Методика преподавания изобразительной деятельности
материал по рисованию по теме

Репина Юлия Анатольевна

1.   Влияние народного искусства на детское творчестве в декоративной аппликации.

2.   Использование народного орнамента в воспитательно-образовательной работе детского сада.

3.   Содержание и методика ознакомления детей с народным орнаментом. Обучение декоративной аппликации в детском саду.

•    Задачи содержания декоративной аппликации:

•    Средства выразительности, способы вырезания:

•    методы и приемы (по возрастным группам)

4.   Изготовить   по   одному   образцу   для   каждой   возрастной   группы   и составить  краткий  конспект  по  использованию  его  на занятии  по аппликации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx136.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методика преподавания изобразительной                                                 деятельности

        

Декоративная аппликация в детском саду.

План:

1.   Влияние народного искусства на детское творчестве в декоративной аппликации.

2.   Использование народного орнамента в воспитательно-образовательной работе детского сада.

3.   Содержание и методика ознакомления детей с народным орнаментом. Обучение декоративной аппликации в детском саду.

•    Задачи содержания декоративной аппликации:

•    Средства выразительности, способы вырезания:

•    методы и приемы (по возрастным группам)

4.   Изготовить   по   одному   образцу   для   каждой   возрастной   группы   и составить  краткий  конспект  по  использованию  его  на занятии  по аппликации.

1.   Влияние народного искусства на детское творчестве в декоративной аппликации.

        Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного  характера — смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.

         Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

        Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.        

        Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритмчередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это требует от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров, овладения навыками изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и др.

        В работе с детьми используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, гжель, жостово, кружево и др.). Задача педагога показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

        Красиво подобранная цветовая гамма узора является важнейшим средством эстетического воспитания ребенка, развития его умения воспринимать цвет и его гармонию. Следовательно, надо целенаправленно формировать у ребенка чувство цвета, умение подбирать яркий и мягкий колорит, используя не только спектральные цвета, но и многообразие полутонов и оттенков, плавность цветовых переходов.

        

2.Использование народного орнамента в воспитательно-образовательной работе детского сада.

        Народное декоративно-прикладное искусство вводит ребенка в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями. Это вызывает живой эмоциональный отклик и активизирует творческую деятельность детей, желание по-своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации, что, в свою очередь, содействует формированию личности, воспитанию у ребенка интереса и любви к искусству своего народа и людей других национальностей. Полноценное осуществление этой задачи зависит от умелой, целенаправленной организации учебно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Такая работа должна быть направлена на ознакомление детей с народным орнаментальным творчеством, обучение их воспроизведению мотивов орнамента в разных видах изобразительной деятельности, в том числе и аппликации, на занятиях, а также в самостоятельной художественной и оформительской деятельности. При этом воспитатель развивает умение дошкольников видеть, понимать и оценивать красоту произведений декоративного творчества, воспринимать содержание орнамента, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь с формой украшаемого предмета, традициями народного искусства. У детей формируется также чувство ритма, симметрии, гармонии, совершенствуется умение передавать соотношения между элементами по форме, величине, пространственному расположению на бумаге, цвету, что является показателем развития изобразительных способностей каждого ребенка.

        Успешное проведение учебно-воспитательной работы на материале народного орнамента во многом определяется степенью художественной образованности воспитателя, знанием и пониманием им разных видов и форм народного искусства, законов и особенностей его развития. В связи с этим перед воспитателем стоят следующие задачи:

        -познакомиться с художественным опытом народных мастеров, научиться творчески его осмысливать, создавать новое, отличать подлинные произведения от стилизаторских подделок, сувенирной продукции;

        -изучить формы современного народного творчества, народных художественных промыслов,  выявить художественные традиции искусства других народов;

        -не следовать формально приемам народного искусства, что ведет к стилизации, внешнему подражанию, штампу;

        -научиться отбирать образцы народного искусства, проверенные художественным вкусом народа, отвечающие задачам дошкольного воспитания, опираться на дидактический принцип «от близкого к далекому» при первоначальном ознакомлении детей с наиболее близким искусством своего народа, затем других национальностей, проживающих в данной местности (по мере усвоения знаний можно расширить область такого изучения);

        -овладевать практическими умениями в создании наглядных пособий для занятий с детьми на основе народных образцов в разной технике рисования и аппликации;

        -уметь применять полученные знания и навыки в организации работы с детьми на занятиях и в их самостоятельной художественной деятельности;

        -планировать последовательность проведения занятий по ознакомлению детей с образцами декоративно-прикладного искусства того или иного народа и по отображению мотивов народных орнаментов в аппликации;

        -искать пути практического применения полученных знаний, умений и навыков по аппликации в других формах и видах изобразительной деятельности.

