Интегрированная НОД с использованием нетрадиционных техник рисования и элементами экспериментирования «В подводном царстве».
план-конспект занятия (рисование, подготовительная группа) по теме

Балина Виктория Викторовна

Образовательные области «Художественное творчество и познание» .Изобразительная деятельность (нетрадиционное рисование- используя технику рисования ладошками, превращать отпечатки ладошек в рыб, осьминожек.) с элементами опытно-экспериментальной деятельности ( знакомство детей с кристаллами морской соли, со способом получения морской воды и её свойствами (плотностью и способностью растворять веществ)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_more.docx42.01 КБ

Предварительный просмотр:

  Микроцели .

Ход занятия.

Действия педагога.

Используемый материал и

примечание.

Создание

психологической

комфортности.

Настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, психоэмоциональная разрядка, создать заинтересованность предстоящей деятельностью.

Первая часть (вступительная). 

Орг. Момент.

 (Воспитатель звенит в колокольчик, зовет детей к себе)

Воспитатель: Ребята, скорее бегите все ко мне!

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

-Здравствуйте, ребята!

Я –Виктория Викторовна, а как вас зовут?

Когда я скажу 3, все прокричите ваше имя.

              1…2…3…

Психогимнастика.

-Ребята, встаньте в круг.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

колокольчик

Дети кричат свое  имя.

Дети стоят в кругу.

Введение в игровую ситуацию, ознакомление детей с темой занятия.

Использование художественного слова, как средство активизации имеющихся знаний о море.

Развивать органы дыхания.

Стимулировать принятие элементов учебной задачи, создать интерес к содержанию занятия.

Организовать внимание детей, создать игровую мотивацию.

Вторая часть (мотивационная основа деятельности).

-  Ребята, сегодня я вас приглашаю в увлекательное морское путешествие.

        Море - чудная страна:

        Сверху синь одна видна.

        А нырнешь, и под водой

        Встанет мир перед тобой.

        Рыбы машут плавниками

        Над зелеными лугами.

        Лес кораллов подрастает,

        В нем медуз летают стаи.

        На камнях из мха подушки,

        Под подушками ракушки,

        Янтари и жемчуга,

        Перламутровы луга.

        И гуляем мы на дне

        С аквалангом на спине.            (Инна Ищук)

- Хотите отправиться в подводное путешествие?

-Но прежде, чем отправиться туда, ответьте: «Чем и как мы дышим?» (воздухом, носом, легкими).

- Представьте, что мы на берегу моря.

Давайте подышим морским воздухом.

 Дыхательная гимнастика

«Подышим морским воздухом»

И.п.- ноги на ширине плеч, руки внизу.

1- глубокий вдох носом, подняться на носки, руки – в стороны, вверх.

2- выдох с произнесением длительного звука

«А-А-А», вернуться в И.п.   Повторить 3 раза.

Воспитатель: А дышат ли рыба? -Чем?        

-Верно, молодцы, рыбы дышат жабрами.

-А у нас есть жабры?

-А как мы будем дышать под водой? (надо надеть спец. маски, кислородные баллоны).  

-Правильно! И так, надеваем маски, кислородные баллоны, говорим вместе со мной волшебные слова и  погружаемся на морское дно.

Звучит шум моря,  дети вместе со мной произносят:

Море волнуется раз,
Море волнуется два, 
Море волнуется три. 
Морская фигура замри!
 

О, мы в морском царстве!

Дети имитируют, что надевают маски,  кислородные баллоны.

Дети произносят слова игры «Море волнуется».

Создание проблемной ситуации, поиск выхода из нее.

Формировать представление о кристаллах морской соли.

Познакомить детей с кристаллами морской соли, со способом получения морской воды и её свойствами (плотность).

Самомассаж активных биологических точек с целью профилактики простудных заболеваний.

Формировать представление о том, что морская вода, как бы выталкивает предметы, помогая предметам держаться на поверхности водной глади.

Профилактика утомления, нарушения осанки  и психоэмоциональная разрядка.

Создание проблемной ситуации, поиск выхода из нее.

Развивать память, внимание, мышление, фантазию.

Развивать мелкую моторику рук. Развивать координацию, массажировать  руки, пальцы. Развивать сенсомоторные навыки.

•        Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе, используя технику рисования ладошками.

