Проектирование совместной деятельности с детьми по теме : ”Транспорт”.
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Хочу поделиться опытом проектирования совместной деятельности с детьми по теме "Транспорт".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

     Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Для успешного обучения ребёнка в школе необходимо, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его сознательной деятельности. Поэтому уже в дошкольном возрасте нужно помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая будет являться основой для дальнейшего обучения. Без предварительной подготовки формирование письменной речи в школе вызывает у детей серьезные трудности. Программные требования для детского сада предусматривают проведение занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников.

Мое мнение, что в связи с большой наполняемостью групп в детских садах общеразвивающего вида, целесообразнее проводить подгрупповые занятия, а на фронтальных занятиях лишь закреплять полученные навыки.

При организации подгрупповых занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников используется    комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая организация занятий более эффективна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

        В рабочей программе нашего учреждения учитываются требования к развитию всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодики.

        Всё это, благодаря специфике детского организма, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры по одной из тем. По мере того как развёртываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении  стихов, чистоговорок, отгадывает загадки-обманки и т.д.

       Например, при знакомстве детей с понятием «согласный звук» ,я рассказываю им такую сказку.

      Жили-были веселые звуки. Они умели петь веселые песни. Какие это звуки? (а, у, и). А всех вместе их называли…(гласные звуки). У гласных звуков были звонкие голоса, они пели как птицы. Однажды они запели так весело, что другим звукам тоже захотелось петь. «М-м-м»- замычал звук М. Мычал, мычал, а песенку спеть не смог. Заплакал, загоревал он: «Ох, какой я невезучий, не получается у меня спеть песенку!» «Не печалься!-сказал голосистый звук А.- Мы, гласные, тебе поможем, только ты должен стоять рядом с нами, согласен?» «Согласен, согласен!» - обрадовался звук М. «Вот и хорошо!- воскликнул звук А. За это мы будем называть тебя согласным звуком». Эту сказку дети слушают с интересом и само понятие «согласный звук» им преподносится в более  доступной форме.

       Знакомить детей с различными звуками можно в  форме путешествия, при этом учитывается тема недели. Так, если тема недели «Деревья», а мне на занятии по подготовке к обучению грамоте необходимо познакомить детей со звуком Л', я провожу это занятие в форме путешествия в лес. Чтобы дети могли лучше почувствовать атмосферу леса, я использую репродукции различных картин, делаю психогимнастику, представляя, как мы греемся на солнышке на лесной полянке, как мерзнем от холодного ветра. Мы гуляем по лесу, напевая песенки: ля-ли-ля, ле-ля-ли и т.д. Так, в игровой форме, я развиваю у детей фонематическое восприятие, формирую психофизическую сферу. Я обращаю внимание детей на то, что на прогулке по лесу звук Л' всегда с нами, он любит полежать на зеленой травке, понежится, поэтому мягкий звук мы будем обозначать зеленым цветом, как напоминание о лесе. Таким образом, я знакомлю детей с цветовым обозначением мягкого согласного звука. В ходе путешествия я обогащаю словарь детей, знакомя их с названиями цветов, деревьев, а вместе с этим совершенствую навык звукового анализа слов, т.к. определяем есть ли в названии того или иного дерева звук  Л'. Так дети определяют, что в словах ель, ольха, клен, липа, тополь встречается изучаемый звук.

     Также при проведении звукового анализа слов я использую индивидуальные пособия «Заселяем домики»*. Разнообразные формы работы по звуковому анализу позволяют мне избежать однообразия и заинтересовать детей.

       При обучении чтению, мы играем в игру «Живые звуки»*, «Где спрятались буквы?»*. Детям надеваются шапочки с буквами, и они перевоплощаются в звуки, рядом становятся дети с гласным и согласным звуком, а другие дети читают получившийся слог. Большинству детей нравится играть с пособием «Умные кубики»*, где они с удовольствием составляют слова, простые предложения.

      Также на занятиях по подготовке к обучению грамоте дети вырабатывают навык продуктивной деятельности. После знакомства с новой буквой, дети выкладывают её из веревочек, палочек, фасоли, гороха и т.д., лепят ее из пластилина.

     Для закрепления полученных навыков в свободной деятельности, мною используются настольно-печатные игры: «Прочитай по первым буквам»*, «Рифмочки и нерифмушки»*, «Делим слова на слоги»*, «Звонкий-глухой»*, «Ребусы»*, «Логопедическое лото»*и т.д.  Для развития связной речи используются опорные картинки для пересказа текста, художественная литература, пособия для составления рассказов по картинкам, тематические словари в картинках.

     Играя в лото, кубики, дети расширяют словарный запас по определенной теме («Овощи»*, «Животный мир»*, Растительный мир»* и т.д.).

    Так сюжетно-тематическая организация занятий, разнообразие в преподнесении учебного материала, использование различных игр   способствуют спонтанному развитию связной речи, усвоению навыков звукового анализа и синтеза, развитию фонематического восприятия,  поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

Программное содержание: закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; закреплять умение ориентироваться в слоговой структуре слова, умение составлять предложения и схемы к ним. Развивать речь, коммуникативность, память, моторику рук. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Предварительная работа: чтение сказки Ш.Перро «Золушка», беседа по содержанию сказки, беседы по вопросам нравственного воспитания, разгадывание ребусов и кроссвордов.

Материалы и оборудование: одежда для Золушки: юбка, фартук. Сундук с нарядным бальным платьем. Корзина с заданиями, магнитофонная запись голоса Лесника. Мел. Изображения Тима и Тома. «Волшебная» иголка (из фольги). «Волшебная» свеча. Ребус-табличка с изображением: барабан, арбуз, лук. Звуковички Д,Р,А,В,А. – для игры « Живые звуки». Листы со словами: карета, бал, на, поедет. Изображения Тима и Тома. Свиток с текстом.

Раздаточный материал: магнитные доски, карточки с изображением цветов ( мак, сирень, роза), карточки с изображением корзины, овощей, карандаш. По три тарелочки на парту с табличками: «Фасоль», «Горох». Тряпочки. Фломастеры.

Ход занятия.

Организация детей: Стоя на ковре. Приветствие гостей.

Сюрпризный момент: Воспитатель сообщает, что утром у двери группы она обнаружила корзинку и кассету и предлагает детям ее прослушать. Включает магнитофон.

Звуковое письмо Лесника: « Здравствуйте, ребята! Я Лесник- отец Золушки. Моя дочка Золушка очень хочет сегодня поехать на бал к принцу во дворец, но моя злая жена- мачеха моей Золушки приказала выполнить ей очень много работы и Золушка грустит, потому, что одной ей с такой работой не справиться. Я решил обратиться к вам за помощью, вы ведь ребята дружные, добрые и самые старшие в детском саду. Ребята, помогите, пожалуйста, Золушке попасть на бал. Спасибо и до свидания ».

Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь Золушке? (Да). Пословица: «Что не сделает один, сделаем все вместе». Лесник нам прислал корзиночку, а вот что в ней мы узнаем позже, нам надо спешить Золушке на помощь.

Инсценировка:

Золушка-девочка подметает пол и напевает: «Хоть поверьте, хоть проверьте, но вчера приснилось мне, будто принц за мной примчался на серебряном коне».

Воспитатель: Здравствуй, девочка, ты кто?

Девочка: Я Золушка.

Воспитатель: Вот ты нам и нужна. Мы узнали от твоего отца, что ты хочешь поехать на бал во дворец, но у тебя очень много работы, вот наши ребята и решили тебе помочь. Они друзей в беде никогда не оставляют. Они даже знают много пословиц о дружбе.

