Нетрадиционные способы изодеятельности как средство развития мелкой моторики будущего школьника
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

При организации работы с детьми по изодеятельности важно стимулировать проявление самостоятельности и творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bubnova_aa_netradicionnye_sposoby_izodeyatelnosti.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные способы изобразительной деятельности и развитие творческих способностей дошкольников

А.А. Бубнова, воспитатель

МДОУ детский сад «Белочка» г.п. Федоровский Сургутский р-он, ХМАО-Югра

    При организации работы в изобразительной деятельности важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества.                

   Как утверждают современные исследователи Лыкова И.А., Комарова Т.С., Зарянова О.Ю.,  результатами работы в данном направлении должны стать активность и самостоятельность детей в изодеятельности; умение находить новые способы для художественного изображения; умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. [ 1 ]                      

    Используя нетрадиционные способы изодеятельности – кляксографию, монотипию, рисование на мокрой бумаге, свечой, ладошкой в  работе с детьми, мы выбираем разные пути развития творчества, принимая варианты, предложенные Т.С. Комаровой, Н.П. Саккулиной, Н.Б. Халезовой:

  1. От создания образа – к выбору средств выразительности.
  2. Средства выразительности подсказывают выбор темы и способа изображения.
  3. Стихийное возникновение образов и их дальнейшее преобразование. [2;3]                      

    Как показывает наш опыт работы, этот вариант особенно интересен детям, вызывает восторг и удивление, помогая ребенку создавать необычные картины, поделки, постройки, коллажи. Когда ребенок точно знает, что он хочет нарисовать, наступает момент выбора средств изображения: чем и как рисовать. В распоряжении детей нашей группы всегда богатый выбор изобразительного материала: гуашь, акварель, карандаши, уголь, восковые мелки, кисти, тычки, зубные щетки, поролоновые штампики. Наша задача – научить детей ими пользоваться.

    Как справедливо утверждает педагог Мамченкова Н.В., творчество проявляется именно тогда, когда ребенок сам ищет пути изображения придуманного, сам решает, какими деталями дополнить основной сюжет или главную фигуру для большей выразительности. Если творческий процесс поиска осуществляется постоянно, то в конечном итоге успех обеспечен.       [ 4 ]                                                                                                                                                                

      Мы, педагоги,  лишь вовремя помогаем, не давая прямых рекомендаций предложив подумать, попробовать разные варианты и выбрать лучший, подсказав детали, которые могут быть нарисованы или вырезаны из открыток, старых книг, ткани, самоклеящейся бумаги. Предлагая поролоновый штампик, показываем детям возможности изображения пушистых комочков (цыплята с курицей, в траве одуванчики, крона  дерева). С помощью зубной щетки и кисти можно изобразить хвою, иней на веточках, пушистого котенка.

    Так как в творческом процессе самое важное – это миг удивления и открытий, используем практически ежедневно рассматривание формы облаков, очертаний луж, настольные игры «Силуэты», «Что забыл художник?», «Дорисуй». Используем и прием рисования потеками, когда на мокрый лист бумаги наносятся мазки красками разного цвета, а, поднимая лист вертикально, и поворачивая его вокруг своей оси, можно наблюдать, как цветные ручейки, обгоняя друг друга, устремляются вниз, создают тем самым неповторимый узор в самых различных сочетаниях цвета и линии. Такой закрашенный лист бумаги служит фоном для сюжета рисунка или аппликации.

    Развитию творческого воображения способствует и пальчиковая живопись, когда, намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги, и, найдя сходство с чем-либо, дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, жар-птица, петушки, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты.

    Таким образом, нетрадиционные способы изобразительной деятельности способствуют развитию у детей творчества, воспитанию художественного вкуса, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение.

Список используемой литературы:

  1. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2000.- 152 с.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность  в детском саду: Обучение и творчество.- М.: Педагогика, 1990.- 144с.
  3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова.- 2000. – 256 с.
  4. Мамченкова Н.В. Проектная деятельность на занятиях по изобрази-тельной деятельности.- М.: Первое сентября, 2006.