Занятие по рисованию "Зимние чудеса"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Главная задача занятия - это пробуждение в детях эмоционально- положительного отношения к природе и формирование умения передавать свои впечатления о красоте зимней природы с помощью простых приемов художественного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Расширение представлений о музыкальных инструментах

 

Программное содержание:

Оздоровительные:

  1. Формировать правильную осанку, повышать двигательную активность детей

Образовательные:

  1. Закрепить с детьми понятие «оркестр», виды оркестров, группы инструментов
  2. Продолжить учить детей слушать музыкальные фрагменты внимательно сначала до конца
  3. Учить детей слышать красоту в звучании того или иного инструмента, запоминать название и звучание данного инструмента.
  4. Развивать музыкальную память
  5. Расширять кругозор и словарный запас детей
  6. Повторить с детьми различия золотой и поздней осени.

Воспитательные:

  1. Воспитывать музыкально – художественный вкус, стимулировать творческие проявления
  2. Создать положительный настрой от восприятия музыки и условия для совместной музыкальной деятельности

Предварительная работа:

  1. Знакомство с видами оркестров
  2. Разучивание песни «Модница», танца «Коротышки»
  3. Рассматривание иллюстраций ранней и поздней осени
  4. Заучивание и чтение стихов

Индивидуальная работа:

  1. Учить различать музыкальные инструменты по внешнему виду
  2. Развивать тембровый слух у

Словарная работа:

  1. Пополнить словарный запас детей словами:
  1. струнно – смычковые инструменты,
  2. скрипка – скрипач
  3. альт – альтист
  4. виолончель – виолончелист
  5. контрабас – контрабасист

Оборудование:

  1. экран, проектор, ноутбук
  2. музыкальный центр
  3. CD – диски
  4. Скрипка
  5. Иллюстрации музыкальных инструментов  

Методы:

  1. Наглядный – мультимедийная презентация, музыкальный инструмент скрипка
  2.  Практический – слушание, пение, танец
  3. Словесный – беседа, использование художественного слова

Приемы:

  1. Игровой персонаж До- Ми – Соль-ка
  2. Дыхательная гимнастика
  3. Использование ИКТ
  4. Путешествие на облаке
  5. Рассматривание музыкального инструмента скрипки, игра на ней
  6. Имитация игры на скрипке
  7. Слушание музыки
  8. Использование художественного слова
  9. Гимнастика для глаз
  10. Пение, танец, слушание музыкальных фрагментов

Дети под музыку заходят в зал. Встают в большой круг.

Слайд 1.

Музыкальное приветствие

Музыкальный руководитель:

Я – веселая До – ми – соль – ка, У меня очень хорошее радостное настроение. Мне хочется, чтобы и вы не скучали. Я поделюсь с вами своим настроением. Давайте передадим его по кругу.

С ладошки сдувает, передает рядом стоящему ребенку, он передает дальше.

Ну вот, теперь мы все радостные и веселые, улыбнемся друг другу.

Ребята, вы любите путешествовать? Предлагаю отправится в удивительное путешествие – в город музыкальных инструментов. Хотите? До этого города добраться нелегко. Отправимся мы туда на облаке. Согласны? Рассаживайтесь поудобнее.

Мы на облаке летим (слайд 2)

На землю с облака глядим

Видим горы и леса (слайд 3, 4)

Это просто чудеса!

В мир волшебный, в мир прекрасный

В музыкальный мир войдем

Многое мы там узнаем

И с собою привезем.

А.В.Глотова

Вот мы с вами и прибыли в город музыкальных инструментов.

(слайд 5)

Скажите, пожалуйста, какие инструменты вы знаете?

Ответы детей

На какие группы делятся музыкальные инструменты?

Ответы детей

Ребята, что такое оркестр?

Ответы детей

Правильно, это большая группа музыкантов, которой управляет дирижер.

А какие виды оркестров вы знаете?

Ответы детей

Сегодня я вам расскажу, какие инструменты составляют основную часть симфонического оркестра. (Слайд 6)

Давайте посмотрим, какие группы инструментов входят в состав симфонического оркестра. (слайд 7)

  1. Струнно – смычковые
  2. Духовые медные,
  3. Духовые деревянные
  4. Ударные

В городе музыкальных инструментов есть Оркестровая площадь. На ней мы с вами и находимся. А вот здесь проживает семья струнно – смычковых инструментов. (слайд 8) К ним-то мы и отправимся в гости.

