Выступление на родительском собрании
классный час по рисованию на тему

 

В современной культуре декоративно-прикладное искусство живет в своих  традиционных формах. Именно благодаря этому, изделия народных мастеров   
сохраняют свои традиционные особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Произведе­ния декоративно-прикладного искусства формируют художественный вкус, создают эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

Народное искусство - достояние не      только взрослых, но и детей, поэтому так велика роль детских са­дов, где успешно ведет­ся работа по ознаком­лению детей с образцами народного творчества.

Изобразительное   народное искусство обладает огромной си­лой эмоционального воздействия, является хорошей основой для фор­мирования духовного мира ребенка.
Народное искусство образно, красоч­но, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет5в себе понятное содер­жание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту окружающего мира.         

Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на уча­стке детского сада. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий,   

Народное декоративно-прикладное искусство должно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия о мире, воспитывая художественный вкус.

Понятно, что маленькому ребенку не­возможно дать глубокое представление о народном искусстве, однако некоторые образцы национальных промыслов детям можно показать, которые могут стать цен­ным материалом для художественного воспитания каждого ребенка.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность дошкольника как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями.

Дымковская глиняная игрушка - это чудо-ремесло. Работников дошкольных учреждений и воспитанников, всегда привлекали яркие, забавные игрушки, сделанные руками мастеров из села Дымково Кировской области. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Дымковская игрушка вошла в наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала любимым подарком и сувениром, желанной гостьей выставок и экспозиций.

Дымковская игрушка порождена празд­ником, вобрала в себя все самые яркие при­меты народной культуры: ее жизнерадост­ность, оптимизм, богатство фантазии, остро­ту реалистического обобщения, высокое ма­стерство. Она веселая, красивая по цвету, нравится детям, вызывает чувство ра­дости и света, желание повторить эту красоту, сделать ее своими руками. Мир дымковской игрушки - это сказочный, нарядный мир красивых выразительных фигурок: живот­ных, людей, птиц.

На примере этих игрушек мы знакомим детей с яркими палит­рами красок, с веселой радугой цветов.

Округлая    форма    фигурок, обобщенные линии, силуэты, про­стота этой формы прочно закреп­лены традициями. Например, юб­ка барыни, веер индюшиного хвос­та, толстые ножки конька, ветвистые    рога оленя, можно перечислять мно­го особенностей, которые из поколе­ния в поколение не меняются, пере­даются мастерами, которые доводят до нас эту необыкновенную красоту.

Вятская (дымковская) игрушка имеет огромное значение для выполнения твор­ческих заданий детей, которые с удоволь­ствием пробуют воплотить свои замыслы в лепке и рисовании.

С помощью игрушки проходит более полное ознакомление детей с народным прикладным искусством в форме тематиче­ских творческих заданий. В их чередовании присутствует определенная логика, после­довательность, используется принцип от простого к постепенному нарастанию слож­ности приемов и навыков в работе.

Народная дымковская игрушка - одно из важнейших средств эстетического воз­действия на детей. Красота росписи и выразительность формы вызывают у них чувства радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жиз­ни и природе.

В работе с детьми среднего дошкольно­го возраста мы поставили перед собой сле­дующие задачи:

•   познакомить с новым видом декора­тивно-прикладного искусства - дымков­ской игрушкой;

•   сформировать знания об особеннос­тях дымковской росписи, колорите, основ­ных элементах узора;

•   воспитывать детей на народных тра­дициях (изобразительное искусство неот­делимо от народной музыки и народного устного творчества);

•   развивать у детей воображение и стремление к творчеству;

•   воспитывать любовь и уважение, бе­режное отношение к изделиям народных промыслов;

•   развивать чувство цвета и цветовое восприятие.

Прежде чем приступить к занятиям, мы познакомили детей с историей промысла.

За годы существования промысла люди придумали множество новых игрушек. Се­годня большое место принадлежит компо­зициям на темы городской жизни, в кото­рых несколько фигурок объединяются об­щим сюжетом: гуляния, ярмарки, катания на лодках, карусели. Но сохранились в про­изводстве и все традиционные игрушки — барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах  с зонтиками, кавалеры, солдаты, молодцы на конях.

