Использование пальчиковых игр для развития коммуникативной деятельности детей раннего возраста.
статья (младшая группа) на тему

пальчиковые игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пальчиковые игры17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пальчиковых  игр для развития коммуникативной деятельности детей раннего возраста.

«Сорока-ворона кашу варила, деток кормила…», « Идет коза рогатая» - слова, знакомые каждому с самого раннего детства. Нам их читали заботливые мамы и бабушки. Пальчиковые игры интуитивно использовались нашими предками для забав взрослых с малышамии передавались из поколения в поколение. И только в 19 веке, благодаря наблюдениям немецкого педагога Фридриха Фрёбеля, они обрели статус самостоятельной развивающей методики, которая вошла в систему дошкольного обучения.

Оказалось, что детские пальчиковые игры имеются у различных народностей с незапамятных времен и использовались на интуитивном уровне. К 20-му веку к ним было подведено научное обоснование, а к 21-му столетию простейшие упражнения были расширены и дополнены демонстрацией картинок, музыкальным сопровождением, телесными движениями, что позволяло  максимально  задействовать   всех анализаторные  системы  ребенка.

Наши малыши неспроста стараются дотянуться до всего своими ручками-  поймать за хвост пробегающего мимо кота, залезть в суп или стащить со стола красивую скатерть. Все это все познание нового мира, новых вещей.

Начало  развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют  определенные функции: органов движения и органов познания. Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Через миллионы нервных окончаний поступает к мозгу тактильная информация, обрабатывается и откладывается в виде приобретенного опыта, используемого в нужный момент.

Педагоги  и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Любые приемы – постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если  для его пальчиков свернуть бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

Учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев оказывает  стимулирующее влияние на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти, слуха, зрения у детей дошкольного возраста.

Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.

Тренировке тонких движений пальцев рук в детском саду можно уделить 1,5—2 минуты на утренней гимнастике или 2—3 минуты на фронтальных занятиях.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает

К любым занятиям существуют особые требования, и к пальчиковым играм тоже:  

-должны учитывать возрастные особенности ребёнка

-последовательность (от простого к сложному.)

-играть можно только на положительном эмоциональном фоне и по желанию ребенка.

-необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой. Например, в возрасте 3-5 лет пальчиковые игры должны длиться не более 15 минут.

Рекомендации:

-не проводить игру холодными руками.

-если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи, сначала рассказать о них, используя картинки или игрушки.

-пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводить как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

-детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

-использовать максимально выразительную мимику.

-делать в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

- выбрав две-три игры, постепенно заменять их новыми.

- не заставлять ребенка одновременно с движениями повторять текст – первое время для него это будет непосильной задачей, которая может отбить у него интерес к игре.

-проводить занятия весело, «не замечать», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощрять успехи.

Эти простые рекомендации помогут вам найти общий язык в процессе игры с вашим малышом. А интересная и увлекательная игра поднимет настроение не только ребенку, но и вам.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой, веселые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы — шарики, кубики и т. п.

 Игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Условно пальчиковые игры можно разделить таким образом:

1.По активности участников:

а) сидячие, выполняемые за столом или сидя на полу (например, «Человечек» — имитация ходьбы указательным и средним пальцами, когда остальные сжаты в кулачок);

б) активные, в которых помимо пальцев задействованы верхние и нижние конечности, голова, туловище.(Игра «Ножки»:Большие ноги (дети осуществляют ходьбу на месте) шли по дороге (идут, можно по кругу). Маленькие ножки (встают на носочки) бежали по дорожке (бегут).Быстро наша крошка (останавливаются) хлопает в ладошки (хлопают в ладоши). Рученьки устали (потряхивают кистями), на коленки упали (приседают, руки кладут на колени ладонями вниз).

2.По сопровождению:

а) с музыкой;

б) без музыки.

Независимо от того, сопровождается ли игра музыкой, она всегда сложена в стихотворной форме. Это позволяет ей быть интересной (дети лучше воспринимают информацию), лучше запомниться, подскажет, какие движения нужно выполнить.

3.По возрасту:

а) с рождения до года детям полезно ежедневно поглаживать, массировать и целовать пальчики, стимулировать центр маленькой ладошки;

б) количество раз каждый родитель определяет для себя сам, а вот время не должно быть меньше 2-х минут;

в) с года до 2-х лет важно дать малышам возможность перебирать пальчиками предметы разного размера (например, крупы, пуговицы), ткани различной фактуры и цвета, учить их манипулированию со шнурками, пальчиковому рисованию).        С 2-х до 3-х лет ребенок уже может самостоятельно повторить движения руками, собрать несложную крупную мозаику.

4.        с 3-х лет детская рука развивается посредством лепки и аппликации.

Разделение по возрасту не является жестко фиксированным. Каждый последующий возрастной этап включает в себя предыдущий, дополняет и усложняет его.

4По содержанию:

а) массаж;

б) игры с пальцами потешки («Сорока Белобока», «Коза Рогатая», «Семья» и др.);

в) игры со счетными палочками. «Звери-строители» — перед детьми кладутся спички — «бревна». Им рассказывают, что зверушки задумали построить теремок, но так, чтобы использовать при переноске бревен только 2 пальца: мизинец и большой (большой и средний, два средних пальца обеих рук и т.д.);

г) игры с бумагой или пластилином (оригами, лепка, аппликация);

д) пальчиковый театр;

е) пальчиковая гимнастика («Мы писали», «Паровоз» и пр.).

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Многочисленные исследования показали: чем активнее малыш действует пальчиками, тем раньше и лучше он начинает говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игры в развитии продуктивной деятельности детей раннего возраста

Использование игрыв развитии продуктивной деятельностидетей раннего  возраста...

Статья "Использование пальчиковых игр для развития коммуникативной деятельности детей раннего возраста. "

Использование пальчиковых игр у детей раннего возраста для развития коммуникации...

«Использование игр и игровых упражнений в развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»

«Использование игр и игровых упражнений в развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»...

Использование игры в развитии продуктивной деятельности детей раннего возраста

    В силу возрастных особенностей интерес к продуктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, пр...

Развитие коммуникативных способностей детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.

Развиваем коммуникативные способности ребенка через игровую деятельность....