Дымковский народный промысел.Беседа
материал на тему

Ольга Борисовна Абдулахова

Дымковский народный промысел.Беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_dymkovskiy_narodnyy_promysel.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему: 

«Знакомство с дымковским народным промыслом»

по формированию у детей дошкольного возраста знаний о традициях и особенностях народного искусства.

Автор беседы Абдулахова Ольга Борисовна воспитатель МБДОУ №10 г. Майкоп Республика Адыгея.            

Программное содержание.

Продолжать знакомить детей с разными видами  народного искусства. Учить определять их по содержанию, материалам, средствам выразительности, характерным признакам. Расширять знания детей о дымковской  росписи. Показать детям особенности и традиции данного вида, вариативность узора, некоторые приёмы мастеров и пробуждать желание применять полученные знания, умения и навыки в создании композиций, развивать творческие способности. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ.

Активизация словаря: дымковская роспись, мастерицы, чередование, композиция, сюжет.

Обогащение словаря: обобщённая, статичная форма, гамма цветов.

Материал.    Изделия дымковских  мастеров.

                                                    Методические приёмы.

  • Звучит русская народная мелодия. На выставке и на экране изделий дымковских  мастеров. 

Ребята вы попали на выставку изделий дымковских мастеров и мастериц. Подойдите, рассмотрите их, прикоснитесь к ним руками.

  • Слайд. Фотографии фабрики, мастеров и мастериц во время работы.

Сегодня мы с вами мысленно  отправимся в город Киров на реке Вятке, где находится фабрика глиняной дымковской игрушки.  

  • Слайд. Гулянье со свистульками и мастерицы за работой в избе.

По преданию, дымковский промысел возник в связи с древним праздником Свистунья  – гуляньем на берегу реки Вятки. К этому празднику длинными, зимними вечерами мастерили глиняные свистульки и лепили фигурки людей и животных.

  • Слайд. Дымковские игрушки.

Мастерицы лепили фигурки барынь – щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц. Барыни изображались с зонтиком, с муфтой, с собачкой. Характерны сюжетные изображения – народные гулянья, праздники, дамы с кавалерами, всадники, большая семья, карусель. Также создавались свистульки в образе животных: собачки, скоморох на свинье, доярка с коровой, птичница с утятами и неповторимые образы коней, козлов, баранов, оленей. Если изображали козла или барана, то с большими рогами и на ногах оборочки – штанишки. Излюбленными образами являлись сказочные, необычные, незабываемые индюки с расписными хвостами, петухи. Характерный образ русского народного искусства – медведь: медведь с вожаком, медведь нянька, медведь охотник. Все фигурки имеют обобщённую статичную форму, традиционную для дымковской игрушки.

  • Слайд. Поэтапное выполнение игрушки.

Лепят эти фигурки из красной глины. После обжига все фигурки покрывают белым цветом, а затем расписывают.

Давайте ребята, внимательней рассмотрим дымковскую роспись.

  • Слайд. Орнамент и элементы орнамента.

     Инструменты (кисти и палочки «печатки-тычки» ).

Это геометрический орнамент, который состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы орнамента точки, чёрточки, тонкие линии,  дополняют крупные  – кольца, круги, полосы.

Орнамент ритмичный, четко просматривается чередование полос, кругов, колец. Часто используется клетчатая основа, которая заполняется одинаковыми элементами – кругами, овалами или кольцами. Наиболее характерно украшение кольцами, расположенными рядами, в шахматном порядке или свободно. В своей работе мастерицы использовали палочки «печатки – тычки» для рисования точек и кружочков и кисти большого и малого размера.

Теперь хочу обратить ваше внимание, ребята на цветовую палитру дымковской росписи.

  • Дымковские игрушки.

Дымковская игрушка самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Все фигурки как будто одеты в яркую ткань.

Её белый цвет подчеркивает красоту и яркость узора. Такой праздничности узора дымковские мастерицы добились благодаря сочетанию всех цветов радуги и контрастных цветов (красный – зеленый, синий – оранжевый или желтый). Остается много незаполненного пространства белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Роспись весёлая и жизнерадостная.

Почти в каждой игрушке присутствует и черный цвет (им раскрашены рога, копыта у животных, украшения из точек, черточек, подчеркивающие яркость крупных элементов узора – колец, кругов, полос, как горошинки, рассыпанные  между ними).

Очень любят дымковские мастерицы украшать игрушки золотом, наклеивая кусочки на шляпу, муфту барыни, на фигурки животных, птиц.

У каждой мастерицы свои любимые образы, свои сочетания цветов, но все строго сохраняют традиции древнего промысла.

           

Ребята, промысел дымковских мастеров является достоянием России.

Все гости побывавшие в нашей стране хотят увезти с собой сувенир на память и чаще всего это бывают изделия народных мастеров, потому, что мастера вложили в них своё тепло и любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования:«Изучение дымковского народного промысла России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

Тема самообразования  воспитателя подготовительной к школе группы Кузьминых С.И.: «Изучение дымковского народного промысла России с целью развития художественных способностей детей дошкольно...

«Эстетическое воспитание дошкольников через ознакомление с дымковским народным промыслом»

Данный материал будет полезен педагогам, углубленно работающим по данной теме и просто воспитателям...

« Знакомство детей с дымковской народной росписью через различные виды деятельности»

В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, важное значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве. Народное декоративно-прикладное искусст...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дымковской народной игрушкой»

Данный план поможет педагогам в работе по ознакомлению детей с дымковской народной игрушкой.способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей, воспитывать интерес к народно...