Дети называют пословицы: «Один за всех и все за одного», «Один в поле не воин», « Доброе братство, дороже богатства» и др.

Воспитатель: Ребята, добрая фея просила передать вам волшебную свечу «Любви и доброты», чтобы она согревала вас и помогала вам в работе. (Дети протягивают руки к свече). Упражнение.

Воспитатель: А теперь, Золушка, наши ребята с тобой познакомятся. Но знакомиться они будут по-особому. Вы, ребята, называете свое имя по слогам и говорите, сколько слогов в вашем имени (Ли – за) при помощи ладошек.

Каждый ребенок выполняет задание

Воспитатель: А сейчас нам надо торопиться, выполнить всю работу. Садитесь за столы. (Дети садятся за столы, обращаю внимание на осанку). К работе готовы?

1.Воспитатель: Настало время заглянуть в корзинку. (Достаю 1-е задание – карточки с изображением цветов «Мак», «Сирень», «Роза»)

«Ой, картинка мне попалась

Посмотрим на неё сейчас,

Вот теперь я поняла всё

Здесь задания для вас»

Воспитатель: Злая мачеха приказала Золушке посеять звуковой цветник. На Досках у вас картинки с цветами, звуки которых надо поместить на грядки.

- Назовите все цветы. Вы должны догадаться, на какие грядки будете сеять звуки.

а) Мак – сколько звуков в слове? (3). На какую грядку посадим эти звуки? (№1).???

- Какой первый звук, и какой фишкой обозначите, почему? (Твердый согласный обозначаем синей фишкой).

- Какой второй звук? (а) Какой фишкой обозначите? (красной) Почему? (гласный звук).

- И третий звук (к)… (Уберите фишки).

б) Найдите грядку для розы. Дети выполняют задание самостоятельно (№2). ????

в) И последняя грядка для сирени. (№3). ?????

Воспитатель: Ребята, наши цветы не вырастут, если их названия не разделить на слоги и не укрепить ударением. Под каждым изображением цветов запишите слоговые схемы слов: Мак, Си-рень, Ро-за.

Воспитатель:

Цветник посеяли мы дружно

Спасибо всем сказать вам нужно.

Но злая мачеха хитра

Не любит Золушку она,

Дала корзинку ей большую

Пойти велела в огород

Собрать там овощей – для щей.

Помочь вы Золушке готовы? Скажите дружно ещё раз. (Да).Тогда приступим все сейчас.

2. Игра «Помоги Золушке собрать овощи со звуком «К».

(У каждого на листе изображение корзинки и овощей (лук, капуста, морковь, помидор и др.)).

Воспитатель: Положите в корзинку только те овощи, в названии которых есть звук

«К» (соединить стрелкой). Возьмите карандаши и проведите стрелку к корзине.

- Какие овощи положили?

- Какие нет? Почему?

3. Физкультминутка.

Воспитатель:

Устали, нам надо спешить, время не ждет

Принц на балу нашу Золушку ждет.

Дети встают и произносят слова:

Возьмем веники мы дружно

Золушке помочь нам нужно.

Подметем и тут и там

Не забудем про чулан.

Мы подтянемся немножко,

Вытрем пыль всю у окошка,

Птиц накормим мы с ладошки

И дадим им хлебной крошки,

Поможем мы в беде всегда,

Друзей не бросим никогда.

4. Воспитатель: Чистоту вы навели, птиц накормили, овощи в огороде собрали, теперь надо щи сварить. Для этого надо печь растопить. Но где же взять дрова (ответы детей). Сейчас в волшебную корзину загляну, здесь звуковички, они спешат на помощь. Назовите их. (Д, А, Р, А, В). Давайте составим слово. (Дети выстраивают звуковичков слева направо «Д,Р,А,В,А»). Молодцы, правильно составили слово.

- Растопили печь мы дружно,

А теперь спешить нам нужно.

5. «Звуковая зарядка».

Воспитатель: Загляну опять в корзину, что же вижу я друзья? Кто такие? (Тим и Том). Тим и Том обиделись, потому что вы забыли сделать их любимую звуковую зарядку. Давайте исправимся.

Том говорит: «Но», а Тим: «Нё». (Аналогично «Ну – ню», «На – ня», Лы - ли» …).

6. Воспитатель: Загляну опять в корзину, ой, иголочку я вижу. Чья иголка?

Золушка: Моя.

Воспитатель: Будем шить сейчас друзья. Случилась беда, разорвалось предложение на отдельные слова, и только вы должны сшить слова по порядку в предложение. Если предложение не составим, то карета не поедет и не отвезет Золушку на бал.

Дети читают слова: Карета, бал, поедет, на. Составляют на доске предложение: «Карета поедет на бал».

- Молодцы! Сколько слов в предложении? Назовите первое слово (второе, третье,…)? Что ставим в конце предложения? (точку). Возьмите фломастеры и запишите схему этого предложения L __ ? __ .

7. Упражнение «Горошина». (Работа парами).

Воспитатель: А теперь внимание – следующее задание. У вас на столе тарелочки. Что в тарелочках? (фасоль, горох). Фасоль положите в ту тарелку, где написано это слово «ФАСОЛЬ», а горох - в ту, где написано «ГОРОХ».

Дети работают парами.

Воспитатель: Возьмите по одной горошине (игровой самомассаж).

а) положите на ладошку, покатайте вот так;

б) катать горошину между пальцами.

Слова:

Ты катись горошинка по ладошке

Разомни нам пальчики немножко,

Ты катись горошина по столу,

Развлекай горошина детвору.

8. Ребус.

Воспитатель:

Что осталось здесь еще?

В сказочной корзинке,

Достаю я вам ребята

Волшебные картинки.

Ребус – табличка ???.

Воспитатель: Назовите, что изображено в каждом окошке? (барабан, арбуз, лук) Отгадайте, какое слово получится, если взять первые звуки от каждого слова.

- Молодцы! Золушка обязательно попадет на бал.

9. Воспитатель: Ребята, осталось чуть-чуть, потерпите, ведь «Терпенье и труд всё перетрут».

Достаю из корзины записку и читаю:

«Прямо пойдешь – несчастье найдешь,

Налево пойдешь – в беду попадешь

А (направо) пойдешь сундучок найдешь!»

Дети находят сундук, там платье для Золушки.

Воспитатель: Корзина наша опустела

Работа вся сделана. Вы молодцы.

Почему быстро справились? Что нам помогло? (дружба).

Список литературы:

Эльконин Д.Б. Букварь: Пробный учебник для четырехлетней начальной школы.- М.:Просвещение, 1992.

Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разбаботка. Проектирования совместной деятельности с детьми по теме: "Как звери в лесу к зиме готовятся"

Цели и задачи:- Обратить внимание детей на осенние изменения в природе.- Формировать у детей знания о жизни и повадках диких животных, о том, как звери( медведь, белка) готовятся к зиме.- Развивать тв...

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки).Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки) для детей средней группы....

Взаимосвязь педагога-психолога и учителя-логопеда в совместной деятельности с детьми по теме "Прогулка в лес"

Данный материал - конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе детского сада общеразвивающего вида. Занятие проводится совместно педагогом-психологом и учителем-логопедом. Занятие расс...

Презентация совместной деятельности с детьми на тему: "Мишка проснулся"

Совместная деятельность с детьми на тему: "Мишка проснулся" по лексической теме: "Весна. Признаки весны"...

Аппликация и лепка к проектной деятельности с детьми по теме "Транспорт"

"Не в количестве знаний заключается образование,а в полном понимании и в искусном применении всего того, что знаешь"....

Конспект совместной деятельности с детьми по теме: «Транспорт».

ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТЬ И ОБОБЩИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ТРАНСПОРТЕ....