Как способствовать художественному развитию детей.
методическая разработка по рисованию по теме

Борисова Мария Александровна

     Материал включает в себя консультацию для педагогов и родителей, подборку дидактических игр по рисованию и приложения к играм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_risovaniyu.doc594.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как способствовать художественному развитию детей

Возраст 6-9 лет  можно назвать сенситивным для художественного развития. Применительно к этому возрасту формула «каждый ребенок — художник» звучит наиболее убедительно.

Для педагогов, работающих со старшими дошкольниками, сфера художественного развития должна быть приоритетной.

Важно в максимальной степени использовать благоприятные возможности этого периода человеческой жизни: ведь то, что упущено в сенситивный период развития, практически невозможно полностью наверстать потом.

Однако, работая с маленькими детьми и ставя перед собой задачи их художественного развития, нужно помнить о такой особенности их творчества, как «детская художественность».

В живописи или в рисунке ребенок 5-7 лет может создать нечто такое, что признает ценным и общество, и профессиональная элита (в отличие от других областей, таких, как физика или математика). Но, будучи художественными, работы детей остаются детскими и в содержательном, и в формальном отношении. Они явно отличаются от искусства взрослых, несут узнаваемые черты того или иного возраста.

Большинство взрослых, в том числе традиционно мыслящие педагоги, воспринимают это возрастное своеобразие с негативной стороны: как неумение, слабость, от которой хорошо бы поскорее избавиться, научить ребенка рисовать, «как большие».

Но это неправильно: «детская художественность» — это цельная характеристика, и невозможно до срока устранить детскость, не разрушив нераздельно с ней связанную «художественность» — наивную выразительность, которая вызывает порою «зависть» высоких профессионалов.

  Конечно, нужно развивать руку маленького художника и знакомить его с различными приемами изображения.

Но для этого вовсе не обязательно использовать унылые специальные упражнения вроде проведения многочисленных наклонных, круговых и прочих линий или точное воспроизведение графических образцов.

Гораздо эффективнее и психологически верно прибегнуть к непроизвольному обучению в игровой форме.

Итак, об игровых заданиях, благодаря которым рука ребенка станет более гибкой, более послушной глазу и мысли. Но прежде о «правилах игры» для взрослых, если они заинтересованы в том, чтобы занятия прошли успешно и с пользой для ребенка. Во-первых, надо найти время для того, чтобы самим играть с ребенком или наладить игру детей между собой. Во-вторых, ребенок не должен подозревать, что дело вовсе не в игре, а в каком-то ее «обучающем эффекте», что с ним играют не ради самой игры. Поэтому занятия должны быть добровольными, а результаты их можно обсуждать лишь с точки зрения чисто спортивных удач и неудач, а не с точки зрения успешности развития двигательных навыков. В ином случае наше обучение быстро превратится в произвольное, а потом и в принудительное.

Игра «Трудная дорога»

На рисунке изображена дорога, по бокам от нее — обрывы. Надо поставить острие карандаша у начала дороги и «пройти» по ней, «не сорвавшись» ни вправо, ни влево, т.е. провести линию, ни разу не выскочив за очерченные края тропы. «Пройти» из одного конца в другой и обратно. Провести линию при горизонтальном положении листа и при вертикальном. Правой рукой и левой.

Нужно придумать увлекательный для ребенка сюжет игры. Например: задача играющего — пройти по горной тропе за доктором и вернуться с ним к больному товарищу. Или передать военное донесение. Значит, надо проходить путь как можно быстрее, хотя требование «осторожности» (т.е.

точности движений руки) остается главным: не сорваться все-таки важнее, чем выиграть время.

Когда ребенок перестанет испытывать трудности на этом маршруте — нарисуйте более извилистый путь, сделайте дорогу уже (вариант второй).

Игра «Чудовище на острове»

Сказочное чудовище спит на острове, почти повторяющем форму его тела. Надо, ступив на остров по мостику, обойти чудовище кончиком карандаша, ни в коем случае не задев его (а то проснется и...), но и не сорвавшись в море. Пройти между зубами дракона, взять (т.е. прикоснуться карандашом) зажатое в пасти сокровище и вернуться другим путем. Время учитывается (чем дольше идешь, тем вероятнее, что дракон проснется!), но осторожность важнее.

Игра «Хоккеисты»

На рисунке изображён план условной хоккейной площадки с игроками двух команд и судьями, которые обозначены кружком с буквой «С». Начинающий игру ставит коней карандаша на точку окружности, обозначающей его вратаря (ребенок простит маленькое отклонение от хоккейных правил: начинать положено с центра, но это было бы уж очень просто!), и, проводя прямые линии от одного своего игрока к другому, тем самым «передает» им шайбу. Последней линией он старается провести ее в угол ворот, не задев вратаря противника. На рисунке стрелками показаны возможные комбинации.

Если линия движения шайбы задела игрока противника, «шайба», т.е. право хода, переходит к задетому игроку. Если при броске по воротам задет вратарь, это значит, что он парировал бросок и сам начинает комбинацию своей команды. Если задет судья... Договоритесь с ребенком сами, как поступать в'этом или других спорных случаях. Нужно, чтобы маршруты шайбы были как можно разнообразнее. Условьтесь, что одну и ту же «наигранную» комбинацию нельзя повторять после того, как она 3-4 раза привела к успеху в течение одного матча.

Вероятно, через какое-то время игра станет слишком легка для ребенка. Тогда измените расположение игроков или увеличьте площадку, а тем самым — и длину каждого паса. Или ограничьте несколькими секундами время, в течение которого каждая из сторон должна завершать свою комбинацию. Или нарисуйте футбольное поле — там «игроков» будет вдвое больше.

Игра «Вдоль по речке»

На рисунке изображена речка с извилистыми берегами, островками, камнями, опасными водоворотами (их изображают спиралевидные знаки), загроможденная лодками и плавающими бревнами. Задача играющего — проплыть (т.е. опять-таки прочертить линию) по этой речке из конца в конец как можно быстрее, благополучно преодолев все препятствия. Плавать по реке надо и по течению, и против течения, не поворачивая лист и выбирая каждый раз несколько иной путь между препятствиями.

Игра «Молния»

Молния ударяет в землю. Надо с молниеносной быстротой пробежать карандашом по всем ее изломам до точки ухода в землю, не выйдя за края молнии.

Игра «Два ковра»

На рисунке изображен ковер. Он может принадлежать двум уже знакомым ребенку волшебникам. Ковер доброго волшебника способен развеселить, вылечить, успокоить, сделать добрее каждого, кто ступит на него. А вот второй ковер... Кто на него заберется, тотчас мрачнеет, начинает капризничать, скучать, плакать, чихать и кашлять.

Пускай ребенок раскрасит эти два ковра. (Можно для облегчения дела и складывать их, как из лоскутков, из цветных квадратов, которые мы применяли в играх, при условии, что набор их достаточно велик и качество цвета удовлетворительно.)

Игра «Цветовая угадай-ка»

Чтобы в нее играть, надо прежде всего познакомить ребенка с самой возможностью, смешивая два цвета, получать третий, отличный от них обоих. Потом отберите четыре-пять красок из гуашевого набора и, смешав две из них, предложите ребенку угадать, соединением каких цветов получен этот оттенок. Пусть он докажет верность ответа (или убедится в своей ошибке) тем, что сам попробует составить такой же цвет. Пусть он, в свою очередь, предложит вам цветовую загадку и т.д. Через некоторое время переходите к смешению трех цветов, расширив исходный набор.

  А потом напомните ему, сколько разных, совсем не схожих оттенков цвета в окружающем мире мы называем одним и тем же словом: зеленый, красный... И предложите такое соревнование: «Кто из вас, пользуясь ограниченным набором красок, составит больше оттенков зеленого?» Только не берите баночки с зеленой краской, это неинтересно. Возьмите белую, черную, кобальт синий и кадмий желтый и постарайтесь извлечь из них всевозможные сочетания. Вы убедитесь, что число ясно различимых зеленых оттенков будет измеряться десятками.

Так же осваивайте красную гамму (тут, правда, без красной краски не обойтись), коричневую и т.д.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание народного творчества, способствующее художественному воспитанию детей.

Народ-единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей....

План по самообразованию на тему «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на 2019 – 2020 учебный год

План по самообразованию на тему  «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на...

Что способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста?

Интеллектуальное развитие дошкольников требует помощи взрослых и применения методов и средств, которые будут ему способствовать. Так как известно, что наиболее эффективно работает в решении этого вопр...

Консультация для родителей. Упражнения, способствующие гармоничному развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет

Цель: ознакомление родителей с упражнениями, способствующими гармоничному развитию детей  в возрасте от 3 до 7 лет.Задачи: - познакомить родителей с упражнениями, способствующих гармоничному...

Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

Салфеточная аппликация  как средство развития  мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста...

Методические рекомендации к карточкам «Упражнения в парах» для детей старшего дошкольного возраста, способствующие физическому развитию детей.

Движение для ребёнка – это радость, здоровье, развитие, способ его существования. Не случайно в последних нормативных документах Российской Федерации подчёркивается приоритетность физического во...