Дети рассаживаются на стульчики возле экрана.

Струнно – смычковая группа особая

Я вам открою секрет:

Не смогут звучать инструменты как надо,

Если смычка рядом нет.

Ребята, королевой симфонического оркестра называют скрипку.

Слайд 9

Не можем слушать без улыбки

Чудесный голос нежной скрипки

Достойней всяческих наград

И встрече с нею каждый рад.

Ребята, а вы хотели бы встретиться со скрипкой?

А вот и она, королева симфонического оркестра.

Рассматривание скрипки (настоящая)

Посмотрите, какая у нее шея – гриф, туловище – дека и очень тонкая талия. У скрипки 4 струны, у каждой струны есть свое имя.

Скрипка совсем не умеет скрипеть

Скрипка умеет причудливо петь

Скрипач аккуратно скрипку берет

Ее на плечо слегка, мягко кладет

Правой рукой смычок поднимает

И в этот момент как бы все замирает

Вздохнув, опускает на струны смычок…

Послушайте скрипку… Тихо! Молчок!

Слушание звуков скрипки

Педагог сама исполняет музыкальное произведение на скрипке,

можно использовать аудиозапись

(Слайд 10)

Красиво звучит скрипка, правда, ребята? В маленькой скрипке таится голос поразительной чистоты и силы. Она может радоваться, плакать, сердиться. Посмотрите, сколько места занимают скрипки в симфоническом оркестре. (слайд 11) Давайте мы с вами представим, что мы юные скрипачи и попробуем поиграть на скрипочках.

Дети имитируют игру на скрипке.

Молодцы, у вас неплохо получилось.

Вы знаете, у скрипки есть старший брат. (Слайд 12)

Зовут его альт. По внешнему виду (слайд 13) он очень похож на скрипку, но немножечко больше размером и звук у него бархатный, насыщенный. Давайте послушаем, как он звучит.

Прослушивание звучания альта   (слайд 14)

И.С.Бах «Страсти по Матфею» (вступление, фрагмент)

На скрипке играет скрипач, а на альте – альтист.

В симфоническом оркестре альты занимают вот эту часть. (слайд 15)

Интересно, а кто же еще есть в семье струнно – смычковых инструментов? (слайд 16)

Она  больше скрипки и альта

На них похожа очень

Госпожа Виолончель

На ней смычком играют тоже.

Виолончель (слайд 17) можно назвать мамой скрипки и альта. Она больше размером, играют на ней сидя. У нее есть специальная палочка, на которую во время игры опирается инструмент. Голос у нее более низкий, мягкий. Про виолончель говорят, что она плачет. Давайте послушаем, как она звучит.

   Прослушивание звучания виолончели (Слайд 18)

К. Сен-Санс «Лебедь»

Играет на виолончели музыкант – виолончелист.

А в симфоническом оркестре они находятся справа от дирижера.

 (слайд 19)

А вот и папа (слайд 20) этой музыкальной семьи большой красивый контрабас.

Посмотрите, (слайд 21) какой он огромный. Звук у контрабаса очень низкий, Играет на нем стоя музыкант – контрабасист.

Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение, а вы подумайте и скажите, кого же изобразил композитор.

 Прослушивание звучания контрабаса

К. Сен-Санс «Слон» (слайд 22)

В симфоническом оркестре контрабас занимает самую заднюю позицию струнно – смычковых инструментов. (слайд 23)

Вот мы и познакомились с семьей струнно – смычковых инструментов.

Какие музыкальные инструменты живут в этой семье?

Ответы детей 

Звучное имя у каждого есть

Попробуй запомнить или прочесть (слайд 24)

Скрипочка – дочка, брат ее альт

Мама – виолончель

А самый большой – контрабас, гудит, будто ласковый шмель.

Молодцы, ребята вы со всем справились.

А вы знаете, в городе музыкальных инструментов есть парк. Называется он «Времена года». И сейчас я предлагаю вам туда отправиться. Хотите? Тогда в путь.

Физкультминутка

Мы пойдем сначала вправо, 1 – 2 – 3

А потом пойдем налево, 1 – 2 – 3

А потом все соберемся 1 – 2 – 3

А потом все разойдемся 1 – 2 – 3

А потом мы все присядем 1 – 2 – 3

А потом мы дружно встанем 1 – 2 – 3

Вот мы и в парке. Присаживайтесь на скамеечки. Этот парк волшебный, музыкальный. Смотрите, а вот и птички-нотки полетели, давайте глазками посмотрим, куда же они полетели

Гимнастика для глаз «ПТИЧКА» (слайд 25)

Птичка полетела - вверх,

Птичка полетела – вниз,

Птичка полетела -  вправо,

Птичка полетела – влево,

И на ладошку села!

