Задачи ребёнка в рисовании
план-конспект урока по рисованию по теме

Калинина Наталия Михайловна

Доклад на педагогическом совете. Язык детского рисунка. Как появляется и развивается детский рисунок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazyk_detskogo_risunka.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете:

 Язык детского рисунка.

 Этапы развития.

Задачи развития ребёнка в рисовании

Язык рисунка

В любом рисунке ребёнок проявляет свои мысли, эмоции, внутренний мир, поэтому детский рисунок нельзя оценивать с взрослой точки зрения. Он не может быть правильным или неправильным, он проявляет развитие ребёнка, уровень формирования характера, момторики, эмоций и разума. У детей выделяют четыре этапа, которые проходит ребёнок, овладевая искусством рисунка.

Произвольное черкание Ребёнок опробует карандаши (фломастеры, мелки) и их взаимодействие с бумагой и другими поверхностями. У малыша пока не очень развита координация движений между мозгом, глазом и рукой, поэтому он черкает на любой доступной поверхности - скатерти, стене, собственном животеке и ножках. Малыш не придаёт значению размерам страницы, линия прерывистая, создаётся впечатление, что он не стремится ничего изобразить, просто рисование - ещё одна функция его рук. На этом этапе ни одна рука не является доминантной, выбор цвета тоже произвольный.

Организованное черкание Теперь можно заметить влияние мышления на воспроизводимые ребёнком линии. Малыш может решить, что он хочет изобразить, его черточки и точки уже не случайны. Инстинктивно малыш подбирает удобное положенеи карандаша в руке так, чтобы можно было управлять им. Более развитая моторика проявляется в том, что он следит за границами листа. это является также признаком того, что малыша можно начинать приучать к порядку. Во время работы ребёнок может останавливаться и рассматривать рисунок, пытаясь раскрашивать его детали в разные цвета. Так закладывается основа аналитического мышления в будущем. Ребёнок учится выделять части целого, это подвигает его разбирать разные предметы на части.

Этап структурирования Теперь он может соединить фигуры в целую композицию, выдержать пропорции, сделать их симметричными. От анализа он переходит к синтезу. Лист становится местом действия, это является признаком социальной зрелости малыша. На этом этапе он готов к освоению сложных слов и многословных предложений.

Этап графических символов Теперь главное - работа воображения. Этот период у каждого ребёнка наступает индивидуально. Некоторые дети обладают развитой моторикой задолго до достижения необходимого уровня интеллектуального развития, у других умственные способности намного превосходят мышечные, а иногда они развиваются практически одновременно. Но рано или поздно малыш сообразит, что его малевание что-то обозначает, то есть он постигнет значение символики. Происходит это так: ребёнок не собирается изобразить что-то конкретное, но в процессе творчества что-то 9цвет, форма) напомнит ему знакомый предмет или явление. Ребёнок пытается передать самую суть изображаемого предмета, поэтому нам не всегда понятно, что же кроется за необычной фигурой. В этом, наверное, кроется секрет детской гениальности рисунков.

Рисунок может многое рассказать специалистам, но родителям следует помнить, что ребёнок не обязан соответствовать их представлениям о его развитии, кроме того, рисунок отображает настроение своего создателя, а оно меняется час от часу. не вмешивайтесь в работу своего ребёнка, не навязывайте свою точку зрения. Дети мыслят совершенно иначе, чем мы взрослые и изображают свои детские мысли. Также не должно быть критики относительно работ ребёнка, ему нужна похвала и признание и не любит, когда мы судим его достижения. И конечно, нельзя заставить ребёнка рисовать, любовь к рисованию, скорость работы и количество рисунков глубоко индивидуальны.

Как появляется и развивается детский рисунок

У детей третьего года жизни появляется интерес к процессу рисования. Они увереннее держат карандаш, более свободно рисуют. Наступает новый этап - узнавание. В рисунке ребенок узнает и с удовольствием называет предмет, так как ему становится интересным результат. Изображенный предмет имеет некоторые черты, которые помогают узнать и сказать, кто или что это. Так, в изображении прямоугольной формы малыш узнает "машину" или "дом", а в изображении круглой формы - "мячик" или "солнышко". Он вновь и вновь повторяет эти изображения, испытывая огромное удовольствие.

Но в изобразительной деятельности пока еще нет замысла -рисование имеет характер игры. Возникающий образ становится для ребенка "живым" - он "кормит" птичку (ставит на листе точки), гладит ладошкой котенка.

Ребенок осваивает пространство листа, оно становится местом действия ("машина едет по дороге", "на полянке растут красивые цветы" и т.д.). От непроизвольных действий переходит к произвольным, стремясь еще и еще раз увидеть изображение на листе. К трем годам дети все чаще создают изображения предметов разных очертаний, овальных, прямоугольных. Очень своеобразно передают динамику - изменением самого рисунка. Например, ребенок рисует зайчика, а потом густо зачеркивает его карандашом - "зайчик убежал в лес" или "спрятался".

Узнаваемость получаемых в рисунке образов изменяет характер деятельности: возникает связь движений руки с графическим или пластическим изображением. Это уже не те случайно возникшие ассоциации, которые были ранее. Преднамеренность действий помогает ребенку передать элементарное сходство с предметом, явлением ("листопад", "дождик", "одуванчики растут", "жучки бегают в травке"). Появление разнообразных форм и цветовых сочетаний придает особую выразительность первым детским рисункам.

Задачи развития ребенка в рисовании

Поддерживать желание всматриваться в очертания форм, поощрять создание ассоциативных образов. Постепенно подводить к передаче преднамеренных изображений.

Развивать сюжетно-игровой замысел, дающий "живой образ": "зажжем огоньки в доме", "нарядим елку", "угостим белочку".

Создавать условия для самостоятельного выбора детьми цвета карандашей, фона и формы листа бумаги (прямоугольник, квадрат, круг, силуэт рукавички или сарафана) для создания свободных композиций. Учить передавать образы ритмом штрихов и разнообразных линий ("листья летят", "снег падает", "звери ходят по лесу", "солнышко светит").

Учить простейшим техническим навыкам рисования карандашами, фломастерами, мелками (правильно держать карандаш, не прорывать лист бумаги, проводить линии, закрашивать рисунок или его части). Поддерживать экспериментирование - самостоятельное освоение свойств бумаги и карандаша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой ко...

Приёмы по начальному ознакомлению ребёнка с рисованием

Предлагаю начальные приёмы для родителей, которые испытывают затруднения при привлечении своего малыша к изобразительной деятельности.Следуя данным приёмам и используя родительскую интуицию и любовь, ...

Развитие творческих способностей ребёнка средствами рисования нетрадиционными способами

Влияние нетрадиционных методик рисования на творческий потенциал дошкольников, гармоничное развитие психики в целом....

Информация для родителей "Ребёнок и рисование"

Интерес  к  рисованию  у  детей  появляется рано. Наблюдая  со  стороны за взрослыми, как они действуют с ручкой, малыши  проявляют  активное стремление, ч...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: "Ребёнок и рисование"

КОНСУЛЬТАЦИЯдля воспитателей на тему:"Ребёнок  и  рисование"...

Чем рисование полезно для развития ребёнка? Виды рисования.

Для ребёка рисование - это своего рода игра, и они сами того не зная, готовят себя к письму, чтению, а так - же развивают творческие способности....

Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой ко...