Игры и упражнения с элементами экспериментирования
материал по рисованию (младшая группа) по теме

 

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой ме­тод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошколь­ном возрасте он является ведущим, а в первые три года — прак­тически единственным способом познания мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры  и упражнения с элементами экспериментирования .

  1. Игра «Твердая и мягкая бумага» - дети знакомятся с различными видами бумаги по мягкости, трогают образцы, мнут, пытаются скомкать, свернуть; определяют на ощупь, твердая или мягкая бумага; дуют на нее, определяют какая бумага полетит, а какая нет.
  2. Упражнение – игра с элементами экспериментирования «Какая бумага плавает?» - несколько видов бумаги (салфетка, для рисования мягкая, картон) предлагаются детям для проведения эксперимента: какая бумага как себя поедет при опускании ее в воду; детей надо подвести к выводу: картон плохо намокает, не тонет, плавает; салфетка сразу намокает и тонет; бумага для рисования плавает, но постепенно намокает.
  3. Игра «Веселые кораблики» – детям предлагают несколько видов бумаги для запускания в тазике с водой: бумагу для рисования, салфетки, бумагу твердую, картон, бумагу цветную для творчества; дети наблюдает, делают «волны», «ветер», дуют; делают с помощью педагога выводы, что можно сделать кораблик из скомканной бумаги для рисования, он плавает, если не него подуть, не тонет; картон смять сложно, чтобы плавал, надо сильно подуть; салфетка тонет, сделать из нее кораблик невозможно.
  4. Упражнение с элементами экспериментирования «Нырки» - детям предлагают несколько предметов: детскую пластиковую игрушку, игрушку из резины, щепочку, шарики для пинг – понга, бумагу нескольких видов; дети вместе с воспитателем топят из по очереди в тазике с водой; наблюдая, делают вместе вывод: если  предмет опустить в воду и разжать под водой пальцы, то одни предметы «выпрыгивают» из воды, а другие – нет; бумага при намокании из воды не «выпрыгивает», она остается на дне тазика.
  1. «Чем мы станем рисовать?» - дети знакомятся с различными материалами для создания изобразительного  образа: фломастерами, карандашами (простыми и цветными), восковыми мелками, гуашевыми красками;
  2.  «Что рисует ярче?» - дети экспериментальным путем определяют, что рисует ярче из предложенных материалов; можно предложить сравнить изоматериалы по парам;  например, «Сравните, что нарисует ярче – цветной карандаш или краска? Простой карандаш или восковой мелок?» и т.д.
  3.  «Чем рисовать проще? Чем рисовать интереснее?» - дети самостоятельно пробуют рисовать любыми материалами из предложенных, пытаются найти для себя наиболее интересные, любопытные, понятные. Можно задавать детям вопросы:

- Чем тебе больше всего понравилось рисовать?

- А чем было интереснее всего рисовать?

 

Игровые упражнения:

1. Направленные на развитие технических умений :

а) Упражнение «Дирижирование» (выработка плавных движений ведущей рукой);

б) Упражнение «Рисуем по воздуху»  (раскрепощение ведущей руки; подготовка к рисованию);

в) Упражнение «Птички клюют» (развитие умения правильно держать карандаш (фломастер) и выполнять «клюющие» движения по бумаге);

  1. Пальчиковая гимнастика

 Методические рекомендации – пальчиковая  гимнастика, являясь одним из основных средств развития мелкой моторики у детей младшего возраста; способствует формированию следующих формообразующих движений: плавные круговые движения кисти, плавные круговые движения руки, нерезкие движения руки вверх – вниз, справа – налево и слева – направо; развивает точные координированные движения пальцев, необходимые для правильного держания киски, карандаша и т.д.

  1. Игровые упражнения и приемы, способствующие развитию технических навыков  рисования  (раскрепощение руки, формирование плавных движений и т.д.)

а) Прием рисования хаотичных узоров

Задачи:

  1. раскрепощение рисующей руки;
  2. формирование умения свободно проводить кривые линии любых конфигураций.

б) Прием рисования упорядоченных узоров

Задачи:

  1. учить свободно проводить линии различной конфигурации (волнистые, спиралевидные, с петлями в разном их сочетании), разного цвета (красного, синего, жёлтого, зелёного);
  2. раскрепостить рисующую руку;
  3. показать возможность рисования обеими руками параллельно (кисточкой или пальцами).