Птичка полетела – вверх,

Птичка полетела – вниз,

Птичка полетела – вправо,

Птичка полетела – влево,

И улетела!

Какое время года сейчас в парке?

Ответы детей

Правильно, осень. Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем и очень – очень красивая. Какая это осень? Правильно, золотая. Давайте о ней споем песню «Модница»

Песня «Модница»

Сл. и муз. О.П.Григорьевой «Колокольчик» № 43 стр 7

Вот осень золотая (слайд 26) 

Явилась к нам опять

Красавица такая

Что глаз не оторвать

Как будто из журнала

Где модницы стоят

Со вкусом выбирала

Осенний свой наряд

Припев: Модница, модница к нам спешит торопится (слайд 27)

               Посмотреть мы рады на ее наряды  

Вот в красном сарафане (Слайд 28)

С рябинками стоит

А вот в платочке рыжем (слайд 29)

С грибочками сидит

Среди полей пшеничных (слайд 30)

В наряде золотом

А в шляпке симпатичной   (слайд 31)

Гуляет под дождем

Припев: Модница, модница к нам спешит торопится (слайд 32)

               Посмотреть мы рады на ее наряды  

Молодцы, ребята. Вторая осень – невидная собой, грустная с тихим плачем мелкого дождя, утренними заморозками. Ее называют… поздняя осень. Сейчас мы с вами услышим, как звучит симфонический оркестр. Мы послушаем «Осеннюю песню» Петра Ильича Чайковского.

Презентация «Осенний вернисаж»

Слайд 33

Скажите, в чем различие между золотой и поздней осенью?

Ответы детей

Как называется музыкальное произведение, которое мы с вами прослушали?

По-моему, вы загрустили? Наверное, вспомнили о солнечных летних днях, да? Не грустите, посмотрите, в этом парке есть даже танцевальная площадка. (слайд 34) Пойдемте, потанцуем.

Танец «Коротышки»

Разработка движений А.В.Глотовой

Молодцы! У вас опять хорошее настроение. (слайд 35)

Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. А вот и облако, давайте попрощаемся с городом музыкальных инструментов и отправимся в путь. Рассаживайтесь поудобнее. (слайд 36)

  1. С семьей каких инструментов мы с вами познакомились?
  2. В состав какого оркестра входят струнно – смычковые  инструменты?
  3. Какой инструмент из этой семьи самый большой?

Вот мы и прибыли в детский сад. (слайд 37)

Дети встают в круг

Вам понравилось путешествие?

Кому было интересно побывать в городе музыкальных инструментов, возьмите скрипичный ключ, а кому что-то не понравилось или было неинтересно, возьмите паузу.

Спасибо, мне было очень приятно путешествовать вместе с вами.

Музыкальное прощание. (слайд 38)

Дети под музыку выходят из зала.

МОДНИЦА

Вот осень золотая

Явилась к нам опять

Красавица такая

Что глаз не оторвать

Как будто из журнала

Где модницы стоят

Со вкусом выбирала

Осенний свой наряд

Припев: Модница, модница к нам спешит торопится

               Посмотреть мы рады на ее наряды  

Вот в красном сарафане

С рябинками стоит

А вот в платочке рыжем

С грибочками сидит

Среди полей пшеничных

В наряде золотом

А в шляпке симпатичной

Гуляет под дождем

Припев: Модница, модница к нам спешит торопится

               Посмотреть мы рады на ее наряды  

САМОАНАЛИЗ

музыкального занятия «Радуга звуков. Симфонический оркестр»

      Занятие по разделу «Музыкальное воспитание» Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией  М.А.Васильевой, проведено согласно перспективного плана для данной возрастной группы.

      Расширенные знания об инструментах струнно – смычковой группы  предусматривает авторская программа «До – Ми – Соль-ка» Глотовой А.В.

Цель:

Расширение представлений о музыкальных инструментах

 Программное содержание:

  1. Закрепить с детьми понятие «оркестр», виды оркестров, группы инструментов
  2. Продолжить учить детей слушать музыкальные фрагменты внимательно сначала до конца
  3. Учить детей слышать красоту в звучании того или иного инструмента, запоминать название и звучание данного инструмента.
  4. Развивать музыкальную память
  5. Расширять кругозор и словарный запас детей
  6. Повторить с детьми различия золотой и поздней осени.
  7. Воспитывать музыкально – художественный вкус, стимулировать творческие проявления
  8. Создать положительный настрой от восприятия музыки и условия для совместной музыкальной деятельности

Использовались методы:

  1. Наглядный – мультимедийная презентация, музыкальный инструмент скрипка
  2.  Практический – слушание, пение, танец
  3. Словесный – беседа, использование художественного слова

Приемы:

  1. Игровой персонаж До- Ми – Соль-ка
  2. Дыхательная гимнастика
  3. Гимнастика для глаз
  4. Использование ИКТ
  5. Путешествие на облаке
  6. Рассматривание музыкального инструмента скрипки, игра на ней
  7. Имитация игры на скрипке
  8. Слушание музыки
  9. Использование художественного слова
  10. Пение, танец, слушание музыкальных фрагментов
  11. Физкультминутка

     Исходя из главной цели, занятие построила в форме путешествия в город музыкальных инструментов. Путешествие было необычным, так как дети добирались до города и обратно на облаке.

    В виду того, что в зале места мало, занятие проводилось с подгруппой из 13 человек.

     Для активации детей использовала игровой момент: поделилась хорошим настроением с детьми.

    На занятии комплексно решались речевые, эстетические, нравственные задачи, которые соответствуют требованиям программы, возрастным особенностям детей

    Все части  занятии взаимосвязаны между собой, плавно переходили из одной в другую, чередовались виды деятельности: слушание, физкультминутка, пение, танец.

     При прослушивании были предложены произведения доступные по содержанию, соответствующие возрасту детей и требованиям Программы воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой. Вопросы старалась ставить так, чтобы вызвать у детей разнообразные ответы.

      На занятии использовались здоровьесберегающие технологии: соблюдение гигиенических норм при проведении занятия (проведена влажная уборка музыкального зала, проветривание, освещение соответствует норме, длительность занятия соблюдена); смена различных видов деятельности обеспечивает двигательную активность детей; уместная похвала детей способствуют насыщению их положительными эмоциями, поднятию собственной самооценки, созданию психологического комфорта на занятии.

      Было обращено внимание на осанку детей во время пения (посадка детей на стульчиках во время прослушивания музыкальных фрагментов). Это формирует положительное отношение к своему здоровью и навыки самоконтроля.

      Оборудование и материал, используемые на занятии был подобран и размещен оптимально и рационально, эстетичен, соответствует требованиям безопасности.

      На занятие рационально и эффективно использовано время, была создана игровая мотивация, которая заинтересовывала детей на протяжении всего занятия. Уделялось время словарной и индивидуальной работе. Темп занятия – спокойный. Атмосфера – доброжелательная, располагающая, доверительная.

     Цель, поставленная перед собой достигнута, дети на занятии не отвлекались, были внимательными, выполняли все задания.

С поставленными задачами думаю, дети справились. Настроение до занятии было бодрое, слегка волнительное, но мое волнение не передалось детям.  

     Итог занятия был подведен на обратном пути в детский сад, проведена рефлексия. Думаю, что детям занятие понравилось, и они с удовольствием попутешествовали.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей «Ромашка»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по разделу «Музыкальное воспитание»

Программы воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой

на тему «Радуга звуков. Симфонический оркестр»

для детей подготовительной группы

(6 – 7 лет)

Музыкальный руководитель

Глотова А.В.

г. Советский, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"

Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...

Комплексное занятие «Улыбка творит чудеса»

Комплексное занятие «Улыбка творит чудеса»Программные задачи:вызвать у детей теплые, располагающие к общению чувства друг к другу и к воспитателю;обогащать знания детей о насекомых;развивать уме...

Занятие "Лес- сколько чудес!"

Занятие воспитывает интерес к познанию окружающего мира....

Конспект открытого занятия на тему: «ЧУДЕСА ЗИМНЕГО ЛЕСА»

Уточнить и  расширить знания о характерных признаках зимы, активизировать словарь по теме «Зима».Упражнять детей  в образовании существительных родительного падежа и  составлении просто...

Комплексное занятие "Улыбка творит чудеса"

Для воспитанников Детского сада...