Конспект занятия "Русская матрешка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

    Показать взаимосвязь декоративно-прикладного и музыкально-поэтического творчества русского народа, развивать творческую деятельность детей, воспитывать уважительное отношение к художественному труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matreshka.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект нетрадиционного  познавательного занятия  

 РУССКАЯ МАТРЁШКА

(средняя группа)

Воспитатель: Локтионова Т. В.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством русского народа – деревянной матрёшкой; познакомить с технологией её изготовления;

Учить понимать назначение произведений искусства, видеть их красоту и самобытность;

Показать взаимосвязь декоративно – прикладного и музыкально – поэтического творчества русского народа;

Развивать творческую деятельность детей;

Воспитывать уважительное отношение художественному труду, культуре русского народа;

ХОД ЗАНЯТИЯ:Хозяйка встречает гостей в горнице:

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Расскажу я вам сегодня об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам. А вот о каких игрушках идёт речь, догадайтесь:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается  рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть,

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …(матрёшка)

Конечно, это матрёшка , самая необычная игрушка. (воспитатель предлагает детям рассмотреть, потрогать матрёшку, полюбоваться ею)

Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал её художник. Любуешься ею и сердце радуется.

А вы знаете, откуда матрёшка к нам в Россию пришла?

  Давным – давно привезли в Россию из далёкой страны Японии игрушку – фигурку добродушного лысого старичка Фукуруму. И таким умным – преумным был этот Фукурума, что его голова даже вытянулась от постоянных раздумий вверх. Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри неё сидела вся его многочисленная семья. Поэтому выражение лица у Фукурума было таким озабоченным, ведь всю семью надо как – то прокормить. Игрушка эта была выточена из дерева. Значит она какая? (деревянная)

  Когда в Японию приехал русский художник Сергей Васильевич Малютин, он увидел фигурку деревянного Фукурумы и так она ему понравилась, что решил он привезти её в Россию. Показал её русским умельцам, народным мастерам. Заморский гость им тоже понравился, по душе пришёлся. Только решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан,голову покрыть платочком. Как вы думаете, почему? (раньше русские женищины обязательно ходили в платках)

 Кто – нибудь из вас, ребята, знает из какого дерева стали делать матрёшек?

  1. Шёл я лесом, нашёл я дерево.

Из этого дерева выходят четыре дела:

Первое дело – лапти плести,

Второе дело – пчёлы любят,

Третье дело – от простуды лечит,

Четвёртое дело – детям на радость. (липа)

Лапти плетут из лыка (липовой коры), пчёлы любят собирать сладкий нектар из цветов липы. А мёд, который они делают так и называется – липовый. Для изготовления матрёшек тоже используют липу: она хорошо поддаётся обработке.

  Сделали мастера заготовки, выточили пустые фигурки из дерева и художникам отдали.

Потрогайте, погладьте матрёшку внутри и снаружи.

Чем отличаетсявнутренняя поверхность от наружной?

А теперь понюхайте: чем пахнет матрёшка внутри? А снаружи?

Почему запах отличается?

   Прежде чем расписать матрёшку красками, художник должен подготовить фигурку. Он трижды натирает её жидким крахмалом: обмакнёт руку в крахмальный раствор, разотрёт его по дереву, подождёт пока высохнет, и повторяет всё сначала. Если же не подготовить таким образом основу – заготовку, то краска растечётся по мельчайшим жилкам и трещинкам дерева. И рисунок тогда выйдет смазанный. А накрахмаленная поверхность, когда подсохнет становится белой и гладкой. Только тогда можно начинать расписывать матрёшку.

    Расписали русские художники матрёшку на славу: губки бантиком, румянец на щёчках яблочками лёг, прикрыл голову весёлый платочек, свесилась из -  под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. И начали матрёшек по русским сёлам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

«Смастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»,

«Люби дело – мастером будешь»,

«Всякий мастер сам себе дивится»,

«Дело мастера боится»,

«Всякому молодцу ремесло к лицу».

А какие пословицы и поговорки о труде, знаете вы, ребята?

   Разные мастера матрёшек расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрёшки, да у каждой свой характер угадать можно:одна грустит отчего – то, другая задумалась, третья смеётся, а четвёртая будто сердится немного.

Какие цвета для росписи используют художники. Таких цветов как на сарафанах матрёшекне найти ни в одном саду, сравниться с ними может только аленький цветочек из сказки.

     И действительно, мастера творят свою сказку – особый прекрасный мир, где нет места некрасивому, неинтересному: они не повторяют окружающее, а украшают его.

Посмотрите внимательно, полюбуйтесь красотой игрушек.

Какая из них вам понравилась больше? Чем?

   Когда матрёшка покрыта росписью, мастерица берёт прозрачный мебельный лак и наносит его поверх росписи. Затем матрёшка будет сушиться в печи, сверкая лакированными боками; в полутьме её цветы кажутся живыми.

Хочется вам поиграть с матрёшкой?

Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!

(хозяйка берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).

У кого в руках матрёшка,

Тот попляшет с ней немножко!

У кого в руках матрёшка,

Тот похлопает в ладошки!

Кто матрёшку в руки взял

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшку в руки взял,

Тот красиво приседал!

Гости дорогие, а не хотите ли вы послушать озорные народные частушки, в исполнении наших матрёшек? (девочки поют частушки)

  1. Я – матрёшка расписная,                         2. Что же делать, маменька,

Деревянна, лакова.                                        Что родилась маленька.

Меня милый разлюбил,                                Что же делать родненька,

А я не заплакала!                                             Хоть мала, да модненька!

3. На заре трубит рожок,                         4. Мы – матрёшки, мы – сестрички,     Кличет стадо пастушок:                        Мы – толстушки, невелички-          Выходи, Бурёнушка,                                               Как пойдём плясать и петь,        - Выхожу, Матрёнушка!                                              Вам за нами не успеть!

5.Восемь кукол деревянных,            6. Мы – матрёшки,как кругляшки,                                                                                        В разноцветных сарафанах                   Все мы лаковые,                                                                                      В группе все у нас живут;                       Как плясать пойдём -                                                                                    Всех матрёшками зовут.                                                         Только пыль столбом!

Хозяйка: Вместе с матрёшками предлагаю всем поплясать – самое время повесилиться, отдохнуть (пляска «Ах, вы сени, мои сени»)

Собирайся детвора, ждёт вас русская игра!

(проводится игра « Бабушка Маланья». Ребёнок – бабушка выполняет главную роль в цетре хоровода, становится образцом для подражания. Остальные дети подражают бабушке, берутся за руки, идут хороводом и приговаривают:  

У Маланьи, у старушки                                                                                                 Жили в маленькой избушке.                                                                                                  Семь дочерей, семь сыновей.                                                                                                     Все без бровей,                                                                                                                              С такими глазами,                                                                                                                             С такими усами,                                                                                                                                  С такой головой,                                                                                                                                 С такой бородой.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики, изображают то, о чём говориться в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и пр.

Целый день сидели                                                                                                                            На неё глядели,                                                                                                                     Делали вот так…

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за «бабушкой» любое смешное движение).

Хозяйка: Делу время - потехе час. Приглашаю вас в художественную мастерскую, где мы сможем сделать красоту своими руками: расписать матрёшку.

(Дети проходят в изо – студию, где для работы уже  всё готово: фигурки матрёшек, кисти, краски).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Тема: "Матрешки"

Тема: «Матрешки»Задачи: Учим детей действовать со сборно-разборными игрушками из двух однотипных частей. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с...

Конспект НОД "Матрешка" ОО "Художественно-эстетическое развитие", "Социализация"

Знакомство с народным промыслом  народным промыслом (павловопосадские шали). Воспитание чувства гордости за народных умельцев своего края.Развитие творческого восприятия и воображения, умен...

Конспект НОД «Матрешки»

Для воспитателей групп раннего возраста...

Конспект Тема: «Матрешка в подарок»

Непосредственной образовательной деятельности: Художественное творчество (лепка) в первой младшей группе детского сада ...

Конспект "Русские матрешки"

Конспект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе...

Конспект занятия "Матрешка"

Интегративное занятие по художественно-эстетическому развитию...

Конспект ООД "Матрешки"

Развивающее музыкальное заняти на основе фольклерных потешек....