Статья на тему "Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника"
статья по рисованию на тему

Климина Ирина Леонидовна

В статье раскрывается понятие способностей к изобразительной деятельности как процесс развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spos._k_izodeyat.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Способности к изобразительной деятельности

как свойства личности дошкольника

Среди самых интересных и загадочных явлений природы  детская одаренность  традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют психологов и педагогов  уже не одно столетие.

Чтобы наглядно понять, что же такое «детская одаренность», представим частные способности человека в виде ветвей дерева: чем больше этих частных способностей, чем выше уровень развития каждой - тем мощнее это воображаемое дерево, пышнее, ветвистее его крона. Чем гармоничней развиты эти частные способности (ветки), тем дерево выглядит более органичным.

И подобно тому, как у дерева, и крона в целом, и каждая из многочисленных ветвей в отдельности вырастает и питается от единого, общего основания - корня, в человеческой психике все частные способности произрастают и в дальнейшем питаются из единого, общего основания, именуемого одаренностью, или иначе - интеллектуально-творческим потенциалом.

Естественно, как с ростом дерева растет, набирает мощность его корень, в процессе роста и развития ребенка растёт, совершенствуется это общее основание человеческих способностей. И если частные способности формируются преимущественно в том виде деятельности, на который они ориентированы, то такая характеристика как интеллектуально-творческий потенциал личности формируется во всех без исключения контактах ребенка со средой.

Среди них не случайно особая роль отводится искусству и художественной практике. В высших своих проявлениях искусство - всегда творчество. Именно поэтому, занимаясь художественно-практической деятельностью с детьми, мы решаем не только частные задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные - развиваем интеллектуально-творческий потенциал ребенка.

Итак, способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Другими словами, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и её осуществления. Т.е., способности нельзя отделять от личности. Поэтому вполне правомочно сделать следующий вывод: развитие способностей, в том числе и изобразительных, это, прежде всего, развитие личности.

В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем:

значительно облегчают формирование способностей;

ускоряют темп продвижения в развитии способностей;

определяют высоту достижения;

обуславливают ранние проявления способностей.

 Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной      форме такого взаимодействия - обучении.

Изобразительная деятельность - это отражение окружающего мира в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

Н.П.Сакулина, исследуя данную проблему,  выделяла две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.

Способность к изображению состоит из трёх компонентов:

-     Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время расчлененно (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

-  Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве). Без овладения этими графическими умениями способность к изображению нельзя сформировать.

-       Овладение техникой рисунка.

Способность к образному выражению состоит из следующих компонентов:

-  Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета помогает делать рисунок не просто изображением, позволяющим узнать явление, а дает последнему яркую характеристику, подчеркивает в нём особенно впечатляющее, т.е. создается художественный образ, а не просто графическое изображение. В этом свойстве наиболее ярко появляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности).

-  Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно - выразительного образа. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремления создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков.

Не смотря на то, что не у каждого ребёнка   есть способности к изобразительной деятельности, активные занятия этим видом творчества будут благотворно влиять на развитие его личностных качеств и изобразительных знаний и умений.

Особенно большое значение здесь играет поощрение.  Причем,  если сначала это простое поощрение работы ребенка («Ты молодец, старался! У тебя здорово получилось!»); то постепенно, при создании у ребенка положительного отношения к изодеятельности, педагог поощряет любые, даже самые мелкие  «личные находки» ребенка («Как красиво ты нарисовал траву, она такая яркая и сочная!», «Ботинки у клоуна получились, как настоящие!»). Поощряя пусть небольшую, но инициативу ребенка, мы тем самым, способствуем дальнейшему развитию его творческой самостоятельности.

Еще одно непременное условие развития способностей - создание атмосферы Радости и Понимания на занятии. Прекрасным девизом здесь могут быть следующие слова: «Хочу! Знаю!  Могу!» (предложить воспитателям объяснить значение этой фразы).

Литература:

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 2001.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия, 1999.

Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительной деятельности на развитие личности дошкольника

Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является формирование фундамента основ творческой личности ребёнка. Дошкольные годы наиболее благоприятны для творческого раз...

Статья «Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников»

Статья «Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников»...

Статья «Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников»

Статья «Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников»...

Консультация для воспитателей. "Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника".

О способностях к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника...