Рисование взрослым для детей как эффективное средство развития коммуникативной, языковой и интеллектуальной способностей дошкольников
статья по рисованию (старшая группа) по теме

 

Мне хотелось бы привлечь внимание  к рисованию взрослыми для детей. Многие воспитатели недооценивают значимость этого направления в работе, особенно при наборе старших детей.  Как показывает практика, даже пятилетние  (и старше) дети с ОВЗ смотрят, но не видят, слушают, но не слышат. Взрослый, рисуя для детей, учит их наблюдать за действиями,  соотносить изображения с реальными предметами, действиями, признаками, называть их. Это своеобразная игра для ребёнка, где ребёнок – не пассивный наблюдатель, а активный участник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_yudnikovoy_e.i._v_doshkolnaya_pedagogika.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Юдникова Елена Ильинична

воспитатель

МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 119» г. Кирова

Рисование взрослым для детей как эффективное средство развития коммуникативной, языковой и интеллектуальной способностей дошкольников

Как показывает статистика и практика, детей с ограниченными  возможностями здоровья становится всё больше. Наш детский сад посещают дети с нарушением интеллекта. В соответствии с федеральными государственными требованиями одной из образовательных областей является «Художественное творчество». Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоение Программы.  В настоящее время сложилась новая педагогическая  ситуация, требующая кардинально новых решений. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушения стараемся решить за счёт правильно организованной коррекционно-развивающей среды. Условия, в которых находятся воспитанники, должны быть «провоцирующими» развитие.

Мне хотелось бы привлечь внимание  к рисованию взрослыми для детей. Многие воспитатели недооценивают значимость этого направления в работе, особенно при наборе старших детей.  Как показывает практика, даже пятилетние  (и старше) дети с ОВЗ смотрят, но не видят, слушают, но не слышат. Взрослый, рисуя для детей, учит их наблюдать за действиями,  соотносить изображения с реальными предметами, действиями, признаками, называть их. Это своеобразная игра для ребёнка, где ребёнок – не пассивный наблюдатель, а активный участник.

Давайте вспомним давно забытое. «Живая» картинка (фото   )

Когда взрослый рисует что-то или кого-то на первой страничке согнутого пополам листа бумаги, например, мячик внизу. Ребёнку предлагается нарисовать это же на третьей страничке, но вверху. Затем ребёнок накручивает первую страницу на карандаш или на палочку. При движении руки с карандашом вправо – влево, можно увидеть, как мячик прыгает.

Для детей постарше (или которые уже усвоили принцип действия) задания можно усложнить: девочка прыгает через скакалку, птичка летит, зайка прыгает и т. д.

Эти книжки можно использовать при изучении тем: «Животные», «Птицы», «Времена года» и др..

Рисование взрослым с комментированием (фото    ):

-художественное творчество («Я рисую тучку. Из неё капает дождик. Получилась лужа.»)

Цель: воспитывать у детей интерес к изображениям;

формировать представление о рисунке как об изображении реальных объектов и явлений;

 научить детей наблюдать за действиями взрослого, соотносить графические изображения с реальными объектами;

- познание (итоговое занятие с целью уточнения и закрепления знаний по теме).

«Методические разработки О.П. Гаврилушкиной сидетельствуют о том, что на основе комментирования практических действий взрослого при целенаправленной педагогической работе быстрее можно сформировать основные компоненты интеллектуальной деятельности – мотивационный, ориентировочный, операциональный и контрольный, - которые лежат в основе интеллектуальной способности. Для этого необходимо, чтобы тематика образовательной деятельности отражала круг интересов дошкольников.  В процессе рисования взрослым в данных условиях становится системообразующим компонентом всего педагогического воздействия. В процессе рисования схематически изображаются ситуации, отражающие бытовой, игровой и эмоциональный опыт детей, сами дети. Рисование взрослым сочетается с беседой по созданной картинке».(1)

Мои рисунки помогают детям при заучивании стихов, текстов физкультминуток, массажей, песен, рассказывании сказок, рассказов. Заучивание текстов стихов, песен осложнено особенностями наших детей (плохая память, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, несформированность эмоционально-волевой сферы, отсутствие интереса). Повысить интерес возможно и  нужно. Решение этой проблемы как раз видится мне в рисовании взрослым для детей (фото   ).

Рисование взрослым для детей – приём развития речи, восприятия и воспроизведения рисованного текста, активизации самостоятельной речи детей.

 Подготовительная работа включает слушание текста детьми и постепенное введение карточек с изображением «слова» текста, нарисованном взрослым на глазах у детей.  При этом важно помочь дошкольнику осмыслить взаимосвязь изображений, их последовательность. Отдельные карточки являются наглядным планом текста, позволяют детям не отвлекаться от темы, проследить последовательность.

Работа осуществляется по принципу нарастающей трудности:

- дети находят карточки по слову или, наоборот, по изображению называют слово;

- дошкольники подбирают к каждой карточке слова – соседи (по содержанию, по смыслу0, называя их;

- воспитанники раскладывают карточки в нужной последовательности (по строчке стихотворения, песни, по смыслу – предложению), затем – весь текст;

- взрослый предлагает детям послушать текст, одновременно сопровождая указательным жестом на изображение произнесённого слова, иногда делая паузы, чтобы дети могли проговорить отдельные слова, фразы;

- ребёнок по желанию рассказывает текст с опорой на картинки (указательный жест), с помощью детей, при необходимости – взрослого.

В дальнейшем эти карточки (схема – слово) могут быть использованы в играх и упражнениях:

«Что означает изображение на карточке?»,

«Найди пару»,

«Я начну выкладывать, а ты продолжи»,

«Покажи ответ на вопрос».

«Спроси у соседа» и т. д..

Таким образом, рисование взрослого для детей стало частью различных образовательных областей (познание, социализация, художественное творчество, музыка, физическая культура, здоровье,  чтение), элементом коррекционно-развивающего обучения, увлекательным занятием и своеобразной игрой.

Предметно-развивающая среда  пополнилась книжками – самоделками (рисованные «Стихи», «Сказки», «Песни»,  «Живые книжки). В результате, наши неговорящие воспитанники заговорили. Они больше не боятся, они хотят, чтобы их слушали и слышали. Эти дети изменились: раньше они злились,  что их не слушают, не предлагают рассказывать стихи, что было причиной проявления агрессии, негативизма, нежелания заниматься. Итогом работы стал ребёнок: спокойный, с желанием заниматься и «обучать» других детей (с указкой у картинки), принятый сверстниками, с повышенной самооценкой. Дошкольники могут без особого труда организовать свою самостоятельную деятельность (петь, «читать»  сказки, рассказывать стихи, делать массаж и др.).

Воспитанники группы стали участниками городского, областного конкурсов чтецов. В настоящее время наша группа, по мнению музыкального работника, самая поющая.

Всё это способствует хорошей адаптации и 100% обучения наших выпускников в школах VIII вида.

Рисование взрослым для детей – это время, проведённое с ребёнком, общение с ним. А этого так часто не хватает многим детям.

Литература:

1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: «Просвещение», 2003.

2. Микляева Н.В. Развитие способностей дошкольников средствами комментированного рисования. /Под общ. ред. Н.В. Микляевой.Методическое пособие для педагогов ДОУ. М.: УЦ «Перспектива», 2010.

3. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие.- Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО - ПРЕСС», 2009.

5. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Слайд 1. работа с родителями является основным моментом в процессе воспитания и обучения, что закреплено в законе «Об образовании». Но сотрудничество с семьёй ребёнка с ОВЗ должно быть более выражено для эффективности коррекционно-развивающего процесса, чем в работе с другими категориями детей.

Слайд 2. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолировано от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступили в детский сад.

В настоящее время исследования Волковой, Мишиной, Морозовой и других авторов убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и обучения детей, тем более детей с ОВЗ, позволяет значительно повысить его эффективность.

