Конспект НОД в средней группе Тема: « Роспись бочонка»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) по теме

Фленкина Жанна Алексеевна

Занятие по ознакомлению детей с  декоративно-прикладным искусством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rospis_bochonka.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Конспект НОД

в средней группе

Тема: « Роспись бочонка»

ЦЕЛЬ: воспитание интереса к истории России, народному творчеству.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с росписью Полхов - Майдана;

- обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи –  веточку с листьями и ягодами.

Развивающие:

- развивать у детей эстетическое восприятие,  умение  выделять  специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные  элементы;

- закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

- вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.

Словарная работа: Полхов – Майдан.

Материал: картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; магнитофон; диск с записями мелодий; образцы  расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, черный, зеленый, фиолетовый); кисти белка № 1 и № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки;, влажные салфетки.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Проводится упражнение с детьми

«К солнцу потянулись, лучик взяли (тянутся на носочках, руки вверх)

К сердцу прижали, людям отдали (руки к сердцу и в стороны)

Еще потянулись и улыбнулись» (тянутся на носочках и улыбаются).

Воспитатель:  Ребята, послушайте пословицу:  

«Красна птица перьем, а человек уменьем».

Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?( ответы детей)

Воспитатель: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.

Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?

Воспитатель:  Сегодня я познакомлю вас с Полхов – Майданской росписью.

(дети садятся на стулья возле магнитной доски, где расположены фотографии с изображением Полхов – Майданских изделий).

Воспитатель начинает свой рассказ.

 Воспитатель: У нас в России, в Нижегородской области, есть огромное село – Полхов- Майдан. Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев – лип.  Давным-давно из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски.  Вот  однажды надоело одному мастеру продавать на ярмарке белую посуду.  А потом кто-то придумал украшать посуду узорами. Так и появилась Полхов – Майданская роспись.

С тех пор прошло очень много лет. Перестали мастера делать деревянную посуду и принялись за игрушки: лошадки, свистульки, грибы-копилки, матрешки.  И называют их забавно игрушки-тарарушки. А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их.  Появляются  большие розово-малиновые цветы и бутоны  шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодки, яблочки.  Продают игрушки-таратушки на ярмарке с прибаутками:

«Не бьется, не ломается, а кто купит - удивляется».

«Деревянный чурбачок завертелся как волчок.  Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

(воспитатель обращает внимание на изделия).

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана. Как ярко расписаны игрушки. На одной веточке здесь растут и цветы, и ягодки и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы.

Воспитатель: Какие цвета используют в своей работе художники Полхов-Майдана?

Дети: ответы (черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый).

Воспитатель: Правильно -  синий, зеленый, красный, фиолетовый, желтый, черный.

(педагог обращает внимание детей на бочонок, украшенный веточкой с листочками и ягодками. Рассматривание образца).

Воспитатель: Какие элементы росписи изображены на бочонке.

Дети: ответы

Воспитатель: Правильно веточка с листиками и ягодками.  Как расположены листики на веточке.

Дети: ответы (сверху и снизу).

Воспитатель: Какого цвета листик? Какой формы?

Дети: ответы (зеленого, овальной).

Воспитатель: А какой формы ягодки? Какого цвета?

Дети: ответы (круглой формы, красные, фиолетовые).

Воспитатель: Сейчас я покажу вам, как рисовать веточку с листиками и ягодками.

Возьму  самую тонкую кисточку, набираю черную краску и рисую веточку. Чтобы веточка получилась тоненькая, рисую кончиком. Волшебная веточка все время изгибается.  То поднимается вверх, то опускается вниз. Вот так. Получается вот такая волнистая линия. Теперь надо нарисовать колючки по всей веточке. Вот так. Промываю кисточку и приступаю к рисованию листиков. Беру кисточку потолще. Листики буду рисовать с двух сторон веточки. Сначала два больших, потом два маленьких, два больших и два маленьких и так до конца. Промываю кисть и рисую круглые ягодки.   Давайте попробуем в воздухе пальчиком нарисовать веточку, листики, ягодки.

Физкультминутка

Раз, два – спит цветок.

  Три  - раскрыли лепесток.

                                            Четыре  – проснулись,

      Дружно к солнцу потянулись.

Воспитатель: Ребята, хотите стать мастерами Полхов – Майдана и порадовать людей – расписать бочонки?

Закройте  глаза и представьте,  что вы мастера Полхов – Майдана.   1,  2,  3 – повернитесь вокруг себя. Открываем глаза,  теперь вы – мастера и мастерицы.

А теперь пройдите к столам,  будем творить чудеса (установка на правильную посадку).

Самостоятельная деятельность детей.  (Звучит тихая народная музыка).

(в процессе работы помогаю освоить приемы рисования).

Воспитатель: Заканчиваем работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои бочонки и кладем их на стол в мастерскую. (Заранее ставится стол, украшенный  скатертью)

Воспитатель: Кто хочет рассказать про свою работу? (работа выставляется на мольберт).

Воспитатель: Какие красивые бочонки у нас получились.

Воспитатель: А какие элементы использовали в росписи бочонка?

Воспитатель: Мы были с вами мастерами, а теперь нам пора превратиться в обычных детей.

1, 2, 3 – закройте  глаза и  повернитесь вокруг себя. Открываем глаза,  теперь вы – дети.

Воспитатель: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?

Дети: Полхов – Майданской.

Воспитатель: Вам понравилось быть мастерами и мастерицами Полхов – Майданской росписи?

Дети: ответы

Воспитатель: Молодцы, красивые получились бочонки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе. Тема: « Ранняя осень. Сентябрь».

Конспект занятия  в средней группе.Тема: « Ранняя осень.   Сентябрь»....

Конспект НОД в средней группе Тема: «Матрешки любят разные одежки»

Занятие по декоративно-прикладному искусству...

Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: "Роспись чайника гжельским узором"

Конспект НОД в подготовительной группе.Тема: «Роспись чайника гжельским узором»Цель:Продолжать знакомить с гжельскими мастерами, их творчеством. Учить детей приёмам рисования гжельской розы. Зак...

Конспект интегрированного занятия в средней группе. Тема: «Роспись силуэта филимоновской игрушки»

Цель:  формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путѐм ознакомления с филимоновской игрушкой....