•        Учить превращать отпечатки ладошек в рыб,  осьминожек.

Третья часть (совместная продуктивная деятельность). 

В подводном царстве,

В морском государстве,

Жил Водяной на дне морском. (достаю Водяного)

Бездельем маялся весь день,  да корабли качал.

И от безделья  совсем бедняга заскучал.

-Ребята, послушайте, что говорит Водяной.

Водяной:-Я сижу на троне, говорю вам речь

Опыты с водою должны меня развлечь!

-Ребята, давайте развеселим Водяного! Покажем ему опыты.

- Проходите в мою лабораторию, там есть все необходимое для опытов. Садитесь на палас.

-А что вы можете рассказать о морской воде? (Морская вода соленая, нельзя пить, лечебная).

-Молодцы! Знаете о морской воде! А сейчас, мы проведем опыт и сами получим морскую воду.

Опыт 1:                                                                        - Ребята, у вас на тарелочках  лежат кристаллы морской соли. Рассмотрите их при помощи лупы (дети рассматривают).

-На что они похожи? (Кристаллы морской соли похожи на сахар, иней и т.д.).

-Какого цвета? (Кристаллы морской соли белого)

-Какой формы? (Кристаллы морской соли прямоугольной, в форме звездочки и т.д.)

-Имеют ли запах (Кристаллы морской соли не имеют запаха).

-В стаканах обычная пресная вода. Попробуй её ложечкой и скажите, какая она на вкус? Соленая?  Сладкая? Горькая?  Кислая?

( Пресная вода безвкусная.)

Как вы думаете, что произойдет, если поместить эти кристаллы в пресную воду?

- А теперь поместите эти кристаллы в пресную воду, помешайте  ложечкой.

-Что произошло с солью в воде?

  - Куда соль исчезла?

-Да, соль растворилась в воде.

 - Хотите попробовать какой она стала на вкус?

-Вода стала соленой.          

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: У воды важное свойство: она может растворять в себе многие вещества. Соль растворилась в воде, так появилась морская вода.

-Мы с вами сами приготовили раствор морской воды.

-Морская водица очень полезна для кожи, но потом её обязательно нужно смыть пресной водой.

Самомассаж.

- Ребята,  пожалуйста, делайте вместе со мной.

Льётся чистая водица,

(Волнообразные движения руками).

Мы умеем сами мыться.

(Дети потирают ладонь о ладонь).

Моем носик, моем ротик,

(Растирают крылья носа).

Моем шею, моем уши.  

 (Козелок).

После вытремся посуше.

(Поглаживают лоб).

-Давайте  проведем 2 опыт.                                Опыт 2:                                                                        - Берем прозрачную емкость с пресной водой, опускаем яйцо.

-Что произошло с яйцом? ( Оно тонет, т.к. яйцо тяжелое.)

- Берем другую емкость с морской водой, ту в которую добавили соль, опускаем яйцо.

Что произошло с яйцом? (Оно не тонет.   Яйцо держится на поверхности воды.)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: У морской воды важное свойство: она как бы выталкивает предметы, помогая предметам держаться на поверхности водной глади.

-А теперь представьте себе, что яйцо – это человек, а вода в стаканчиках –  море! «Человек» плавает.     В морской воде гораздо легче плавать.    -Давайте и мы с вами поплаваем.

Физкультминутка  «Как приятно в море  плавать».

 - Ребята, давайте отойдем и сделаем круг.  Делайте вместе со мной.

Как приятно в море плавать!  

 (Плавательные движения брасом.)

Берег слева, берег справа.   

 (Повороты влево  и вправо.)

Только море впереди.          

  (Наклоны вперед – руки вперёд.)

Сверху небо  погляди.      

  (Потягивания – руки вверх.)

К солнцу тянемся все вместе!

По волнам ходьба на месте!

 (Ходьба на месте.)   

За ракушками ныряем,

Их в корзинки собираем.

(Приседание.)

И как можно выше прыгнем!

Через волны перепрыгнем!

(Прыжки на месте.)

А теперь пора нам, братцы,

Нам из моря выбираться.

(Ходьба на месте.)

Ой, ребята, Водяной нам что-то говорит! -Давайте сядем и послушаем.

Водяной: -Да, молодцы, вы ребята, опыты для меня провели! А теперь послушайте, я вам песенку спою!

-Ребята, грустную или радостную песню пел водяной?    

 -О чем он грустил?

-Водяной, мы тебя веселим, опыты проводим! А у тебя оказывается, нет друзей! А без друзей, что за жизнь! Не жизнь – сплошная скука!

- Ребята, вам жалко Водяного? Как можно ему помочь?

- Давайте нарисуем ему друзей! С друзьями всегда весело!

- Сегодня у нас будет необычное рисование.

- Подойдите, пожалуйста, к столам, посмотрите на художественные материалы и инструменты, которые лежат на столах, и подскажите мне какой, нетрадиционной техникой рисования мы сегодня воспользуемся? Кисточек то нет!

Подскажу опять немножко:
След оставим здесь … (ладошкой)                                

(Рисование ладошкой и пальчиками, рисование с помощью колпачков.)

–Какие догадливые !  Сообразительные !

- Давайте нарисуем водяному рыбок. Возьмите лист бумаги. Обмакните ладонь в любую краску(я делаю и дети делают вместе со мной), какую хотите. Сделайте отпечатки ладошки - это будет животик у рыбки.

-Какие замечательные животики получились у ваших рыбок.

-Затем обмакните ладонь в ту же краску или можно обмакнуть пальчики в разные блюдца, получится разноцветная рыбка! И растопырив пальцы сделайте несколько отпечатков – это будет хвостик.

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это, рыбочка, моя.

-Отодвиньте рыбок сохнуть.

- Как можно изобразить осьминожек с помощью  ладошек? (Слушаю варианты детей.)  – Молодцы!

- Осьминожек изобразим отпечатыванием ладошки: опускаем ладошку в краски в блюдце, растопырив пальчики, кроме большого, его в краску не макаем.  Прикладываем ладошку к листу и делаем отпечаток (2 раза). (Показываю, дети делают вместе со мной).

- Отодвиньте осьминожек сохнуть.

-Аккуратно, не запачкайтесь, встаньте.  Пойдемте вымоем руки. Вытрем их тряпочками.

Возвращаемся за столы и дорисовываем детали.

- Дорисовываем глазки, носик, ротик.

-Можно дорисовать шляпку, бантик или еще что-нибудь, то что вы захотите...

-Чтобы образы рыбок получились выразительными, дорисуем им чешуйки с помощью колпачков или пальчиками. Удобно рисовать обмакнуть одновременно 2-3 пальца  в краску (можно в разные краски) и рисовать ими синхронно, вместе.

В ходе образовательной деятельности педагог сам активно рисует, хвалит детей за творчески выполненные работы.

В конце  деятельности получается единая композиция «Море друзей», вокруг Водяного.

изображение Водяного

Дети садятся на палас .

кристаллы морской соли, лупы.

Дети рассматривают кристаллы морской соли.

   

пресная вода в стаканчиках, ложечки.

Дети пробуют пресную воду.

Дети пробуют соленую, морскую воду.

 

Сидят на местах.

Дети делают вместе со мной движения.

Яйца, пресная и морская вода в стаканчиках.

Дети опускают яйца в пресную и соленую воду.

Встают и отходят.

Дети делают вместе со мной движения из физкультминутки  «Как приятно в море  плавать».

Садятся.

Звучит песня Водяного из сказки «Летучий корабль»

Художественные материалы: разные по цвету

краски в блюдцах, колпачки, листы бумаги , салфетки бумажные и матерчатые (влажные и сухие), таз с водой.

Дети изображают  морских друзей.

 

Использование художественного слова для подведения итогов.

Сюрпризный момент.

Подвести итог.

Закрепить положительные результаты занятия.

Четвертая часть (заключительная).

И поспешили к Водяному
Все жители морские.

Осьминоги, крабики,
И рыбки золотые.

Морские глубины друзьями кишат

И другу  Водяному все говорят: 

Не грустить, не унывать,
Бегать, прыгать и скакать.
Петь, плясать и веселиться,

И на дне морском резвиться.

-Водяной так обрадовался новым друзьям, что решил всех угостить морскими конфетами.

- Ребята, вам понравилось наше подводное приключение?

-А теперь, пора возвращаться! Давайте, попрощаемся с морскими обитателями!  (Машем)   - До свидания, до новых встреч .

-И так, говорим вместе со мной волшебные слова и  возвращаемся в детский сад.

Звучит шум моря,  дети вместе со мной произносят:

Море волнуется раз,
Море волнуется два, 
Море волнуется три. 
Морская фигура замри!
 

-Снимаем маски, кислородные баллоны.

-Мы в детском саду.

 Итог занятия.

– Наше занятие закончилось.   - Ребята, что вам запомнилось?- Понравилось?  -Что нового узнали?  -Ребята, мне тоже пора прощаться с вами.  Я дарю вам вот такие замечательные раскраски с рыбками. Вы их раскрасите и сделаете выставку. А взрослые прочитают вам тексты под раскрасками. Из них вы узнаете много нового о морских обитателях.

- «До свидания, ребята! Вы все мне очень понравились! Вы такие талантливые детки!  До новых встреч !!!».

Конфеты «Морские»

Звучит шум моря,  дети вместе со мной произносят слова « Море волнуется»

Дарю раскраски.

                           

Будете проводить, хорошо продумайте инвентарь и маршрут передвижений(по сценарию). Я все обдумала и начертила на листке! И то немного времени потеряли на мытье рук(возьмите 2 помощников для мытья рук детям!) Я стаканчики с водой приклеила клеем "Момент" к крышкам от водоэмульсионной краски (чтобы не перевернули). А морскую соль рассыпала по крышкам от 3 литровых майонезных баночек. Удачи.

                                 Конспект НОД  в  подготовительной группе

Образовательные области

 «Художественное творчество и познание»

Тема: «В подводном царстве »

(изобразительная деятельность (нетрадиционное рисование) с элементами опытно-экспериментальной деятельности)

Цель:  Формировать художественное мышление и нравственные черты

личности через различные способы рисования.                        

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе, используя технику рисования ладошками.
  2. Учить превращать отпечатки ладошек в рыб, осьминожек.
  3. Познакомить детей с кристаллами морской соли, со способом получения морской воды и её свойствами (плотностью и способностью растворять вещества).  

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к природе.
  2. Развивать воображение, цветовое восприятие, чувство композиции, творчество,  познавательные способности детей.
  3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, навыки работы с  растворами.
  4. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, любознательность.
  2. Воспитывать  художественный вкус и интерес к изобразительному искусству.
  3. Воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности..

Материалы, оборудование:

Диск с записью шума моря, песенка водяного из сказки «Летучий корабль», разведённая гуашь различных цветов в блюдцах, колпачки от фломастеров,  салфетки бумажные и матерчатые, большой лист, вода, таз с водой, изображение Водяного, кристаллы морской соли, лупы, ложечки, яйца, пресная  вода в стаканчиках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта по художественно-эстетическому развитию (использование нетрадиционной техники рисования с элементами аппликации) "Осенние деревья" в подготовительной группе

Познакомить с новым видом  нетрадиционной техники рисования «раздувание краски» с элементами аппликации из природного материала.Содействовать развитию воображения, фантазии  в процессе выпол...

Конспект интегрированного занятия с использованием нетрадиционных техник рисования для подготовительной группы «Художница Осень»

Конспект интегрированного занятия с использованием нетрадиционных техник рисования "Художница Осень"....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе с использованием нетрадиционной техники рисования и элементами экспериментирования на тему: «Золотая рыбка плавает в аквариуме».

НОД по художественно-зстетическому развитию с элементами экспериментирования и нетрадиционной техники рисования (рисование зубной пастой) с детьми подготовительной к школе  группы...

Методическая разработка занятия с использованием нетрадиционных техник рисования с элементами аппликации "Аквариум с рыбками"

познакомить детей с подводными обитателями; использовать нетрадиционные приемы рисования;воспитание бережного отношения к живой природе; вызывать желание помочь; воспитание аккуратности и усидчив...

Конспект НОД «Путешествие в Мыльную страну» (нетрадиционная техника рисования с элементами экспериментирования).

Конспект НОД «Путешествие в Мыльную страну»(нетрадиционная техника рисования с элементами экспериментирования)...

Использование нетрадиционных техник рисования с элементами изотерапии как средство развития речи детей с ОНР (из личного опыта)

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОНР, способствует преодолению моторной неловкости; по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить сло...