Конспект организованной образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству в средней группе. "Дымковская ярмарка"
методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему

Сулимчик Елена Александровна

 

Открытое занятие по декоративно-прикладному искусству в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dymkovskaya_igrushka_1.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

      Формирование у детей знания о дымковской игрушке: ее истории, характерных особенностях росписи. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к экспонатам народного декоративно-прикладного искусства и желание участвовать в общем действии на ярмарке.

Задачи:

1. образовательные:

а) продолжать знакомить детей  с особенностями дымковской игрушки, видеть её красоту, узнавать знакомые образы, выделять из узора некоторые элементы (солнышко, ягодка, клеточка, прямая линия, волнистая линия, кружочек);

б) продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования (тычок, рисование ватными палочками);

в) учить составлять узор, расписывать силуэт барыни.

2. развивающие: 

а)  развивать творческую активность;

б) продолжать развивать психические процессы: память, образное мышление, внимание,  воображение. Побуждать детей к активному общению;

в)  развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос.

3. воспитательные:

а) воспитывать самостоятельность, любознательность, аккуратность при работе с красками;

б) воспитывать чувство взаимопомощи – учить оказывать друг другу помощь;

в) воспитывать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Предварительная работа.

  1. Знакомство с дымковской игрушкой: петушок, уточка, птичница, водоноска, индюк, козел, баран, конь, барыня.
  2. Рассматривание дымковских игрушек.
  3. Лепка дымковской барыни.
  4. Чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах и о дымковских игрушках.
  5. Чтение русских потешек, песенок.
  6. Слушание записей русских народных ансамблей .
  7. Рисование красками традиционным и нетрадиционным способами.
  8. Рисование дымковских орнаментов: серия занятий по народному декоративно-прикладному искусству (изо, лепка, познавательное).
  9. Дидактические игры: «Найди такую же игрушку», «Собери целое из частей».
  10. Упражнения «Дорисуй орнамент», «Укрась силуэт-игрушку», «Нарисуй орнамент».
  11. Рассматривание альбомов: «Дымковская игрушка», «Народное творчество», «Русские узоры».

Материал к занятию.

  1. Игрушки для ярмарки: предметы народного декоративно-прикладного искусства.
  2. Костюмы в русском стиле для педагога и детей.
  3. Силуэты дымковской барыни белого цвета.
  4. Гуашевые краски, кисточки, печатки-тычки двух размеров.
  5. Вода, салфетки: бумажная и фланелевая.
  6. Подставки для кисточек и тычков, клеенка для рабочего места.
  7. Черновой лист для опробования краски.
  8. Образец дымковской барыни на подставке.

Ход занятия.

Дети вместе с Мастерицей входят в зал.

Мастерица:  загадывает детям загадку о дымковской игрушке.

- Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назови-ка меня!

 Ответы детей:  -  дымковская игрушка.

Мастерица: 

- Ребята, я приглашаю вас на  ярмарку. Кто из вас знает, что такое ярмарка?

Ответы детей: 

- Ярмарка – это веселая торговля. На ярмарку люди одевались красиво и шли как на праздник.

Мастерица: ( Предлагает детям рассмотреть товары  народного декоративно-прикладного искусства).

- Посмотрите, дети, на представленные товары, рассмотрите их. Что вам знакомо?  Расскажите каждый о своей игрушке.

(Дети рассказывают небольшие стихотворения о некоторых дымковских игрушках).

 Ответы детей:

  1. Бока крутые, рога золотые

Копыта с оборкой. На спине Егорка.

  1. Утка – Марфутка

бережком идет,

Уточек –Марфуточек

купаться ведет.

  1. Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока.

  1. Мы игрушки знатные

Мы повсюду славимся

Складные да ладные

Мы и вам понравимся

Мастерица: ребята, возьмите  игрушки какие вам больше всего понравились и расскажите нам о них. (  ребята по очереди с помощью воспитателя берут игрушки  называют  и  рассказывают о  них) .

 Ответы детей:

- Это дымковский индюк, он сделан из глины, расписан красивыми узорами.

- Это водоноска, она похожа на барыню, только у нее есть ведра с коромыслом.

- Это дымковский баран, у него рога золотые.

- Это дымковская барышня у неё на голове кокошник и пышная юбка.

Физкультминутка:

Мастерица: Ребятушки давайте мы с вами немного разомнёмся

Мы игрушки расписные,

(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)

Хохотушки вятские,

(Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские,

(Поворот вокруг себя)

Кумушки посадские.

(Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком

(Показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки.

(Легкие прикасания к своим щекам)

С нами издавна знаком

(Стойка прямо)

Весь народ на ярмарке.

(Поклон)

Мастерица: Ребята, все эти игрушки сделаны руками народных умельцев, еще их называют мастерами. Дымковские игрушки мастера – умельцы вылепили из глины, расписали яркими красками и привезли продавать на ярмарку.  Мастера с такой любовью делали игрушки, что называли их очень ласково:                                      

 Воспитатель:                                   Дети:

Не лошадь, а…                               лошадка

Не утка, а…                                    уточка

Не курица, а…                                курочка

Не собака, а…                                 собачка

Не петух, а…                                   петушок

Не козел, а…                                   козлик

Не баран, а…                                   барашек

Не олень, а…                                   олешек

Мастерица: А вы хотите стать умельцами?

 Ответы детей:

 - Да, хотим стать умельцами.

Мастерица: Давайте  ребятки пройдём в мастерскую пора приниматься за работу (воспитатель предлагает детям засучить рукава - приготовить руки для работы).

Пальчиковая гимнастика: (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).

Глину мягкую замесим,
И получше разомнем.

(сжимают и разжимают пальчики )
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем:
Мы скатаем голову,

(движение имитирующие скатывание шарика  между ладоней)
Юбку - раскатаем.

(движение имитирующие скатывание колбаски  между ладоней)
Юбка словно колокол,

Их соединяем.

(соединяем пальцы дух рук друг с другом в виде домика)

            Прищипнём  вверху кокошник,

            ( соединяем все палицы с большим )

Руки ей приладим,

(круговые движения кистями рук)
А затем возьмем в ладошки,

(соединяем ладоши в виде лодочки)
Пальчиком загладим.

(поочерёдно гладим ладоши)

 (воспитатель выставляет на стол заранее приготовленные фигуры барышень)

Мастерица:  Вот и готова наша глиняная барышня. А что дальше делают с вылепленными игрушками?  Для чего?

Ответы детей:

- ставят в специальную печь - обжигают

 - чтобы глина стала крепче, игрушки не рассыпались.

Мастерица: Что делали дальше с обожженными фигурками.

Ответы детей: красиво  расписывали.

( дети садятся за столы)

Практическая часть

Дети на местах раскрашивают заранее приготовленные фигуры барышень, воспитатель помогает по мере необходимости.

Мастерица: Давайте распишем барышню (задаются воспитателем вопросы конкретному ребёнку.)

 -Что на голове у барыни?

- Какие узоры вам знакомы, как они называются?

- Чем ты будешь рисовать?

Ответы детей:

- На барыне кокошник.

- На юбке у барыни кружочки, клеточки, линии.

- Я сначала нарисую кисточкой линию, а потом тычком – кружочки, маленькие и большие.

(Расписанные барышни выставляются хороводом на подносе)

Мастерица:  Какой получился хоровод?

Ответы детей:

- Хоровод яркий, красочный, разноцветный, красивый.

Мастерица: Дорогие умельцы, пока наши барышни подсыхают, я вас приглашаю «Барыню» сплясать.

Мастерица:                                                 

 Эй, веселый народ,

Вставай в хоровод!

Будем «Барыню» плясать,

И гостей забавлять!

(Дети под музыку выполняют русские народные плясовые движения вместе с педагогом).

Мастерица:  Ребята, мы вашими барышнями пополним нашу ярмарку.

Мастерица: Понравилось ли вам быть мастерами – умельцами?

 Ответы детей:

- Да.

Мастерица: Мне кажется, что из вас получатся искусные мастера, очень мне понравились ваши  красочные барыни. Но многому ещё предстоит научиться, я с вами не прощаюсь, а только говорю до свидания, ведь мы ещё не раз встретимся.

Ой, вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные:

Веселы и ярки, словно подарки.

Отдохнули все по - праву?

Мастерам воздали славу?

Что ж теперь домой пойдем.

Что узнали, не забудем,

Долго - долго помнить будем!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям.

Пришло время расставаться,

до свиданья!          (педагог с ребятами кланяются и выходят из зала)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 комбинированного вида

Конспект организованной образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству в средней группе.

"Дымковская ярмарка ".

                                                                                                             Воспитатель

                                                                                                             Сулимчик Е. А.

Р.п. Большие Вязёмы

2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе на тему :«Моя семья»

Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие,   Физическое развитие,   Социально-коммуникативное развитие...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с искусством / пейзаж/

Воспитывать интерес к явлениям природы, их отражению в искусстве: поэзии, музыке, изобразительном  творчестве.Формировать у детей   эстетическое видение природы в произведениях из...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию на тему: «Путешествие на ярмарку народных ремесел» с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию на тему: «Путешествие на ярмарку народных ремесел» с использованием нетрадиционной техники рис...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по декоративно- прикладному искусству «На жостовском подносе в зеркальной глади лака» (папье-маше) в подготовительной группе.

Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем эта красота находила отражение в узорах декоративной росписи.Т...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе «Мастера и мастерицы»

Несомненно, на сегодняшний день тема « народности»  очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональнос...