Из чего же?»

Цель: выявить умение старших дошкольников называть и различать народные игрушки по материалу, из которого они изготовлены (кости «бабки», лоскутные куклы, деревянные, соломенные, глиняные)

Материал:  игрушки, сделанные из разных материалов, иллюстрации.

Инструкция:  показать игрушки и иллюстрации. Предложить детям сгруппировать их по общим признакам,   рассказать из какого материала они изготовлены.

Оценка:

3 балла - ребёнок называет игрушку. Умеет выполнять сенсорный анализ, выделяя в  игрушках разные свойства и качества, материал, из которого игрушка изготовлена. Группирует  игрушки по общим признакам.

2 балла – допускает незначительные ошибки при сенсорном анализе, в названиях  игрушек. Группирует игрушки с  помощью взрослого.

1 балл – испытывает затруднения при сенсорном анализе, путается в  названиях игрушек, не может группировать игрушки по общим признакам.

Дидактическое упражнение «Построим дом».

Цель: определить уровень знаний и  представлений о особенностях жилища эвенков, бурят и русских,  о материале, из которого построено жилище, внутреннее устройство и убранство.

Материал: куклы в национальных костюмах, карточки с изображением их жилья, фотографии материала (бревна, жерди, кирпич, войлок, шкуры, кора и т.д.)

Инструкция: Назвать дома  кукол, подобрать материал, из которого они построены, назвать этот материал.

Оценка:

3 балла – самостоятельно выполняет задание, мотивирует свой выбор деталей, легко  называет материал.

2 балла – выполняет  задание с незначительной помощью взрослого,   вызывает небольшое затруднение в  подборе строительного материала.

1 балл – выполняет задание с помощью взрослого,  затрудняется в подборе строительного  материала.

Методика «Исключение лишнего»                                                                                       Цель: Определить уровень полученных знания детей о характерных промыслах коренных жителей Бурятии, орудиях труда, предметах быта. Изучение способности к обобщению  у  старших дошкольников.                                                         Оборудование:  карточки с изображением предметов, например:                             1.Лампа, свеча, лучина, торшер.2.Котел, чайник, самовар, пиала.3.Лодка, сеть, удочка, лук со стрелами.4.Лошадь, трактор, плуг, лукошко с зерном.5.Огонь, ухват, наковальня, молот.6.Корыто, глина, гончарный круг, глиняный горшок.7.Сани, олени, кумалан, домотканая дорожка.8.Ювелирные изделия из серебра, чеканка, изделия из шкур, бусы9.Вышивка, кружева, кумалан, лоскутное одеяло. 10Рушник, овчинное одеяло, маслобойка, коврик из войлока.  11.Чабан, охотник, рыболов, пахарь.12.Коса, сеть, серп, лопата.                                            Порядок исследования.  Ребенку необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.                                                    Обработка и анализ результатов.                                                                                                              Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). Ключ к оценке результатов:   3 балла – 9-12 рядов правильных ответов,  2 балла–  8-5 рядов правильных ответов , 1 балл – 1-4 ряда правильных ответов.

Дидактическая игра « Узнай  элементы, сложи узор».

Цель: выявить уровень полученных знаний детей о эвенкийских, бурятских и русских узорах, умение составлять узоры из отдельных элементов.                                                                 Материал:  отдельные элементы бурятского, эвенкийского и русского узоров. Инструкция: Детям раздаются карточки разной формы и элементы узоров. Дети  сортируют элементы, называют их, составляют узоры.                                             Оценка:3 балла -  самостоятельно сортируют и  называют все  элементы  узоров, Располагает  узор ритмично. 2 балла -  сортируют и  называют все  элементы  узоров при небольшой   помощи взрослого. В названиях допускает небольшое количество ошибок.1 балл - Затрудняется в выборе  элементов. При  выкладывании узоров допускает ошибки (смешение элементов и цвета из различных росписей).

Методика «Разложи по группам».                                                                                                  Цель: определить  способность обобщать,  классифицировать одежду народов Бурятии (эвенков, бурят, русских). Материал: по 5 карточек с изображением предметов одежды каждого народа, три куклы.                                                      Инструкция. «Посмотри, здесь много карточек с изображением одежды разного народа.  Тебе нужно внимательно рассмотреть их и разложить по группам возле кукол».                                                                                                                               Оценка:  за выполнение задания без предварительного показа и без ошибок –  3 балла.  За выполнение задания после показа и с 1-2 ошибками –  2 балла, ошибок больше двух –  1 балл.

Дидактическое упражнение  « Составь рассказ».

Цель: выявить умение рассказывать по сюжетной картине, используя словарный запас, знания о жизни эвенков, бурят и русских, их традициях и обычаях.

Материал: серия сюжетных картинок.

Инструкция: Детям предоставляется сюжетная картинка, по которой они составляют рассказ.

Оценка: 3 балла – ребёнок инициативен и самостоятелен в придумывании рассказов, пользуется разнообразными средствами выразительности, имеет богатый словарный запас, использует в рассказе знания о жизни, традициях и обычаях народов.

