Использование игры в развитии продуктивной деятельности детей раннего возраста
статья по рисованию по теме

теоретическое сообщение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игры в развитии продуктивной деятельности детей раннего  возраста

Ни для кого не секрет, что для детей незаменимы такие творческие занятия как рисование, аппликация, лепка. Сложно переоценить положительное влияние этой продуктивной деятельности на ребенка - это не просто развлечение, игра, умение изобразить окружающий мир. Творческие занятия гармонично развивают личностные характеристики и умственные способности ребенка.

 Рисование и лепка способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук: детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Совершенствуется сенсорное развитие: ребенок учится различать ощущения от окружающих предметов, их физические свойства. В творческом процессе малыш учится различать цвета и оттенки, понимает, что такое размер и количество. Продуктивная деятельность способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. Через рисование ребенок познает окружающий мир по-новому, запомнит его и полюбит. Не умея выразить свои эмоции словами, малыш прекрасно выплескивает их на белый лист бумаги радужными образами. Изображения предметов помогут  внимательному взрослому понять внутренний мир ребенка, а ребенку избавиться от страхов и тревожных мыслей. Богатая фантазия, самостоятельность, усидчивость, которые вырабатываются рисованием, в будущем очень пригодятся ребенку. Благодаря рисованию малыш вырабатывает решительность и самостоятельность, так как сам учится принимать решения.

Окружающий мир предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей – свои впечатления от рассматривания иллюстраций, прогулок, непосредственных наблюдений природы и жизни людей дети могут отражать в живописно-творческих работах.

Создавая изображение или поделку, малыш получает результат, который видит сам, может показать другим и получить одобрение, а значит почувствовать себя созидателем, испытать удовлетворение и даже гордость за свои достижения. Именно поэтому взрослым необходимо уделять должное внимание результатам детской деятельности (рисункам, работам по лепке и аппликации) – использовать различные приемы и методы оценки работ, варианты их хранения и демонстрации в детском саду.

Цель: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью, формирование изобразительных умений и навыков детей, используя эффективные формы игрового взаимодействия.

При проведении занятий по изобразительной деятельности  решаются следующие задачи:

- побуждать у ребенка эмоциональную  отзывчивость на образы предметов и явлений;

- знакомить ребенка с окружающим миром вещей, живой и неживой природы, людей как основы образного прочтения ребенком игровых картин;

- формировать у ребенка изобразительные умения и навыки пользования кисточкой, карандашом, пластилином.

В изобразительной деятельности построение образа объекта или явления предполагает определенную логику продвижения к нему. Данное утверждение обуславливает следующие особенности художественно-эстетического воспитания малышей:

  1. накопление зрительной информации, позволяющей выстроить свое отношение к заинтересовавшему ребенка предмету;
  2. предварительное изучение предметов изображения методом обследования (визуального, осязательного, аналитического);
  3. варьирование содержания занятий в зависимости от степени усвоения материала, интересов и потребностей детей;
  4. использование литературы, музыки, пантомимики для углубления представлений детей:

- музыка воздействует эмоционально, дает чувственное восприятие образа предмета;

- литература, фольклор формируют способность размышлять, переживать;

- пантомимика предоставляет возможность обыгрывать образ мимикой, движениями рук, ног, корпуса, головы;

  1. использование разнообразных игровых методов и приемов.

Преимущества использования игровых методов и приемов:

-создание сюрпризных, игровых (проблемных) ситуаций в период подготовки к занятию или в его начале, чтобы дети самостоятельно ставили перед собой изобразительную задачу (например, появление педагога в непривычном костюме, с загадочным предметом в руке или куклой сразу же заинтересовывает детей);

- объяснение требований в игровой форме (например: «Кошечка любит спать на полосатом коврике. Давайте нарисуем его»);

- демонстрация способов изображения с привлечением к их показу самих детей;

- стимулирование творческой активности воспитанников (предложение ситуации путешествия, «превращения», мнимого присутствия в картине и др.)

Классификация игр и игровых упражнений для развития продуктивной деятельности детей:

  1. Игры, направленные на знакомство с изобразительными материалами.
  2. Игры, направленные на сенсорное развитие.
  3. Игры, направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности, общей и мелкой моторики, координации движений.
  4. Игры по ознакомлению с окружающим, созданию образа предмета, явления.
  5. Игры-развлечения, музыкальные игры.

Виды игр, используемых в развитии продуктивной деятельности:

  1. словесная (речевая) игра – игровое упражнение, направленное на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве;
  2. двигательная -  игровая ситуация для организации двигательной активности ребенка, совершенствования общей моторики и координации движений;
  3. пальчиковая – сюжетное игровое упражнение для тренировки пальцев рук и ладошек, часто сопровождается  разучиванием текста;
  4. манипулятивная – игровые действия с автодидактическими игрушками (матрешками, пирамидками, вкладышами, строительным материалом), мелкими предметами, крупами и т.п. для развития зрительно-двигательных координаций и формирования орудийных действий с предметами.
  5. музыкальная – игровые действия с музыкальным сопровождением, литературным текстом песни и характерными движениями.

К организации игрового взаимодействия  с детьми предъявляются следующие требования:

- осуществление личностно-ориентированной модели взаимодействия с ребенком, проявление доброжелательности, эмоциональности, ласкового и внимательного отношения к малышу;

- поддержка всех проявления активности ребенка;

- создание коммуникативных пауз для стимулирования самостоятельной речевой продукции ребенка, для осознания им полученной информации;

- организация эмоционально насыщенных игровых ситуаций;

- активное использование художественного слова, фольклора;

- обеспечение неоднократного  повторения знакомых игр как в ходе занятия, так и в течение игрового дня;

- включение  в игры предметов, игровых атрибутов для облегчения восприятия и создания образа объекта или явления, широкое использование наглядного материала.

А главное, помните: рисование и лепка должны приносить ребенку удовлетворение и доставлять радость. При обучении малышей очень важно не досаждать им своими наставлениями и поучениями, а предоставлять возможность действовать самостоятельно.

Библиографический список:

  1. Афонькина Ю.А. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней. – Волгоград: Учитель, 2012. – 205 с.
  2. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность. – М.: ТЦ Сфера, 2011.- 128 с.
  3. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Владос, 2004. – 144 с.
  4. Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 2-3 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2009. -80 с.
  5. Пенькова Л.А. Под парусом Лето плывет по Земле (организация работы тематических площадок в летний период) / Методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Линка-пресс, 2006. – 288 с.
  6. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001-2002 года / Сост. Белая К.Ю. – М.: Линка-пресс, 2002. – 392 с.
  7. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования: [пособие для пед.коллективов дет садов и родителей: сборник] / Доронова Т.Н. и др. – М.: Обруч, 2010. – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игры в развитии продуктивной деятельности детей раннего возраста

Использование игрыв развитии продуктивной деятельностидетей раннего  возраста...

Статья "Использование пальчиковых игр для развития коммуникативной деятельности детей раннего возраста. "

Использование пальчиковых игр у детей раннего возраста для развития коммуникации...

дидактические игры на развитие познавательной деятельности детей раннего возраста

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...

Использование игры в развитии продуктивной деятельности детей раннего возраста

    В силу возрастных особенностей интерес к продуктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, пр...

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-методик в продуктивной деятельности детей раннего возраста».

повышение компетенции педагогов по использованию арт-методик в продуктивной деятельности детей раннего возраста, в соответствии с образовательной программой «Теремок» под ред. И.А.Лыковой....