Главные вкладки

    Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования
    материал по рисованию (старшая группа) по теме

    Развитие творческого воображения

    дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования

    Исходя из актуальности рассматриваемого вопроса нами была выбрана тема кружковой работы: «Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования».

    В первом разделе работы исследованы общие теоретические основы развития творческого воображения детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

    Во втором разделе описано опытно – экспериментальное исследование по развитию творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования. Дана характеристика творческого воображения дошкольников  , рекомендации по развитию творческого воображения дошкольников. Разработан перспективный план и конспекты занятий по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования. В заключении отражены выводы по теме исследования.

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    Бонарева Светлана Владимировна
    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВСРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
    Целью исследования стало выявление того, как влияет Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности рисования на развитиетворческого воображения старших дошкольников.Объект исследования: Творческое воображение старших дошкольников.Предмет исследования: развитие творческого воображения старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.
    Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что эффективному развитиютворческого воображения старших дошкольников будут способствовать ряд условий: 1. Использование нетрадиционных техник рисования (таких как: рисование ладошкой, оттиск пробкой, обводка форм, кляксография, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, отпечатки листьев, рисование по сырому, рисунок с мылом, флористика или фитодизайн, смешанная техника). 2. Комбинирование нетрадиционных и традиционных техник рисования в обучении старших дошкольников.
    Для проверки сформулированной гипотезы необходимо решить следующие задачи:1. Изучить уровень развития творческого воображения в рисовании и особенности использования нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста2. Подобрать и апробировать нетрадиционные техники рисования, развивающие творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.3. Разработать методические рекомендации по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами обучения нетрадиционным техникам рисования.
    Методы исследования: 1. Теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; 2. Психологическое тестирование (диагностическая методика Р.С. Немова «Незаконченные рисунки». субтест «Составление изображений» и тест «Дорисуй фигуру» представляют собой модификацию тестов Гилфорда и Торренса представленную Е.Е Туник), 3. Анализ педагогических условий, наблюдение, количественный и качественный анализ данных.
    Л.С. .Выготский считал, что деятельность человека может быть разделена на два вида: воспроизводящую комбинирующую (репродуктивную) (творческую) Репродуктивная деятельность комбинирующая или творческая — связана с нашей памятью, она это такая деятельность, когда воспроизводит, воскрешает следы человек представляет, что было бы, из прежних впечатлений если. Творческая деятельность психологии называетсявоображением или фантазией.творчество в любой области человеческой деятельности — это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.
    Психологи и педагоги о воображении
    комбинирование воспринятых образов в новые несуществующие
    Восприятие новых образов
    Воспринятые образы складываются в представления
    Развитие воображения
    эстетическом восприятии мира
    Образное мышление
    Тесно связанно
    Основа развития воображения
    Таким образом, воображение тесно связано с образным мышлением, и оба этих процесса основываются на эстетическом восприятии мира. Без них невозможно осуществление художественно-творческой деятельности. Воображение развивается на основе комбинирования воспринятых образов в новые, не существующие в действительности или имеющие новый смысл. Воспринятые образы складываются в представления, накапливающийся и расширяющийся запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения. Однако воображение — не простая сумма представлений. Они изменяются, взаимодействуют с ранее образовавшимися, комбинируются в голове ребенка, складываются в новые образы.
    Организация и методы исследования
    Проанализировано расположение зон длязанятий творческой деятельностью
    Посещение занятий по рисованию
    Протокол наблюдения
    Обычнаягруппа
    Спецгруппа
    ВыводыОбычная группаСпец. группаОбщий вывод
    Рекомендации
    Диагностика
    1. Методика «Незаконченные рисунки»
    2. Субтест«Составление изображений»
    3. Тест «Дорисуй фигуру»
    Детские рисункиКляксографияКляксография с трубочкойМетод тычкаПо мокромуНа жатой бумагеПробкойНабрызгГраттажЛадоньюЗнакомый предмет, новая формаТычокОтпечаток листьями и фитодизайн