2 балла – ребёнок активно откликается на творческую работу, но требуется незначительная помощь взрослого для обогащения содержания рассказа.

1 балл – в творческом рассказывании ребёнок не достаточно самостоятелен, повторяет рассказы сверстников, словарный запас беден.

Анализ детских рисунков на тему « Праздник дружбы»

Цель:  уточнить представления детей о  традициях народов: одежде, предметах быта, музыкальных инструментах, посуде, жилье и т.д. Выявить, что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в понимание слова дружба народов.  

Методика проведения.

Детям предлагается задание: «Нарисуйте  праздник дружбы, на который пришли  эвенки, буряты и русские». Для чистоты экспериментальных данных предварительная беседа на данную тему не проводится.

Анализ детских работ проводится по следующим критериям:

  • содержание рисунка;
  • передача особенностей одежды;
  • передача движений, действий людей;
  • присутствие дополнительных деталей: костер, музыкальные инструменты,     игрушки, посуда и т.д.
  • комментарии к рисункам и вопросы, которые возникали у детей.

Анализ рисунков проводится по их содержанию и общим для всех рисуночных диагностик параметрам.

Сюжетно – ролевая игра: «У Байкала мы живем».

Цель: проанализировать умение детей самостоятельно выбирать и   придумывать сюжет игры, распределять роли и соблюдать ролевое поведение, проявлять инициативу в игре, обогащать сюжет имеющимися знаниями о жизни народов Бурятии.

Инструкция: Воспитатель предлагает атрибуты для сюжетно ролевой игры и наблюдает за поведением детей.

Оценка:

3 балла – ребёнок согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнёров, умеет объяснить замыслы,  использует в игре имеющиеся знания, использует в речи названия старинных предметов и орудий труда.

2 балла – ребёнок умеет договориться с товарищами о распределении ролей, требуется незначительная помощь взрослого при обогащении сюжета игры, старается соблюдать ролевое поведение в игре, но иногда отвлекается, забывая про игру. В речи использует мало  названий старинных предметов и орудий труда.

1 балл – ребёнок не умеет согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми, самостоятельно не обогащает игровое содержание. В игре не передает полученные знания о жизни и традициях народов. Словарный запас маленький.

Ф.И. ребёнка.

Имеют знания:

                 Умеют:

народная игрушка.

жилище.

предметы быта.

декоративно – прикладное искусство.

народный костюм.

составлять рассказы.

отражать впечатления в рисунках.

применять знания в сюжетно -ролевых играх.

Баллы.

буряты

русские

эвенки

буряты

русские

эвенки

буряты

русские

эвенки

буряты

русские

эвенки

1 балл - Низкий уровень. 2балла - Средний уровень. 3 балла - Высокий уровень.

Уровни освоения.

Низкий: 16-24 балла.

Дети не проявляют  интерес к прошлому и настоящему образу жизни, культуре, традициях эвенкийского, бурятского и русского народов.  Не имеют представление о быте, труде,  ремеслах, промыслах народов. Не знают с точностью предметы домашнего быта, их названия и материал, из которого они изготовлены.  Не могут перечислить материал, характерные особенности жилища бурят, русских, эвенков.   Путаются в  названиях предметов национальной одежды,   не знают характерных особенностей, украшающих деталей.   Не умеют использовать предметы быта в сюжетно-ролевых играх, отражать полученные художественные умения и впечатления в рисунках, аппликациях.                                      Средний:  25-36 балла.                                                                                               Дети проявляют  интерес к прошлому и настоящему образу жизни, культуре, традициях эвенкийского, бурятского и русского народов. Имеют не точное представление об особенностях жилищ народов, о быте, труде,  ремеслах, промыслах народов. Путаются в названиях орудий труда и где их применяют. Называют предметы одежды, но затрудняются в назывании материала, из которого они шьются, украшающих деталях.  Редко отражают полученные  впечатления в рисунках, аппликациях, конструировании.  Не используют полученные знания  в сюжетно – ролевых играх.                                                                                      Высокий:   37-48 балла.                                                                                                Дети проявляют  интерес к прошлому и настоящему образу жизни, культуре, традициях эвенкийского, бурятского и русского народов.  Имеют представление о быте, труде,  ремеслах, промыслах народов. Знают и называют  орудия труда и область их применения, предметы домашнего быта и материал, из которого они изготовлены, характерные особенности жилища бурят, русских, эвенков.  Называют предметы национальной одежды, характерные особенности, украшающие детали. Отражают полученные  впечатления в рисунках, аппликациях, конструировании. Используют полученные знания  в сюжетно – ролевых играх.

Итоги мониторинга.

Сравнительный анализ показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей.

 Итак, в начале года    к низкому уровню было отнесено:   15 человек,   среднему уровню было отнесено 5 человек, высокий уровень не показал ни один ребенок.                                                                                                                                                                      В конце года: 1 человек – низкий уровень,12 человек – средний уровень и 7 человек показали высокий уровень.

Динамика уровня знаний  детей старшей группы по модифицированной программе   «У Байкала мы живем»

за 2011-2012гг.