Сырье для производства дымков­ской игрушки осталось прежним, как много лет назад, - красная глина, смешан­ная с просеянным песком. Процесс изго­товления игрушек прост. Фигур­ки лепят по частям, сверты­вая нужную форму из раска­танных в блин глиняных ку­сочков. Сначала лепят торс фигурок, затем к нему при­мазывают шарики (голо­вки и ручки), соединяя их жидкой  глиной.  Следы для  придания  изделию ровной поверхности сгла­живают влажной тряпкой.

Готовые фигурки просушивают и прокали­вают в печи. В давние времена обжиг важно было доверить опытной мастерице. Если фигурки вынимали из печи раньше време­ни, они могли рассыпаться, а если их пере­держивали, к ним не приставала грунтовка. Затем игрушки белят мелом, разведен­ным в молоке, и раскрашивают. Раньше их расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписан­ная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для рос­писи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование большого количества разных цветов (до де­сяти) придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Обычно игрушка рас­писывается простым геометрическим орна­ментом - это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. Смело сочетаются контра­стные краски - синяя, красная, голубая, желтая, малиновая, зеленая - от четырех до десяти цветов. Когда-то использовались да­же листочки сусального золота. Свистульки тоже лепят вручную, а отверстия прокалы­вают палочкой.

В старые времена работали, как говори­ли, «заводами»: одна мастерица делала юб­ку, другая - голову, третья лепила ведра, а потом всё собиралось в одну фигурку. В на­ше время каждая мастерица делает игруш­ку целиком - от лепки до последних штрихов рас­краски. Несмотря на же­сткие правила росписи, каждый автор привносит в свои произведения собст­венный почерк и излюблен­ный колорит. Любая фигур­ка - это ручная работа, существу­ющая в единственном экземпляре; традиционно этот промысел не имеет серийного поточного про­изводства.

Заинтересовав детей, мы при­влекли и родителей, которые с желанием участвовали в сборе материала по дымковской иг­рушке. Мы сделали альбом сов­местно с родителями и детьми, подбирали рисунки из групп старшего дошкольного возраста, их работы, собрали игрушки мастеров со всего детского сада.

После знакомства детей с историей про­мысла мы сделали небольшую выставку дымковских игрушек, которые имелись в группах и в детском саду. Это работы, сде­ланные детьми старшего дошкольного воз­раста и сделанные мастерами. На этой кра­сочной и музыкально оформленной вы­ставке каждый ребенок выбирает понравившуюся ему игрушку и рассказывал о ней. Дети любо­вались ими, гладили их ру­ками, рассматривали рабо­ты, роспись на игрушках, играли с ними.

С детьми проводились беседы по теме «Дымковская игрушка», заучивались стихи, загадки, по­словицы и поговорки про дымков­скую игрушку. Рассматривали ил­люстрации в альбоме «Дымков­ская игрушка», в книгах с целью познакомить детей с народной иг­рушкой, вызвать желание нарисо­вать ее.

Большую положительную роль в занятиях играла музыка. Мы знакомили детей с русскими народными песнями и мелодиями, приобщали к устному народ­ному творчеству.

Проведя огромную работу по знакомст­ву детей с дымковской игрушкой, мы под­вели их к тому, чтобы им самим захотелось сделать рисунки, выбрать узор, украсить трафареты силуэтов и заниматься рисова­нием с огромным желанием.

На первых занятиях по рисованию мы учили составлять узор на полосе бумаги. Делали «полотенце» для кукол, украшали его узором и краской одного цвета. Учили приемам рисования, осваивали технику данной росписи, закрепляли умение рисо­вать круги одним движением, учились ри­совать, не смешивая краски, рисовать спо­койно, не торопясь. Использовали разнооб­разные темы для рисования: «Платочки для девочек», «Фартук для дежурных», раскрашивали «Утку с утятами», «Сороку-белобоку». При подготовке к занятиям по рисованию в вечернее время мы рассматри­вали рисунки и игрушки, дымковские узо­ры, альбомы с рисунками, готовили вместе с детьми трафареты дымковских игрушек.

Занятия по ознакомлению с дымковским народным промыслом не только формируют и совершенствуют у детей технические навыки и умения, но и развивают эстетически правильное отношение к предметам народного искусства.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка –

детский сад №1

Выступление

на родительском собрании

по теме:

Подготовила: воспитатель

Матвеева Елена Александровна

г. о. Орехово-Зуево

В современной культуре декоративно-прикладное искусство живет в своих  традиционных формах. Именно благодаря этому, изделия народных мастеров    
сохраняют свои традиционные особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Произведения декоративно-прикладного искусства формируют художественный вкус, создают эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

Народное искусство - достояние не      только взрослых, но и детей, поэтому так велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

Изобразительное   народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия, является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет
5в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту окружающего мира.        

Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий,    

Народное декоративно-прикладное искусство должно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия о мире, воспитывая художественный вкус.

Понятно, что маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве, однако некоторые образцы национальных промыслов детям можно показать, которые могут стать ценным материалом для художественного воспитания каждого ребенка.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность дошкольника как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями.

Дымковская глиняная игрушка - это чудо-ремесло. Работников дошкольных учреждений и воспитанников, всегда привлекали яркие, забавные игрушки, сделанные руками мастеров из села Дымково Кировской области. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Дымковская игрушка вошла в наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала любимым подарком и сувениром, желанной гостьей выставок и экспозиций.

Дымковская игрушка порождена праздником, вобрала в себя все самые яркие приметы народной культуры: ее жизнерадостность, оптимизм, богатство фантазии, остроту реалистического обобщения, высокое мастерство. Она веселая, красивая по цвету, нравится детям, вызывает чувство радости и света, желание повторить эту красоту, сделать ее своими руками. Мир дымковской игрушки - это сказочный, нарядный мир красивых выразительных фигурок: животных, людей, птиц.

На примере этих игрушек мы знакомим детей с яркими палитрами красок, с веселой радугой цветов.

Округлая    форма    фигурок, обобщенные линии, силуэты, простота этой формы прочно закреплены традициями. Например, юбка барыни, веер индюшиного хвоста, толстые ножки конька, ветвистые    рога оленя, можно перечислять много особенностей, которые из поколения в поколение не меняются, передаются мастерами, которые доводят до нас эту необыкновенную красоту.

Вятская (дымковская) игрушка имеет огромное значение для выполнения творческих заданий детей, которые с удовольствием пробуют воплотить свои замыслы в лепке и рисовании.

С помощью игрушки проходит более полное ознакомление детей с народным прикладным искусством в форме тематических творческих заданий. В их чередовании присутствует определенная логика, последовательность, используется принцип от простого к постепенному нарастанию сложности приемов и навыков в работе.

Народная дымковская игрушка - одно из важнейших средств эстетического воздействия на детей. Красота росписи и выразительность формы вызывают у них чувства радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни и природе.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства - дымковской игрушкой;
  2. сформировать знания об особенностях дымковской росписи, колорите, основных элементах узора;
  3. воспитывать детей на народных традициях (изобразительное искусство неотделимо от народной музыки и народного устного творчества);
  4. развивать у детей воображение и стремление к творчеству;
  5. воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к изделиям народных промыслов;
  6. развивать чувство цвета и цветовое восприятие.

Прежде чем приступить к занятиям, мы познакомили детей с историей промысла.

За годы существования промысла люди придумали множество новых игрушек. Сегодня большое место принадлежит композициям на темы городской жизни, в которых несколько фигурок объединяются общим сюжетом: гуляния, ярмарки, катания на лодках, карусели. Но сохранились в производстве и все традиционные игрушки — барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах  с зонтиками, кавалеры, солдаты, молодцы на конях.