         

3.  Содержание и методика ознакомления детей с народным орнаментом. Обучение декоративной аппликации в детском саду.

Задачи содержания декоративной аппликации

        Композиция узора и его цветовой строй подчиняются эстетическим закономерностям, которые постепенно становятся доступными детям. В связи с этим занятия декоративным рисованием и аппликацией способствуют развитию художественного вкуса. Вначале, в 3,5—4 года, дети овладевают самыми простыми навыками декоративной деятельности: ритмическое повторение элементов (украсили салфеточку, варежку, кукле платье), затем чередование простых элементов (лепестков — приманивание всем ворсом кисти к бумаге, точек, полосок и т. п.).

        На занятиях по аппликации дети располагают в определенном порядке готовые изображения, однородные по форме, а затем и разные по форме, величине, цвету.

        С возрастом задачи усложняются. Дети 4—5 лет закрепляют навыки ритмичного расположения элементов узора, учатся симметричному расположению узора на бумаге, имеющей форму квадрата (салфеточка, платочек), круга (тарелочка, блюдечко). Чтобы выполнить такой узор, ребенок должен уметь охватить весь лист бумаги, найти углы, края, середину, а для этого надо знать, что такое углы, середина и т.д. В процессе создания узора нужно учить ребенка сопоставлять одинаковые части. Усложняются и элементы, из которых строится узор: включаются ягоды, цветы, листья. Это не какие-то определенные цветы и ягоды, а придуманные самими детьми или взятые ими из произведений декоративно-прикладного искусства,                                    

        В средней и старшей группах усложняются и форма предметов, на которых детей учат делать узор, и элементы, из которых он составляется. Включаются дуги, разнообразнее становятся цветы, листья, узор выполняется не только всей кистью, но и кончиком ворса. Все узоры, которые составляют дети старшей группы, как правило, симметричны.

        В подготовительной к школе группе детей учат составлять симметричные и асимметричные узоры. Значительно усложняются элементы узора. Вводятся спирали, завитки, волнистые линии. Обогащается цветовая гамма узора. Вместе с тем ставится задача научить детей выполнять узор в определенной цветовой гамме, характерной для того или иного вида народного декоративного искусства: дымковской, хохломской, городецкой росписи, в теплых или холодных тонах и т. п. Знакомство детей с разными цветами и обучение получению оттенков позволяет им использовать. При составлении узоров не только основные цвета, но и оттенки. От составления ритмичных узоров с повторяющимися элементами детей переводят к составлению симметричных, а затем и асимметричных композиций.

        В обучении декоративному творчеству широко используются произведения декоративного искусства. При рассматривании их внимание детей обращается на красоту, изящество, вкус, с которым они выполнены.         Детей учат выделять входящие в узор (элементы, отмечать их расположение, сочетания цветов и особенности композиции, т. е. учат видеть и выделять выразительные средства декоративного искусства.

  Средства выразительности.

        Средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей. Дети почти всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать работу ребенка своеобразной, выразительной.

        Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства.

Способы вырезания

Вырезание деталей изображения

        

        Вырезать детали и изображения нужно точно, не искажая формы. Необходимо стремиться к тому, чтобы линия среза была четкой, без зазубрин. При вырезании надо стараться не защипывать бумагу. (Чаще всего это бывает от тупых ножниц.) Прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами. Отрезая бумагу по прямой линии, опустить ее вниз, одновременно продвигая ножницы вверх. При вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а левой рукой бумага направляется по намеченным линиям изображения (рис.). Очень мелкие детали, дополняющие аппликации, следует вырезать небольшими ножницами.

        Для того чтобы прорезать отверстие в бумаге, нужно сначала проколоть острым концом ножниц небольшое отверстие, а затем уже вырезать нужное изображение. Сделать это можно и по-другому: сначала надрезают бумагу, а затем вырезают серединку. После наклеивания линия надреза не будет видна.

Рис.. Прямые и круговые линии можно вырезать т, к. показано на рисунке.

Вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги.

        Все окружающее нас имеет симметричное или несимметричное строение. Симметрия — закономерное расположение форм и красок, при этом одна сторона является зеркальным отражением другой.