    Результаты
    Методика «Незаконченные рисунки»Этот тест используется для диагностики целостности восприятия и уровня развития воссоздающего воображения. Задание строится таким образом, что незавершенность изображения предмета постепенно снижается от первого рисунка, где она максимальна, к четвертому, где предмет изображен полностью (в нашем эксперименте это было графическое изображение собаки: на первом рисунке только ноги, потом — ноги и хвост и т. д.). Из сводной таблицы угадывания изображений с различной степенью завершенности рисунка по исследуемой группе можно сказать, что мы наблюдаем три уровня способности построения целостного образа в условиях деятельности общего, а не эстетического воображения.1 уровень – Угадывание по 1 -2 рисунку2 уровень – Относиться большинство детей , угадывают изображение по 3 рисунку 3 уровень – Угадывание по 4 рисунку. Ребенок выполнивший задание таким образом не справился с поставленной задачей
    Ф.И.О.
    № рисунка
    1 - 2
    3
    4
    Оля Т.
    +
    Ира И.
    +
    +
    Костя У.
    +
    +
    Маша Б.
    +
    Юля Б.
    +
    Андрей К
    +
    Федя Т
    +
    Оксана Т
    +
    Женя Е.
    +
    +
    Иван Б.
    +
    Люда К.
    +
    Света Л.
    +
    Ира Т
    +
    +
    Оля Ш.
    +
    +
    Таня Н
    +
    Сводная таблица угадывания изображений с различной степенью завершенности рисунка (обычная группа) Методика «Незаконченные рисунки»
    Максимальный уровень (1 уровень) развития воображения, как способности создавать целостный персептивный образ на основе объединения разрозненного сенсорного материала наблюдается у 4 человек из обследуемой группы.Средний (2 уровень) - 10 человек из группы.Неразвитость данной составляющей общего воображения низкий (3 уровень) наблюдается у 1 человека. Необходимо отметить, что дети с максимальным уровнем развития воображения (как способности создавать целостный персептивный образ на основе объединения разрозненного сенсорного материала) являются более старшими по отношению к остальным детям. Их возраст на момент проведения исследования был 5, 5 лет. Возраст ребенка относящегося к третьей группе был 5 лет. Очевидно, что способности создавать целостный персептивный образ растет с возрастом. Для группы детей углубленно занимающихся нетрадиционными техниками рисования. Все дети угадывали изображение с 1 – 2 рисунка, что говорит о высоком уровне сформированности способности создавать целостный персептивный образ на основе объединения разрозненного сенсорного материала. Возраст обследуемых детей 5,5 - 5,7 лет.
    Тест проводиться индивидуально.Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.Испытуемому предъявляется набор фигур Время выполнения всех рисунков — 8 минут. Оценивание производиться по двум показателям. Б(беглость) = n 1 + n 2 + n 3Затем баллы Б (беглость) суммируются но четырем рисункам.Ор = 5 k + 3 k n, Т = Б + Ор,где В — беглость Ор - оригинальность, Т - суммарный показатель субтеста. Подробнее смотреть приложение диплома.
    Субтест «Составление изображений»
    3 качественных уровня
    1 уровень (высокий уровень) – для работ характерно многократное использование заданных фигур. Дети превратили тест – фигуру в какой либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.
    Описание 3 качественных уровней Субтеста «Составления изображений»
    2-ой уровень
    2 уровень (средний уровень)– характеризуется схематичностью изображения, большим числом деталей как внутри основного контура, так и за его пределами. Наблюдается изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест – фигуры в качестве какой – либо крупной детали целостного изображения ( например, круг – уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо от машины; квадрат – не зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов машины и т.д. Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.
    Џ р®џ 3-89 C@>25=LЎ  AЄ туS‘Я ¦ рФРр
    3-ий уровень
    3 уровень (низкий уровень) – работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур. Задание выполняется не в полном объеме. Так на представленном примере отсутствует рисунок под номером 4, испытуемый отказался его рисовать.
    Результаты
    Полученные данные я представила в виде графика на котором отчетливо видно, три уровня «Т – суммарного показателя субтеста» :
    Результаты субтеста «Составление изображений». Обычная группа
    «Т – суммарного показателя субтеста»
    «Беглость»:
    «Оригинальности».
    1 уровень(4 человека)
    от 19 до 24 баллов
    от 14 до 18 баллов
    от 4 до 7 баллов
    2 уровень( 11 человек)
    от 11 до 19 баллов
    от12 до 14 баллов
    от 2 до 4 баллов
    3 уровень( 1 человек)
    от 9 до 11 баллов
    от 10 до 12 баллов
    от 1 до 2 баллов
    53 %
    40 %
    7 %
    Представим диаграмму , на которой показано процентное соотношение уровней творческого воображения детей:
    Уровни
    Результаты субтеста «Составление изображений».Группа детей углубленно занимающихся нетрадиционными техниками рисования
    «Т – суммарного показателя субтеста»
    «Беглость»:
    «Оригинальности».
    1 уровень(6 человека)