Положительная динамика формирования представлений и знаний о культуре и традициях  народов проявлялась в повышении интереса детей к культуре   народов, в творческом использовании полученных знаний в игровой и культурно - досуговой деятельности. Сравнительный анализ показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей.  Дидактические игры обеспечивают активизацию обучения, развития и воспитания дошкольников. Повысился  уровень познавательной активности, дети приобретают умение планировать свои действия.

 

План по взаимодействию с родителями.

Тема

Форма проведения

1 квартал

«Знаете ли вы свой край родной»

Анкетирование

«Любите и изучайте свой край»

Стендовая информация

«Теоретические основы краеведческого воспитания детей дошкольного возраста»

Семинар.

«Настольные игры своими руками»

Совместное изготовление настольных игр.

2 квартал

« Восхищение природой нашего края»  

Стендовая информация.

«Вещицы  старины далекой»

Совместная экскурсия в  музей детского сада.

«Разгадывание  кроссвордов »

Конкурс кроссвордов.

3 квартал

 «Моя семья в истории  родного села»

Фотовыставка, выставка рисунков.

«Знатоки родного края»

Совместная викторина.

«Наш красивый детский сад»

Субботник.

Литература:

  1. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. «Как научить детей любить Родину».  2 издание, исправленное и дополненное. М.: АКТИ, 2003.
  2. Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура Бурят» Учебное пособие.- Улан-Удэ. 2004.
  3. Бабуева В.Д. «Мир традиций Бурят» - Улан – Удэ, 2001.
  4. Бадмаева Р.Д. «Бурятский народный костюм» - Улан Удэ, 2001.
  5. Басаева К.Д. «Традиционное бурятское жилище» Улан Удэ,1984.
  6. Батоцыренова Е.Б. «Бурятский бытовой орнамент». Улан Удэ, 1974.
  7. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991.
  8. Василевич Г.М. Эвенки. –Л., 1969.
  9. Дошкольное воспитание. № 2,3,4,6,9,11 – М. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
  10. Историко – культурный атлас Бурятии / науч. ред. Жуковская Н.Л. – М., 2002.
  11. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт – Петербург. Издательство «АКЦИДЕНТ» 1997.
  12. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании дошкольников». М.: Педагогическое общество России, 2005.
  13. Лыкова И.А. «Народная игрушка». Москва. Издательский дом «Карапуз-Дидактика». 2009.
  14. Лыкова И.А. № 1 « Народное искусство в детском саду». – М.: Издательский дом «Карапуз - дидактика», 2008.
  15. Лыкова И.А. № 1 «Народная игрушка», №4 «Дидактические игры: цвет, форма, ритм, композиция». – М.: Издательский дом «Карапуз - дидактика», 2009.
  16. Материальная культура народов Забайкалья: сб. ст.- Улан-Удэ, 1982.
  17. Михайлов В. А. «Войлочные и деревянные юрты бурят».- Издательство «Поликом», Красноярск: 2004.
  18. Натарова В.И., Карпухина Н.И., Фельдшерова Н.А., Борискина Н.В.  «Моя страна». Воронеж. ТЦ «Учитель», 2005.
  19. «От рождения до школы» Примерная  основная общеобразовательная программа  дошкольного образования  / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  20. Пазников О.И. «Традиции и современность изобразительного искусства Бурятии. Монография». – Улан Удэ: Бурятское книжное издательство, 2005.
  21. Пазникова З.И., Карпова В.И., Ступина С.А. «Национально – культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста». – Улан Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010.
  22. Прокофьева А.Г. «Сто развивающих игр для детей». – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
  23. Сафьянникова Т.М. «Радуга красок Сонкана»- Красноярск: Сибирские промыслы.2005.
  24. Соломенникова О.А. «Радость творчества». М.: «Мозаика - Синтез», 2006.
  25. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду».- М.: Просвещение, 1982.
  26. Тиваненко А.В. Этнографичекий музей народов Забайкалья. – Улан-Удэ, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"

 В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...

Вариативной часть Программы: Развитие речи дошкольников. Подготовительная группа. Г.Я.Затулина;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...

Вариативной часть Программы: Развитие речи дошкольников. Подготовительная группа. Г.Я.Затулина;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...

Проект. "Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательных отношений"

Ознакомление воспитателей со структурой вариативной части программы ДОУ....

Вариативная часть программы по физическому развитию.

Программа «Будь здоров, дошкольник» составлена с учетом нормативных документов, разработанных и действующих в РФ, и включает основы валеологических знаний для детей, показывающих, что здор...

Вариативная часть программы по художественно-эстетическому воспитанию на занятиях ритмической гимнастикой

Цель воспитательно-образовательной деятельности:  формирование гармоничной, развитой личности в процессе овладения искусством танца, развитие художественной одарённости в области танцевально-испо...

Вариативная часть программы Перспективный план работы по программе «Моя Югра»

Вариативная часть программыПерспективное планирование части,формируемой участниками образовательных отношений.Подготовительная группа...