        К симметричным формам можно отнести листья, цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды, силуэты бабочек, ваз, посуды, платьев и т. д. Это определение весьма условно, так как в природе ни у одного дерева, ни одна его половина не повторяет в точности другую. Такое упрощение называется стилизацией. Вначале целесообразно выполнить несколько заданий, в которых предусмотрена передача отдельных изображений, имеющих симметричное строение, из одноцветной бумаги.         Такие изображения будут носить силуэтный характер. Несмотря на это, они дают представление о способе изобразительной техники, развивают умение видеть и передавать форму изображения, соотношение высоты и ширины, сходство и различие изображений, близких   по   форме,   правильно  определять   на   глаз   пропорции.

                        Вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз.

        Из бумаги, сложенной в несколько раз, или, как условно называют, гармошкой, получаются интересные и полезные вырезки. Их можно использовать как украшения помещений детского сада, костюмов. Прием" вырезания из бумаги, сложенной в несколько раз, используют, когда надо получить много одинаковых изображений, например для разных орнаментов, наглядных пособий, дидактических игр, атрибутов к подвижным или творческим играм.

        Если изображения имеют симметричное строение, рисуют половины изображений от линии сгиба. Например, на одной линии сгиба рисуют половину изображения елочки — получится целый еловый лес (рис. 2).

Рис.3 Сложив бумагу гармошкой, можно вырезать «хоровод» из елочек.

Вырезание из изображения части и подклеивание под нее подкладки.

        Этот прием вырезания придаст аппликации выразительность и живописность. Делают это следующим образом. Готовят форму какого-либо изображения (цветка, листочка, вазы и т. п.), из этой формы вырезают определенную частичку и подклеивают под нее подкладку, таким образом, подчеркивают форму самого изображения.

Методы и приемы (по возрастным группам).

Младшая группа.

        

        При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятии.

        В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов.

        При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения.

        До занятия можно рассматривать с детьми также иллюстрации, картинки. Особенно хороши те изображения, где форма предельно обобщена, приближена к силуэту. При рассматривании иллюстраций внимание детей необходимо направлять на то, что требуется в процессе работы.

        На занятии воспитатель должен организовать непосредственное восприятие игрушки, предмета. Дети рассматривают предмет, определяют форму его частей, величину, цвет, уточняют строение. Воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание на те или иные качества предмета, использует образное слово, обрисовывающий жест.

        Во второй младшей группе иногда используются образцы. Чаще всего в декоративной аппликации. Например, детям показывают закладку для книги. Образцы могут быть использованы и тогда, когда нет возможности показать детям сам предмет (при условии, что он знаком детям). Но использование образца не всегда является обязательным и не означает, что дети должны его копировать.

        Важным моментом в обучении детей на занятии является показ способов выкладывания и наклеивания. Процесс выкладывания нужно демонстрировать так, чтобы он был хорошо виден всем детям.

        Процесс наклеивания состоит из нескольких последовательных этапов, которые дети должны усвоить: правильно держать кисть в правой руке и брать достаточное количество клея, класть каждый элемент на клеенку вверх нецветной стороной, хорошо смазывать клеем всю поверхность и, положив кисть на подставку, осторожно перевернуть смазанный элемент, положить в определенное место на листе бумаги клеем вниз, прикрыть сверху салфеткой, прижать ладонью, промокнуть лишний клей.

        На последующих занятиях вместо воспитателя осуществлять показ приемов наклеивания может ребенок, вызванный к мольберту. Это повышает интерес детей к этапам работы и к качеству се выполнения, способствует активному усвоению приемов. В тех случаях, когда большинство детей усвоило приемы наклеивания, целесообразно опускать наглядный показ, заменив его словесным напоминанием или, что еще лучше, вопросом к детям.

        В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активность.

        

Средняя группа

        

        Главное внимание в средней группе нужно уделить уточнению представлений детей о предметах. Этому служит обследование с включением движений руки по контуру предмета, использование различных дидактических игр, рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, а также наблюдения окружающей действительности.

        Методы обучения, применяемые на занятиях, тесно связаны не только с темой, программным содержанием, но и с тем, что и как детьми усвоено ранее.

        Одним из ведущих методов обучения на занятии является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета, который предстоит изобразить. Воспитатель активизирует детей, давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму, передавать строение предмета, сохраняя при этом величинные соотношения (из большой бумажной заготовки вырезают большую часть, из меньшей маленькую).