    от 19 до 23 баллов
    от 15 до 17 баллов
    от 5 до 7 баллов
    2 уровень( 6 человек)
    от 16 до 19 баллов
    от13 до 15 баллов
    от 3 до 5 баллов
    3 уровень( 3человека)
    от 13 до 16 баллов
    от 11 до 13 баллов
    от 1 до 3 баллов
    Полученные данные я представила в виде графика на котором отчетливо видно, три уровня «Т – суммарного показателя субтеста» :
    Представим диаграмму , на которой показано процентное соотношение уровней творческого воображения детей:
    Уровни
    Тест «Дорисовывание фигур»
    Тест определяет уровень развития воображения, способность создавать оригинальные образы. Тест проводиться индивидуально.Задача: Дорисовать предложенные фигурки.Материал: карточки размером вполовину стандартного листа (А5), на каждом из которых нарисована небольшая ( примерно 1*2 см) фигурка неопределенной формы, предлагается простой карандаш.Ребенку дается инструкция «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая – ни будь картинка —- любая, какую ты захочешь».
    2
    6
    7
    3
    4
    9
    10
    1
    5
    8
    Фрагмент таблицы «Результаты теста «Дорисовывание фигур»»
    Ф.И.О.
    КО
    Фигуры для дорисовывания
    Оля Т.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    2
    Дом
    Дом
    Шляпа
    Дерево
    Кошка
    Девочка
    Матрос в лодке
    Глаза кота
    Стул
    Валенок
    Ира И.
    6
    Дом
    Девочка
    Корабль
    Дерево
    Снеговик
    Морда собаки
    Матрос
    Верблюд
    Червяк
    Ст.резинка
    Костя У.
    7
    Очки на лице
    Ваза
    Коляска
    Дерево
    Морда кошки
    Цветок
    Капит.Шер
    Заяц
    Валенок
    Рука
    По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания, по вертикали — имена детей. В графе записывается, какие изображения выполнил ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы по одной и той же фигурке у разных детей) выделяют (например, зачеркивают). Количество не зачеркнутых ответов — КО каждого ребенка. Затем выводят средний КО по группе (индивидуальные величины КО суммируются и делятся на количество детей в группе). В нашей группе КО = 3,3 Низкий уровень выполнения задания— КО меньше среднего по группе на 2 и более балла.Средний уровень — КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.
    Можно выделить следующие уровни:При низком уровне 1 человек – КО = 0, дети фактически не понимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или делают беспредметное изображение(«такой узор»), иногда эти дети (для 1—2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с исполь­зованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы. При среднем уровне 3 человека из подгруппы. КО = 1,2, дети дорисовывают большинство фигурок однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся — самим ребенком или другими детьми группы.
    Результаты теста «Дорисовывание фигур»
    При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения. Большинство детей (10 человек) могут быть отнесены к данной группе. КО = от 4 до 7. В группе детей углубленно занимающихся нетрадиционными техниками рисования. Низкого и среднего уровня нет все дети выполнили задания на высоком уровне. КО = 6
    Сравнительная таблица уровней творческого воображения старших дошкольников для группы детей детского сада (группа1) и детей углубленно занимающихся нетрадиционными техниками рисования ( группа 2) на основании (по результатам) трех тестов
    Уровень
    Тест «Составление изображений»
    Тест «Дорисовывание фигур»
    Методика «Незаконченные рисунки»
    группа 1
    группа 2
    группа 1
    группа 2
    группа 1
    группа 2
    1 уровень
    4
    6
    10
    15
    4
    15
    19 -24 балла
    19 -23 балла
    КО = от 4 до 7.
    КО =6
    2 уровень
    11
    6
    3
    10
    11- 19 баллов
    16 – 19баллов
    КО = 1,2
    3 уровень
    1
    3
    1
    1
    9 – 11 баллов
    13 – 16 баллов
    КО = 0
    РекомендацииДля развития воображения предлагем: Воспитателям группы проводить занятия по изодеятельности с применением нетрадиционных техник рисования;Разработать планы занятий на учебный год с применением нетрадиционныхтехник рисованияДля стимулирования детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними (уголок для ИЗО деятельности), карандаши, бумага, краски, фломастеры, мелки и предметы для нетрадиционных техник (штампы, трафареты, трубочки, тампоны, валики) Поощрять творческие интересы ребенка.
    Детство — это период усиленного развития, изменения и обучения — такое определение дала психолог Л. Ф. Обухова. Она пишет, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. Детство является наиболее благоприятным для развития творчества ребенка, в том числе и творческого воображения.Таким видом деятельности созданы науки и искусство, все изобретения человеческой цивилизации, сами формы жизни людей — такое мнение высказал психолог Н.С.Лейтес. Он считает, что твор­ческие возможности зависят не только от способностей, ума, но и от определенных черт характера.
