Знакомство дошкольников с жанром портрета.
статья по рисованию (старшая,подготовительная группа) по теме

Казакова Надежда Константиновна

  Материал для проведения консультации по ознакомлению дошкольников с жанром портрета в изобразительной деятельности для педагогов ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_pedagogov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 11 «Ручеёк»

общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно–эстетическому развитию детей»

 города Чебоксары Чувашской республики

Знакомство дошкольников

с жанром портрета.

(Материал для проведения консультации

для педагогов ДОУ)

Подготовила

воспитатель

Надежда Константиновна

Казакова

г. Чебоксары, 201

Знакомство дошкольников

с жанром портрета.

По мнению И. Э. Грабаря, высшее искусство есть искусство портрета. Прежде чем знакомить дошкольников с этим видом искусства, воспитатель должен иметь представление о данном жанре. В чем специфика этого жанра? Портрет — это, прежде всего изображение или описание какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Ценность портрета зависит от того, насколько глубоко художник сумел  понять внутренний  мир изображаемого человека,передать его характерные черты. Показав человека умным или глупым, гуман ным или жестоким, хитрым или простодушным, можно как бы рассказать о всей его жизни.

Своеобразные отличительные особенности портретов заключаются в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты характера человека и его душевное состояние, определяемое замыслом художника, в портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит порт ретируемый.

Этот жанр является самым сложным в изобразительном искусстве. Слож ность восприятия портрета заключается в самой сути этого произведения искус ства. С одной стороны, художник, раскрывая перед зрителем образ человека, выражая его внутренний мир, высказывает о нем свое мнение. Зритель же самостоятельно пытается понять внутренний мир, мысли и чувства челове ка, изображенного на портрете, согласиться или не согласиться с художником, составить свое мнение об образе.

Художники воспроизводят облик человека по-разному, в привычной для данного человека обстановке, которая помогает нам узнать о его профессии, интересах, глубже раскрыть внутренний мир героя (М. В. Нестеров. «Портрет скульптора В. И. Мухиной», см. цветную вклейку). Портрет может быть напи сан и на фоне пейзажа (природного или городского), который тоже дополняет представления зрителя о чувствах, мыслях, настроении, выраженных в худо жественном образе (В. М. Васнецов. «Аленушка», И. И. Бродский. «Портрет А. М. Горького»). Иногда в портретах мы не находим дополнительных деталей, помогающих понять внутренний мир изображенного художником человека, в этом случае зритель постигает его через глаза, мимику лица, руки (С. В. Ма лютин. «Портрет Д. А. Фурманова», К. С. Петров-Водкин. «Портрет Анны Ахматовой»). Существуют и групповые портреты, которые органично связаны сюжетом картины; художник раскрывает типичный образ через индивидуаль ность каждого человека (П. Д. Корин. «Портрет художников Кукрыниксов».

В чем специфика восприятия жанра портрета? Главное в портрете — лицо, в частности глаза и губы. Именно лицо раскрывает духовный мир человека. Дополняют представление о нем руки, по ним можно судить о профессии, чертах характера, здоровье изображенного человека. Существенное значение имеют поза и жест. Они всегда согласуются с лицом. Поза и жест помогают не только дополнить представление о характере художественного образа, но и определить его внутреннее эмоциональное состояние. Немаловажную роль в этом играют костюм и фон портрета. Они подчеркивают профессиональ ную и социальную принадлежность изображенного человека.

В портретной живописи имеет значение и размер холста. Его выбор зависит от позы человека. В портрете П. Д. Корина «Александр Невский» холст вытянут вертикально, как бы подчеркивая величие и мощь полководца. «Порт рет Н. П. Кончаловской» написан П. П. Кончаловским на холсте квадратной формы. Это обусловлено и позой женщины, и настроем, переданным худож ником.

Особенность портретной живописи состоит в том, что один художник воспроизводит черты конкретного человека, а другой — обобщенный образ современника, его социальную принадлежность, национальность, возраст, т. е. создает определенный тип.

В портрете всегда должно быть абсолютное сходство, которое в искусстве живописи достигается единством и гармонией изображений внешних и внутрен них свойств человека.

Несмотря на то, что жанр портрета является сложным для восприятия детьми дошкольного возраста, работа по ознакомлению с русской жанровой живописью в детском саду показала, что дошкольники проявляют интерес к портретам людей, пытаются понять переданное художником настроение по мимике лица, рукам.

Покажем это на примерном анализе некоторых портретных произведений русских художников П. П. Кончаловского, П. Д. Корина, М. В. Нестерова, в которых наиболее ярко проявились особенности портретного жанра.

Портреты П. П. Кончаловского отличаются интимностью, непосредствен ностью, лиричностью, в них звучит отношение самого художника к изображен ному образу. Особенно это заметно в его работе «Портрет Н. П. Кончаловской». Портрет динамичен, движения женщины непринужденные, кажется, что она сейчас наденет туфельку и выпрямится. В ее лице столько задора и даже озорства! Создается впечатление, что она только на мгновение повернула к нам свое улыбающееся лицо. Еще мгновение и в картине все изменится. Это пример лирического, интимного портрета.

Если сравнить произведения П. П. Кончаловского с портретами П. Д. Ко рина — «Портрет Н. А. Пашковой», «Портрет А. Н. Толстого», то можно уви деть, что П. Д. Корин изображает людей с сильным характером и волей. Все в них строго, собранно. Портреты П. Д. Корина отличаются монументаль ностью, цельностью, лаконичностью и в композиции, и в жестах, и в мимике, и в цвете. Их можно назвать монументальными портретами.

Портреты М. В. Нестерова, учителя П. Д. Корина, отличаются, наоборот, динамизмом как в цвете, так и в композиции. Это ярко просматривается в его работе «Портрет скульптора В. И. Мухиной». В произведении в едином движе нии, порыве соединены скульптор и создаваемая ею работа. Энергичные движения рук скульптора и рвущиеся вперед руки скульптуры соединены, замкнуты. Особую энергию, напряжение, движение мысли, проявление чувств мы видим на лице и в глазах В. И. Мухиной.

Динамика, присущая портретам М. В. Нестерова, выражена и в цвете — черный, белый и красный. Они как бы пульсируют, сражаются. Все эти средства художник подчинил одной идее — выразить увлеченность, вдохно вение, творческий порыв скульптора.

О портретах детей.

 Мир сверстников, близкий детям по чувствам и мыслям, вызывает у них адекватные ассоциации. Именно встреча с детскими портретами позволяет дошкольникам глубже проникнуть и в мир чувств взрослого чело века. Рассматривая портреты, дети постигают особенности движения тела чело века, соразмерность его частей, что с трудом ими передается в рисовании и лепке. Эти знания дошкольники затем переносят в собственную изобразитель ную деятельность.

Рассмотрим портрет В. А. Серова «Мика Морозов». Свое внимание прежде всего обращаем на лицо и глаза, в которых видно проявление смешанных чувств ребенка: удивление, недоумение, порыв и сдер жанность, желание узнать, а что там, и некоторый страх перед неизведан ным.

         Контрасты чувств, движений, цвета и света в этом произведении использованы художником как основное средство выразительности. Мягкий цвет лица, белый цвет рубашки подчеркивают нежность, непосредственность и незащищенность ребенка. Глядя на этот портрет, дети легко определяют состояние мальчика. Эта картина вызывает у них ассоциации из собственного эмоционального опыта. Они начинают дополнять картину эпизодами, которые могли бы вызвать такое эмоциональное состояние у Мики: это и «живая шляпа», и «кто-то постучался», и «боится темноты» и т. п.

Мальчик изображен с близкой точки зрения. Он как бы находится рядом с нами, под нашей защитой и верит в то, что взрослые помогут ему справиться с робостью, рассеят страхи, откроют для него тайну невидимого.

Портрет И. Е. Репина «Стрекоза» совсем другой и по композиции, и по цвету, и по настроению. Здесь покой, гармония, естество, непринужденность ребенка и природы. В этом произведении совсем иная точка зрения. Художник смотрит на ребенка снизу, таким образом, как бы вознося дитя над землей, любуясь им, радуясь ему.

Девочка написана крупно, различными оттенками зеленого цвета с бликами желто-золотистого, что вызвало у художника ассоциации со стрекозой, так он шутливо назвал и девочку, и свою картину. Переливы зеленого цвета в одежде, нежные светло-зеленые и светло-голубые тона луга и безоблачного неба — все передает любовь художника к ребенку, его безоблачному, беззабот ному детству. Вся картина пронизана ярким солнцем, светом, в ней много воздуха и небесного простора, легкости и радости.

Использованная литература: Н. П. Костерин. Учебное рисование, - М., Издательство: Просвещение , 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

знакомство дошкольников с жанрами музыки на основе трех китов

презентацию можно использовать в старшем дошкольном возрасте...

Презентация "Знакомство дошкольников с жанрами музыки "

Познавательная презентация для детей подготовительной группы "Знакомство с музыкальными жанрами на основе трёх китов "...

Тема : «Знакомство дошкольников с жанрами музыки на основе трех китов» ( старшая, подготовительная группа)

материал содержит презентацию для занятий и музыкальных развлечений в ДОУ...

КОНСПЕКТ НОД по рисованию В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Знакомство младших дошкольников с жанром портрета»

Цель: знакомство детей с одним из жанров живописи (портретом); закреплять знания о профессии «художник»; формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведениям изобразитель...

«Знакомство дошкольников с жанрами музыки на основе трёх китов»

Знания о жанрах музыки помогут детям не просто реализовать багаж знаний, но и открыть новые стороны данного вида искусства.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27479485","attributes":{"a...