Особенности воспитания мальчиков и девочек 3-4 лет на примере занятий по изобразительной деятельности
статья по рисованию (младшая группа) на тему

Карпушина Ирина Евгеньевна

 

Проблема гендорного воспитания в нашем образовании сегодня актуальна как никогда.

Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет  дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом.  В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки-женщинами и эта принадлежность к полу не изменяется в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Нейропсихологии, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендорной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном  учреждении.

Общеизвестно, что одним из определяющих индексов развития образования является индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносить пользу, как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Поэтому с целью достижения высоких результатов в области дошкольного образование актуальным является разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков с учетом их психофизических различий.

Важной особенностью  является то, что в работе с детьми 3-4 лет широко используется игра.

 В этом возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, нужно подробно описано руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье и показать, как организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину. Кроме того, сюжетная игра является основой для создания игровой мотивации при обучении мальчиков и девочек рисованию, лепке, аппликации и конструированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воспитания мальчиков и девочек 3-4 лет на примере занятий по изобразительной деятельности

Выполнила: Карпушина Ирина Евгеньевна

ГОУ д/с 1023

Москва 2010

Содержание

Введение                                                                                   3

                                                                   

1.Различие в психике мальчиков и девочек                          5

1.1 Парадоксы речевого развития                                          5

1.2 Эмоции и штампы                                                             7

1.3 Темп вхождения в работу                                                 8

2.Какие они? Мальчики и девочки 3-4 лет                           9

3. Почему детей желательно воспитывать с

    учетом их гендерных особенностей                                13

4. Методика работы с детьми 3-4 лет с

   использованием игровой  мотивации на

   занятиях по изобразительной деятельности                     17  

4.1 Знакомство детей с заячьей семьей                                 20

4.2 Использование игровой мотивации при

      обучении детей рисованию                                             21

5.Заключение                                                                          26

6.Список используемой литературы                                    27                            

             

Введение

Проблема гендорного воспитания в нашем образовании сегодня актуальна как никогда.

Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет  дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом.  В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки-женщинами и эта принадлежность к полу не изменяется в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Нейропсихологии, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендорной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном  учреждении.

Общеизвестно, что одним из определяющих индексов развития образования является индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносить пользу, как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Поэтому с целью достижения высоких результатов в области дошкольного образование актуальным является разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков с учетом их психофизических различий.

Важной особенностью  является то, что в работе с детьми 3-4 лет широко используется игра.

 В этом возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, нужно подробно описано руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье и показать, как организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину. Кроме того, сюжетная игра является основой для создания игровой мотивации при обучении мальчиков и девочек рисованию, лепке, аппликации и конструированию.

Различие в психике мальчиков и девочек

             За различиями в психике мальчиков и девочек, прежде всего, стоят особенности организации мозга. С этой точки зрения принципиальные типологические отличия детей можно отчетливо наблюдать, по крайней мере, по двум осям: видя в них мальчиков и девочек, и видя в них детей, у которых преобладает "правополушарный" или "левополушарный" тип мышления.

            Нейрофизиологи и нейропсихологи подробно исследовали то, насколько различаются по своим задачам и как взаимодействуют левое и правое полушария головного мозга. Главное отличие левого полушария от правого состоит в том, что только в нем расположены речевые центры. Оно как бы дробит картину мира на детали, отбрасывает несущественное, анализирует и классифицирует их. Правое схватывает картину мира целостно, синтезируя единый образ во всей совокупности проявлений.

            Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, рационально-логическим. А правое полушарие - пространственно-образным, интуитивным, тесно связанным с эмоциональной сферой.

         

Парадоксы речевого развития

Тех людей, у которых преобладает эмоционально-образное мышление, мы называем правополушарниками.  Тех, у кого преобладает рационально-логическое мышление, мы называем левополушарниками. Два полушария нашего мозга соединяет пучок нервов - мозолистое тело. И у детей оно непропорционально маленькое по сравнению со взрослыми. Видимо, природой так закреплен некий эволюционный путь, чтобы не дать информации продублироваться в обоих полушариях, чтобы функциональная асимметрия полушарий достигла определенного уровня. Причем у мальчиков и мужчин мозолистое тело тоньше, чем у девочек и женщин. В результате у мальчиков формируется более выраженная специализация полушарий, разделение функций между ними. Поэтому если уж у взрослых мужчин логическое мышление - то логическое, если образное - то образное. А у женщин - "странная женская логика". Потому что женщины в любое логическое рассуждение привносят образность. И наоборот: образное мышление они обязательно стараются перевести на речевую основу.

               В дошкольном возрасте, мальчики как бы более правополушарны - они чаще склонны к образному мышлению, а девочки как бы более левополушарны, более речевые.

               И получается, например, такая странная вещь. Доказано, что девочкам оперировать пространственными образами, фигурами сложнее, чем мальчикам с определенного возраста. Но весь фокус в том, что это явно видно среди взрослых или среди школьников-старшеклассников. А у маленьких детей все выглядит иначе - поскольку речь развивается быстрее у девочек.

                Развитие левого полушария у мальчиков идет медленнее. У девочек быстрее, но с большей опорой на образность. А в подростковом возрасте мальчики начинают обходить девочек по левополушарному рационально-логическому, речевому типу мышления.

               А вот исполнительская сторона речи у мальчиков и дальше остается хуже. Речевое мышление у них лучше, а вот переложить на грамматическую основу, вынести на поверхностный уровень речи труднее. Речевое мышление богаче, а выразить свои мысли сложнее.

               Поэтому у женщин и запас слов больше, и говорят быстрее и многословнее, а мужчина лучше решает кроссворды, или в важной ситуации подбирает точные слова - там, где речевое мышление проявляется не количественно, а качественно.

        Эмоции и штампы        

                       И в эмоциональной сфере различия столь же показательны. У девочек, как правило, вначале левое полушарие развито лучше, чем у мальчиков. Но при усталости выпадает слабое звено. Когда девочки устают, у них сильнее страдает правое полушарие, у мальчиков - левое.

Мальчики, когда устают "перестают соображать", но внешне держатся.

Девочки, когда устают - страдают эмоционально, могут расплакаться.

На самом деле мальчики переживают не меньше, чем девочки. Но девочка выдает много эмоциональных слов. И взрослым кажется, что девочки острее переживают те или иные события, а мальчики вполне равнодушны. Нечего на них и внимания обращать. Но анализ биотоков мозга показывает, что мальчики реагируют не менее эмоционально, но не способны долго удерживать эмоциональное напряжение. Мужской мозг более раним и менее надежен. В ответ на длинную нотацию мальчик реагирует лишь в первые минуты, а потом мозг отключает слуховые входы (чтобы "не сломаться"), и мальчик перестает слышать педагога.

                Девочки лучше справляются с типовыми задачами, опираются на память, используют штампы. У мальчиков страдает исполнительская сторона деятельности, они лучше справляются с заданиями на сообразительность.

                Девочки мыслят штампами. А мальчики придумывают что-нибудь свое, хотят сочинить какую-либо историю.

                 Из этого не следует, что только мальчики выдают идеи и это не значит, что мальчиков надо учить придумывать, а девочек воспроизводить заранее заданное. Нельзя девчонок держать на одних штампах, их надо как-то расшевелить, чтобы они идеи тоже выдвигали. Нельзя и мальчишек не включать в освоение общеупотребимых умений и знаний. Но оценивая тех и других, важно учитывать, к чему они, как правило, предрасположены природой, в чем способны выдать лучший результат, а что им дается с большим напряжением сил.

Темп вхождения в работу

              Девочки чаще говорят так, как принято считать. А мальчики говорят, как они сами считают.

             Девочки очень любят повторение. Они утверждаются в том, что они знают, они помнят. У мальчиков, как только пошла работа на повторение - все, внимание ушло.

            Девчонки ориентируются на того, с кем они в контакте. Для них очень важна ниточка между ними и педагогом, и очень важно, как педагог отреагирует. И они ловят его взгляд, мимику и корректируют свой ответ.

Поскольку в глаза педагогу смотрят в основном девочки, то учителя и воспитатели ориентируются на глаза девочек. (Первое, что изумляет учителей в классе, где собираются одни мальчики - нет глаз). У девочек в младшем возрасте период врабатываемости короче, у мальчиков длиннее.                      Девочки глазами  показывают, что все поняли и готовы. Педагог уверен, что можно двигаться дальше - а мальчики-то еще только начали разбираться. И вот на следующем шаге они уже окажутся в отстающих и провинившихся.

             Зато девочки раньше и устают, они уже не выдерживают нагрузки, выключаются - а у мальчиков все в порядке, самая работа пошла.

При этом девочки больше направлены на результат, на похвалу. Мальчики - на процесс.

Какие они?

Мальчики и девочки 3-4 лет

        В научно-популярной литературе при характеристике младшего дошкольного возраста существует несколько образных определений, отражающих специфические особенности детей 3-4 лет. Так, например, одни ученые называют этот возрастной период нежным. Возможно, это связано с тем, что малыши этого возраста очень внешне привлекательны. Взрослые, очарованные ими не могут не восхищаться природной грациозностью движений, открытым взглядом, живой мимикой, забавными действиями и непосредственными поступками. Смотреть бы только на них и радоваться!

Вместе с тем, именно в этом возрасте у воспитателей и родителей при общении с детьми начинают появляться проблемы: не слушается взрослых, не может сам себя занять, требует постоянного присутствия матери, проявляет агрессию по отношению к взрослым и детям и т.п. И тогда ученые заговорили о кризисе трех лет который впервые был описан Э. Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка».

В своей работе Эльза Келер выделила ряд важных симптомов этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт и стремление к деспотизму.

Отечественные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) не вполне согласны с выделенными Э. Келер симптомами. Они объясняют проявление кризиса трех лет тем, что между взрослыми и ребенком возникает кризис социальных отношений, в процессе которого происходит отделение ребенка от взрослого, появляется желание проявить свое «Я», в результате чего возникают и приобретают определенную динамику желания и стремления ребенка действовать самому, как взрослые люди.

Но кому стремятся подражать малыши? Конечно, мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, дяде. Девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение. Но самым главным является то, что к трем годам дети отчетливо различают и признают свои гендерные особенности: я – мальчик, я – девочка. По мнению отечественных и зарубежных ученых, гендерное самосознание ребенка этого возраста включает:

  1. внешность;
  2. имя;
  3. «образ Я» (во времени – в настоящем и в будущем);
  4. установки (социума, собственные);
  5. роли (социума, собственные).

Очевидно, что содержание гендерного сознания детей в возрасте 3-4 лет весьма ограничено, но является уже достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей технологии с учетом их гендерных особенностей.

Для разработки технологий воспитания детей с учетом гендерных особенностей четвертый год жизни был выбран не случайно. По мнению отечественных и зарубежных ученых это время осознания мальчиками и девочками своих возможностей, осознания себя как индивидуальности. Наблюдения за детьми позволили выявить определенную закономерность: как проявит себя ребенок в этом возрасте – робким или уверенным в себе – таким он будет и в жизни.

 Именно в этом возрасте происходит развитие у детей интеллекта. Если условно принять показатель интеллекта на 17 лет за 100%, то на 20% он развивается на первом году и на 50% к четырем годам. Поэтому именно в этот период чрезвычайно важным является воспитание у мальчиков и девочек вежливости, сдержанности, скромности и других важных качеств личности и т.п., а также ребенок должен знать не только свои права, но и свои обязанности.

К 4-м годам происходит закрепление полового самосознания ребенка. Именно в этом возрасте ребенок начинает сознательно различать людей по полу, опираясь при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.)

Большинство родителей при общении с ребенком четвертого года жизни:

  1. называют пол (ты Павлик – мальчик);
  2. стремятся называть детей именами, соответствующими его полу;
  3. используют интонации, присущие мужской и женской речи, и тем самым способствуют формированию полового самосознания ребенка.

Вместе с тем, представления детей 3-4 лет о собственной принадлежности к женскому или мужскому полу еще не стойкие и дети часто полагают, что пол можно изменить. Поэтому очень важно в работе с родителями предупреждать появление ложных стереотипов и субъективных установок относительно пола ребенка и в процессе общения с детьми создавать привлекательные гендерные образы для мальчиков и девочек.

В результате специального изучения учеными было установлено, что в возрасте 3-4 лет половая и гендерная принадлежность особенно интенсивно формируются в игровой и изобразительной деятельности.

Рисование способствует половой самоидентификации ребенка, управляет его эмоционально-смысловым поведением и помогает ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций.

В этом возрасте тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них – принадлежность ребенка к определенному полу и степень его сенситивности к половым различиям.

 Общая направленность на идентификацию со своим полом придает определенное содержание рисункам ребенка: мальчики рисуют машины, строительство домов, дороги с мчавшимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войну и драки. Девочки сенситивны к женским ролям и рисуют «красивеньких девочек», принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.

В этом возрасте вначале у девочек, а несколько позже у мальчиков встречается явление называемое «детским романтизмом» - склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности. В поведении девочек появляется кокетство – излюбленным занятием становится рассматривание себя в зеркале. Значителен процент девочек (40%) и мальчиков (26,7%), испытавших первую влюбленность в возрасте 3-4 лет.

Многие специалисты в области возрастной психологии полагают, что дети этого возраста внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. Этот процесс получил название самосоциализация. В результате этого дети могут развивать у себя очень жесткие и стереотипные представления о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки». Например, мальчики играют с машинками и никогда не плачут, а девочки играют с куклами и любят наряжаться и т.п.

         Необратимость половой роли и того, что пол «переделать» уже невозможно дети должны осознать к концу старшего дошкольного возраста. Если это не произойдет, то исправить погрешности в гендорном воспитании уже трудно.

Наиболее благоприятным периодом для начала работы является младший дошкольный возраст.

Необходимо начать работу по воспитанию у девочек кроме традиционно рассматриваемых женских качеств: доброты, приветливости, сдержанности, снисходительности, терпимости и т.п., такие качества, как активность, инициативность, самостоятельность, умение отстаивать свои интересы и т.п.. При воспитании мальчиков, кроме традиционно определяемых мужских качеств, еще и доброту, эмоциональную отзывчивость, чуткость, заботливое отношение к окружающим и т.п.

Почему детей желательно воспитывать

с учетом их гендерных особенностей?

Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении.

По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а депривация, эмоциональный дефицит: ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола.

Хотя несоответствие гендерным стереотипам создаёт психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

2) мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

  1. в физическом развитии и социальном поведении;
  2. в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
  3. в проявлении агрессии и многом другом.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В  самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные  слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее.

 При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

         Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни.

Методика работы с детьми 3-4 лет с использованием игровой

мотивации на занятиях по изобразительной деятельности

В результате специального изучения было установлено, что девочки четвертого года жизни проявляют больший интерес к рисованию, чем мальчики. В настоящее время ученые не могут точно ответить на вопрос, с чем это связано. Возможно, это связано с тем, что кисть руки мальчиков развивается медленнее, чем у девочек и отстает в своем развитии на 1,5 года. Так может быть, следует подождать, пока мальчики станут старше и не привлекать их к рисованию?

Вместе с тем, педагоги, психологи и физиологи считают, что дети в возрасте 3—4 лет должны обязательно рисовать.

Во-первых, для детей этого возраста рисование является синкретичным видом деятельности, органично объединяющим в одно целое игру и речь и влияющим на общее развитие ребенка.

Во-вторых, именно в этом возрасте у детей закладываются основы рисования как художественной деятельности. Следовательно, от степени развития у детей самостоятельности в рисовании зависит своевременное развитие у них творчества и дальнейшее его совершенствование на других возрастных этапах.

В-третьих, педагоги и психологи считают, что сформированные именно в этом возрасте практические навыки, интерес к рисованию и привычка занимать себя полезной деятельностью оказываются очень прочными и при разумном подкреплении сохраняются на всю жизнь путем переноса на новые жизненные ситуации.

На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

         Но, как добиться того, чтобы не только девочки, но и мальчики четвертого года жизни проявляли интерес к рисованию, ведь воспитание детей с учетом их гендерных особенностей предполагает создание равных возможностей для развития детей обоего пола?

В результате специального психолого-педагогического исследования (Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон) было установлено, что интерес к рисованию, независимо от пола ребенка, возникает на основе игровой мотивации, специально созданной взрослым. В основу данной технологии авторами положен следующий принцип: методы и приемы, которые будут использоваться при обучении детей 3—4 лет рисованию, должны соответствовать способам построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста.

Общеизвестно, что в младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий (покатать машину, разгрузить или загрузить ее, покормить куклу, уложить ее спать и т.п.). Следовательно, при обучении девочек и мальчиков 3-4 лет игровая мотивация должна использоваться с учетом развития игровых действий детей, а также с прямым включением игровых действий в процесс обучения: нарисовал мальчик дорогу, а затем «проехал» по ней на маленькой игрушечной машине; «загрузил» машину, нарисовав в кузове то, что она перевозит; слепил из глины или пластилина печенье – «покормил» (понарошку) игрушку, которая находится рядом и т.п.

Если у ребенка возникает мотивированная взрослым потребность в осуществлении игровых действий и для этого созданы условия (есть изобразительные материалы, с 'помощью которых дети смогут реализовать эту потребность), то процесс рисования становится осмысленным и интересным. Например, взрослый говорит детям о том, что их игрушечные зайчата проголодались и просят покормить их. Но в группе травы нет и получить ее для зайчат возможно только в том случае, если дети сами нарисуют ее. В результате проведения этой работы у девочек и мальчиков появляется потребность в создании изображения, и они готовы учиться рисовать траву. При этом дети понимают, что выполняют очень важное дело — кормят голодных зайчат. Таким образом, объединяя богатый и разнообразный мир игры с обучением, воспитатели приобретают возможность сделать осмысленным и интересным для девочек и мальчиков 3-4 лет процесс рисования.

Сложность использования игровой мотивации состоит в том, что на каждом возрастном этапе вслед за изменениями способов сюжетно-ролевой игры должна меняться и игровая мотивация. В связи с этим в работе с детьми 3-лет необходимо:

  1. одушевлять игрового персонажа, который на занятии будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре;
  2. использовать различные сюжеты для побуждения детей к более сложным способам построения игры по окончании занятий, переходу от условных предметных действий к ролевому поведению;
  3. осуществлять «превращение» одних предметов в другие, пользоваться предметами-заместителями  и т.п.

 Для того, чтобы дети могли одушевлять игрового персонажа – воспитателю его надо иметь и в достаточном количестве – на каждого ребенка. Учитывая, что в этом возрасте у детей формируется гендерная идентичность, среди зайчиков есть мальчики и девочки (10 мальчиков-зайчиков и 10 девочек-зайчат).

В комплект, кроме зайчат, включена игрушка, которая изображает маму-зайчиху.. Эта красивая деревянная игрушка также играет важную роль при обучении детей с использованием игровой мотивации, потому что дети этого возраста еще не могут создать образ мамы-зайчихи на основе собственных представлений. Им нужна внешняя опора в виде игрушки. Наличие в комплекте игрушки и активное использование ее в работе с детьми способствует формированию у детей представлений о маме - зайчихе, желание «выполнять» ее просьбы и принимать благодарность за проделанную работу.

 Для работы с детьми по созданию игровой мотивации в комплект включено плоскостное изображение домика и подставка, которая удерживает его в вертикальном положении. Наличие домика, в котором живёт мама-зайчиха со своими зайчатами, создает определенную целостность в работе с детьми по созданию игровой мотивации. Для того, чтобы «войдя» в домик мама-зайчиха и зайчата могли бы там остаться, в комплект включена специальная подставка, которая позволяет воспитателю организовать работу с детьми и хранить игрушки. Предлагаю ознакомиться с последовательностью проведения этой работы.

Знакомство детей с заячьей семьей

Педагог рассказывает детям о том, что в одном сказочном лесу, в красивом домике живет мама-зайчиха со своими зайчатами и кратко, но достаточно убедительно и понятно описывает детям жизнь заячьей семьи.

  Заинтересовав детей своим рассказом, педагог предлагает им познакомиться с зайчатами. Получив согласие детей, воспитатель вносит в группу домик, маму-зайчиху и зайчат.

 Вначале дети рассматривают домик, затем происходит их знакомство с мамой-зайчихой. Воспитатель с фигуркой зайчихи в руках подходит к каждому ребенку и приветствует его от ее имени. От себя лично воспитатель тоже говорит что-нибудь хорошее о каждом ребенке и убеждает зайчиху в том, что все дети группы славные и добрые и она без опаски может познакомить их со своими зайчатами.

Воспитатель постепенно выводит из домика всех зайчат и располагает их так, чтобы они были хорошо видны детям. Мама-зайчиха рассказывает о своих зайчатах (ее рассказ озвучивает воспитатель), о том, какие они хорошие, добрые и милые, и предлагает детям познакомиться с ними поближе: дети могут взять зайчат в руки, рассмотреть их.

При первом знакомстве детей с зайчатами воспитатель может использовать игровую ситуацию. Так, например, девочки и мальчики могут понарошку покормить зайчат, покатать их на машине, которую они тут же сконструируют из кубиков, и т. д. По окончании игры мама-зайчиха спрашивает у зайчат, понравилось ли им играть вместе с детьми, а воспитатель от лица зайчат высказывает детям свою благодарность. Мама-зайчиха и зайчата «входят» в свой домик, и на этом первая встреча может быть закончена.

По истечении некоторого времени педагог просит детей поделиться впечатлениями об этой встрече и говорит им о том, что они очень понравились зайчатам. В разговоре с детьми надо обратить их внимание на доброжелательность зайчат, их доверительное отношение к детям, а также сказать о том, что мама-зайчиха очень рассчитывает на их помощь.

На занятиях рисованием, которые начнутся позже, такая последовательность общения детей с заячьей семьей сохраняется: сначала воспитатель вносит домик с мамой-зайчихой и зайчатами, а по окончании занятия и игры мама-зайчиха просит зайчат вернуться домой.

 

Использование игровой мотивации при обучении детей рисованию

После того, как знакомство детей с заячьей семьей состоится и воспитатель почувствует, что зайчата вызвали у девочек и мальчиков положительный эмоциональный отклик, можно приступать к работе по обучению детей рисованию с использованием игровой мотивации.

При планировании работы с детьми воспитатель должен учитывать последовательность знакомства детей с формой предмета. Согласно требованиям методики обучения детей изобразительной деятельности их знакомство с новой формой предметов происходит вначале на занятиях конструированием, затем на занятиях аппликацией и лепкой, и только после этого они рисуют предметы такой формы. Не менее важно педагогу помнить о том, что, кроме тематических занятий рисованием, нужно систематически проводить занятия рисованием по замыслу. Обязательным требованием в работе с детьми является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровень его подготовленности.

Рассмотрим более подробно последовательность работы с детьми при решении задачи, которая очень важна для мальчиков и  связанна с созданием условий для естественных упражнений детей с изобразительными материалами с целью приобретения смелости и уверенности в движениях рук.

Руководствуясь этой задачей, учитывая уровень подготовленности детей своей группы, педагог обязательно сочтет необходимым провести работу по обучению девочек и мальчиков изображению коротких линий и подберет для проведения этой работы подходящее содержание. Короткими линиями дети могут изобразить травку, дождик и т. д. Воспитатель останавливается на изображении детьми травки и подбирает для этого соответствующую мотивацию, связанную с жизнью зайчат. Например, зайчата хотят полакомиться сочной зеленой травкой или хотят побегать по травке и т. п.

В соответствии с выбранным содержанием воспитатель изображает приход зайчихи с зайчатами, которые просят детей нарисовать для них зеленую травку, по которой они смогли бы бегать. Каждый ребенок выбирает зайчонка, для которого он будет рисовать травку, а воспитатель вначале ставит перед детьми игровую задачу — нарисовать для зайчат травку, а затем на ее основе учебную задачу — научиться рисовать травку для зайчат.

Решение учебной задачи осуществляется педагогом в соответствии с традиционной методикой обучения детей 3—4 лет рисованию, разработанной известными учеными (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова и др.). Последовательность решения задачи такова:

  1. детям предлагается вспомнить, как они гуляли по траве, как она выглядела и, если возможно, рассмотреть ее;
  2. проводится обследование формы травинок с помощью движений руки со словесным описанием (длинные, короткие и т. п.);
  3. называется цвет травы (зеленая);
  4. детям предлагается «нарисовать» траву пальчиком на листе бумаги, располагая травинки по всей плоскости, мотивируя это запросами зайчат (любят бегать в разные стороны);
  5. воспитатель осуществляет показ приемов работы с краской, сопровождая свои действия соответствующими комментариями;
  6. воспитатель предлагает детям продемонстрировать приемы рисования травы на большом листе бумаги (в том случае, если дети будут испытывать затруднения, педагогу следует показать им 2 — 3 способа рисования травы);
  7. каждый ребенок рисует травку для своего зайчонка, самостоятельно выбирая способы изображения;
  8. воспитатель только положительно, независимо от полученного результата, оценивает усилия каждого ребенка, интересуется у зайчонка, доволен ли он результатом, и по мере подсыхания краски предлагает детям запустить своих зайчат побегать по травке, т. е. совершить игровое действие.

По окончании занятия педагог вносит маму-зайчиху: она благодарит детей за помощь, оказанную ее деткам, и, попрощавшись, «уводит» зайчат в домик.

Рисунки детей с изображением травы зайчиха может «унести с собой» или сказать детям, чтобы они показали их родителям. Воспитатель предварительно договаривается с родителями о том, чтобы они обязательно побеседовали со своими детьми: поинтересовались, что это они нарисовали, для кого, как отнеслись зайчата к их помощи?

 Когда рисунки детей будут возвращены в группу, их можно использовать для коллективной работы детей, которая будет направлена на создание панно «Лужайка для зайчат».

В игровой технологии, построенной на основе игровой мотивации, использование игровых персонажей (зайчат и зайчихи) должно осуществляться по-разному, в зависимости от опыта детей. В начале обучения присутствие зайчат является обязательным условием «удерживания» ребенком учебной задачи. Зайчик находится рядом с ребенком и стимулирует его к рисованию травки.

В последующем воспитатель может построить обучение таким образом, что фигурки зайчат не будут находиться рядом с каждым ребенком, а будут сидеть возле своего домика и как бы дожидаться результата. В этом случае осуществление игровых действий будет отсрочено.

К концу года, когда у девочек и мальчиков уже будут сформированы основные навыки работы с изобразительными материалами и у мальчиков появится интерес к рисованию, потребность в использовании зайчат отпадет естественным образом. Домик, мама-зайчиха и зайчата используются детьми в играх.

Для многих воспитателей включение в процесс обучения девочек и мальчиков рассмотренные типы мотивации не представляет особой сложности. Очень важно, чтобы воспитатели захотели их использовать и овладели для этого практическими навыками работы с детьми.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.)  воспитателю необходимо  помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п.. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

                        Заключение

В заключение хотелось отметить, что при обучении важно учитывать то, что девочки  нуждаются в стимулах, основанных прежде всего на слуховом восприятии. Для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, базирующиеся на зрительном восприятии. На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для них интересно, эмоционально значимо. При отборе содержательной части обучения детей важно помнить о том, что кисть руки мальчика в развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года. Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном: научился здороваться, чистить зубы, конструировать. Каждый приобретенный навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Ни в коем случае нельзя противопоставлять детей: хорошие девочки и плохие мальчики и наоборот!

Дети наши разные - и настолько же разные воспитатели. И не всегда мы понимаем друг друга. Педагог имеет только один пример того, как происходит процесс восприятия, мышления кроме себя - и поэтому ребенка оценивает по собственному эталону. А у ребенка все может быть по-другом. Не хуже, не лучше, а просто по-другому.

        

Список использованной литературы

1.      История педагогики в России / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Академия., 1999..

2.      Константинов Н.А. История педагогики. / Константинов Н.А. - М.: Просвещение. - 1982.   .

3.  Малкина- Пых И.Г. Гендерная терапия. / Малкина- Пых И.Г. - М.: Эксмо., 2006г. – 928с

4.  Чекалина А.А. Гендерная психология. Учебное пособие. / А.А. Чекалина - М.: Ось. – 89., 2006 .

  5.  www.infant-school.ru/d3-4/index.htm

  6.Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду / Пособие для                                      дошкольных общеобразовательных учреждений  

 7.Девочки и мальчики два разных мира /Еремеев В.Д., Хризман Т.М. СПб.    Тус-карара» 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности воспитания мальчиков и девочек"

Консультация для родителей по гендерному воспитанию....

Рекомендации «Особенности воспитания мальчиков и девочек».

Рекомендации «Особенности воспитания мальчиков и девочек». Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, мышления, эм...

Консультация для родителей об психологических особенностях воспитания мальчиков и девочек "Величие небольших различий"

Выступление-презентация  педагога-психолога на общем родительском собрании. Раскрыты психологические основы воспитания мальчиков и девочек....

Консультация для родителей "Особенности воспитания мальчиков и девочек"

Кирьянова Татьяна ВасильевнаВоспитатель МАДОУ № 27 «Чебурашка»,г. Чайковский, 2015 Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужског...

Методическая разработка "Особенности воспитания мальчиков и девочек в неполной семье"

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка в полной или неполной семье....