    А.А. Мелик – Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук под художественным воображением понимается способность человека создавать выразительный образ, раскрывающий не – образное внутреннее содержание произведения. Это качествопроявляется, с одной стороны, в отборе и акцентировании тех чувственных признаков явлений действительности, т.е. того реального материала, который поможет облечь в образ «сверхчувственное», эмоционально- ценностное ядро художественного замысла. С другой стороны, воображение столь же ярко проявляется в привлечении адекватных художественных средств для убедительного воплощения, складывающегося образа.
    Что же такое воображение? Б. М. Теплов писал: «Воображение — это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Нет такой области творчества, где воображение не играло бы значительной роли. Оно необходимо не только в деятельности изобретателя или ученого-экспериментатора, но и в наиболее абстрактных областях науки. Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества».Л. С Вы готский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». Говорят: «Без воображения нет соображения».А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.
    Лев Семенович Выготский, труды которого положили начало школьной психологии, сформулировал три закона РТВ. 1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком. 2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта.Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировка это трудно, но можно. 3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства.Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством. РТВ разрешает все — быть всемогущим волшебником, пренебречь любым законом природы, создать новый закон, распрямить дугу... кроме безнравственность. За безнравственность надо сразу «бить по рукам».
    Основные способы развития фантазии и воображения. Сформировать мотивацию! Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются. Собственным примером. Вы ведь авторитет для ребенка. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике: в нежном возрасте (2-6 лет) — сказки, фантастические рассказы; в отрочестве (7-14) — приключенческие фантастические романы (Жюля Верна, Беляева, Конан Дойля, Уэллса...); в юности и в зрелые годы — добротная научно-фантастическая литература (Ефремов, Стругацкие, Азимов, Роберт Шекли, Филипп Дик, Лем, Г. Альтов...). Научите детей восхищаться хорошей фантазией. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?» Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить? «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазирования.
    Организация и методы исследования
    Проанализировано расположение зон длязанятий творческой деятельностью
    Посещение занятий по рисованию
    Протокол наблюдения
    Обычнаягруппа
    Спецгруппа
    ВыводыОбычная группаСпец. группаОбщий вывод
    Рекомендации
    Диагностика
    1. Методика «Незаконченные рисунки»
    2. Субтест«Составление изображений»
    3. Тест «Дорисуй фигуру»
    Детские рисункиКляксографияКляксография с трубочкойМетод тычкаПо мокромуНа жатой бумагеПробкойНабрызгГраттажЛадоньюЗнакомый предмет, новая формаТычокОтпечаток листьями и фитодизайн
    Результаты
    КЛЯКСОГРАФИЯ
    СМЕШАННАЯ ТЕХНИКА
    ПО МОКРОМУ И НА ЖАТОЙ БУМАГЕ
    ГРАТТАЖ
    ТЫЧОК
    РИСОВАНИЕ ЛАДОНЬЮ
    ОТТИСК ПРОБКОЙ
    ЗНАКОМЫЙ ПРЕДМЕТ, НОВАЯ ФОРМА
    КЛЯКСОГРАФИЯ С ТРУБОЧКОЙ
    ОТПЕЧАТОК ЛИСТЬЯМИ И ФИТОДИЗАЙН
    НАБРЫЗГ
    Стенограмма занятия по рисованиюв старшей группеРисование на тему «Красивые цветы». Проходит оно следующим образом: в центре группы небольшой столик, на котором воспитатель поместил ведро с огромным букетом, состав­ленным из разных цветов. Педагог предложил детям нарисовать букет. Их внимание не было заострено на том, что надо нарисовать именно этот букет, да это и не представлялось возможным. Букет из множества цветов был поставлен для того, чтобы каждый ребенок мог рассмотреть его и нарисовать цветы, которые ему больше понравятся. Таким образом предотвращались возможные трудности, связанные с отсутствием у детей отчетливых представлений об изображаемых предметах, умения нарисовать сложные цветы; обеспечивалось яркое эмоциональное воздействие прекрасного на психику школьников. Столы, за которыми работали дети, были расставлены вокруг букета, и все его хорошо видели.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

    Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...

    Педагогический опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

    Педагогический опыт на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"...

    Педагогический опыт по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

    За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельно...

    Мастер-класс "Развитие творческого воображения дошкольников в нетрадиционной технике рисования с применением овсянных хлопьев и засушенных трав"

    Задачи:- научить создавать рисунок,используя нетрадиционные приемы рисования,- совершенствовать умение работать акварельными и гуашевыми  красками, восковыми мелками,- развиватьтворческое воображ...

    Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

    Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...