В практике мы видим, что родители действительно не готовы к сотрудничеству, считая, что детский сад должен решать все проблемы по воспитанию, образованию и коррекции отклонений в развитии ребёнка в основном без активного их участия.

Исходя из того, что родители не владеют специальными знаниями, ни практическими навыками, мы ставим задачи.

Наш опыт работы убеждает в том, что родители в основном являются зрителями и слушателями (зачастую пассивными), в лучшем случае – механическими исполнителями рекомендаций.

Слайд 3. Мы принимаем ребёнка таким, какой есть. Наша миссия – помочь родителям, подвести их к принятию своего ребёнка, настроить их на взаимопонимание, взаимопомощь и, в дальнейшем, на сотрудничество.

Это длительный и трудный процесс, т. к. большинство родителей настроено негативно, им кажется  ошибочным, обидным и временным направление в наш детский сад, причём эта обида, прежде всего, на своего ребёнка, содержание работы с родителями определяется спецификой детского сада.

Слайд 4. Организация работы строится на основе определённых принципов взаимодействия детского сада и семьи (по Антоновой). Работа с семьёй – плановая работа. План работы составляется на месяц, квартал, с отдельно взятой семьёй, где прописываются мероприятия:

- родительские собрания,

- групповые консультации,

- Индивидуальные беседы,

- дни открытых дверей,

- папки – передвижки,

- наглядность,

- посещения на дому.

 Взаимодействие педагогов и родителей необходимо строить на основе запросов семьи, т. к. именно она является основным социальным заказчиком.

Позиция воспитателя по отношению к родителям может быть разной. Но только в том случае, если воспитатель – доверительный собеседник, а не официальное лицо, и обе стороны равные собеседники, но, при этом со своей собственной позицией, между педагогом и родителями выстраиваются позитивные отношения.

Слайд 5. При условии равноправия обеих сторон, родители должны иметь возможность знакомиться с жизнью ребёнка в детском саду (наблюдать за игрой, участвовать в мероприятиях). Сначала как созерцатели, затем – вовлечение их в педпроцесс (открытые занятия, экскурсии, развлечения, утренники, родительский уголок: «Подумайте вместе с нами», «Рисуем вместе», «Пойте с нами», тетрадь «отзывов и предложений», библиотека для родителей). Это способствует взаимопониманию, доверию и стремлению к дальнейшему общению: педагог – родитель.

«Открытость детского сада». Это означает, что он открыт влияниям микросоциума (семьи), социальных институтов (школы, библиотеки).

Итог: взаимодополнения и взаимовлияния.

Слайд 6.  Оправданность первого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребёнком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредотачиваясь на негативных проявлениях. Благодаря показа положительного образа ребёнка родителям, между педагогами и родителями с самого начала складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.

Второй этап способствует преемственности в коррекционно-педагогическом процессе. Родители получают информацию о закономерностях развития детей, требованиях детского сада, знания, которые не могли быть получены родителями в семье (учебная деятельность, особенности общения со сверстниками).

На следующем этапе мы поддерживаем диалог с родителями, в котором родителям принадлежит активная роль. Этот этап является третьим не случайно. Только после двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с нами сведениями о проявлениях индивидуальности ребёнка дома, причём не только о положительных сторонах, но и отрицательных.

Цель - дать возможность всем родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.

Четвёртый этап предусматривает открытость педпроцесса.  Важно отмечать и поощрять любое стремление членов семьи ребёнка к сотрудничеству.

Родители более осознанно оценивают реальные возможности ребёнка и радуются успехам, переживают неудачи, перестраивают собственные стереотипы общения с ребёнком на пятом этапе (индивидуальное ознакомление с диагностическими данными ребёнка, участие в конкурсах разного уровня).

Слайд 7. Таким образом, основной целью взаимного сотрудничества педагог – родитель становится создание единого пространства в детском саду и в семье, ориентированного на активное усвоение детьми и родителями новых представлений, нового опыта поведения в семье, способствующее самораскрытию их собственных потенциальных возможностей.

То есть, постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников коррекционного процесса.

 

 

Использование коррекционно-развивающих  игр и

 упражнений для развития зрительно-двигательной

координации дошкольников со сниженным интеллектом

Перед педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (дети с нарушением интеллекта) стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, обеспечить их социализацию.

Практика показывает, что у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, поступающих в  специализированное дошкольное учреждение, несмотря на возраст (даже 6 лет), навыки рисования значительно отстают от навыков  нормально развивающихся сверстников того же возраста и детей с интеллектуальной недостаточностью, уже посещающих специализированный детский сад. Отсутствие интереса к процессу и результату рисования («не могу», «не получается», а отсюда «не хочу»), активности, низкий уровень работоспособности – вот что характерно для наших детей.

Это ещё раз подтверждает необходимость в целенаправленном обучении таких детей рисованию. Но сложность состоит и в том, что родители детей с нарушенным интеллектом не осознают  значимость рисования для коррекции и развития компенсаторных механизмов у детей. А ведь именно занятия по рисованию оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на детей с нарушением интеллекта: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную (главным образом, моторику рук)  сферы, что важно для обучения детей письму в школе.

По мнению И. А. Грошенкова, «задача педагога состоит не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это тоже важно), сколько в том, чтобы в процессе рисования преодолеть или сладить присущие умственно отсталым детям недостатки». У детей с нарушением интеллекта наблюдается комплексное нарушение развития, одним из компонентов которого является нарушение моторики и зрительно-двигательной координации, что приводит к снижению результативности рисования, нарушается точность движений. Графические умения и навыки, необходимые для рисования требуют единства и взаимодействия зрительной и двигательно-моторной координации.

Иногда педагоги  на первое место ставят учебную деятельность, забывая или не придавая важности главного вида деятельности для дошкольников – игре. Но ведь именно через игру мы – педагоги можем достичь своей цели: обучающей, сделать ребёнка не пассивным участником рисования, а активным.

Включение коррекционно-развивающих игр в изодеятельность (в начале занятия для привлечения внимания, в середине – для активизации детей, в конце – для снятия напряжения), в самостоятельной деятельности, или, наоборот, включение элементов рисования в дидактическую игру. Ребёнку для усвоения материала, способов действия требуются многократные повторения, что и происходит в процессе игры.

В настоящее время в продаже  имеется много дидактических игр, описано в литературе, но чтобы их использовать в специализированных детских садах, нам приходиться адаптировать их под наших детей:  частично изменять материал (что-то убрать, изменить, дополнить), придумать свой вариант игры. Часто педагоги  создают свои игры и упражнения, пособия к ним.

Хотелось поделиться своими наработками, может кому-то они помогут в работе.

«Волшебная муфточка» (фото 1)

Педагоги часто используют «чудесный мешочек». У детей с нарушением интеллекта наблюдается недоразвитие моторики рук, пальцев (движения неточные, неуверенные, несогласованные; руки – вялые или чересчур напряжены), поэтому мешочек заменили на «муфту» (открытого с двух сторон мешочка, входящие отверстия которого собраны на резинку по обхвату руки ребёнка). У детей появилась возможность действовать двумя руками одновременно. Муфта расширяет варианты игр: можно предложить детям собрать на ощупь пирамидку, вкладыши  и так далее.