Сырье для производства дымковской игрушки осталось прежним, как много лет назад, - красная глина, смешанная с просеянным песком. Процесс изготовления игрушек прост. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных кусочков. Сначала лепят торс фигурок, затем к нему примазывают шарики (головки и ручки), соединяя их жидкой  глиной.  Следы для  придания  изделию ровной поверхности сглаживают влажной тряпкой.

Готовые фигурки просушивают и прокаливают в печи. В давние времена обжиг важно было доверить опытной мастерице. Если фигурки вынимали из печи раньше времени, они могли рассыпаться, а если их передерживали, к ним не приставала грунтовка. Затем игрушки белят мелом, разведенным в молоке, и раскрашивают. Раньше их расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование большого количества разных цветов (до десяти) придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Обычно игрушка расписывается простым геометрическим орнаментом - это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. Смело сочетаются контрастные краски - синяя, красная, голубая, желтая, малиновая, зеленая - от четырех до десяти цветов. Когда-то использовались даже листочки сусального золота. Свистульки тоже лепят вручную, а отверстия прокалывают палочкой.

В старые времена работали, как говорили, «заводами»: одна мастерица делала юбку, другая - голову, третья лепила ведра, а потом всё собиралось в одну фигурку. В наше время каждая мастерица делает игрушку целиком - от лепки до последних штрихов раскраски. Несмотря на жесткие правила росписи, каждый автор привносит в свои произведения собственный почерк и излюбленный колорит. Любая фигурка - это ручная работа, существующая в единственном экземпляре; традиционно этот промысел не имеет серийного поточного производства.

Заинтересовав детей, мы привлекли и родителей, которые с желанием участвовали в сборе материала по дымковской игрушке. Мы сделали альбом совместно с родителями и детьми, подбирали рисунки из групп старшего дошкольного возраста, их работы, собрали игрушки мастеров со всего детского сада.

После знакомства детей с историей промысла мы сделали небольшую выставку дымковских игрушек, которые имелись в группах и в детском саду. Это работы, сделанные детьми старшего дошкольного возраста и сделанные мастерами. На этой красочной и музыкально оформленной выставке каждый ребенок выбирает понравившуюся ему игрушку и рассказывал о ней. Дети любовались ими, гладили их руками, рассматривали работы, роспись на игрушках, играли с ними.

С детьми проводились беседы по теме «Дымковская игрушка», заучивались стихи, загадки, пословицы и поговорки про дымковскую игрушку. Рассматривали иллюстрации в альбоме «Дымковская игрушка», в книгах с целью познакомить детей с народной игрушкой, вызвать желание нарисовать ее.

Большую положительную роль в занятиях играла музыка. Мы знакомили детей с русскими народными песнями и мелодиями, приобщали к устному народному творчеству.

Проведя огромную работу по знакомству детей с дымковской игрушкой, мы подвели их к тому, чтобы им самим захотелось сделать рисунки, выбрать узор, украсить трафареты силуэтов и заниматься рисованием с огромным желанием.

На первых занятиях по рисованию мы учили составлять узор на полосе бумаги. Делали «полотенце» для кукол, украшали его узором и краской одного цвета. Учили приемам рисования, осваивали технику данной росписи, закрепляли умение рисовать круги одним движением, учились рисовать, не смешивая краски, рисовать спокойно, не торопясь. Использовали разнообразные темы для рисования: «Платочки для девочек», «Фартук для дежурных», раскрашивали «Утку с утятами», «Сороку-белобоку». При подготовке к занятиям по рисованию в вечернее время мы рассматривали рисунки и игрушки, дымковские узоры, альбомы с рисунками, готовили вместе с детьми трафареты дымковских игрушек.

Занятия по ознакомлению с дымковским народным промыслом не только формируют и совершенствуют у детей технические навыки и умения, но и развивают эстетически правильное отношение к предметам народного искусства.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании

конспект выступления на родительском собрании  Социальная успешность ребенка...

Речевые нарушения и их последствия (выступление на родительском собрании)

У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефекто...

Выступление на родительском собрании в старшей группе (5-6 лет) "Работа по сохранению и укреплению здоровья детей". Воспитатель МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Дронова И.В.

Здоровый образ жизни  — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера наг...

Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....

Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...