Квест - игра "Сокровища чистой Белгородчины: путь к правильным отходам"
методическая разработка (подготовительная группа)
Занятие направлено на повышение экологической грамотности дошкольников через активное участие в квест - игре, направленной на осознание важности раздельного сбора твёрдых бытовых отходов и сохранения окружающей среды.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радонежский» г. Строитель
Яковлевского муниципального округа Белгородской области»
Сценарий квест - игры для дошкольников
«Сокровища чистой Белгородчины:
путь к правильным отходам»
Выполнила:
Тьютор
Черкашина Юлия Николаевна
2025г.
Цель: повышение экологической грамотности дошкольников через активное участие в квест - игре, направленной на осознание важности раздельного сбора твёрдых бытовых отходов и сохранения окружающей среды.
Задачи:
«Познавательное развитие»:
- Ознакомить с принципами раздельного сбора и переработки отходов;
(Данная задача включает в себя изучение того, как правильно отделять разные типы отходов, то впоследствии может способствовать их переработке. Дети узнают о том, какие отходы идут на переработку, а какие должны утилизироваться и как это влияет на состояние окружающей среды).
- Изучить экологические понятия, связанные с отходами и их переработкой;
(Ребята познакомятся с такими понятиями, как «коммунальные отходы человека». Дети поймут, что они могут сделать, чтобы улучшить ситуацию. Каждый индивидуум имеет возможность сделать мир чище, и это осознание является важнейшим шагом к переменам).
«Речевое развитие»:
- Развитие навыков выражения мыслей:
(В ходе презентаций своих работ дети получат возможность не только делиться своим мнением, но и учиться уважать мнения других, обосновывать свои идеи и демонстрировать умение вести диалог).
«Художественно - эстетическое развитие»:
- Стимулировать креативность:
(Дети смогут проявить свою креативность, создавая поделки из вторичных материалов и рисуя на темы, связанные с экологией. Это поможет им увидеть, что отходы могут быть не только источником загрязнения, но и материалом для творчества).
Планируемые результаты:
- Освоение основных концепций раздельного сбора и переработки отходов
- (В результате участники квеста глубже проникнут в тему и смогут применять полученные знания в повседневной жизни).
- Развитие навыков творческого мышления и выразительности:
(Через практические занятия, у детей будут развиты навыки креативного подхода к решению проблем).
- Повышение осведомлённости:
(Дети станут более внимательными и ответственными к экологии, научатся замечать и анализировать экологические проблемы в своём окружении).
Раздаточный материал: кубики «Блума», цветные карандаши, фломастеры, пластиковые бутылки, пластиковые пробки, полиэтиленовые пакеты, картонные коробки, втулки от бумажных полотенец, цветная бумага, пробирки, сода, лимонный сок, уксус, вода, болт, яблоко, салфетки, семена, земля, горшочки, лейки.
Технические средства: музыкальный центр, проектор и экран для показа видеофильма «Правила утилизации твёрдых бытовых отходов», ноутбук, планшеты с выходом в интернет на каждую станцию, usb колонки на каждую станцию, флешка, таблички с названиями станций с прикреплёнными QR - кодами.
Музыкальное репертуар/сопровождение:
Видеофильм «Правила утилизации твёрдых бытовых отходов».
В одном небольшом, но очень уютном и зелёном городке под названием Строитель, где высокие деревья тянулись к самому небу, а цветы благоухали и переливались всеми цветами радуги, жили - были маленькие лесные обитатели - добрые и дружелюбные зверята. Жители с большим трепетом относились к своему городу, ведь он был для них настоящим домом, местом радости и уюта. Каждый день они вместе заботились о каждом деревце, охраняли цветы и слушали песни птиц, которые наполняли город своей мелодичной музыкой.
Но вот однажды случилась неприятность: в их любимом городе начали появляться груды мусора: пакеты, пластиковые бутылки, бумажки и всякие ненужные вещи, которые оказались разбросаны под деревьями и на тропинках. Этот мусор создавал настоящий беспорядок. Бабочкам стало трудно порхать среди цветов, птицы перестали петь так звонко, а зверята стали волноваться за свой родной дом. Город перестал быть таким уютным и красивым, каким был раньше.
Тогда мудрый и опытный старый ёжик, которого все звали просто Ёжик - Защитник, собрал всех животных и обратился к ним с важным предложением. Он рассказал, что чтобы вернуть городу прежнюю красоту и здоровье, нужно обязательно убрать весь мусор, но самое главное - научиться правильно сортировать твёрдые коммунальные отходы. Это значит, что бумагу нужно складывать в один специальный ящик, пластик - в другой, стекло - в третий, а металл - в отдельный контейнер. Только так можно помочь природе и сделать город чистым и радостным снова.