«Волшебная книжка» (фото 2)

Многообразие раскрасок на прилавках магазинов и, в то же время, невозможность большинства из них использования или ограниченного использования в работе с детьми с нарушением интеллекта. Решением этой проблемы стало создание «Волшебной книжки». На каждой страничке задание: помоги колобку, спрячь животных в домик, уложи клубочки в коробки и другие. Подобранные готовые картинки вырезаются (пенёк, колобок, домик, животные) или создаются из цветной бумаги, наклеиваются на лист, можно нарисовать, и вкладываются в файлы. Таких листов в книжке может быть от одного до нескольких. Это зависит от возраста, особенностей и возможностей ребёнка. Использование такой «книжки» даёт возможность дошкольнику исправить ошибку (ребёнок рисует фломастером и может стереть изображение ему непонравившееся или неправильное мыльной тряпочкой или губкой). У детей снижается неуверенность в своих силах, исчезает боязнь ошибки, повышается активность, уверенность, самостоятельность, самооценка. Познакомив родителей с данным пособием, им было предложено принять участие в создании своих страничек, что в свою очередь сблизило их с детьми  и помогло в какой-то мере осознать значимость рисования для своих детей.

«Волшебное окошко» (фото 3)

 Трудность наших детей в раскрашивании (неумение регулировать размер штриха, его направление) привело к созданию «волшебного окошка». Это примерно половинка крышки майонезного ведёрка, кофе (на них есть выдающиеся места, удобные для захвата пальчиками, удержания в определённом месте листа). Вырезанные прорези разной ширины ограничивают движение руки ребёнка сверху вниз, а контурные границы изображения – слева и справа. Детям нравится раскрашивать шерсть животных, оперенье птиц (от головы к хвосту), чередовать цвета (морковка: красный, оранжевый, жёлтый или красный и жёлтый, при рассматривании последних с расстояния можно увидеть оранжевый; ёлочка: светло-зелёный и тёмно-зелёный или белый и зелёный). В дальнейшем ребёнок раскрашивает без опоры на «окошко».

Предлагаю вариант включения рисования в дидактическую игру.

Дидактическая игра «Военная техника»

Для детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет.

План – конспект.

Цель:

  1. уточнить и закрепить знания детей по теме в практической деятельности;
  2. закреплять у детей умение отображать предметы в совокупности их визуальных свойств и характеристик; развивать зрительно-двигательную координацию;  
  3. воспитывать уважительное отношение к людям военных профессий и формировать желание «стать» защитником.      

Ход занятия:

Организационный момент.

Игра «Чудесная муфточка». Детям предлагается отгадать на ощупь, что лежит в муфточке. Дети отгадывают (самолёт, танк, грузовая машина, корабль), называют, затем повторяют все хором.

Как сказать одним словом, что это? (техника).

Для чего необходима эта техника? (защищать и охранять).

Показываю самолёт. Какой это вид транспорта? (воздушный). Кто управляет этой машиной? (лётчик).

Аналогично о другой технике.

Лётчик, танкист, моряк – это военные профессии. А каким должен быть защитник? (смелым, сильным, храбрым, здоровым, умным).

Сейчас мы попробуем стать ненадолго военными, выполним несколько заданий и посмотрим, трудно ли быть военными.

Основная часть.

1 задание «Отремонтируй технику и назови части» (ребёнку предлагается дорисовать недостающую часть: у танка – пушку, у самолёта – крыло, у машины – колесо, у корабля - иллюминаторы).

2 задание «Найди место своей технике в соответствии с фоном (лист бумаги с изображением земли, воды и неба) и назови вид транспорта» (дети выкладывают картинку: на небо - самолёт, на землю – танк, машину, на воду - корабль).

3 задание «Нарисуй путь» (ребёнок выбирает любое транспортное средство, кладёт на чёрный лист бумаги и мелком рисует дорогу: танк, машина – следы от колёс, две прямые параллельные линии; самолёт – извилистая, между облаками; корабль – волнистая).

Физкультминутка « Ехали, ехали…»

5 задание «Меткие стрелки» (ребёнок должен провести прямые линии от транспорта к мишеням – красным кружкам).

Заключительная часть.

Что мы сегодня делали на занятии?  

 

Дети с удовольствием используют эти и другие новинки. Преимущества их в дешевизне, возможности восстановить, а, главное, они помогают подготовить детей к рисованию и являются эффективным средством коррекции зрительно-двигательной координации детей с интеллектуальной недостаточностью, что подтверждено практикой, и повышают значимость рисования у родителей.  

