Дымковский промысел.
статья по рисованию по теме

Трошина Татьяна Сергеевна

Ознакомление детей разных возрастных групп с дымковсой игрушкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_dymka.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Дымковский промысел

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

   Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки.

   История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски" – проводимому в честь погибших в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля (Хлынов – старое название Кирова). Согласно преданию, ночью, не узнав друг друга, вступили в бой два дружественных друг другу войска. По случайно погибшим ежегодно справляли тризну. Позже она переродилась в народные гуляния. Празднество продолжалось несколько дней и было наполнено свистом вятчан из разноцветных свистулек. «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят...» («Вятские записки», В. Лебедев.).

   В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

   В конце 19 века промысел пришел в упадок. В 30-е годы 20 столетия в рамках возрождения некоторых народных промыслов была оказана поддержка возрождению и промысла дымковской игрушки. Несколько потомственных мастериц организовали артель "Вятская игрушка" при поддержке первого исследователя промысла – художника А.И. Деньшина.

   За 400 лет развития промысла, несмотря на разнообразие композиционных решений, устоялись определенные сюжеты дымковской игрушки, закрепились определенные оформительские приемы и определенная цветовая гамма. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни.

   Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов.

   Вплоть до сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка – неповторимая авторская работа. По-прежнему основными мотивами дымковской игрушки являются кони, барыни, индюки, бараны, петухи, олени, а также групповые композиции. Исторически сначала основной тематикой были все-таки животные и женские фигурки. Позже, с развитием промысла, возникли и городские мотивы.

   Дымковской игрушке по-прежнему свойственна некоторая ирония: козлы и бараны наряжены в яркие шаровары, медведи играют на музыкальных инструментах. Отличительная особенность дымковской игрушки- обобщенность (отдельные элементы игрушек далеки от реального изображения: например, рога дымковского оленя напоминают куст, борода индюка похожа на гроздь винограда) , декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных сохраняются, чуть ли не языческие символы далеких времен, в одежде франтов и модниц – вкусы XIX в.

   Сегодня мастера соблюдают традиции дымковской игрушки, но все равно каждая мастерица (а промысел этот исключительно женский) старается выработать свой особый авторский стиль.

Ознакомление детей разных возрастных групп с дымковской игрушкой.

   «Более «детской» игрушки трудно придумать – писала А.П. Усова, - на ней необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать вполне ощутимым для ребенка».

   Начинать знакомство детей с дымковской игрушкой надо уже в младшей группе. Яркие красочные зайчики, медведи, собачки, петушки, привлекают внимание детей. Они находят и узнают в этих «забавках» образы знакомых зверей и птиц. Дымковская игрушка может быть частым гостем на занятиях по развитию речи, музыкальных, по рисованию, аппликации. Она используется в качестве игрового момента. Чаще всего появляется игрушка из «волшебного сундучка». Игрушка оживает, она может «петь», «говорить», «танцевать» с детьми. Дети должны играть с глиняными красивыми игрушками, зверюшками, строить для них домики, клетки, мостики, ходить друг к другу в гости. Дети могут их называть «красный петушок», «смешной козел», «озорной мишутка» и др. Постепенно воспитатель сосредоточивает внимание детей на орнаменте, узоре, которым раскрашена игрушка, учит детей находить характерные элементы росписи – кольцо, горошки, полоски, обводить их пальцем, называть цвет. Так же можно использовать фланелеграф, выкладывать на нем узор дымки. Основная задача в этом возрасте развить у детей умение видеть красоту цвета в игрушках,  украшенных дымковской росписью, приобщить детей к декоративной деятельности. Целью для педагога является научить детей 3-4 лет, проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии, которые на следующем этапе помогут детям в составлении дымковского узора. При рисовании прямых горизонтальных линий – дорожек дети вместе с воспитателем показывают в воздухе всей рукой направление линии: «Вот какая длинная дорожка!»; далее показывают на бумаге, какая дорожка, после рисуют.    

   В средней группе надо стараться углублять интерес детей к этим игрушкам. Дети должны не просто уже любоваться дымковскими игрушками, но и уметь рассказать о них: как называются, из чего сделаны, как с ними можно играть. На занятиях по аппликации дети учатся составлять узоры уже более сложные и многокрасочные, выкладывать узоры на полоске, круге, а также на бумажных силуэтных фигурках дымковских игрушек, стараясь сочетать элементы по форме и цвету. На занятиях по рисованию можно предложить детям украсить фартучек для нянюшки-кормилицы, силуэты зверюшек, птиц. Вначале дети выполняют задания по образцу, затем по своему усмотрению могут дополнить узор другими элементами росписи, изменить цвет. Необходимо учить детей рисовать кружочек внутри горошинку, полоски разные по ширине. В средней группе дети начинают лепить дымковскую игрушку. На занятиях по темам: «Плывут уточки», «Птица-крылатка» - показываем детям прием лепки из морковки. Если это для детей трудно, то можно дать бумажные крылышки, украшенные элементами дымковской росписи. Чаще использовать на занятиях художественное слово: потешки, загадки, частушки. Например:

Летели две птички, собой невелички,

Как они летели, все люди глядели.

Как они садились, все люди дивились.

Взвились, полетели, песенки запели.

   Все это способствует более глубокому восприятию цвета, формы дымковской игрушки.

   Воспитатель предлагает найти круг на игрушке и определить цвет, обращает внимание детей какие еще цвета любят дымковские мастера (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, черный). После того как дети рассмотрели игрушку воспитатель предлагает нарисовать дорожку для коня и украсить ее кругами. На следующем этапе знакомства с дымковской игрушкой  детей учат рисовать клетчатый узор из горизонтальных и вертикальных линий и заполнять клетки кругами.  

   В старшей и подготовительной группах продолжаем знакомить детей с изделиями народных мастеров. Учим способам лепки, которыми пользуются народные умельцы, развиваем стремление самим создавать дымковскую игрушку. Проводим беседы. Дети в этих группах могут слепить уже различных животных, зверей, птиц, модниц, кавалеров. Так же можно предложить детям на глиняных плитках роспись в стиле «дымки». На занятиях по рисованию дети росписывают силуэты дымковских игрушек, помимо кружочка, горошин, полосок, они используют и более сложные элементы: волнистые линии, сеточки, точки большие и маленькие, полоски широкие и узкие.

   В своей работе воспитатель использует фотографии, иллюстрации. При анализе детских работ обязательно обращаем внимание на яркость, сочетание цветов, на их чистоту, какое чувство вызывает та или иная работа. Так же можно предложить детям росписать объект дымковскую игрушку, сделанную из бумаги самими детьми на занятиях по конструированию или объемную игрушку, которую дети могут сами вылепить из глины. Такое художественное творчество приносит детям радость, раскрывает их способности, удовлетворенность в работе. Юмор дымковской игрушки вызывает у детей желание поиграть с ней: оживить сказку, например о трех медведях. В группах можно устраивать выставки детских поделок, и даже праздник «Свистунья» можно провести в детском саду. Таким образом, знакомство с дымковской игрушкой позволяет углубить работу по эстетическому воспитанию дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Д/воспитание №8, 1984г.
  2. «Народные художественные промыслы» (Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская).
  3. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры» (Р.А. Бардина)
  4. Грибовская А.А. обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.-152с.
  5. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов п спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б.Косминская, Е.И. Васильева, Р.г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1985. – 255с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мини-музея "Русский народный быт и промысел"

Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, х...

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Жостовский промысел

О способе изготовления жостовских подносов...

Дымковский народный промысел.Беседа

Дымковский народный промысел.Беседа...

Мастер - класс. Дымковский народный промысел

Мастер класс для педагогов «Дымковский народный промысел».В связи с возрождением интереса к народным промыслам, прошел мастер-класс для воспитателей на тему «Дымковский народный...

"Народный промысел - Дымковская игрушка"

Получить в детстве начало эстетического воспитания - значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству....