Публикация "Выставочное дело в детском саду". Статья для работников детских учреждений, заинтересованных родителей.
статья по рисованию по теме

Хричкова Галина Федоровна

Мною подготовлена статья для педагогов, работающих с детьми, также для увлеченных людей оформительским искусством, для изодеятелей образовательных учреждений и для творческих, заинтересованных родителей, понимающих смысл выставочного дела для развития ребенка, как эстетически развивающей и гармоничной среды. Выставка – это не просто экспонируемые вещи, рисунки и предметы. Это достижения детей, мир детского творчества, мир талантливых изобретателей. Как важно, чтобы ребенок ощущал свою значимость и видел свои достижения в творчестве, что, несомненно, стимулирует юное дарование на развитие большей креативности, повышает его самооценку, учит не только индивидуализму, но и коллективизму. Принадлежность чему-то общему, неразрывному и красивому, коллективному. Детские рисунки и поделки могут о многом рассказать родителям, о том, как развивается ребенок, каков его внутренний мир. В данной статье представлены особенности композиционного решения в оформлении выставки. Значение выставочного дела, рассказывается о том, как грамотно составить экспозицию и композицию выставки.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._vystavka..docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Выставочное дело в детском саду.

«Выставка – мир детского творчества».

В детском саду №12 «Брусничка», я  регулярно оформляю тематические детские и праздничные выставки, которые украшают центральный холл детского сада. Для того чтобы оформить выставку, необходимо знать правила оформительского искусства, законы композиции и стремиться к креативному подходу в оформлении.

Оформительское искусство имеет свою историю и традиции, уходящие в истоки народного творчества. За многовековый путь развития это искусство накопило большой практический опыт.

Выставки – одна из важнейших составляющих культуры человечества. Она затрагивает такие понятия как экспозиция, законы и элементы композиции.

Говоря о выставке не возможно не затронуть оформительскую деятельность как художественную организацию среды жизнедеятельности человека. В арсенале средств, которыми обладает оформительское искусство, есть элементы монументального, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна.

Выставки в детском саду имеют особую камерную атмосферу, да и посетители здесь особенные. Выставки в детском саду, задумаются, прежде всего, для семейного посещения, когда родители и дети вместе смотрят, обсуждают, размышляют.  Выставочное дело в детских садах сейчас очень актуально, т. к. первым образовательным институтом для ребенка является детский сад, то просто необходимо закладывать в детях эстетические понятия красоты и гармонии, чувства цвета, композиции. Эстетическое пространство должно помогать развитию ребенка.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью, гибкостью, подвижностью. А выставка в полной мере является результатом проделанной работы педагога и детей. Это место, где дети могут оценивать свои достижения, успехи, делиться положительными эмоциями, что повышает работоспособность и самооценку ребенка. Каждый рисунок или экспонат – это часть единого целого, т. е. выставки, которая воспитывает чувство сплоченности и коллективизма, развивает эстетические чувства и  вкус детей.

 Среди родителей и воспитателей много увлеченных людей. Их творения также  достояние детсадовских экспозиций. Это место встречи родителей и детей, приносящее радость общения, это точка соприкосновения мира искусства с миром ребенка.  

Для тех, кто занимается с детьми на изостудиях, для педагогов и родителей, интересующихся данной темой, необходимо знать  особенности композиционного решение в оформлении выставки:

Художественное оформление выставки затрагивает такие понятия как художественная экспозиция, элементы   и законы композиции.

Экспозиция - от лат. expositio — выставление на показ, изложение.

Экспозиция, считается законченной тогда, когда из нее ничего нельзя убрать и нечего нельзя добавить. Экспозиция как целое имеет некий смысл, которого в отдельно взятом предмете может и не быть.

Вся экспозиция создается по единой научной концепции. Главное качество - экспозиция должна быть построена с учетом особенностей восприятия зрителя.

Язык пространства экспозиции.

  1. Значимость пространства – не только в восприятии предмета, но и человека. Поэтому самое неудачное место – у входной двери.
  2. Пространство должно быть подчинено экспонируемой вещи.
  3. Важен фактор времени. Можно ускорить и уменьшить время просмотра (если малый интервал развески, то осмотр более быстрый).
  4. Очень важен свет, им можно манипулировать восприятия зрителя. При дневном освещении хорошо экспонируется дерево, ему подсветка не нужна.
  5. Цвет обостряет восприятие экспозиции, им можно выявить отдельный предмет, а можно убить. Серебро не показывают на красном фоне. Керамика хороша на красном, золото – на черном и красном. Не разрешаются цветовые подцветки.  Стена должна быть гладкой, не блестящей. Береста хороша на грубой стене. Иногда при экспонировании скульптуры применяются цветовые драпировки.

Экспозиция строится с учетом законов и элементов композиции, композиционного размещения.

Слово «композиция» происходит от лат. Compositio, что означает сочетание частей в определенном порядке. Существуют два основных вида композиции: объемно-пространственная и плоскостная. Важнейшими выразительными средствами композиции являются объем, пространство, характер освещения, место композиционного центра, симметрия, асимметрия, цвет и др.

При оформлении выставки необходимо учитывать законы композиции. Композицию экспонатов выставки надо понимать как единое целое.  

 Выставочным экспонатам необходимо придать ритм, чередуя большие и малые, или отличные по цветовому тону. Ритм – универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Ритм всегда подразумевает движение. Ритмичные построения осуществляются как на самой плоскости картины, так и в расположении объектов в пространстве. Ритм подчинен композиции и помогает зрителю акцентировать внимание на важных моментах, и настраивает его на определенный лад, усиливает выразительность изображения.  

Еще один не маловажный фактор – равновесие (уравновешенность частей). Нужно избегать перегруженности с одной стороны. Равновесие в композиции достигается равномерным распределением элементов. В уравновешенности композиции имеют значения не только сами массы предметов, но их тон и цвет. Маленький темный объект может уравновесить большой, но серый. Пятно яркого цвета в одной стороне требует своего повторения в другой.

В оформлении выставки может быть выявлен композиционный центр, которому подчинена основная мысль, идея. Это может быть экспонат несущий смысловую, цветовую нагрузку. Все элементы композиции – единого целого – подчиняются ему. Художник-оформитель заранее задумывает акцентировать самый главный, основной момент, на который рассчитано наибольшее внимание зрителя. Это самый удачный экспонат.  Наиболее удачные работы необходимо развешивать на уровне глаз зрителя. На это место нельзя вывешивать неудачные работы, т. к. они будут существенно «проигрывать».

Важную роль в построении композиции  выставки играют сопоставления и контрасты. Выразительность композиции усиливается, если она строится на сопоставлении большого и малого, динамичного и неподвижного, яркого по цвету и сдержанного, красивого и уродливого и т.д.

Итак, при построении композиции выставки необходимо заранее составить план-схему, которая будет отражать все законы  и элементы единого композиционного целого.

Выставка – это не просто экспонируемые вещи, рисунки и предметы. Это достижения детей, мир детского творчества, мир талантливых изобретателей. Как важно, чтобы ребенок ощущал свою значимость и видел свои достижения в творчестве, что, несомненно, стимулирует юное дарование на развитие большей креативности, повышает его самооценку, учит не только индивидуализму, но и коллективизму. Принадлежность чему-то общему, неразрывному и красивому, коллективному.  Детские рисунки и поделки могут о многом рассказать  родителям, о том, как развивается ребенок, каков его внутренний мир.  

Детский рисунок - это один из самых ярких способов отразить участие ребенка в конечном результате. Наивный, нестандартный детский рисунок, оформленный некой серьезной "взрослой" технологией придает всей поделке очарование и неповторимость, "мы сделали это вместе" - эти слова дорого стоят и станут весомым вкладом в ваш опыт искреннего общения.

Выставка – это гордость для детей и родителей. «Мой рисунок взяли на выставку!», «Вот обрадуется мама и папа!». «Я умею рисовать, я люблю рисовать!» - говорят восторженные дети.  На выставке раскрывается потенциал ребенка. Очень важно помимо праздничных и тематических проводить еще персональные выставки детей. Каждый детский рисунок  - это уже шедевр, неповторимый, нарисованный подвижной детской рукой, с наивным детским разумом.

Список литературы.

  1. Борисов В. П. Как оформить выставку в городе. М., 1981
  2. Быков В. В.  Агитационно-оформительское искусство, материалы и техники. М., 1978
  3.  Дараган М. В. Основы декоративно-оформительского искусства. М., 1983
  4. Лебедева Е. В. Искусство художника оформителя. М., 1981
  5. Нешумов Б. В. Основы декоративного искусства в школе.
  6. Сокольникова Н. М. Изобразительное  искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., 2006
  7. Соловьев С. А. Декоративное оформление. М., 1987
  8. Шорохов Е. В. Композиция. М., 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Буклет для родителей в детском саду "Режим дня в детском саду".

Памятка для родителей второй младшей группы....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ на 2016 - 2017 учебный год в детском саду "Берёзка" филиале МБДОУ детского сада "Сказка" образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" направление "МУЗЫКА"

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ   на 2016 - 2017 учебный год в детском саду "Берёзка" филиале МБДОУ детского сада "Сказка" образовательная область "Художественно-эстетическое разви...

Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»

Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»...

Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложивш...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в детском саду. статья

Данные рекомендации по поддержке инициативы и самостоятельности детей предназначены для педагогов дошкольного образовательного учреждения. Они содержат основные понятия, этапы развития и показатели са...


 

Комментарии

Казакова Надежда Константиновна

Чрезвычайно заинтересовал данный материал, так как все выставки, организуемые в детском саду, лежат на моих плечах. И мне тема организации творческих выставок рисунков и поделок детей, родителей, педагогов до боли близка и знакома.И в 2010 году в республиканском педагогическом журнале "Народная школа" (№ 6) была напечатана моя статья "Творчество без границ", посвященная теме организации совместных творческих выставок в ДОУ. Спасибо за освещение данной темы. Казакова Надежда. Чебоксары