        Когда дети выполняют на занятиях декоративные работы или однотипные предметные изображения и нужно показать варианты с конструкций, цветового решения, различного расположения, целесообразно использование вариантных образцов, например, можно показать, какие разные предметные изображения могут получить различных по цвету, величине и расположению элементов: бусы, забавная игрушка, погремушка.             В средней  группе  впервые  вводится  вырезывание.  Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, используя показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод).

        Все показываемые действия воспитатель должен сопровождать четкими словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям: «Начну вырезывать овал с серединки маленькой стороны прямоугольника, буду плавно закруглять уголок до середины большой его стороны, так, чтобы уголок отпал...»

        В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод — упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить всем детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия.                 В процессе занятия разнообразные методы и приемы применяются в единстве и взаимосвязи. Возрастает роль слова воспитателя, который, опираясь на знания детей, их умения и навыки, объясняет задание, не прибегая к наглядным действиям. Необходимо чаще ставить перед детьми вопросы о том, как выполнить аппликацию, из какой бумажной заготовки вырезать то, или иное изображение и какими предметами. Для передачи образности, выразительности в работе хорошо использовать художественное слово (загадки, стихи, поговорки и т.д.).

Старшая группа

        

        Как и прежде, нужно уделять большое внимание в повседневной жизни обследованию предметов, которые предстоит изобразить, рассматриванию иллюстративного материала, наблюдениям окружающего.

        На занятиях важное место отводится восприятию и анализу предметов. Но если в предыдущей группе воспитатель активизировал детей вопросами, то теперь необходимо предоставлять больше самостоятельности самим детям. Можно предлагать детям план для анализа предмета или спрашивать, о чем нужно рассказать, рассматривая предмет. В случае затруднений воспитатель может спросить, что упущено в процессе анализа предмета. В этой возрастной группе нужно больше внимания обращать на сравнение признаков и качеств предметов, учить детей видеть различия в величине, пропорциях, продолжать совершенствовать формообразующие движения.         Рассматривая с детьми произведения декоративно-прикладного искусства, необходимо учить замечать красоту цветосочетаний, гармонию форм, выразительность композиции.

        К использованию образов в старшей группе воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы. Можно использовать вариативные образцы.

        Демонстрировать  приемы   вырезывания  на  каждом  занятии не следует. Необходимо чаще опираться на самих детей, привлекая некоторых из них к показу наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнить аппликацию, какой использовать прием вырезывания. В тех случаях, когда вводится новый прием вырезывания, показ этапов и способов работы осуществляется самим воспитателем.

        Труднее всего дети усваивают вырезывание симметричных форм, так как им сложно представить конечный результат. В таком случае использование показа  приемов работы бесспорно. Целесообразно, обучая детей этому приему, прибегать к тренировочному действию, а в некоторых случаях использовать «прорисовку» пальцем линии контура на листе бумаги, сложенном пополам. Постепенно овладевая понятием «половина предмета», дети переходят к сознательному использованию этого приема. Во время обследования предмета симметричной формы важно акцентировать внимание детей на обведении половины его контура, закрывая другую половину листом бумаги.

        К показу приемов работы воспитатель обращается не только с введением нового способа действия ножницами, но и с введением нового способа изображения. Например, в старшей группе вводится способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги, который используется для изображения предметов неровной пушистой фактуры, некоторых пейзажей, декоративных работ. Осуществляя показ приемов работы, воспитатель подчеркивает, что аппликация выполняется без ножниц, одними лишь пальцами рук.

        Этот способ вызывает у детей большой интерес, и они с удовольствием учатся выполнять им аппликации.

        Работая с детьми шестого года жизни, воспитатель должен чаще задавать им вопросы  не только о том, как вырезать предмет той или иной формы, но и получить выразительную аппликацию: найти удачную композицию, передать несложное движение путем изменения положения отдельных частей, подобрать подходящую бумагу. Нужно чаще давать детям возможность самим выбрать цвет бумаги, предоставляя в их пользование больше вариантов.

        Воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Помимо вопросов, указаний и напоминаний, воспитатель применяет советы, направленные на развитие творческой активности детей. Например, для выполнения декоративной аппликации воспитатель советует детям сначала подобрать бумагу наиболее подходящего цвета, подумать, какими элементами украсить работу, как их вырезать и расположить, чтобы было красиво.

        Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Не торопясь с подсказкой, педагог старается косвенно подвести ребенка к правильному решению.

Подготовительная группа

        

        В повседневной работе воспитатель должен организовать обследование различных предметов, игрушек, произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных промыслов, рассматривание иллюстраций. В процессе обследования, рассматривания он подчеркивает характерное, образное, выразительное.

        На занятиях, там, где это необходимо, используется рассматривание предметов, игрушек, иллюстраций, изделий народного аппликационного искусства. Дети учатся самостоятельно анализировать воспринимаемое. Особое внимание должно обращаться на контурную линию предметов. Детям предлагается проследить контурную линию справа налево, так как в этом направлении легче вырезывать (это особенно важно в силуэтном вырезывании). Сенсорному анализу помогает образное словесное пояснение.

        Обращая внимание детей на изобразительные и выразительные характеристики предметов, нужно побуждать их одновременно думать о способах вырезывания, об этапах работы в целом. Важно больше активизировать детей, развивать их самостоятельность.

        Показ приемов вырезывания в основном должен быть частичным. Хорошо знакомые приемы могут напомнить сами дети. В силуэтном вырезывании воспитатель, прибегая к показу, обращает внимание детей на линию контура, на пространственное положение и величинные соотношения, на движения ножниц. Получившееся в результате показа педагога изображение можно прикрепить на фланелеграф, чтобы дети могли его видеть.

        Слово на занятиях в подготовительной группе играет ведущую роль.         Воспитатель, задавая детям вопросы, учит их мыслить, рассуждать, находить самостоятельные решения. В случае необходимости можно использовать словесные напоминания, указания, советы. Советы воспитателя могут касаться достижения большей образности, выразительности, поиска удачной композиции, а также порядка выполнения работы.

        Индивидуальная работа в подготовительной группе носит несколько иной характер, чем в предыдущих группах. По технике вырезывания дети меньше нуждаются в опеке педагога, поэтому все его внимание направлено на развитие самостоятельности творчества, на достижение выразительности.

        Целесообразно развивать взаимопомощь детей на занятиях. Иногда следует рассаживать детей с учетом их навыков, чтобы ребенок, хорошо владеющий навыками вырезывания, помог рядом сидящему советом и действенным показом (в таком случае необходимо давать бумагу для тренировочных действий).

        В индивидуальной работе воспитатель вместо прямых указаний должен чаще использовать советы, высказывать пожелания, задавать косвенные вопросы, стимулирующие самостоятельность ребенка.

        При выполнении коллективных аппликаций необходимо организовать взаимопомощь детей, дать советы каждой творческой группе детей, стимулировать их самостоятельность, поощрять индивидуальность.

4.   Изготовить   по   одному   образцу   для   каждой   возрастной   группы   и составить  краткий  конспект  по  использованию  его  на занятии  по аппликации.

Конспект занятия по декоративной аппликации младшая группа.

«Букет цветов для мамочки» (по мотивам бумажного фольклора).

Задачи

        Знакомить с бумажным фольклором как видом народного декоративно-прикладного искусства. Вызвать интерес к созданию красивых композиций из цветов по мотивам народной аппликации (букет, вазон, гирлянда). Учить составлять композицию из готовых элементов (цветов) на сложной форме (силуэте букета или вазона), выбирать и наклеивание вазы (из фактурной бумаги) и составление букета из бумажных цветов. Развитие чувства цвета и формы.

Словарная работа: ваза, вазон.

Предварительная работа. 

        Чтение рассказа Д. Габе «Мама».

Материалы, инструменты, оборудование.

        Силуэты букетов (формы зелёного цвета) и вазы разной формы из фактурной бумаги (на выбор детям), силуэты цветов (по 5-7 для каждого ребёнка), клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые.         Варианты композиций для показа детям.

        Воспитатель читает детям стихотворение В. Шипуновой «Букет».

Методические приемы: словесный, обследование, информационно-рецептивный.

Содержание занятия.

        Воспитатель показывает детям варианты композиций «Красивый букет» на разных формах и предлагаем составить мамам на праздник 8-е марта  чудесные букеты. Обращает внимание на приготовленные материалы: разные  формы букетов («шапочки» и «веточки»), силуэты ваз из фактурной бумаги красивые яркие цветы. Предлагает выбрать по своему желанию и составить букеты - приклеить на листы бумаги голубого или белого цвета.

        Дети выбирают материалы, сначала приклеивают силуэты ваз (внизу листа),  сверху формы букетов (ставят букет в вазу), затем раскладывают на букетах бумажные цветы, любуются и приклеивают.

После занятия.

        Оформление выставки, вручение подарков мамам. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Мамочка».

Анализ работ.

        Просмотр детских работ, совместно с детьми. Оценка: правильность приклеивания, аккуратность приклеивания, правильность расположения элементов.

Конспект занятия по декоративной аппликации средняя группа.

«Полосатый коврик для кота».

Задачи.

        Учить детей составлять гармоничную композицию «Полосатый коврик» из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Продолжать освоение техники резания ножницами по прямой. Познакомить с новым способом - резание бумаги по линиям сгиба. Развивать чувство цвета и ритма.         Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Словарная работа: ковроделие, сибирский кот (порода).

Предварительная работа.

        Проведение занятия по лепке «Лижет лапу сибирский кот», оформление выставки. Рассматривание изображений кошек в разных видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Знакомство с ковроделием как видом народного декоративно-прикладного искусства.         Дидактические игры на цветовой модели «Радуга» с целью упражнения в подбор гармоничных цветосочетаний. Освоение техники резания ножницами по прямой. Беседа по содержанию стихотворения В. Шипуновой «О чём мечтает сибирский кот».

        Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Васька».

Материалы, инструменты, оборудование.

        Бумажные квадраты или прямоугольники как основа для аппликативного коврика - по одному на каждого ребёнка (длина стороны 12-20 см), бумажные прямоугольники разного цвета - по три-четыре на каждого ребёнка: для разрезания на полоски; ножницы для детского труда, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные матерчатые, клеёнки. Три-четыре коврика, подготовленных воспитателем для показа детям вариантов декора.

Методические приемы: словесный, обследование, информационно-рецептивный, репродуктивный.

Содержание занятия.

        Перед занятием дети рассматривают композиции, которые они создали на занятии по лепке «О чём мечтает сибирский кот», воспитатель напоминает, что сегодня на занятии по аппликации дети смогут сделать для своих котиков красивые полосатые коврики.

        В начале занятия воспитатель показывает детям варианты полосатых ковриков, предлагает рассмотреть, найти сходство и отличие (все полосатые, но полоски отличаются по ширине и цвету, к тому, же по-разному чередуются в узоре).        

        - Сейчас мы с вами тоже сделаем красивые полосатые коврики для наших котиков. Вы уже умеете разрезать бумагу на полоски. Помните, как мы делали железную дорогу - рельсы и шпалы для поезда? Для коврика нам понадобятся полоски одинаковой ширины, поэтому попробуем резать бумагу новым способом:

        ► берём квадрат, сгибаем пополам, потом ещё раз пополам;

        ► разглаживаем линии сгиба - от середины в обе стороны;

        ► разворачиваем и режем ножницами точно по линиям сгиба - получилось четыре полоски;

        ► берём квадрат другого цвета и точно так же разрезаем его на полоски;

        ► берём прямоугольник, цвет которого не совпадает с цветом наших полосок, и составляем на нём красивый узор - полоска одного цвета, полоска другого и т.д.

        Воспитатель ещё раз показывает детям варианты полосатых ковриков и предлагает выбрать бумажные заготовки, которые красиво сочетаются по цвету.

        Дети выбирают материал и начинают готовить коврики для своих пластилиновых котиков. Воспитатель помогает определиться с цветосочетаниями, напоминает способ сложения квадрата дважды пополам.

        Если кто-то из детей не смог освоить новый способ, педагог советует сложить квадрат пополам, разрезать по линии сгиба, а образовавшиеся прямоугольники, в свою очередь, сложить пополам по длине и разрезать по линиям сгибов.

        В конце занятия дети дополняют полосатыми ковриками свои пластические композиции «Лижет лапу сибирский кот».

После занятия.

        Чтение стихотворения В. Стоянова «Кошка».

        Отгадывание загадки Г. Лагздынь

         Оформление выставки

Анализ работ:

        Просмотр детских работ, совместно с детьми. Оценка: правильность приклеивания, аккуратность приклеивания, аккуратность вырезывание, правильность и симметричность расположения элементов.

Конспект занятия по декоративной аппликации старшая группа.

«Солнышко улыбнись!»

Задачи.

         Вызывать у детей интерес к созданию солярных образов в технике аппликации. Учить детей вырезать солнышко из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные (полихромные) образы, накладывая вырезанные формы друг на друга.         Показать варианты лучиков (прямые, волнистые, завитки, трилистники, треугольники, трапеции, зубчики) и способы их изготовления. Развивать чувство цвета, формы и композиции.

Словарная работа: красный - красивый.

Предварительная работа.

        Рассматривание фотографий, открыток, календарей с изображением солнца и розетковых цветов (астры, георгины, золотые шары); дидактические игры на восприятие цвета. Подготовка окошек как основы для композиций.         Обследование формы цветов, вырезанных из картона. Рассматривание книжных иллюстраций в сборниках песенок, потешек, народных сказок с целью обогащения впечатлений и представлений о вариантах изображения солнышка; рассматривание дымковских игрушек, имеющих в своём оформлении солярные знаки; беседа о солнце как источнике жизни на земле и как одном из главных образов народного искусства; сравнение солярных элементов в разных видах народного декоративно-прикладного искусства (ткачестве, вышивке, керамике).

Материалы, инструменты, оборудование.

        Цветная и фактурная бумага, бумажные салфетки белого и голубого цвета; готовые бумажные формы - цветные квадраты разной величины и расцветки; фантики на бумажной основе, ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеёнки.

Подготовка к занятию.

        Плакаты «Весна», «Дымковская игрушка», «Писанки», «Ложки и матрёшки», «Золотая хохлома».

        Альбом для детского творчества «Ложки и матрёшки».

        Таблица с вариантами солярных (солнечных) декоративных элементов.

Методические приемы: игровой,  наглядный, словесный, обследование.

Содержание занятия.

        Воспитатель предлагает детям вспомнить потешки, песенки, стихи, загадки о солнышке. Спрашивает, какими словами обычно описывается солнце, почему его называют красным (красный - красивый). Воспитатель рассказывает детям потешки и стихи о солнышке.

        Педагог напоминает детям о том, что в изделиях народного декоративно-прикладного искусства можно «разыскать» солнце и как по-разному оно выглядит: в виде точки, круга, нескольких кругов, круга с лучами-завитками, лучами-волнистыми линиями, луча ми-точка ми, цветами, бутонами и пр. Показывает писанку (миниатюру на яйце) с солярными элементами, вятского (дымковского) индюка. Направляет внимание детей на поиск образа солнца в этой народной игрушке. Дети находят образ солнца как в фигурке птицы (хвост, крыло), так и в элементах декора (точки, многоярусные круги...).

        Затем воспитатель предлагает детям создать свои солнышки-колоколнышки -вырезать из цветной бумаги так же, как мы осенью вырезали цветы, а зимой снежинки, - т.е. из бумажных квадратиков или фантиков, сложенных дважды пополам. Кроме того, можно скомбинировать изобразительные техники (дорисовать лучики и «лицо» фломастерами или гуашевыми красками). Ещё раз обращает внимание на варианты лучей: точки, круги, линии -прямые, волнистые, завитки и сочетания элементов.

        Воспитатель напоминает способ вырезания розетковых форм из бумажных квадратиков, сложенных пополам, и показывает схему с вариантами лучиков.         Советует изобразить солнышко, которое будет выглядывать из-за тучек, и предлагает детям придумать свои способы оформления тучек. Комментирует разные предложения детей и, в случае необходимости, подсказывает способ обрывной аппликации и конструирования из смятых комочков бумаги (бумажной салфетки). Дети выбирают «окошки» как фон для композиции, в соответствии с цветом фона подбирают цвет бумажных квадратиков или фантиков для вырезания солнышка, и бумажные салфетки для оформления тучек, из которых будет выглядывать солнышко.

        По ходу занятия педагог оказывает детям индивидуальную помощь в выборе композиции и способа вырезания лучиков разной формы; читает детям потешки и стихи о солнышке.

После занятия. Дети дополняют портреты солнышка графическими элементами, оформляют выставку, сравнивают лепные и аппликативные портреты солнышка.

Чтение рассказа Г. Р. Лагздынь «Татьянкина кричалка».

После занятия.

        Оформление выставки.

Анализ работ:

        Просмотр детских работ, совместно с детьми. Оценка: правильность приклеивания, аккуратность приклеивания, аккуратность вырезывание, правильность и симметричность расположения элементов.

Конспект занятия по декоративной аппликации подготовительной группы.

« Наша клумба».

Задачи.

        Учить детей вырезать цветы из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали и составлять из них многоцветные (полихромные) венчики цветов, накладывая вырезанные формы друг на друга; показать варианты лепестков (округлые, заострённые, с зубчиками); развивать композиционные умения - создавать из цветов узоры на клумбах разной формы.

Словарная работа: колумбарий.

Предварительная работа.

        Рассматривание фотографий, открыток, календарей с изображением цветов; дидактические игры на восприятие цвета. Подготовка «клумб» разной формы из картона или плотной бумаги зелёного цвета (воспетатель вырезает клумбы разной формы из бумаги или картона зелёного цвета, дети по краю «выкладывают» бордюры из «камешков» - кусочков рваной фактурной бумаги). Обследование формы вырезанных клумб. Рассматривание клумб на участке детского сада. Беседа о цветниках, клумбах, необходимости ухода за цветами, о значении цветковых растений в жизни человека.

Материалы, инструменты, оборудование.

        Цветная бумага, готовые бумажные формы - цветные квадраты разной величины и расцветки; фантики на бумажной основе, ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеёнки. Для фона - «клумбы» в форме круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника, шестигранника.

Рекомендуемые учебные пособия, наглядность.

        Плакаты «Цветочная клумба», «Наш  луг», «Детский сад».

        Комплект технологических карт по аппликации «Цветы».

Методические приемы: наглядный, словесный, обледование.

Содержание занятия.

        Перед занятием воспитатель раскладывает клумбы» разной формы, вырезанные из зелёного картона. Обращает внимание детей на разнообразие форм, уточняет названия знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник).

        Воспитатель показывает детям изображения нескольких цветков, венчик которых имеет круговое строение, - садовую ромашку, астру, гвоздику. Спрашивает, в чём сходство и отличие этих цветов между собой. Дети приходят к выводу, что все рассматриваемые цветы похожи на солнышко или звёздочку, если посмотреть на них сверху. Воспитатель спрашивает детей, как можно вырезать такие цветы. Поощряет детей («Можно так... очень хороший способ... и т.д.) и показывает новый способ - вырезание розеткового цветка путём сложения бумажного квадрата дважды по диагонали. Сначала дети упражняются на черновых листках бумаги, а потом создают красивые образы цветов из квадратиков цветной бумаги.

        По ходу занятия воспитатель показывает детям, как получается пышный полихромный (многоцветный) цветок - 2-3 и более вырезанных форм наклеиваются друг на друга таким образом, чтобы самый большой и яркий был внизу, а самый маленький - наверху. При этом склеивать цветы надо лишь серединками, приподнимая лепестки, чтобы получилась объемная, пышная форма.

Подготовленные цветы дети переносят на свободный стол или на пол, рассматривают, любуются красивыми цветосочетаниями и формами. Воспитатель предлагает детям перенести цветы на клумбы, разместить и наклеить так, чтобы было красиво. Напоминает, что на треугольной, квадратной и прямоугольной клумбах нужно сначала заполнить уголки и центр, а на круглой и овальной - сначала приклеить цветок (или несколько цветов) в центре, а затем равномерно распределить разные цветы по окружности или заполнить все пространство, подбирая венчики цветов по окраске и размеру. Можно «высадить» в центре цветы одного вида, а вокруг -цветы другого вида и т.д. А можно чередовать цветы по форме или цвету. Эту часть занятия можно перенести на вторую половину дня в самостоятельную художественную деятельность.

После занятия.        

        Завершение оформления цветочных клумб в самостоятельной художественной деятельности.

Анализ работ:

              Просмотр детских работ, совместно с детьми. Оценка: правильность приклеивания, аккуратность приклеивания, аккуратность вырезывание, правильность и симметричность расположения элементов.

Используемая литература:

Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке.

аппликации. Конспекты занятий. - М., 2008.

Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. - М., 1988.

     3.  Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях

1986.

     4.  Русакова М.А. Аппликация. - М.. 1988.

    5.  Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения изобразительной деятельности в ДОУ.

Особенности организации занятий по лепке в ДОУ ...

Консультация для родителей: «Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе» (2-3 лет)

Консультация для родителей: «Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе» (2-3 лет)...

Методика использования изобразительной деятельности в первой младшей группе в целях воспитания доброго человека

Главная задача воспитателя состоит в том, чтобы обогатить жизнь ребенка с первых его шагов  опытом добра, чтобы соприкосновение с тем, что накопило человечество состоялось еще тогда, когда душа м...

Терапевтическое значение преподавания изобразительной деятельности в детском саду

       Изобразительная деятельность имеет терапевтическое значение, т.к. благотворно влияет на общее психофизическое состояние ребенка, в частности, на его эмоциональную и д...

«Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе»

Дошкольный возраст — это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность в раннем возрасте имеет художест...

Методика развития изобразительной деятельности детей раннего возраста.

В статье последовательно рассмотрена методика обучения детей ранненго возраста изобразительной деятельности. Даны методические рекомендации педагогам при работе изобразительной деятельностью с детьми,...