Развитие творчества у детей в старшей группе
материал по рисованию (старшая группа) по теме

Самигуллина Рауза Мадритовна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorchestva_u_detey_.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

             Развитие  творчества у детей в

                         старшей группе

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

  1. во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  2. во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
  3. в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.


Многочисленные исследования по проблеме детского творчества в рисовании, говорят о том, что детское творчество носит субъективный характер, ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. В тоже время детский рисунок обладает своими закономерностями, которые следует учитывать при обучении детей.


Ветлугина Н.А. указывала, что развитие положительных качеств личности происходит всегда в определенных условиях общественной жизни. Своеобразие творческой, в частности художественной, практики сказывается особенно наглядно в процессе формирования творческого потенциала человека. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Вот почему в своей работе мы сделали акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию. Наиболее эффективных на наш взгляд является подход - сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.

Поэтому я поставила такие задачи  :

  1. развитие интереса к различным видам искусства
  2.  формирование художественно-образных    представлений
  3.  развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации 
  4.  обучение основам создания художественных образов, формирование практических    навыков и умений в разных видах художественной деятельности;
  5.   развитие сенсорных способностей
  6.  приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

 Цель опыта: 

Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства

Для решения задач и планирования работы мною были изучена следующая методическая литература

Ожидаемые результаты в процессе опыта в соответствии с ФГТ:

  1. ребенок :                                                                                                    - любознательный, активный;                                                                                 - овладевший средствами общения и способами                 взаимодействия со взрослыми и сверстниками;                      - способный управлять своим поведением и планировать свои действия;                                                                                                 - овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;                                                                                                      - овладевший необходимыми умениями и навыками;                                       - эмоционально отзывчивый;                                                                 -способный решать интеллектуальные и личностные задачи;                                                                                                                   - имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе.

Невозможно представить работу педагога по любому направлению без  принципа интеграции. Образовательная область «Художественное творчество» интегрируется с образовательными областями «Познание», «Труд»,»Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы». Свою работу с детьми я должна  была отразить в комплексно-тематическом планировании. Поэтому я тщательно подходила к составлению планов. Учитывала сезонность, праздничные даты.

В первую очередь мне следовало спланировать совместную деятельность педагога с детьми.

В течение 3 лет я целенаправленно обучаю детей различным способам получения художественного изображения, предоставляя им при этом богатый изобразительный материал, с последующим закреплением полученных умений в самостоятельной деятельности, что, несомненно, способствует развитию детского изобразительного творчества.

Эта форма организации изобразительной деятельности соответствует современным требованиям к обновлению содержания дошкольного образования, гуманизации педагогической работы в детском учреждении, реализует принципы личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в процессе обучения, способствует активизации возможностей детей. Ведь для маленького ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой, он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая средства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создавать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

Я считаю, что чем больше ребенок знает вариантов получения изображения, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка творчество и воображение. Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Я очень увлекающийся человек и это помогает мне увлечь детей, поддерживать их интерес.

Работа в данном направлении дает мне свободу творчества, и я, в свою очередь, стараюсь предоставить детям как можно больше самостоятельности, свободы самовыражения, творчества, поисков передачи своих ощущений, чувств, переживаний.

Занятия строю так, чтобы детям было интересно, а мне вместе с ними. Чтобы каждое занятие увлекало, удивляло новизной и неожиданным решением, строю их с использованием игровых технологий. Это помогает мне приблизить учебный процесс к основному виду деятельности – игре, и наиболее естественным образом ввести его в таинственный мир, именуемый нами взрослыми – искусством. Ведь в искусстве и в детской игре есть общее – это игровой процесс, в результате которого возникает образ, созданный воображением ребенка и художника. Здесь сосуществуют действительность и вымысел, условность и безусловность, волшебство превращений.

Занимаясь с детьми, я не стремлюсь к ожиданию быстрого успеха и не стараюсь предъявлять высокие требования, зная, что это может вызвать лишь негативную реакцию, и нежелание заниматься тем, к чему его принуждают. Дети, прежде всего, творят соответственно собственным потребностям, а не напоказ. И я никогда не ориентирую их только на результат и ни в коем случае не подменяю поиск – образцом, творчество – исполнением, желание – принуждением. Надо уметь читать детские рисунки, оценивать их. Примитивная и уродливая работа с точки зрения взрослого может быть наиболее значима для ребенка.

Я стараюсь, чтобы мои дети получали удовольствие от творческого процесса. И это еще один немаловажный эмоциональный фактор, который роднит детскую игру и искусство. Нередко мы наблюдаем, с каким удовольствием ребенок играет с воображаемыми предметами. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становится игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Точно так же мы играем на занятиях с неоформленнымматериалом. Этим материалом могут быть: краска, различная бумага, поролон, парафин, опилки, мыльные воздушные пузыри и многое другое. Стоит только предложить его в качестве игрового материала, и вы увидите, с каким удовольствием дети начнут с ним играть, фантазировать, экспериментировать. Исследовать мир, превращая опилки, бумагу, мыльные пузыри, ниточки, ложечки, перышки… в персонажи.

Вот и на свои занятия мы берем с собой все это богатство, замечательное добро и отправляемся путешествовать.

Сейчас главное – желание путешествий, желание побывать там, в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, лист, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно и.т.д.

Я чувствую —> Я представляю —> Я воображаю —> Я творю

На занятиях использую различные приемы и методы решения задач: наблюдение, показ, анализ, объяснение последовательности и способов выполнения, постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера. Детям не даются готовые образцы, а вызывается потребность в поиске, таким образом, предоставляется возможность для самовыражения.

Очень эффективны вопросы-провокаторы:

- На что это похоже?

- Кто это может быть?

- Кто, что может быть такого цвета?

- Что можно изобразить такой линией?

Экспериментирование с бумагой, мелом, льдом, солью, закрепление их основных свойств, заметно расширили представления детей об окружающем, расширили их кругозор.

Наша работа интересует и родителей. Мы все участники творческого процесса, здесь нет зрителей. Мы активно взаимодействуем.

Родители с удовольствием участвуют в организации выставок совместного творчества, персональных выставках, конкурсах. Где каждая работа занимает равноправное место в общей композиции, что зачастую вызывает у участников удивление, а то и восхищение. Нет победителей, побеждают все. У каждой работы своя номинация: “Самый необычный материал”, “Мисс фантазия”, “Самая оригинальная”, “Приз зрительских симпатий” и т.д.

Работы детей и родителей выставляются в местном музее.

Без мониторинга не может быть успеха. Поэтому я провела диагностику творческих способностей моих детей и детей параллельной группы .Как видите, результаты в нашу пользу.

Проведя исследование уровня достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту я убедилась в том, что моя работа не напрарасна. Есть результат.                                                                                  

Я надеюсь, что опыт моей работы будет Вам полезен и интересен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей подготовительной группы в художественном творчестве»

презентация опыта работы по развитию творческих способностей детей подготовительной группы...

Консультация для родителей «Развитие творчества у детей дома» (вторая младшая группа)

«Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрывается особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы». ...

Консультация для родителей «Развитие творчества у детей дома» (вторая младшая группа)

Рисунок ребенка - это показатель его психологического развития. Рисуя, ребенок раскрывает свой внутренний мир....

Публикация на тему:"Развитие речи и творчества у детей средней группы"

Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации , поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и ...

Конспект образовательного мероприятия по развитию конструктивного творчества для детей старшей группы на тему: «Цветок для Симки»

Данное занятие направлено на развитие конструктивного творчества. В течении занятия дети конструируют цветок из деталей металлического конструктора для сказочного героя. Закрепляют названия деталей, п...

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группы

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ  Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группыВВ...

Родительское собрание в средней группе «Развитие творчества у детей» «Развитие творчества у детей»

Родительское собрание в средней группе «Развитие творчества у детей»...


 

Комментарии