Программа кружка "Радуга красок"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

Скребкова Людмила Николаевна

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, батик, тампонированием и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка "Радуга красок"73.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №4 «СОЛНЫШКО» ГО ЗАТО СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

«ПРИНЯТО»

Педагогический совет МДОУ

«Детский сад №4 «Солнышко»

№____от ________________ 2010г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МДОУ

 «Детский сад общеразвивающего

вида №4 «Солнышко»

_________Яговкина О.В.

Программа

кружка нетрадиционного рисования

«Радуга красок»

для детей 5-7 лет

Срок реализации: 2010-2012 уч.годы

Разработала: воспитатель Скребкова Л.Н.

ЗАТО Светлый

2010г.

Пояснительная записка

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, батик, тампонированием и др. Знакомясь с материалами, техникой и способами рисования  дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

Актуальность программы.

Развитие творческой личности  эффективней начинается с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.  (Приложение 3)

Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства. (Приложение 4)

Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.

Цель: 

Содействовать развитию творчества, выдумки и инициативы детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.
  2.  Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
  5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.
  6. Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.
  7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
  8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
  9. Дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

        

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

- Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);

- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);

- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);

- Принцип интегративности (синтез искусств).

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

  1. Бумага разного формата и цвета.
  2. Акварельные краски.
  3. Тушь разноцветная.
  4. Пастель, сангина, уголь.
  5.  Гуашь.
  6.  Восковые мелки.
  7. Трубочки для коктейля.
  8.  Ванночки с поролоном.
  9. Баночки для воды.
  10. Кисти круглые и плоские разного размера.
  11.  Салфетки.
  12.  Рамы разных размеров или пяльцы.
  13.  Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
  14.  Клей ПВА.
  15. Фен.
  16. Соль, сода.
  17. Аптечный парафин или восковые свечи.
  18. Специальные краски для батика.
  19. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).
  20.  Кнопки.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов. Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий). Первый этап рассчитан на детей 4,5-5,5 лет (старшая  группа), второй – на детей 5,5-6,5 лет (подготовительная группа).

Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми 5-7 лет

Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской работы, в группе создаётся обстановка мастерской. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по группе, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу.

Примерная структура занятий. 

  1. Педагог нацеливает детей на выполнение задания.
  2. Рассказывает о предстоящей работе.
  3. Демонстрирует 2-3 приёма работы.
  4. Дети подбирают материал и работают с ним. Детям, испытывающим затруднения, оказывается помощь.
  5. Дети работают творчески и свободно. Впрямую их действия не контролируются. Педагогом приветствуется проявление детьми творческой инициативы.
  6. Педагог напоминает детям об окончании работы и подводит итог (называет поставленную цель, перечисляет выбранные детьми способы её достижения, отмечает успехи и называет трудности, которые удалось или не удалось преодолеть).

Этапы обучения:

1 этап – (первый год обучения – старшая  группа)

«Мы  волшебники»  (Приложение 1)

Цель:

Обучающая:

  1. Сформировать технические навыки и умения использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию;
  2. Познакомить с разнообразными изобразительными материалами;
  3. Дать основы живописи;
  4. Показать нетрадиционные способы рисования.

Развивающая: 

  1. Активизировать интерес к занятиям рисования;
  2. Формировать положительное отношение к различным видам искусств;
  3. Обогащать эмоциональную сферу ребенка.

Воспитывающая: 

  1. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему и развитие творчества.

2 этап – (второй год обучения – подготовительная группа)

«Мы  художники» (Приложение 1)

Цель:

Обучающая: 

  1. Знакомство с художественными особенностями батика и его видами.
  2. Приобретение умений и навыков работы в разных видах декоративно-прикладного искусства (работа с бумагой, художественная обработка ткани);
  3. Применение различных видов декоративно-прикладного искусства в оформительской практике.

Развивающая: 

  1. Развивать творческое воображение;
  2. Уметь пользоваться знакомыми способами изображения по бумаге и на ткани.

Воспитывающая: 

  1. воспитание и развитие эстетической культуры;
  2. приобщение к организации предметно-пространственной среды и приобретение художественных навыков в разных видах декоративно-прикладного и оформительского искусства.

В качестве основных тем выступают времена года, на основе которых осуществляется календарное планирование, где каждое занятие является подтемой основной темы. Разбивка перспективного плана по тематическим блокам позволяет прослеживать динамику в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении техники рисования. Содержание тематики строится на обучении детей основам изобразительного искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям), обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования. (Приложение 2)

Программа рассчитана на 18 занятий в год (9 академических часов).

Занятия проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность занятий в старшей группе 20 - 25 минут, в подготовительной группе 25 –30  минут  по подгруппам (8-10 человек).

Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

Примерный перспективно - тематический план занятий кружка нетрадиционного рисования «Радуга красок».

1 год обучения:

«Мы  волшебники»

месяц

II неделя

IV неделя

Сентябрь

Октябрь

Тема: «Краска и цвет» (3 часа)

Почувствуйте себя волшебником

 (предметная монотипия)

«Ковер из осенних листьев»

(печать природными материалами)

«Шли по дорожке маленькие ножки» (печать кулачком, пальчиком)

 «Осень золотая» (печать поролоном, кисть, гуашь)

Ноябрь

«Звездное небо»

(набрызг)

Зимний пейзаж.

(пейзажная монотипия)

Декабрь

Тема: «Линия» (1 час)

«Линия с характером» (выдувание из трубочки)

«Узор на морозном окне» (восковые мелки, акварель)

Январь

Тема: «Форма» (2 часа)

«Зима» (акварель

по-сырому)

Котенок  (рисование пальчиком)

Февраль

Рисовальный конструктор «Букет»

(штампы)

Как в пятне увидеть зверя.

(кляксография)

Март

Тема: «Композиция»

(0.5 час)

Тема: «Развивающее задание»

(0.5 час)

«Лебедь» (печать ладошкой, рисование пальчиком)

.

«Снег идет» (зубная паста,

щетинная кисть»

Апрель

Тема: «Ритм»

(1 час)

«Гроздь винограда» (печать пальчиком, кисть, гуашь)

«Медуза»  (печать ладошкой, пальчиком)

Май

Тема: «Итоги» (1 час)

«Пушистый зайчик» (рисование стружкой, клей, трафарет)

«Радужные рыбки» (печать ладошкой, пальчиком)

Основные требования к уровню подготовки детей 4.5-5.5 лет по программе.

В старшей группе были поставлены такие критерии выявления уровней усвоения умений и навыков кружковых занятий по изобразительной деятельности:

  1. Умение смешивать краски;
  2. Наличие элементарных композиционных умений;
  3. Изображение предметов и объектов разных форм;
  4. Владение способами нестандартного раскрашивания;
  5. Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
  6. Умение использовать трафареты и печати при работе;
  7. Умение декоративно оформлять готовую работу;
  8. Использование навыков в самостоятельной деятельности;
  9. Интерес к изобразительной деятельности.

2 год обучения:

 «Мы художники»

месяц

II неделя

IV неделя

Сентябрь

Тема: «Осень» (3 часа)

«Натюрморт»

(солевая техники)

«Угадай и дорисуй»

(ниткография)

Октябрь

Знакомство с техникой «Батик» «Цветы»

 Приложение 2

Продолжение работы в технике  «Батик» «Цветы»

Ноябрь

«Дом, в котором я живу» (рисование ребром картона)

Поздняя осень в парке
(пейзаж, печать природными материалами)

Декабрь

Тема: «Зима» (3 часа)

«Пингвины на северном полюсе» (гуашь, печать штампом из картофеля)

Необычные деревья
(тушь, палочки)

Январь

Береза, белая подруга

(граттаж)

Пейзаж зимы холодной…

(акварель по сырому)

Февраль

«Зимний ковер»

(штамп)

«Подарок папе»

(трафарет)

Март

Тема: «Весна» (2 часа)

«Подари мне платок…»

(узелковый батик - свободная роспись)

«Замок Весны»

 (восковые мелки, акварель)

Апрель

Живая клякса

(кляксография)

Все вокруг оживает

(монотипия)

Май

Тема: «Итоги» (1 час)

Коллективная работа «Морское царство» (пальчикография)

Моя первая картина

(пальчики-палитры)

Основные требования к уровню подготовки детей 5.5-6.5 лет по программе

В подготовительной к школе группе были поставлены такие критерии выявления уровней усвоения умений и навыков кружковых занятий по изобразительной деятельности:

  1. Смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою;
  2. Владение способами нестандартного раскрашивания;
  3. Умения самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами;
  4. Композиционные умения;
  5. Проявление фантазии, художественного творчества;
  6. Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
  7. Использование навыков в самостоятельной деятельности;
  8. Умение декоративно оформлять готовую работу;
  9. Интерес к изобразительной деятельности.