в) Игровое упражнение  «Линия на прогулке»  (И.А. Лыкова)

Задачи:

  1. раскрепощение рисующей руки;
  2. формирование умения проводить линию в заданном направлении;
  3. развитие воображения, творчества.

Методика проведения:

-Мой фломастер отправился на прогулку. Вот он гуляет по белому листу и нигде не останавливается. Весь лист обошёл, ни одного уголка свободного не оставил. Устал и кисточку на помощь позвал. А кисточка тут как тут. Прибежала и за дело взялась. Все зимние краски с собой взяла - синюю, голубую, фиолетовую, белую. Давайте поможем ей нарисовать зимнюю картину.

г) Игровое упражнение  «Кисточка танцует»  (на основе упражнения И.А. Лыковой)

Задачи:

  1. раскрепощение рисующей руки;
  2. формирование умения свободно проводить кривые линии любых конфигураций;
  3. формирование навыка рисования спиралевидных линий.

Методика проведения:

-Моя кисточка попросилась танцевать. Посмотрите, какие легкие и медленные движения делает она в этой части листа! А теперь кисточка танцует все быстрее и кружится-кружится! А теперь покажите, как танцуют ваши кисточки.

Методические рекомендации:

При выполнении данного упражнения может быть использована музыка.

д) Игровое упражнение  «Мы катались на волнах» (на основе приема И.А. Лыковой)

Задачи:

  1. раскрепощение рисующей руки;
  2. формирование умения свободно проводить разнообразные линии;
  3. способствовать развитию умения проводить кривые линии заданных конфигураций;
  4. развивать воображение и представление детей.

Методика проведения:

- Сегодня мы с нашей кисточкой отправимся на море. Кисточка очень любит кататься на волнах, от этого она становится чистой, веселой и красивой. Посмотрите, как она катается на высокой волне, а вот так на низкой волне. А вот по волне побежали барашки, они кудрявые, мелкие, а вот эти – крупные.

Далее педагог комментирует, а дети стараются следовать словам педагога  и рисовать в соответствии с ними («волны низкие, волны высокие, круги, улитки, завитки, спирали, петли»  и т.д.).

Педагог напоминает, что кисточка любит «пить» - тогда очень быстро и весело рисует, поэтому её нужно почаще окунать в чистую воду.



Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

Солнышко

Вот как солнышко встаёт,

Выше, выше, выше,

Поднять руки вверх. Подтянуться.

К ночи солнышко зайдёт

Ниже, ниже, ниже.

Присесть на корточки. Руки опустить на пол.

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеётся.

А под солнышком нам

Весело живётся.

Хлопать в ладоши. Улыбаться.

Погода

Холодно. Осень. Пальцы мои дружно ругают холодные дни.

Поднести сложенные руки ко рту и согревать их своим дыханием.

Пальчик – малыш жалуется:

«Ой-ой-ой! Холод-то какой!»

Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать мизинец (на обеих руках).

Указательный палец шепчет тихонько:

«Эх-эх-эх! А вдруг пойдёт снег?»

Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец.

Средний палец ворчит:

«Ох-ох-ох! От ветра я оглох!»

Сгибать и разгибать средний палец.

Безымянный палец кричит:

«Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!»

Сгибать и разгибать безымянный палец.

Здоровяк большой палец восклицает:

«Ах-ах-ах! Жаль, я не в сапогах!

Ух-ух-ух! Дайте мне кожух! »

Сгибать и разгибать большой палец.

 

Мой домик

Пусть мой домик кос и крив,

Посмотри, как он красив!

Видишь – из окошка выглянула кошка!

Сложить ладони, образовав «крышу». Посмотреть на домик со всех сторон.

Ветер воет: «У-у-у! в клочья домик разорву!»

Сильно подуть на «домик».

Но он крепкий, домик мой,

 Хоть косой он и кривой!

Соединить ладони, покачать ими влево - вправо.

Пусть неделю ветер воет-

Домик мой меня укроет!

Поднять «крышу» над головой.

Лодочка

Две ладони я прижму

 И по речке поплыву.

Соединить ладони лодочкой.

Две ладони, друзья,-

Это лодочка моя.

Выполнять волнообразные движения руками.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

Поднять выпрямленные ладони вверх, над головой.

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там.

Выполнять волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн.

Цветки

Наши алые цветки

Соединить ладони лодочкой перед собой («молитвенная поза»).

Распускают лепестки,

Разводить, начиная с большого, пальцы в стороны. Запястья оставить соединёнными.

Ветерок чуть дышит,

Подуть на руки- «цветки».

Лепестки колышет.

Подвигать пальцами вперёд-назад.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой («молитвенная поза»).

Головой качают,

Покачать ладонями влево – вправо.

Тихо засыпают.

Положить  голову на сложенные ладони.

Зарядка для пальцев

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в альбомах

Будут снова рисовать.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулаки.

Божьи коровки

Божьей коровки папа идёт.

Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу.

Следом за папой мама идёт.

Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу.

За  мамой следом детишки идут.

Вслед за ними самые малышки бредут.

«Шагать» обеим руками вместе.

Красные юбочки носят они,

Пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу.

Юбочки с точками чёрненькими.

Постучать указательными пальцами по столу.

Папа семью в детский садик  ведёт,

После занятий домой заберёт.

Всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу.

Ёжик колкий

Ёжик, ёжик колкий,

Покажи иголки.

Пальцы обеих рук сплетены в замок. Движения кистями влево – вправо.

Вот они. Вот они. Вот они.

Пальцы выпрямляются (кисти сложены в замок).

Ёжик, ёжик колкий,

Спрячь свои иголки.

Движения кистями (с выпрямленными пальцами) влево – вправо.

Раз, и нет иголок.

Пальцы складываются в замок.

Тучки

Мы наши пальчики сплели

Дети стоя сплетают пальцы.

И вытянули ручки.

Вытягивают руки ладонями вперёд,

Ну а теперь мы от земли

Отталкиваем тучки.

Поднимают руки вверх и тянутся как можно выше.

Пальчики уснули

Пальчики уснули,

В кулачки свернулись.

Сжать пальцы обеих рук в кулаки.

Один, два, три, четыре, пять

Захотели  поиграть.

Пошевелить пальцами правой руки.

Разбудили дом соседей,

Постучать одним кулачком о другой.

Там проснулись шесть и семь,

Восемь девять десять –

Разгибать поочерёдно пальцы  левой руки.

Веселятся все.

Пошевелить пальцами обеих рук.

Но пора обратно всем:

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся,

Четыре, три, два, один –

Снова в домике мы спим.

Сгибать поочерёдно  пальчики

сначала  на  левой руке, потом –

на правой.

Дождик

Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом! Бом!

По весёлой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Встать друг за другом «паровозиком»

и  похлопывать друг друга по спине.

Дома, дома посидите –

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите –

Бом! Бом! Бом!

Постукивание пальчиками.

Почитайте, поиграйте –

Бом! Бом! Бом!

А уйду, тогда гуляйте…

Бом…  Бом… Бом…

Поколачивание кулачками.

Дождик бегает по крыше –

Бом…  Бом…  Бом…

По весёлой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Поглаживание ладошками.

Птичка

Птичка крылышки сложила,

Переплести пальцы.

Птичка пёрышки помыла,

Сделать ими «качельку».

Птичка клювом повела,

Птичка зёрнышки нашла.

Выпрямить и соединить мизинцы и большие пальцы.

Птичка зёрнышки поела

Соединённые мизинцы стучат  по

столу.

Птичка песенку запела,

Разъединить мизинцы.

Птичка крылышки раскрыла,

Полетела, полетела.

Кисти скрестить и помахать ими как крыльями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с элементами экспериментирования.

Занятие направлено на развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Дети по сути своей исследователи, и мы педагоги должны помогать им зна...

План- конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования

Познавательное занятие с элементами экспериментирования  "Пирожки для Мишки"...

План-конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования.

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования  "Смешарики".В занятие используются схемы составленные детьми ранее.      Занятие развивает  познаватель...

Тематический час с элементами экспериментирования "Наши верные помощники."

Конспект по закреплению знаний детей об органах зрения, слуха, обоняния и ухода за ними....

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл, его качества и свойства».

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск)....

Игры эстафеты с разными видами упражнений с элементами спорта и спортивных упражнений.

Игры эстафеты с разными видами      упражнений с элементами спорта и спортивных упражнений....

Игры эстафеты с разными видами упражнений с элементами спорта и спортивных упражнений.

Игры эстафеты с разными видами упражнений с элементами спорта и спортивных упражнений.Подготовила: Захарова М.А.   01.07.22   Игра-эстафета: «Баскетболисты»Возраст...