Ёжик - Защитник приглашает всех вас, вместе отправиться в волшебное и увлекательное приключение. Вместе с животными вы:
- Посмотрите фильм, который расскажет о том, как важно заботиться об экологии нашей планеты;
- Поговорите о том, как каждый из вас может сделать наш мир лучше;
- Узнаете, что отходы - это не только проблема, но и возможность создать что - то новое, красивое и полезное;
- Попробуете представить, каким может быть наш мир, если каждый человек будет соблюдать правила утилизации твёрдых коммунальных отходов;
- Изучите свойства различных веществ и материалов и понаблюдаете за настоящими химическими реакциями;
- Почувствуете, как важна защита природе и нашему будущему.
Это путешествие обещает быть не только полезным, но и очень захватывающим и полным загадок .
И теперь перед вами стоит важный вопрос: готовы ли вы стать настоящими героями экологии, помочь лесным жителям и вместе с ними сохранить природу? Если да - значит, вперёд, навстречу приключениям, новым знаниям и заботе о нашем общем доме - планете Земля!
Станция 1 «ЗАБОТА О ПЛАНЕТЕ»
Воспитатель: Ребята, теперь вы пришли на первую станцию - «Забота о планете». Это очень важная тема, ведь именно благодаря нашим совместным усилиям мы можем сохранить нашу планету чистой, здоровой и красивой для себя и будущих поколений. Сегодня мы посмотрим обучающий фильм, который расскажет о том, как правильно сортировать твёрдые коммунальные отходы.
Задание для детей:
Воспитатель: Вам предстоит внимательно посмотреть фильм, который расскажет и покажет, как следует разделять мусор - пластик, бумагу, стекло и другие материалы - для их последующей переработки. После просмотра мы обсудим увиденное и поговорим о том, почему это так важно.
Деятельность детей:
- Просмотреть обучающий фильм, который в доступной и интересной форме рассказывает о правилах раздельного сбора мусора и его переработке;
- Участвовать в обсуждении фильма вместе с воспитателем, делиться своими впечатлениями и задавать вопросы;
- Услышать рассказ воспитателя о различных видах отходов и о том, что можно и нельзя выбрасывать в конкретные контейнеры;
- Отвечать на вопросы воспитателя, демонстрируя понимание увиденного и усвоение информации.
Воспитатель: Поздравляю вас, ребята! Вы отлично справились с заданием, теперь вы знаете, как правильно сортировать мусор и почему это так важно для экологии. Помните, что благодаря вашим знаниям и ответственному поведению мы можем сделать наш город и планету чище и лучше.
(Эта станция способствует формированию у детей основ экологической грамотности и ответственности, развивает понимание важности раздельного сбора отходов и мотивирует к соблюдению экологических норм в повседневной жизни.)
Станция 2 «ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С СЕБЯ»
Воспитатель: Ребята, вы на станции номер два, которая называется «Всё начинается с себя». Здесь мы поговорим о том, как каждый из вас может сделать наш мир лучше. Ведь будь то небольшие дела или небольшие подвиги - именно с личной ответственности начинается изменение окружающей среды. Как вы думаете, с чего стоит начинать заботу о природе?
Задание для детей:
Воспитатель: Вы получите бумажные кубики, на каждой стороне которых вам нужно написать или нарисовать действия, которые помогут сделать наш мир чище и красивее. Это могут быть простые привычки, добрые поступки или даже креативные идеи. Важно, чтобы вы поняли - всё начинается именно с вас! Используйте все необходимые материалы, проявите фантазию и подумайте, что сможете сделать вы, чтобы помочь нашей планете.
Деятельность детей:
- Дети получают бумажные кубики и необходимые материалы;
- Дети думают над своими идеями и тем, что они хотят изобразить или написать;
- Дети начинают рисовать и писать на кубиках;
- Дети завершают свои работы и готовятся к презентации.
Презентация: После выполнения задания на станции, ребята демонстрируют свои работы и рассказывают о их изготовлении.
Воспитатель: Ребята, вы замечательно справились с заданием и ваши кубики получились очень интересными и полезными, потому что вы на них изобразили и написали много интересных идей.
(Данная станция помогает дошкольникам понять, что изменения начинаются с личной ответственности, развивает умение формулировать и выражать свои мысли, а также мотивирует к активному участию в жизни окружающей среды.)
Станция 3 «Творчество из отходов»
Воспитатель: Ребята, вы пришли на третью станцию нашего квеста, которая называется «Творчество из отходов». Сегодня вы узнаете, что отходы - это не только проблема, но и возможность создавать что - то новое, красивое и полезное. Вы готовы раскрыть свои творческие способности, используя различные вторичные материалы? Давайте посмотрим, что интересного мы сможем сделать из пластиковых бутылок, крышек, картонных коробок и полиэтиленовых пакетов!
Задание для детей:
Воспитатель: Ваша задача - использовать предоставленные материалы, чтобы создать свои уникальные поделки. Это может быть что угодно - игрушки, украшения, полезные вещи. Главное - проявить фантазию и показать, что отходы могут обрести новую жизнь и стать частью чего - то прекрасного.
Деятельность детей:
- Дети знакомятся с разнообразными материалами: пластиковыми бутылками, пробками, картонными коробками, пакетами, втулками от бумажных полотенец и обсуждают, из чего эти предметы сделаны и как их можно использовать повторно;
- Дети выбирают материалы, которые им понравились, и при помощи инструментов и материалов начинают создавать свои поделки;
- Дети в процессе создания поделок проявляют творческий подход, фантазию и аккуратность;
- Дети завершают свои работы и подготавливаются к презентации, чтобы рассказать о созданных произведениях и их значении.
Презентация: По окончании работы каждый ребёнок демонстрирует свою поделку, рассказывает , из каких материалов она создана, какой смысл вложен в неё и почему важно уметь использовать отходы с пользой.
Воспитатель: Вы большие молодцы! Благодаря вашему труду и фантазии мы увидели, что мусор может превратиться в нечто удивительное и нужное. Пусть это станет вдохновением не только для вас, но и для всех окружающих. Помните, что творчество и забота об экологии идут рука об руку.
(Данная станция способствует развитию творческого мышления и экологического сознания у детей, помогает им понять ценность вторичного использования материалов и формирует бережное отношение к природе.)
Станция 4 «КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
Воспитатель: Ребята, добро пожаловать на четвёртую станцию - «Картинная галерея». Здесь мы с вами попробуем представить, каким может быть наш мир, если каждый человек будет заботиться о чистоте и порядке, соблюдать правила утилизации и переработки твёрдых отходов. Ваши рисунки помогут нам увидеть, как может измениться планета благодаря ответственному отношению к окружающей среде.
Задание для детей:
Воспитатель: Ваша задача - с помощью цветной бумаги, карандашей и фломастеров создать рисунки, на которых вы изобразите, каким вы видите ваш мир, когда мусор сортируется и перерабатывается, а природа остаётся чистой и красивой.
Деятельность детей:
- Дети получают необходимые материалы для рисования, выбирают цвета и инструменты;
- Дети думают о своих представлениях и идеях о будущем, и том, как может выглядеть мир, где все люди живут в гармонии с природой;
- Дети начинают рисовать свои миры, включив в изображение различные элементы: зелёные деревья, реки, разноцветные дома, людей, которые разбирают мусор и заботятся о природе;
- Дети заканчивают работы, оформляют их и подготавливаются к презентации перед группой.
Презентация: Каждый ребёнок показывает свой рисунок, рассказывает о том, что на нём изображено, и делится своими мыслями о том, каким может быть будущее с правильной утилизацией и переработкой мусора.
Воспитатель: Вы прекрасно справились! Ваши яркие идеи и мечты очень важны - они могут стать началом больших изменений. Ведь будущее нашей планеты зависит от того, как мы относимся к природе уже сегодня.
(Данная станция помогает детям усвоить важные экологические понятия и развивает умение фантазировать и выражать свои мысли через творчество. Она мотивирует стать активными участниками в решении экологических проблем.)
Станция 5 «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Воспитатель: Ребята, вы пришли на пятую станцию под названием «Экологическая лаборатория». Здесь мы будем изучать свойства различных веществ и материалов и наблюдать настоящие «волшебные» химические реакции. Мы будем использовать простые продукты, такие как уксус, лимонный сок и соду, чтобы лучше понять, какие из мусорных отходов могут быстро разлагаться, а какие остаются на нашей планете очень долго.
Задание для детей:
Воспитатель: Мы вместе проведём небольшие и интересные опыты, которые помогут нам узнать, как различные материалы ведут себя под воздействием веществ с разными свойствами - кислот, щелочей и воды. Благодаря этому мы сможем понять, почему пластик и металл надо сортировать отдельно, а органические отходы можно безопасно компостировать.
Деятельность детей:
- Наблюдать за реакцией соды с уксусом: появление пузырьков газа, означающих выделение углекислого газа и химическую реакцию;
- Сравнить, что происходит, когда лимонный сок вступает в контакт с содой;
- Поместить кусочки пластика в разные растворы и внимательно следить за изменениями, если они происходят;
- Опустить металлический предмет в воду и растворы, наблюдая за любыми изменениями поверхности;
- Обратить внимание, что пластик и металл, как правило, не реагируют с уксусом, лимонным соком и содой, что говорит об их стойкости в природе;
- Изучить, как бумага ведёт себя в воде - как быстро она впитывает жидкость и становится мягкой;
- Посмотреть, что происходит с кусочком яблока, если его опустить в воду и кислоты - почему она темнеет и как это связано с разложением;
- Обсудить с детьми, почему соду не используют в опытах с бумагой и яблоком, объяснить различия между щёлочью и кислотой и их роль в химических реакциях;
- Сделать выводы о свойствах различных материалов и важности их правильной утилизации.
Подготовка к опыту:
- Обеспечить безопасное и удобное рабочее место с устойчивой поверхностью, подготовить бумажные полотенца или салфетки для возможных проливов;
- Подписать бутылочки с растворами - «Вода», «Уксус», «Лимонный сок», «Сода» - с помощью лейкопластыря и маркера, чтобы дети не путались;
- Пояснить правила безопасности: воспитатель надевает защитные перчатки, объясняет детям, что все вещества безопасны при правильном использовании, но пробовать их на вкус или трогать без разрешения не стоит.
Ход эксперимента:
- Показать детям каждую бутылочку и объяснить, что в ней содержится: вода, кислоты(уксус и лимонный сок) щёлочь(раствор соды).
- По очереди опускать подготовленные образцы мусора в соответствующие жидкости и наблюдать реакции;
- Задавать детям вопросы, что они видят, почему одни материалы меняются, а другие остаются без изменений, побуждая их к размышлению и внимательности.
Обсуждение итогов:
- Объяснить, что органические отходы - такие как яблоки - разлагаются в пользу почве;
- Рассказать, что пластик и металл разлагаются очень медленно, могут загрязнять природу и потому требуют отдельной переработки ;
- Отметить, что бумага хорошо перерабатывается, но для этого её нужно сортировать отдельно и отправлять на специальные предприятия.
Воспитатель: Вы были большие молодцы, внимательно наблюдали и участвовали в опытах! Теперь вы знаете, что сода и кислоты реагируют друг с другом, создавая пузырьки, а пластик и металл остаются практически неизменными. Вы увидели, как разные материалы ведут себя в обычной воде и специальных растворах, и поняли, почему важно правильно сортировать мусор.
(Данная станция развивает у детей основы химических знаний, формирует наблюдательность и заинтересованность, а также помогает понять экологическую значимость раздельного сбора отходов.)
Станция 6 «ГОРШОЧЕК СВЕЖЕГО ВОЗДУХА»
Воспитатель: Ребята, вы находитесь на шестой станции нашего квеста, которая называется «горшочек свежего воздуха». Это очень символическое название, ведь в ваших горшочках лежат семена деревьев, которые в будущем вырастут и помогут сделать воздух в нашем городе чище, насыщенное кислородом. Благодаря таким деревьям мы сможем дышать свободно и легко, а наш город станет еще более зелёным и приятным для жизни. Эта станция направлена на то, чтобы вы почувствовали, как важна защита природе и нашему будущему. Ведь посадка семян - это не просто занятие, а символ надежды и ответственности за мир вокруг.
Задание для детей:
Воспитатель: Сейчас настало время посадить эти маленькие семечки в горшочки. Каждая семечка - это символ надежды на светлое будущее, на чистый воздух и здоровую планету. У вас есть все необходимые материалы: земля, вода, горшочки, а также материалы для украшения горшочков.Вы сможете проявить фантазию и сделать так, чтобы ваши горшочки выглядели красиво и уникально. Помните, что ухаживая за этими растениями, вы вносите вклад в улучшение нашего города.
Деятельность детей:
- Дети знакомятся с семенами, которые подготовлены для посадки;
(Обсуждают, какие деревья могут вырасти из этих семян и почему это важно для экологии).
- Дети принимают участие в процессе посадки:насыпают землю в горшочки аккуратно и ровно.
- Дети аккуратно кладут семена в землю, соблюдая все рекомендации по глубине посадки;
- Дети поливают семена водой из леек, обсудив, почему важно своевременно и бережно ухаживать за растениями.
- Дети присыпают семена тонким слоем земли, чтобы обеспечить им наилучшие условия для прорастания;
6.Дети творчески подходят к украшению горшков: используют цветные карандаши, блёстки, наклейки и другие материалы, чтобы украсить свои произведения и написать на них пожелания для будущего.
Презентация: После завершения всех заданий на станции, каждый ребёнок показывает свой «горшочек свежего воздуха» группе, рассказывает, каким образом он украсил свой горшочек, что именно для него символизирует надежда и какие ожидания он связывает с будущим, связанным с заботой об экологии.
Воспитатель: Вы - настоящие молодцы! Теперь у каждого из вас есть маленький символ надежды, за которым вы сможете наблюдать и о котором будете заботиться. Помните: семена, посаженные сегодня, вырастут и принесут пользу всем нам. И не только на земле, но и в наших сердцах мы тоже сажаем семена заботы и ответственности за окружающий мир.
(Данная станция помогает детям ощутить важность и значимость заботы о природе, учит проявлять терпение и ответственность, формирует у них позитивное отношение к окружающей среде и будущему.)
Заключение квеста
(Все команды собираются в музыкальном зале)
Подведение итогов
Вручение грамот и памятных подарков участникам квеста
Ведущий: Дорогие ребята, вы проделали огромную работу вместе с нашими маленькими друзьями - животными и птицами из города Строитель. Вы узнали много нового и важного о том, как нужно правильно обращаться с мусором, чтобы сохранить наш прекрасный мир чистым и красивым. Сейчас, когда мы вместе познакомились с правилами сортировки, поняли, как важно уважать природу и защищать её - я хочу, чтобы вы запомнили: каждый из вас имеет силу делать мир лучше! Ведь даже самые маленькие поступки могут привести к большим переменам. Отныне город Строитель снова может стать уютным, красивым и радостным местом для всех нас.
Эколог: Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рад, что вы так внимательно слушали Ёжика - Защитника и приняли активное участие в защите природы. Экология - это наука о том, как сохранить нашу планету здоровой и красивой. Раздельная сортировка мусора - это первый и очень важный шаг на пути к этому. Помните, что переработка отходов помогает не только уменьшить свалки, но и бережёт природные ресурсы, экономит энергию и защищает животных и растения. Каждый из вас может стать настоящим героем, если с самого детства будет заботиться о нашем общем доме - Земле. Спасибо вам за вашу любовь к природе и готовность помогать ей.
Ёжик - Защитник: Я, Ёжик - Защитник, очень горжусь вами! Вы справились со всеми заданиями, проявили заботу и внимание к нашему миру. Помните, что город Строитель - это не просто место на карте, а наш общий дом, который нуждается в нашей защите. Пусть забота о природе станет вашим добрым привычным делом - выбрасывайте мусор только туда, где ему место, уважайте растения и животных, и вместе мы сделаем наш мир чище, ярче и дружелюбнее для всех! А теперь пора отправиться домой с новыми знаниями и добрыми делами, чтобы рассказать обо всём, чему вы научились, своим друзьям и близким.
Слова прощания
Ведущий: Спасибо всем, кто участвовал в нашем приключении! Помните, что ваша забота о природе важна каждый день, не только во время квеста. Делитесь своими знаниями с другими, помогайте поддерживать чистоту в своём городе и всегда будьте внимательны к окружающему миру. Пусть общество маленьких защитников природы растёт и помогает всему живому вокруг. До новых встреч на следующих экологических путешествиях!
Создание итогового продукта
Воспитатели совместно с воспитанниками организовывают мини - выставку
«Защитим планету от мусора!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, не правильно пишет буквы.
Материал будет полезен родителям и воспитателям, заинтересованным в обучении дошкольников. Игры позволят в дальнейшем избежать грубых ошибок на письме и в чтении....
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка- путь к правильной речи»
Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!...

Развитие речевого дыхания - путь к правильной речи
В статье описываются этапы работы над формированием речевого дыхания с примерами игр и упражнений....

Статья из опыта работы «Игровые технологии - путь к правильной речи дошкольника»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

Квест-игра "Чистая вода для пруда"
квест-игра для детей старшей группы "Чистая вода" с экпериментированием и опытами....

квест-игра «Преодолеем все пути, хотим мы в армию пойти».
Цель: Воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности, поднятие престижа Российской Армии.Задачи:Образовательные:-Закрепить двигательные навыки детей;-Расширить знания детей о квест-...