Форма подведения итогов по реализации программы кружка: выставка детских работ.

Приложение 2

История появления и развития техники «Батик»

Батик — это ручная роспись по ткани. Своеобразная технология нанесения рисунка на материю возникла в XVI в. в Индонезии. В Европе батик стал известен в XIX в., а распространение получил с изобретением анилиновых красителей. Анилиновые красители заменили природные и позволили ускорить процесс изготовления батика.

Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор. Китайский манускрипт VIII в. рассказывает нам о росписи тканей с помощью воскового рисунка.

Сейчас батик становится все более популярным видом искусства во всем мире, в том числе и в России, так как с помощью техники батика можно создавать уникальные работы, вещи, существующие в единичном экземпляре, которые нельзя купить в магазине.

Происхождение и значение слова «батик» точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово «амбатик», которое переводится как «гравировать», «писать», «рисовать».

Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов — так называемых набоек (от слова «набивать», когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).

В технике батика можно расписать блузы, шарфы, галстуки, платья, футболки, сумки и многое другое. Расписывать ткани можно в домашних условиях, но обязательно соблюдая правила техники безопасности.

В технике ручной росписи по ткани есть свои секреты. Она отличается от рисования на бумаге. Однако законы цвета и гармонии остаются в силе и здесь.

Технология «Батика» для детей

Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей и взрослых как дома, так и в условиях детского сада. И если ребенку нравится работать красками по бумаге, то представьте себе, в какой восторг он приходит, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке — картинку на ткани в рамке.

Нужно помнить, что кусочек ткани, на котором работает ребенок, должен быть выстиран, хорошо отглажен, натянут и закреплен на рабочем месте. Рекомендуется подложить под ткань бумагу или газету, которые впитывают лишнюю краску. Перед началом работы необходимо сделать эскиз будущего рисунка, подложить его под ткань и обвести по контуру клеем ПВА. Отдельные элементы рисунка закрасьте необходимым цветом.

К формам, отпечатанным на ткани, тонкой кисточкой можно пририсовать детали: хвостики, усики, глазки, лучики, прожилки. Фон закрашивается при помощи специального тампона — деревянной палочки с поролоновой или тканевой «головкой», закрепленной проволокой или прочной нитью. Готовый рисунок необходимо прогладить горячим утюгом через газету или тонкую бумагу. Теперь его можно поместить в рамку и повесить на стену.

Рисовать можно акварелью, гуашью или тушью.

Способы работы с детьми в технике «Батик»

1.  Печатаем листьями по бумаге

  1. Собрать листья различных деревьев или аккуратно срезать у красивых комнатных растений листочки, которые начинают вянуть (их можно долго хранить в холодильнике в целлофановом пакете).
  2. Намазать листочек гуашью со стороны прожилок. Лист бумаги, на котором будет изображение может быть цветным.
  3. Прижать ладошкой листик закрашенной стороной к бумаге.
  4. Осторожно снять листик, взяв за ножку.
  5. Дорисовать кисточкой остальной рисунок.

2.  Печатаем листьями на ткани

  1. Сначала необходимо придумать композицию (составление эскиза).
  2. Печатать так же, как и на бумаге. Намазать листик со стороны прожилок гуашью, затем прижать его в нужном месте на ткани.
  3. Фон вокруг изображений (рыбки, деревья и т.п.) закрасить тампоном. Постепенно разбавить водой тушь или гуашь до нужного оттенка (необходимо попробовать сначала на бумаге) и покрывать свободную площадь рисунка.
  4. Дорисовать кисточкой мелкие детали.
  5. Можно использовать штампы для выразительности изображения или красочности.

3. Печатаем по трафарету

  1. Нарисовать на листке плотной бумаги трафарет. Вырезать аккуратно и ровно. Можно использовать готовые фабричные.
  2. Налить в форму немного гуаши нужного цвета. Окунуть чистый тампон из поролона в краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделать на бумаге отпечаток тампоном. Если краска ложится ровно, то можно начинать печатать рисунок уже на ткани через трафарет. Краски на тампон нужно брать столько, чтобы отпечатки были четкими и краска не размазывалась за пределы трафарета.
  3. Затем прорисовать мелкие детали трафаретного изображения кисточкой.
  4. Таким способом можно обновить старую салфетку, украсить карман на фартуке, сделать воротник, пояс и т.д.

4. Печатаем штампами

  1. Недолговечные штампы делаются из моркови, картофеля, яблок, редиса…
  2. Долговечные штампы из бутылочной пробки, ластика (конечно, взрослыми).
  3. Есть фабричные штампы – фломастеры с готовым рисунком.
  4. Узорами, сделанными штампами, можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и повязки. С их помощью можно создавать различные узоры и несложные композиции: фантастический лес, жизнь подводного царства, космический мир. Для таких изделий лучше использовать специальные краски для батика.

5.«Набрызг»

  1. Составить на листе бумаги композицию из различных плоских изображений (листья, цветы, геометрические фигуры и т.п.).
  2. Налить в тарелку достаточно жидкую краску, обмакнуть в нее щетку. Держа щетку над листом бумаги, проведем по ней расческой или теркой.
  3. Дать краске высохнуть. Затем снять трафареты.
  4. Дорисовать кисточкой мелкие детали.

6. «Узелковый» батик

  1. Этот вид батика применяется в основном для изображения цветов, круглых форм.
  2. На кусочке ткани сформировать пальцами «узелок» и туго перевязать крепкой ниткой или проволочкой.
  3. Его складки тщательно прокрасить краской или тушью того цвета, который выбрал ребенок. Это — серединка будущего цветка.
  4. Затем узелок завязать в другом месте и покрыть другим цветом. И так в зависимости от того, сколько цветов вы хотите увидеть в своем букете.
  5. Серединка каждого цветового пятна помечается более темной точкой — для оживления рисунка.
  6. Тонкой кисточкой прорисовать стебельки, при помощи трафаретов напечатать листья, тампоном нанести фон.
  7. Необходимо  прогладить композицию  через газету.

7. Рисуем на ткани красками и клеем ПВА

  1. Придумать композицию и нарисовать ее на бумаге.
  2. Положить рисунок на клеенку, на него ткань и закрепить.
  3. Обвести рисунок по контуру клеем ПВА. Чтобы  контур был ровным, в бутылочку с клеем вставить пустой стержень от авторучки или трубочку от коктейля.
  4. Фон закрасить тампоном, не заходя за контур изображений.
  5. Мелкие детали закрасить кисточкой.

8. «Батик» на бумаге

  1. Смочить мокрым поролоном бумагу.
  2. Нарисовать по мокрому фону изображение, добавляя на свое усмотрение цветовую гамму (в зависимости от изображаемого объекта – цветок, дерево, облака и т.п.).
  3. Когда работа подсохнет, дорисовать мелкие детали кистью.

Приложение 3

Нетрадиционные способы рисования

  1. Хорошо использовать «пальцевую живопись» – краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае наливается в плоские розетки и в плоские баночки ставится вода. Правило каждый палец набирает определенную краску. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в младших группах это украшение платьев, следы зверей, цветы на поляне, яблоки на деревьях и др. В старших – получаются красивые пейзажи, деревья, смешивание красок, накладывание их друг на друга.
  2. Использование монотипии – краска наносится на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек линолеума, а уже потом этот кусочек прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Дети должны увидеть, что-то знакомое и дать этому название, добавить детали для точного видения этого предмета или явления.
  3. Разновидность монотипии – лист бумаги складывается пополам и краска наносится только на одну сторону листа, потом складывается, и изображение как бы получается зеркальным. Использовать можно при рисовании деревьев, цветов, бабочек,  платьев и др.
  4. Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок» – он и есть, и его и не видно. Потом на лист бумаги наносится тушь, цветные чернила, гуашь – и рисунок свечой проступает на цветном фоне. Это использую при рисовании  зимних пейзажей, дождя, ветра, снежных бурь и др.
  5. Рисовать можно на мокрой бумаге (по сырому фону). Сначала лист бумаги смачивается водой (можно с добавлением цветной гуаши), а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно дорисовать детали берем сухие акварельные краски, или нужно подождать пока высохнет. Хорошо использовать этот метод для рисования поздней осени, дождливой погоды, рассвета.
  6. Интересно рисовать краской прямо из тюбика, но необходимо научит ребенка выжимать ее сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Недостатки – краска может осыпаться, необходимо аккуратно хранить работу. Если размывать краски, то выпуклость уходит, но зато можно дать разные оттенки и получить новый способ рисования.
  7. Можно использовать щетки разного размера – ими можно разбрызгивать краску, используя трафареты. Этот способ рисования очень удобен для оформления групп к празднику, оформления выставок и родительских уголков вместе с детьми.
  8. «Кляксография» – капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом, приподнимая и наклоняя лист  бумаги, растекающейся краской создать изображение. Или воспользоваться трубочкой для коктейля и раздуть изображение в нужную сторону.
  9. «Точечный рисунок» – весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, точки могут быть разного размера. Также можно использовать рисунок только из линий.
  10. Наносить рисунок на предварительно скомканную бумагу и сжатую. Хорошо использовать этот метод для рисования горных ландшафтов, зимних пейзажей.
  11. На лист бумаги предварительно наносится жирный слой свечой, просто ладошкой, мылом и др., а сверху уже наносится краска. Рисунок получается как бы ощетинившийся, пушистый.
  12. На белый лист сверху накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.
  13. Нанести густой краской рисунок  на бумагу, подождать пока высохнет и опустить на 1-2 секунды в тарелочку с водой или поднос. Рисунок получится расплывчатый: дождь, туман и т.д.
  14. На чистый лист бумаги наносится рисунок канцелярским клеем  (на колпачке вырезается тонкая дырочка) так, чтобы «рисунок» был выпуклым. Подождать пока клей высохнет и тогда наносится краска, причем краска должна быть жидкая, чтобы свободно растекалась в пределах контура.
  15. «Граттаж» – наносится на бумагу слой воска (свечой), затем обезжиривается тальком или мелом, потом покрывается черной тушью или гуашью. После высыхания рисунок выцарапывается тоненькой палочкой или старым стержнем от шариковой ручки.

Приложение 4

Примерный перечень репродукции картин известных художников,

используемых на занятиях:

  1. Игорь Грабарь:
  1. Грачиные гнезда
  2. Февральская лазурь
  3. Хризантемы
  4. Луч солнца
  5. Под березами
  6. Сентябрьский снег
  7. Мартовский снег
  1. Михаил Врубель:
  1. Сирень
  2. Портрет
  3. Царевна – лебедь
  1. Алексей Венецианов:
  1. Крестьянская девушка с теленком
  2. Крестьянка с васильками
  3. На жатве. Лето
  4. На пашне. Весна
  1. Федор Васильев:
  1. Волжские лагуны
  2. Возвращение стада
  3. После дождя (1867)
  4. Вечер
  5. Заброшенная мельница
  6. Мокрый луг
  7. Ручей в лесу
  8. После дождя (1869)
  9. В Крымских горах
  1. Иван Шишкин:
  1. Дубы. Вечер. Этюд для картины «Дубовая роща»
  2. Стадо под деревьями
  3. Сосны, освещенные солнцем
  4. Рожь
  5. Цветы на опушке леса
  6. Дождь в дубовом лесу
  7. Дебри
  8. Полдень. В окрестностях Москвы
  1. Николай Рерих:
  1. Домик Сольвейг
  2. Половецкий стан
  3. Нью-Мексика. Пещеры в скалах
  4. Кулута. Индия
  5. Гуга Чохан
  1. Михаил Нестеров:
  1. Осенний пейзаж
  2. Девушка у пруда
  1. Василий Тропинин:
  1. Капитон Эсленцов. Мальчик с кувшином
  2. Портрет сына художника
  3. Золотошвейка
  4. Кружевница
  5. Портрет Булахова
  1. Василий Поленов:
  1. Ранний снег
  2. На Тивериадском озере
  3. Белая лошадка
  4. Московский дворик
  5. Золотая осень
  6. Заросший пруд
  7. Бабушкин сад
  1. Виктор Борисов – Мусатов:
  1. Майские цветы
  2. Венки васильков
  3. Последний луч
  4. Водоем
  5. Эйфелева башня
  6. Агава
  7. Дама в голубом
  1. Иван Крамской
  1. Букет цветов. Флоксы
  2. Неутешное горе
  3. Неизвестная
  4. Лунная ночь
  1. Валентин Серов:
  1. Летом. Портрет О.Ф. Серовой
  2. Октябрь. Домотканово
  3. Девочка с персиками. Портрет В.С. Мамонтовой
  4. Петр I
  5. Купание лошади

Примерный перечень музыкальных произведений известных композиторов,  используемых на занятиях:

  1. П.И.Чайковский. Из цикла «Времена года»:
  1. Август. Жатва
  2. Ноябрь. На тройке
  3. Май. Белые ночи
  4. Февраль. Масленица                                    

 2.       С.С.Прокофьев. Из цикла «Детская музыка»:

  1. Утро
  2. Ходит месяц над лугами

3.         С.С.Прокофьев. Фрагменты из балета «Золушка»:

  1. Вариация феи Весны
  2. Монолог Феи Лета
  3. Вариация Феи Осени
  4. Вариация Феи Зимы

4.         А.Вивальди. Из цикла «Времена года»

  1. «Лето»,
  2. «Осень»;
  3. «Зима»;
  4. «Весна».

5.        М.И.Глинка.  Жаворонок.  Большой детский хор.

6.        П.И.Чайковский. Фрагменты из балета «Спящая красавица»:

  1. Фея Сирени;
  2.    Вальс (фрагмент);
  3.      Вариация Авроры;
  4.      Симфонический антракт «Сон» (фрагмент);
  5.      Фея Серебра.

Примерный перечень литературных  произведений известных поэтов, используемых на занятиях:

1.       А.С. Пушкин «Унылая пора»;

  1. «Уж небо осенью дышало»;
  2. «За весной – красой природы… осень поздняя…»
  3. К. Бальмонт «Осень»;
  4. И. Бунин «Лес, точно терем расписной…»;
  5. Н. Греков «Приметы осени».
  6. А.С. Пушкин «Идет волшебница зима»;
  7. А.С. Пушкин «Под голубыми небесами»;
  8. А.С. Пушкин «Зимний вечер»;
  9. Я. Аким «Первый снег»;
  10. И. Суриков «Белый снег пушистый»;
  11. С. Есенин «Белая береза»;
  12. Ф. Тютчев «Чародейка зима»
  13. А.С. Пушкин «Только что на проталинах»;
  14. А.С. Пушкин «Улыбкой ясною»;
  15. А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами»;
  16. И. Бунин «Весеннее»;
  17. Ф. Тютчев «Весенние воды»;
  18. А. Майков «Весна»

Приложение 1

Содержание программы

1 год обучения «Мы волшебники»

Тема 1.  «Краска и цвет» (3 часа)

Помочь детям выразить через рисунок свои наблюдения и представления о цвете предметов, взятых из окружающей жизни.

Научить детей:

  1. рисовать гуашевыми красками прямые и волнистые полоски, кружки и точки, а также научить сочетать все эти элементы вместе в своей работе;
  2. смешивать чистые краски с водой у себя на палитре;
  3. работать жидкой краской на листе бумаги;
  4. смешивать на палитре новые цвета, которые образуются путем смешивания красок с водой и между собой;
  5. пользоваться в своем рисунке цветным живописным фоном;
  6. изображать, а затем раскрашивать, фигуры, нарисованные по цветному фону;
  7. работать красками по мокрой бумаге, выполняя в своей работе мягкие, плавные переходы одного цвета в другой.

Тема 2. «Линия» (1 час)

Учить детей понимать, различать и изображать с помощью линии различные человеческие чувства и ощущения.

Научить:

  1. как с помощью линии научиться рисовать различные фигуры, создавать образы симпатичных сказочных героев;
  2. заполнять все пространство белого листа разноцветными линиями;
  3. обыгрывать  пространство, придумывать и рисовать свою игру, свой волшебный лабиринт;
  4. рисовать праздничное украшение, используя полученные ранее знания и умения за все предыдущие занятия.

Развивать творчество, фантазию.

Тема 3.  «Формой» (2 часа)

Продолжать знакомить детей с различными формами (геометрическими фигурами, формами, взятыми из природы, и фантазийными формами), научить изображать эти формы на листе.

Научить:

  1. изображать по памяти различные формы живых существ, других предметов, взятых из окружающей жизни;
  2. работать с формой круга, превращая ее в разные предметы;
  3. строить «постройки» из геометрических фигур на листе бумаге, комбинируя несколько фигур между собой;
  4. фантазировать с обычными кляксами, преобразовывая их в предметы.

Тема 4.  «Композиция» (0.5 часа)

Дать представления об основных принципах построения композиции на листе бумаги:

  1. об основных ориентирах на листе (центр, углы, диагональ);
  2. о соотношении  размеров фигур между собой на листе бумаги, о цветовых сочетаниях, о равновесии фигур;
  3. об изображении и передачи движения, линий, форм и цветовых сочетаниях на листе бумаги.

Тема 5.  «Развивающее задание» (0.5  часа)

Учить детей выполнять творческое задание, ориентируясь на полученные ранее знания и умения (использование форм, линий, приемы композиции, цветовое сочетание).

Уметь осмысленно и продуманно использовать цвета в своем рисунке, сочетать их между собой.

Тема 6. «Ритм» (1 час)

Показать детям, откуда берется ритм.

Научить:

  1. чередовать различные формы и цвета в заданном ритме;
  2. изображать небольшие сюжеты, сценки и композиции в заданном ритме.
  3. Закреплять навыки цветового решения, ритма и композиции.
  4. Продолжать учить использовать в работе разнообразный изобразительный материал – по выбору.

Тема 7.  «Подводим итоги» (1 час)

Определить, как дети усвоили пройденный материал, как они могут применять эти знания на практике, использование  других  видов занятия по изобразительной деятельности: аппликация, конструирование, ручной труд.

2 год обучения «Мы художники»

Тема 1. «Осень» (3 часа)

Дать детям краткие сведения из истории росписи по ткани, познакомив с изделиями, фотографиями, альбомами с изображением различных изделий из батика.

Познакомить детей с предстоящей работой кружка, с планом, с инструментами и оборудованием, техникой исполнения.

Закреплять знания о цвете, научить рисовать фон для будущих картин (по - сырому), учитывая знания холодных и теплых тонов.

Учить самостоятельно рисовать батик, закрепляя технологию. Закреплять последовательность изготовления рисунков на ткани.

Закреплять знакомые нетрадиционные техники рисования по бумаге (тампонирование, рисование по сырому, рисование тушью).

Продолжать учить составлять композицию, используя знания о ритме, соотношении предметов к форме и размеру листа бумаги. Использование необходимого для этого способа изобразительного материала и оборудования.

Развивать творчество в придумывании сюжета и содержания рисунка.

Уметь составлять эскиз для будущей работы.

Тема 2.  «Зима» (3 часа)

Познакомить детей с новыми видами техники батика: штамп, трафарет, узелковый батик.

Подготовка инструмента, приспособлений, материала.

Использование соли для дополнительного эффекта.

Проявлять творчество в цветовом решении, использовании дополнительных деталей в рисунке на свой вкус.

Тема 3.  «Весна» (2 часа)

Продолжать знакомить с видами батика: свободная роспись, для подарка мамам (роспись платка).

Совершенствовать нетрадиционные способы рисования на бумаге (рисование по сырому фону, кляксография, монотипия).

Учить правилам работы с изобразительными материалами: пастель, сангина, восковые мелки – познакомить с новыми способами их применения в рисовании.

Тема 4.  «Итоги» (1 час)

Закрепить полученные знания и умения, которые были получены на предыдущих занятиях. Выяснить уровень овладения техникой исполнения холодного батика и применения нетрадиционных способов рисования, разнообразного изобразительного материала.

Развивать творчество, воображение, фантазию в рисовании своих картин.

Проведение выставки – отчета выполненных детьми работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Конспекты занятий к авторской программе "Радуга красок"

Используемые нетрадиционные техники: рисование пальчиками, ладошкой, рисование манкой, скатывание салфеток, оттиск печаткой....

Конспекты занятий к программе "Радуга красок"

Конспекты занятий к программе "Радуга красок"...

Образовательная программа "Азбука красок"

окозание дополнительной образовательной услуги по кружковой работе...

Программа "Радуга красок"

Программа кружка "Радуга красок" по развитию художественно-эстетических способностей у детей 4-го года жизни с использованием нетрадиционных техник рисования....

Рабочая программа "Радуга красок"

Техника нетрадиционного рисования...

Конкурсно - игровая программа «Осенних красок хоровод»

Конкурсно - игровая программа «Осенних красок хоровод»...

Рабочая программа "Радуга красок" по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать....


 

Комментарии

Тихонова Ольга Николаевна.

Отличная работа.