Интересно было бы познакомиться с «изюминками» других педагогов.

Художественное творчество (рисование) «Наземный транспорт»

Для детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет.

План – конспект.

Цель:

Художественное творчество:

- уточнить и закрепить знания детей по теме в продуктивной деятельности (рисовании);

- закреплять у детей умение отображать предметы в совокупности их визуальных свойств и характеристик; развивать зрительно-двигательную координацию.  

Социализация:

- дидактические упражнения «Поставь машину как у меня», «Что сначала, что потом».

Физическая культура: подвижная игра «Автобус», Физкультминутка «Лечу, качу».

Ход занятия:

Организационный момент.

Подвижная игра «Автобус». Дети встают около воспитателя.

 Основная часть.

Недавно мы говорили о военной технике. Она охраняет нашу землю, наше небо и наши воды. А сегодня мы будем говорить  о транспорте, который можно встретить в городе. Какой это транспорт  (дети перечисляют)? Как называется этот вид транспорта (уточнение в случае затруднения – транспорт передвигается по земле)?

У нас в гараже (на полочке) много машин. Сейчас каждый из вас возьмёт одну небольшую машину и сядет за стол.

1 задание «Поставь машину как у меня»

     2 задание «Что сначала, что потом»

3 Самостоятельное рисование детьми.

4 Физкультминутка ««Лечу, качу».

5 задание тем, кто закончил рисовать: уточнения по рисунку, рисование фона, деталей, подпись.

Заключительная часть.

Предложить детям выложить рисунки на «дороге» и оценить чужие рисунки (упражнение «Что здесь нарисовано?»).

Что мы сегодня делали на занятии?

Вы все постарались. Даже, если у кого-то что-то не получилось, в следующий раз всё обязательно получится. Мне было очень приятно с вами заниматься.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

Художественное творчество (рисование)

Воспитатель: Юдникова Е. И..

Дата проведения: 14.03. 2012.

 Возраст детей 6-7 лет

4 год обучения

Подготовительная группа

Краткая характеристика группы: дети 2 года пребывания, обучаются по программе III- IV года обучения; списочный состав 10 человек; дети с диагнозом F 70 (из них 5 человек – со сложной структурой дефекта, 6 – имеют инвалидность).

Тема НОД: Наземный транспорт»

Характеристика темы: лексическая тема «Наземный транспорт» связана с трудовыми темами, начинается с  первого года обучения, расширяет кругозор детей, способствует установлению причинно-следственных связей.

Тип: интегрированное, комплексное применения знаний, умений, навыков.  

Цели:

художественное творчество: закреплять у детей умение отображать транспорт в совокупности их визуальных свойств и характеристик, развивать зрительно-двигательную координацию;

познание: выявить и уточнить знания детей по теме, закрепить ПДД;

социализация: развивать внимание, элементы логического мышления, умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

физическая культура: упражнять в выполнении определённых правил.

Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Содержание учебного материала: понятия: транспорт, наземный, названия транспортных средств.

Методы обучения и коррекционные приёмы: словесные: беседа, вопросы, словесная инструкция, оценка; наглядные: машинки, схемы, руль, дорожные знаки; практические: работа с дидактическим оборудованием, выполнение движений во время подвижной игры, физкультминутки.

Оборудование и материал: атрибуты для подвижной игры; демонстрационный: схемы, раздаточный: машинки, листы бумаги, карандаши.

