Главные вкладки

    Методическая разработка по рисованию на тему:
    Пояснительная записка к планированию занятий в детской студии изобразительного искусства с использованием нетрадиционных изобразительных техник.

    Нечаева Ольга Александровна

    Пояснительная записка к планированию занятий в изобразительной студии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка к  планированию занятий в детской студии изобразительного искусства  с использованием нетрадиционных изобразительных техник.

    Преподаватель изодеятельности: Нечаева О.А.

    Цель программы: развитие  у детей дошкольного возраста  изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами.

                                         

                                          « В одном мгновенье видеть вечность

                                             Огромный мир – в зерне песка

                                             В единой горсти – бесконечность

                                             И небо – в чашечке цветка».

                                                                          Уильям Блейк

    Задачи программы:

    1. Формирование всесторонне  развитой личности:

            - развитие коммуникативных качеств;

            - развитие воображения, как основы творческой деятельности;

            - развитие образной, ассоциативной памяти, внимания;

            - развитие речи;

            - формирование нестандартного мышления;

            - развитие координации и мелкой моторики;

    1.  Сохранение и укрепление психологического здоровья ребёнка.
    2.  Развитие изобразительных навыков и умений.
    3.  Приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры.

    Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала. Рассчитана на детей с 3  до 7 лет.  

    Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественно-эстетическое развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

    Творческий процесс предполагает наличие технических навыков и знакомство с различными изобразительными техниками.

                Освоение технических навыков

     С 3 до 4 лет – правильно держать карандаш и кисть  в руке тремя пальцами не слишком близко к концу; правильно обмакивать кисть в краску и промывать ее в воде; отработка навыков сохранения направления движения по окружности и по прямой; обучение правильным приемам закрашивания.

    С 4 до 5 лет-  формирование осознанного умения менять положение карандаша или кисти при различных приемах рисования; обучать детей рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий; овладение навыком изменения направления движения руки при рисовании.

    С 5 до 6 лет – научить по-разному, держать карандаш и кисть при различных приемах рисования; учить использовать в рисунке линии разной интенсивности, что достигается регуляцией силы нажима на карандаш; отрабатывать ритмичность при повторности однородных движений.

    С 6 до 7 лет – освоение движений быстро изменяющих направление на противоположное; отработка навыка регуляции силы нажима на карандаш; учить передавать пропорциональное соотношение предметов на рисунке.

              Знакомство с различными изобразительными техниками

    С3 до 4 лет - Пальчиковая живопись, аппликация, рисование разными материалами, работа восковыми мелками и акварелью, тестопластика, пластилинография, рисование мыльными пузырями, мятая аппликация, печать по трафарету.

    С4 до 5 лет – Аппликация, рисование разными материалами, работа восковыми мелками и акварелью, тестопластика, пластилинография, мятая аппликация, печать по трафарету.

    С5 до 6 лет – Аппликация, рисование разными материалами, работа восковыми мелками и акварелью, тестопластика, пластилинография, мятая аппликация, печать по трафарету, граттаж,  работа акварелью по-сырому, печать засушенными листьями, изонить.

    С6 до 7 лет – Аппликация, рисование разными материалами, работа восковыми мелками и акварелью, тестопластика, пластилинография, мятая аппликация, печать по трафарету, граттаж,  работа акварелью по-сырому, печать засушенными листьями, изонить, флористика, картины из перьев, круп, ниток и разного бросового материала.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    1.  Комплектование групп

    Группы детей комплектуются с учетом желания родителей и, что немаловажно, детей. Ребенок сам осознает, хочет он заниматься изодеятельностью или нет. Сомневающиеся или нерешительные дети могут посетить одно-два занятия и принять решение. В группе обычно 8-10 человек. Формирование происходит с учетом, особенностей развития детей в изобразительной деятельности и психологических характеристик, присущих каждому возрасту.

       2.    Организация занятий

    Занятия проходят 1 раз в неделю.  Длительность занятий зависит от возрастных особенностей детей.

          С 3 до 4 лет – 15-20минут.

          С 4 до 5 лет – 20-25 минут.

          С 5 до 6 лет – 25-30 минут.

          С 6 до 7 лет – 30-35 минут.

    Этого времени достаточно, чтобы дети настроились на изобразительную деятельность. Занятие включает в себя игровые и релаксационные приемы, пальчиковую гимнастику,  физкультминутки, упражнения для глаз, просмотр экспонатов, репродукций картин художников, слайдов и видеофильмов, слушание музыки.                                                  

    Структура  занятия  может  быть  гибкой  и изменяться от целей задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
    Вводная часть- каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал.
    В
    основной части  или  практической дети выполняют  задание,  при  необходимости  помогаю советом и  провожу индивидуальную работу.
    Очень  важна  
    заключительная  часть, в ней  подводиться  итог  занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие  успешного развития  детского изобразительного  творчества.  Во-первых, детям  это нравится, а во-вторых, позволяет  ребёнку полнее  осмыслить   результат  своей   деятельности,  учит  его  задуматься  над  тем,  что у    него   получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается.

    Свою работу строю на следующих принципах:

    1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
    2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
    3. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
    4. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

     3.   Взаимодействие с родителями

    Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка.

    Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. В течение нескольких лет мы являлись участниками городских и районных  выставок, оформляли выставки в городской детской библиотеке и детском саду. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, является украшение зала к праздникам и досугам. Такие выставки очень радуют детей и их родителей.
    Так   как  профессиональная   деятельность   любого   педагога   может   быть    по-настоящему результативна,  лишь  в  том  случае,  если  родители  являются его активными помощниками и единомышленниками. Моей задачей было заинтересовать родителей перспективами  развития детей,  сделать их союзниками в своей работе.
    Взаимодействие с родителями может быть индивидуальными и коллективными. Коллективная работа  требует особой деликатности  и осторожности, так как неточно сказанное  слово может глубоко ранить родителя.  В работе с родителями нужно учитывать:

    1. разную исходную базу личностного развития ребенка, не сравнивать детей друг с другом;
    2. находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить от души детей;
    3. уметь устанавливать доверительные, доброжелательные отношения;
    4. доступным языком доводить результаты диагностического отслеживания;
    5. по возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу.

    Все мы, родители и педагоги хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом хотели бы видеть личность. Интересную личность. А личность, это, прежде всего знающий, уверенный в себе и своих способностях, психически здоровый человек


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОЙ СТУДИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

    планирование занятый с использованием нетрадиционных изобразительных технологий в подготовительной группе....

    Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.

    Конспект занятия по изобразительной  деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.Для детей старшего дошкольного возраста...

    Конспект открытого интегрированного занятия в первой младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования "Покормим цыплят" (рисование ватными палочками).

    Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования....