Методика использования изобразительной деятельности в первой младшей группе в целях воспитания доброго человека
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Сазонова Светлана Викторовна

Главная задача воспитателя состоит в том, чтобы обогатить жизнь ребенка с первых его шагов  опытом добра, чтобы соприкосновение с тем, что накопило человечество состоялось еще тогда, когда душа малыша нежна, непосредственна, чутка и доверчива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx57.15 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

В ЦЕЛЯХ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА

Разработчик

Сазонова

Светлана Викторовна

воспитатель

ГБДОУ «Дубравушка»

пос. Цвелодубово

Выборгского района

Ленинградской области

2015

Содержание

1.

Вступление

3

2.

Интеграция речевого и изобразительного творчества как форма нравственного побуждения ребенка

2. 1.

Особенности организации НОД

4

2.2.

Примеры организации НОД

10

3.

Заключение

14

4.

Список литературы

14

1.

Вступление

Главная задача воспитателя состоит в том, чтобы обогатить жизнь ребенка с первых его шагов  опытом добра, чтобы соприкосновение с тем, что накопило человечество состоялось еще тогда, когда душа малыша нежна, непосредственна, чутка и доверчива.

Величайшей загадкой и важнейшей воспитательной темой является начало свободы в человеке. Согласно ФГОС современное воспитание призвано стать свободным, идти навстречу свободе ребенка, быть внимательным к его запросам и интересам, его внутреннему миру, желанию самому определять свой путь.

О том, как направить развитие разных сил в маленьком человеке к добру, необходимо задумываться с первых его шагов. Вне развития свободы воспитание превращается в дрессировку. Задача воспитателя – помочь ребенку стать свободным в выборе добра как основы жизни. Добро должно стать собственной, внутренней дорогой ребенка. Для воспитания добра необходимо творчество.

Известно, что для малыша понятия "красивый" и "добрый" идентичны. В дошкольной педагогике учеными Н.А. Ветлугиной, Л.С. Фурминовой, Г.Н. Пантелеева и др. разработана теория эстетического воспитания. Особое внимание авторы уделяют развитию умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитанию художественного вкуса, потребности в познании прекрасного.

Мотивация к творческому действию даже у самого юного человека никогда не возникает без причины. Поводом к творчеству, как, собственно, к любому действию, становится естественное для чистого возраста желание пожалеть, порадовать, успокоить, совершить чудо.

Цвет, форма, фактура играют в начале жизни решающую роль. До трех лет цвет может стать средством воспитания, формирования позитивных ориентиров. Ребенок естественно тревожится перед темным и радуется светлому. Соответственно, даря ему возможность радоваться в процессе изобразительного творчества от создания светлого, воспитатель способствует формированию будущей нацеленности человека на добро.

Цель данной методической разработки – представить вариант организации изобразительной деятельности в первой младшей группе как средство мотивации ребенка к совершению добра.

Задачи: 

- актуализировать педагогическую ценность раннего нравственного и эстетического воспитания;

- представить варианты интеграции нравственного воспитания и изобразительной деятельности.

2. Интеграция речевого и изобразительного творчества как форма нравственного побуждения ребенка.

2.1. Особенности организации НОД.

Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы ее организации.

Первый - принцип благоприятной организации среды для общения, познания и творчества детей. На занятии должна быть создана атмосфера родного дома, тепла, теплоты.

Второй - принцип свободного действия. Воспитатель не «спускает действие», а поднимает малыша до инициативы действия. Изобразительная деятельность на занятии играет роль желаемого действия – принесения добра, «раскрашивания» мира цветами радости. Это завершающий этап занятия. Начальный этап – формирование мотивации к совершению действия. Его наполнение – игровое общения, театрализованная игра, внимательное рассмотрение определенного явления.

Третий – принцип катарсиса. В процессе занятия малышу важно пережить радость от того, что все исправилось, успокоилось, ожило. Реальное добро малыш переживает как чудо, которое вызывает светлые эмоции.

На первом этапе занятия проводится работа по формированию игровой мотивации. Например, кратко, но убедительно рассказывается вымышленная история о проблемах какого-либо игрового персонажа (зайчика, клоуна и т.д.) и побуждаю им помочь.

Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать, хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаю занятие. Например, выполняя коллективную работа «Рыбки» дети чистят пруд и выпускают в него рыбок. Малышу важно понять, что благородную роль помощника, и защитника слабых он может выполнить, только научившись чему-то новому.

Обычно занятия проводятся по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.

I этап. Мотивационный.

В начале занятия обязательно проводится психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным, театральным, обязательно с включением жестикуляции или пантомимы.

Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки. Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения, перекликающиеся с темой занятия, способствуют не только физической разгрузке, но и развитию творчества.

II этап. Познавательный.

1. Ребенок погружается в проблему, которую нужно решить, или, что нужно практиковать как можно чаще, радуется чье-то радости.

2. Объяснение дается всегда в игре, «нечаянно», но при этом повторяется не раз для умственного и сердечного закрепления.

 III этап. Завершающий.

По окончании занятия проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, иллюстрируя ее работами детей. Происходит разрешение проблемы или умножение радости, которой ребята сочувствуют с начала занятия.

Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа. Важным моментом в конце занятия является рефлексия. Ребята выбирают разноцветные кружочки, которые соответствуют его настроению.

Финал всегда эмоционально насыщен, происходит в активном взаимодействии – общее пение, двигательная игра, которые завершает любование работами и рефлексию.  

Время проведения занятий не должно превышать 15 минут.

Изобразительная деятельность моделирует на занятии доброе дело – реальное добро, совершать которое ребенок в силах с самого раннего возраста – образ красоты  неразрывен с образом добра. Но для того, чтобы красота действительно бала красотой, ее нужно учиться создавать.

Таким образом, изобразительная деятельность с детьми первой младшей группы в процессе смысловой интеграции решает три образовательные задачи:

- она способствует пробуждению у ребенка эмоциональной отзывчивости к окружающему миру,

- служит фундаментом формирования изобразительных навыков и умений,

- активизирует пробуждение творческого потенциала ребенка.

Для того, чтобы ребята не испытывали робости в процессе рисования, целесообразно использование нетрадиционных техник.

Приведу примеры такой практики.

  1. Кляксография обычная.

Возраст от двух лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь ложкой и выливает на бумагу. Появляются произвольные пятна. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается. Дети рассматривают изображение, определяют, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Данная работа может послужить средством формирования воображения. Ее полезно продолжать с помощью игры «Превращения».

Например, дети делают кляксу желтой краской. «Что у нас получилось?» - «Солнышко!» - «Возьмем волшебный фломастер, подарим солнышку клювик, ножки. Во что оно превратилось?» - «В цыпленка!» - «А другому солнышку подарим стебелек и  листочки. Что получилось» - «Одуванчик!»

  1. Рисование пальчиками.

Возраст от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: плотная бумага, гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Если вначале малыши робеют, воспитатель показывает действия сам. Затем воспитатель своей рукой осторожно берет кисть малыша, и работа совершается вдвоем.

Могут помочь потешки, например:

Наша уточка с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!..

Уточка купается,

Водичка колыхается.

  1. Рисование ладошкой.

Возраст от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисование производится и правой, и левой рукой. Ручки окрашены разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Перед началом можно рассмотреть рыбку в аквариуме, игрушку, картину с изображением животного, изучить строение. Ребенок охотно отвечает: «Где глазки?» «Где хвостик?» «Где ротик?» Если работа осуществляется с картинкой, можно пальчиком поводить по ней, показать, где глазки, где хвостик. Воспитатель показывает пример, предваряя первоначальную робость.

  1. Оттиск с помощью штампа.

Возраст от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фактура.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена поролоновая подушечка, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки, кубики, резаные овощи (морковь, картошка и др.).

Способ получения изображения: ребенок прижимает штамп к подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета штамп меняется.

Благодаря данному методу ребята понимают, что можно создавать изображения с помощью самых разных предметов.

  1. Печать по трафарету.

Возраст от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фактура.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена поролоновая подушечка, пропитанная гуашью, томпон из поролона, трафареты фигур.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролоновый тампон к подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

Целесообразнее сначала научить тонировать бумагу тампоном без трафарета, а затем, высушив фон, пользоваться трафаретом.

  1. Тычёк жесткой полусухой кистью.

Возраст от двух лет.

Средства выразительности: цвет, фактурность окраски.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. До этого кисть в воду не опускается. Заполняется весь лист, шаблон или контур. Возникает имитация фигурности.

Если ребята совсем маленькие, можно в начале работы простым карандашом изобразить контур животного. Дети рассматривают изображение и обводят контур пальцем с краской, называя изображение. Затем произвольными тычками заполняется фигура. Остальные детали можно дорисовать концом тонкой кисти при помощи воспитателя.

Уместны следующие слова в качестве сопровождения:

Кисточку возьмем вот так.

Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх – вниз, вправо – влево

Прямо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнём

И опять стучать начнём.

Мы рисуем: раз, два… .

Всё получится у нас!

2.2.

Пример организации НОД

Конспект НОД для детей первой младшей группы

Тема: «Солнышко в сердечке»

Вид: интегрированное

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Цели НОД

Образовательный аспект

Воспитательный аспект

Образовательная область «Познание»

- закреплять представления о холодном и теплом;

Образовательная область «Художественное творчество»

- учить определять и называть цвета;

- закреплять умение самостоятельно создавать образ яблока на основе кляксографии;

Образовательная область «Коммуникация»:

- способствовать развитию невербальных средств речи детей;

развивать умение эмоционально и кинестетически выражать внутреннее состояние и отношение к явлениям, происходящим вокруг.

Образовательная область «Социализация»

- пробудить в детях живую радость от общения с окружающим миром;

- сообщить о том, что у каждого человека доброта живет в сердце;

- вызвать желание поделиться теплом своего сердечка.

Технология: игровая

Методы и приемы:

1. Наглядный (показ, демонстрация);

2. Словесный: художественное слово, речевая игра;

3. Деятельностный: изображение яблок.

Предварительная работа:

1. Совместная деятельность: рисование с помощью кляксографии.

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: дидактические игры на развитие мимики и жестикуляции.

3. Неформальные беседы с детьми: почему надо жалеть маму, папу, всех людей, всех зверей.

Ход НОД.

I этап. Мотивационный.

1. Разминка. Дети сидят на стульчиках полукругом на улице. Воспитатель встречает их словами с движениями:

Здравствуйте, ребята!

Вас я видеть рада!

Может быть, друг к другу

Мы протянем руки.

День сегодня ясный,

Солнышко в оконце.

Встанем на носочки

И достанем солнце.

Солнышко в ладошке.

Так бывает в детстве?

Так бывает в детстве!

Потому что в детстве

Много солнца в сердце.

2. Упражнение «Солнышко в сердечке». Воспитатель спрашивает детей, где у них находится сердечко и протягивает руку к грудке каждого ребенка. Тепло ли ладошке от этого прикосновения. Тепло! Теплится солнечный огонек в детских сердцах.

II этап. Познавательный.

3. Тихое размышление. Воспитатель спрашивает: «Когда в сердечке солнечный огонек зажигается?» Когда мама рядом, когда радость пришла, когда красиво вокруг, когда все улыбаются, когда кто-то кого-то жалеет, прощает. Дети соглашаются и на эмоциональном уровне принимают мысль, что от любви, от радости горит в сердце огонек!

4. Упражнение «Радость моя». Дети трогают друг друга за ручки, словно передавая тепло из сердечка и называют друг друга: «Радость моя Ксюша (имя меняется)». Если ребенок не говорящий, за него говорит воспитатель.

5. Проблемная ситуация «Зайчик». Воспитатель говорит: «А вот у зайчика нет радости. Бегал-бегал возле норки-дома маленький зайчишка, да и далеко убежал. Сам не понял, как в нашем поселке оказался. И дороги домой не знает, и проголодался, и испугался. Вот беда! Что же делать! Как зайчишке помочь?» - «А мы его согреем! У нас сердечки теплые, ручки мягкие!»

Дети греют зайчишку, передавая из рук в руки.

«А теперь покормим, и маме его, и папе гостинцы приготовим.

6. Рисунок по методу «Кляксография». Дети при помощи воспитателя делают желтые кляксы-пятна и с помощью прорисовывания фломастером черенка и листочка превращают его в яблоко.

III этап. Завершающий.

7. Заключительная часть занятия. Зайка рассматривает яблочки, раскладывает их по кругу на полу в корзиночки по одному и говорит: «Ай, да спелые! Ай, да вкусные! И сам поем! И маму с папой угощу! Вот радости будет! Мне вот это яблочко понравилось! (перебегает к одному яблочку) И вот это (перебегает к другому) А вам, ребята, какое яблочко понравилось?»

В виде двигательной игры проходит рефлексия.

Затем ребята встают в круг и зайка ставит детям оценки – поклоном головы).

3.

Заключение

Изобразительная деятельность предоставляет возможность активного взаимодействие ребенка с окружающей средой. В процессе кинетического и  пространственного контакта с миром в процессе раннего творчества формируется здоровая система восприятия окружающего мира и взаимодействия с ним.

В нравственном ракурсе значение раннего изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают как российские, так и зарубежные ученые. Использование в нравственном развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для формирования чуткого, думающего, творящего человека.

4. Список литературы.

  1. Ветлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей. - М., 1972.
  2. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. - М., 2003.
  3. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., 1985.
  4. Полунина В.Н. Искусство и дети. - М., 2009
  5. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965
  6. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. - М., 2001.
  7. Фурминова Л.С. Рисование в детском саду. - М., 1975.
  8. Янушко Е.Н. Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М., 2005.
  9. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателя детских садов / Под ред. Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Пантелеева. - Ереван, 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе» (2-3 лет)

Консультация для родителей: «Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе» (2-3 лет)...

«Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе»

Дошкольный возраст — это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность в раннем возрасте имеет художест...

Конспект интегрированного занятия по сенсорному воспитанию и изобразительной деятельности в первой младшей группе.

Задачи: Продолжать учить детей различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;-  Продолжать закреплять представление о форме (круг, квадрат);-Продолжать учить рисовать пальч...

Перспективное планирование по изобразительной деятельности в первой младшей группе (использование нетрадиционных техник рисования).

Данный материал предназначен воспитателям, работающим в группах раннего возраста. Планирование содержит указание месяца, темы, применяемой техники нетрадиционного рисования и задач образовательной дея...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в первой младшей группе «Солнышко лучистое» с использованием нетрадиционной техники (рисование ладошкой).

Данный материал предназначен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям. В разработке указаны формы работы с детьми по организации изобразительной деятельности с детьми раннего воз...

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Изобразительная деятельность в раннем возрасте имеет художественнообразную основу. Создание обра...

Консультация для воспитателей «Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе»

Дошкольный возраст — это особенный период для развития у детейпродуктивной деятельности : рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность в р...