Структура НОД:  

 

Этап

Время

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организация

3

Приветствие

Подвижная игра «Автобус»

Приветствие

Выполнение действий в соответствии с игрой

Обобщение знаний

3

Беседа

Дети отвечают,

выбирают машину

Мотивация, целеполагание

2-3

Мотивация

Постановка цели

Дети слушают, принимают цель и мотив

Уточнение знаний, способов действий

5

Дидактические упражнения:

«Диспетчер»

«Поставь машину так»

«Что сначала, что потом»

Дети называют машину

Ставят машину в зависимости от задания

Вспоминают последовательность рисования машин

Физкультминутка

2

Игра «Светофор»

Дети выполняют действия в соответствии текста

Рисование

11-12

Помощь детям

Просьба

Подведение итогов

3

Упражнение «Узнай машину»

Положительная оценка деятельности детей

Узнавание машин, нарисованных другими детьми, адекватное поведение на оценку взрослого

Рисование взрослым для детей как эффективное средство развития коммуникативной, языковой и интеллектуальной способностей дошкольников

 Как показывает статистика и практика, детей с ограниченными  возможностями здоровья становится всё больше. Наш детский сад посещают дети с нарушением интеллекта. В настоящее время сложилась новая педагогическая  ситуация, требующая кардинально новых решений. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушения стараемся решить за счёт правильно организованной коррекционно-развивающей среды. Условия, в которых находятся воспитанники, должны быть «провоцирующими» развитие.

Мне хотелось бы привлечь внимание  к рисованию взрослыми для детей. Многие воспитатели недооценивают значимость этого направления в работе, особенно при наборе старших детей.  Как показывает практика, даже пятилетние  (и старше) дети с ОВЗ смотрят, но не видят, слушают, но не слышат. Взрослый, рисуя для детей, учит их наблюдать за действиями,  соотносить изображения с реальными предметами, действиями, признаками, называть их. Это своеобразная игра для ребёнка, где ребёнок – не пассивный наблюдатель, а активный участник.

Давайте вспомним давно забытое. «Живая» картинка (фото   )

Когда взрослый рисует что-то или кого-то на первой страничке согнутого пополам листа бумаги, например, мячик внизу. Ребёнку предлагается нарисовать это же на третьей страничке, но вверху. Затем ребёнок накручивает первую страницу на карандаш или на палочку. При движении руки с карандашом вправо – влево, можно увидеть, как мячик прыгает.

Для детей постарше (или которые уже усвоили принцип действия) задания можно усложнить: девочка прыгает через скакалку, птичка летит, зайка прыгает и т. д.

Эти книжки можно использовать при изучении тем: «Животные», «Птицы», «Времена года» и др..

Рисование взрослым с комментированием (фото    ):

-художественное творчество («Я рисую тучку. Из неё капает дождик. Получилась лужа.»)

Цель: воспитывать у детей интерес к изображениям;

формировать представление о рисунке как об изображении реальных объектов и явлений;

 научить детей наблюдать за действиями взрослого, соотносить графические изображения с реальными объектами;

- познание (итоговое занятие с целью уточнения и закрепления знаний по теме).

«Методические разработки О.П. Гаврилушкиной сидетельствуют о том, что на основе комментирования практических действий взрослого при целенаправленной педагогической работе быстрее можно сформировать основные компоненты интеллектуальной деятельности – мотивационный, ориентировочный, операциональный и контрольный, - которые лежат в основе интеллектуальной способности. Для этого необходимо, чтобы тематика образовательной деятельности отражала круг интересов дошкольников.  В процессе рисования взрослым в данных условиях становится системообразующим компонентом всего педагогического воздействия. В процессе рисования схематически изображаются ситуации, отражающие бытовой, игровой и эмоциональный опыт детей, сами дети. Рисование взрослым сочетается с беседой по созданной картинке».(1)

Мои рисунки помогают детям при заучивании стихов, текстов физкультминуток, массажей, песен, рассказывании сказок, рассказов. Заучивание текстов стихов, песен осложнено особенностями наших детей (плохая память, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, несформированность эмоционально-волевой сферы, отсутствие интереса). Повысить интерес возможно и  нужно. Решение этой проблемы как раз видится мне в рисовании взрослым для детей (фото   ).

Рисование взрослым для детей – приём развития речи, восприятия и воспроизведения рисованного текста, активизации самостоятельной речи детей.

 Подготовительная работа включает слушание текста детьми и постепенное введение карточек с изображением «слова» текста, нарисованном взрослым на глазах у детей.  При этом важно помочь дошкольнику осмыслить взаимосвязь изображений, их последовательность. Отдельные карточки являются наглядным планом текста, позволяют детям не отвлекаться от темы, проследить последовательность.

Работа осуществляется по принципу нарастающей трудности:

- дети находят карточки по слову или, наоборот, по изображению называют слово;

- дошкольники подбирают к каждой карточке слова – соседи (по содержанию, по смыслу0, называя их;

- воспитанники раскладывают карточки в нужной последовательности (по строчке стихотворения, песни, по смыслу – предложению), затем – весь текст;

- взрослый предлагает детям послушать текст, одновременно сопровождая указательным жестом на изображение произнесённого слова, иногда делая паузы, чтобы дети могли проговорить отдельные слова, фразы;

- ребёнок по желанию рассказывает текст с опорой на картинки (указательный жест), с помощью детей, при необходимости – взрослого.

В дальнейшем эти карточки (схема – слово) могут быть использованы в играх и упражнениях:

«Что означает изображение на карточке?»,

«Найди пару»,

«Я начну выкладывать, а ты продолжи»,

«Покажи ответ на вопрос».

«Спроси у соседа» и т. д..

Таким образом, рисование взрослого для детей стало частью различных образовательных областей (познание, социализация, художественное творчество, музыка, физическая культура, здоровье,  чтение), элементом коррекционно-развивающего обучения, увлекательным занятием и своеобразной игрой.

Предметно-развивающая среда  пополнилась книжками – самоделками (рисованные «Стихи», «Сказки», «Песни»,  «Живыми» книжками). В результате, наши неговорящие воспитанники заговорили. Они больше не боятся, они хотят чтобы их слушали и слышали. Эти дети изменились: раньше они злились,  что их не слушают, не предлагают рассказывать стихи, что было причиной проявления агрессии, негативизма, нежелания заниматься. Итогом работы стал ребёнок: спокойный, с желанием заниматься и «обучать» других детей (с указкой у картинки), принятый сверстниками, с повышенной самооценкой. Дошкольники могут без особого труда организовать свою самостоятельную деятельность (петь, «читать»  сказки, рассказывать стихи, делать массаж и др.).

Воспитанники группы стали участниками городского, областного конкурсов чтецов. В настоящее время наша группа, по мнению музыкального работника, самая поющая.

Всё это способствует хорошей адаптации и 100% обучения наших выпускников в школах VII вида.

Рисование взрослым для детей – это время, проведённое с ребёнком, общение с ним. А этого так часто не хватает многим детям.

Литература:

1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: «Просвещение», 2003.

2. Микляева Н.В. Развитие способностей дошкольников средствами комментированного рисования. /Под общ. ред. Н.В. Микляевой.Методическое пособие для педагогов ДОУ. М.: УЦ «Перспектива», 2010.

3. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие.- Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО - ПРЕСС», 2009.

5. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Лего- педагогика: влияние на развитие мелкой моторики и интеллектуальных способностей дошкольников"

На протяжении многих лет, конструкторы лего остаются самыми популярными и востребованными, в них влюблены дети всей планеты. Лего является самым известным конструктором в мире. Мы привыкли к нему, как...

Влияние лего на развитие мелкой моторики и интеллектуальных способностей дошкольников

Консультация для родителей "Влияние лего на развитие мелкой моторики и интеллектуальных способностей дошкольников"...

"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно творческих способностей детей дошкольного возраста"

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста"Цель: развитие твор...

Программа по самообразованию на тему: «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».

В данном материале содержится план по самообразованию и расчитан на методическую помощь воспитателям...

Методическое пособие по развитию коммуникативных языковых и художественных способностей в процессе комментированного рисования.

Пособие предназначено для воспитателей и педагогов дополнительного образования в детском саду. В пособии раскрываются особенности использования приемов комментирующей речи взрослого и ребёнка, коммент...

"Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных и художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста"

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многоообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы ...