ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНОЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ РОСПИСЬЮ
статья по рисованию по теме

Алексеева Татьяна Анатольевна

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.
Организация занятий по декоративному рисованию дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Моя работа по данной проблеме строится поэтапно:

·         Знакомство с промыслом

·         Обучение приемам рисования

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАРОДНОЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ РОСПИСЬЮ

В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, Каргопольской, Филимоновской игрушками. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.К знакомству с русской культурой относится и заучивание потешек с объяснением старославянских слов, которые сейчас не употребляются в разговорной речи.

Но особенно большое значение придается продуктивной деятельности. Известно, что интерес к рисованию проявляется у детей рано. Уже с полутора лет дети, наблюдая, как родители, старшие братья и сестры действуют с ручкой, карандашом, и сами тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В детском саду происходит приобщение ребенка к изобразительной деятельности. У детей вызывается интерес к действиям с бумагой, краской. Овладение карандашом и кистью удается не сразу. Вначале движения руки с кистью неумелы, но постепенно они становятся увереннее. Вот тут-то и важен выбор темы для рисования. В этом может помочь народная игрушка. Рассматривая, например, дымковские игрушки можно увидеть, что рисунок прост, состоит из коротких линий, точек, кругов. К 4-м годам дети уже умеют рисовать замкнутую линию, пусть неровную, угловатую, но при этом ребенок создает уже свое изображение. Каждая такая форма может обозначать то одно, то другое, благодаря тем неуловимым признакам или незначительным дополнениям (черточкам, штрихам), которые

для ребенка оказываются важными, наталкивают на мысль о сходстве.

Обогащает детское творчество лепка народных игрушек. Образцами могут служить дымковские, Филимоновские, Каргопольские игрушки. Народная игрушка имеет все качества, необходимые для эстетического воздействия на ребенка: она проста, выразительна, радует своей раскраской. Я покажу вам, как слепить петушка по дымковской игрушке. (Воспитатель предлагает родителям слепить петушка из приготовленного материала, расположенного перед ними на столах, осуществляет показ лепки петушка, комментируя способы лепки.) Комок глины раскатаем в виде столбика так, чтобы с одной стороны он был тоньше, а с другой – толще. Выгнем столбик дугой и оттянем глину на тонком конце так, чтобы получилась шея и голова с высоким гребнем. Конец столбика, что потолще, расплющим пальцами. Это будет хвост. Сделаем подставку с широким основанием, прочно укрепим на ней петуха. Хвост можно украсить налепами из кусочков глины (шариками, воланами). Когда фигурка высохнет, можно ее расписывать. Сначала белят фигурку, – белой гуашью, разведенной молоком. И вот наступает самый ответственный момент – роспись петушка. Перед раскрашиванием мы предлагаем ребенку еще раз рассмотреть узор дымковской игрушки. Обращаем внимание на обилие ярких цветов. Особенно часто повторяется сочетание оранжевого, красного, зеленого, синего и кое-где, для контрастности, черного цвета. Вот здесь-то и важна самостоятельность детей. Ребенок должен сам придумать узор, подобрать цвета красок, во всем этом ему помогут народные игрушки, ранее рассмотренные им.

А это, посмотрите – дымковская барышня. Разукрашивая ее юбку, ребенок сочетает

прямые линии с кругами и точками, образуя несложный орнамент. Важно в этот период

добиваться не точной копии рисования, а правильности прорисовки элементов дымковского

колорита: кругов, точек, овалов, волнистых линий. Овладев техническими приемами работы,

ребенок легче осваивает изобразительные задачи.

Освоение технических навыков рисования, лепки, аппликации способствует развитию у детей устойчивого интереса к изобразительному творчеству, обогащению содержательной деятельности, развитию игрового замысла в процессе декоративного украшения предметов, лепки атрибутов для игры. Развивается эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, наблюдательность, воспитывается любовь и уважение к труду народных мастеров. Во время совместной деятельности педагога с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным и устным народным творчеством образное восприятие пословиц и сказок углубляется, так как одновременно идет ознакомление с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом.  Ведущими задачами при этом являются: обогащение знаний детей о народном, декоративном искусстве; подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека; формирование умения отличать своеобразие национального, декоративного искусства, его

общие черты, эстетическая ценность произведений народного искусства.

Знакомство детей с народно - прикладным искусством начинаем с дымковской игрушки.

На первом этапе знакомства сообщаем краткие сведения об истории народного промысла. Дети обычно с большим интересом рассматривают репродукции, открытки, иллюстрации, готовые изделия народных умельцев. На следующем этапе дети под руководством воспитателей зарисовывают контур народной игрушки, используя орнаменты из кругов, точек.

Цель этих занятий – подарить детям радость творчества, познакомить их с историей дымковского народного, художественного промысла, с дымковской росписью, ее характерными особенностями (цветом, фоном, материалом). Дать представление об основных элементах, используемых художниками. Развивать технику рисования концом кисти. Воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы. Показать приемы работы кистью, тычком, пальцами.

Знакомство детей дошкольного возраста с дымковскими промыслами способствует

эстетическому воспитанию, что включает:

формирование и развитие восприятия, эмоций и чувств, памяти, воображения,

мышления, воли и других познавательных процессов и эмоционально-волевых

характеристик личности;

воспитание культуры зрительного восприятия прекрасного в искусстве,

окружающей жизни, природе; понимание правильной его оценки и выражение

своего отношения к нему;

понимание специфики народного и декоративно-прикладного искусства;

воспитание уважения к русскому национальному искусству и искусству других

народов;

зарождение и развитие эстетических вкусов, взглядов, формирование эстетического

идеала;

повышение эмоционально-эстетической и общей культуры личности.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, которые интересно проводятся в детском саду. Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идеи патриотизма, лучшему пониманию произведений о подвигах русского народа. Так, например: русские богатыри идут на разные подвиги, чтобы «послужить родной земле», защищать Русь от Идолища от Змея Горыныча и т.д. Идут «беречь землю русскую от недругов-ворогов». Чтобы дети не только поняли произведение, но и прочувствовали его, используем разные методы ознакомления с этими произведениями (рассказывание с иллюстрациями и без них, инсценировка, кукольные театры). А после прочтения произведения начинается волшебство «маленьких художников», где дети с помощью кисти и красок выражают свои чувства к прочитанному. Появление интереса к различным образцам народного творчества рассматривается как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей,

формированию патриотических чувств у детей.

Рекомендации для родителей:

1. Активно участвовать в образовательной работе группы. Вместе с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке.

2. Создать для ребенка дома условия для изобразительного творчества.

3. Приобрести необходимые материалы для работы ребенка в домашних условиях.

4. Творить вместе с ребенком, рассматривать свои и его работы всегда как удавшиеся, обращать внимание на то, что особенно хорошо получилось, хвалить за проявление фантазии, творчество. Приносить семейные работы в детский сад на выставки.


Приложение

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

 

ТЕМА 1. «Узор в полосе»

Программное содержание. Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства — дымковской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения. Учить составлять узор в полосе, украшая его кругами одного цвета; рисовать круги безотрывными движениями руки всем ворсом кисти, ставить квачом черные точки; выбирать цвет. Развивать самостоятельность, аккуратность.

Материалы.

Дымковские игрушки. Бумага 15x20 см, гуашь ярких цветов, кисти, черная краска.

ТЕМА 2. «Дымковская ткань»

Программное содержание. Учить детей рассматривать узор на дымковских игрушках, называть виды узора: колечки, круги, точки, линии. Учить украшать квадрат дымковским узором; закреплять умение рисовать кольца одним круговым движением, рисовать каждый элемент узора своим цветом, рисовать квачом. Развивать чувство ритма,  цвета.  Закреплять интерес к русской  народной  игрушке.

 

Материалы.

 Дымковские игрушки, слайды. Бумага 20x20 см, гуашь, кисти, квачи.

 

ТЕМА 3. «Узор на розете»

Программное содержание. Учить рассматривать на дымковских игрушках мотив росписи: кольца, круги, точки, зернышки и т.д. Учить украшать середину и фестоны розета кольцами одного цвета, кругами другого цвета, использовать черный цвет для украшения (точ-.ки, черточки). Закреплять умение рисовать круг, кольцо неотрывным движением руки всем ворсом кисти.  Развивать творческую активность, самостоятельность.

 

Материалы.

Дымковские индюки, птицы. Белые розеты, вырезанные из бумаги (диаметр 20 см),  гуашь, кисти.

 

ТЕМА 4. «Укрась узорами юбку дымковской барыни»

Программное содержание. Учить рассматривать дымковских барынь, выделять узор на одежде: чередование вертикальных и горизонтальных полос, кругов, колец, точек. Закреплять умение рисовать красками прямые линии в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках — круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре; воспитывать интерес к народному прикладному искусству.

 

Материалы.

 Дымковские барыни. Альбомные листы, вырезанные в форме юбок, гуашь, кисти.


ТЕМА 5. «Узор на круге»

Программное содержание. Учить детей рассматривать дымковских индюков; выделять украшения хвоста. Учить составлять узор в круге, выделяя середину и кайму кольцами одного цвета, кругами другого цвета, украшать их точками и черточками. Закреплять умение рисовать кольцо и круг, самостоятельно выбирая цвета для элементов. Развивать цветовое восприятие, самостоятельность. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.


Материалы. 

Дымковские индюки. Белые бумажные круги (диаметр 20 см),  гуашь, кисти.

 

 

 

 

ТЕМА 6. «Дымковские кони»

Программное содержание. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомство с дымковской игрушкой, ее формой, элементами украшения. Учить рисовать коня из отдельных полос широкой кистью, а мелкие детали (хвост, копытца, гриву) и элементы украшения — кистью маленького размера, квачами. Развивать творческую активность, умение радоваться красивому, яркому рисунку.

 

Материалы.

Дымковский конь. Бумага зеленого цвета, гуашь, белила, кисти

 

 

ТЕМА 7. «Дымковский орнамент»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с дымковским орнаментом, элементами росписи, цветовой гаммой и приемами выполнения узоров. Закреплять умение составлять узор из колец, кругов и полос на бумаге; выбирать цвета для отдельных элементов и красиво сочетать их, соответственно форме бумаги.

 

 

Материалы. 

Дымковские игрушки. Листы белой бумаги разной  формы,  гуашь, кисти 

 

ТЕМА 8. «Укрась хвост дымковскому индюку (петуху)»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, особенностями их росписи, цветовой гаммой, элементами. Учить выделять украшения хвоста индюка. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розете, выделяя середину и кайму; рисовать мотивы: круги и кольца; украшать элементы кружочками, точками, полосками. Закреплять умение рисовать всем ворсом кисти и ее концом, выбирать цвета для каждого элемента орнамента.

 

Материалы.

 Дымковские петухи, индюки, картонная заготовка индюка. Бумажные круги или розеты (диаметр 20-30 см), гуашь, кисти.

 

 

ТЕМА 9. «Роспись платья дымковской барыни»

Программное содержание. Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделять элементы украшения из полос, кругов, овалов и их чередование. Учить рисовать полосы — прямые широкие, волнистые тонкие. Закреплять умение рисовать каждый элемент узора определенным цветом, выбирать яркие, сочные, красиво сочетающиеся между собой цвета. Учить заполнять орнаментом весь лист. Развивать цветовое восприятие.

 

Материалы. 

Дымковские игрушки, образцы лучших работ ребят на эту тему. Трафарет  дымковского платья, альбомные листы, гуашь, кисти.

 

ТЕМА 10. «Дымковская барыня»

Программное содержание. Учить детей рассматривать дымковских барынь и выделять части игрушки (юбка, кофта, кокошник, волосы), карандашом намечать на развертке контура этих элементов. Закреплять умение составлять узор на юбке барыни из знакомых элементов (кругов, колец, точек, полос, волнистых линий и т.д.). Учить выбирать цвета, характерные для дымковских узоров. Развивать интерес к народно-прикладному искусству; учить радоваться сделанной своими руками поделке.

Материалы.

Дымковские игрушки.

Трафареты дымковской барыни, вырезанные из альбомных листов, гуашь, кисти, карандаши.

 

  

ТЕМА 11. «Роспись глиняных игрушек дымковскими узорами»

Программное содержание. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, умение выделять особенности узоров. Учить украшать орнаментами вылепленные детьми фигурки, определять последовательность выполнения росписи. Учить использовать в работе навыки рисования знакомых элементов. Закреплять умение рисовать элементы узора кистью или квачом, подбирать цвета и композицию узора. Развивать уважение к мастерам народных промыслов.

 

 

Материалы.

 Выставка «Дымковские игрушки». Детская лепка, гуашь, кисти 

ТЕМА 12. Коллективная работа «Веселый хоровод»

Программное содержание. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, ее цветовой гамме, элементах узоров, способах их рисования. Учить детей самостоятельно рисовать дымковскую барыню (кормилицу, водоноску, птичницу и т.д.) простым карандашом, а затем украшать ее красивым узором. Закреплять умение детей рисовать знакомые элементы, подбирая композицию узора, цвета, ритмичность элементов орнамента. Развивать творческую активность, самостоятельность.

Материалы.

Дымковские барыни. Альбомные листы, простые карандаши, ластики, гуашь, кисти.

 

ТЕМА 13. «Игрушка на ярмарку» (два занятия)

Программное содержание. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, се многообразии, характерных признаках, особенностях узоров и элементов. Учить детей самостоятельно придумывать игрушку, рисовать ее на цветной бумаге белилами, а затем выполнять роспись знакомыми элементами, выбирая яркие цвета. Совершенствовать технику рисования кистью, красками и квачами кругов, волнистых линий, овалов и т.д. Закреплять умение детей завершать работу, дополняя ее необходимыми деталями. Развивать интерес к русской культуре, ее традициям.

Материалы.

Разные дымковские игрушки. Альбомные листы зеленого, синего и фиолетового тонов, белила,  гуашь,  кисти.

 

ТЕМА 14. «Роспись дымковской или филимоновской барыни»

Программное содержание. Рассмотреть с детьми дымковские и фи-лимоновскис игрушки, найти сходство и различия, определить последовательность выполнения каждой росписи. Закреплять умение украшать изделие необходимыми элементами, выбирать цвета, составлять композицию узора. Совершенствовать способы рисования кистью (всем ворсом, концом) линий, колец, кругов разной толщины и размера; приемы рисования квачами разных цветов. Развивать цветовое восприятие, самостоятельность.

Материалы.

Дымковские и филимоновские барыни. Детские лепные работы, гуашь, кисти, фломастеры.

 

В городе Вятке, который стоит на большой реке, раньше был особый праздник, который не справлялся больше нигде. Он назывался «свистунья». Необыкновенный был праздник. Весь город три дня гулял – с музыкой, с качелями и каруселями, с плясками и песнями, и с непрерывным, заливистым свистом.

Каждая семья покупала на городской площади дымковские глиняные свистульки и игрушки. Дымковская слобода находится за широкой рекой. Там и лепили из глины свистульки и игрушки: барынь, нянь и индюков, похожих на Жар – птиц, коней трехголовых и двухголовых. После праздника, зимой, эти игрушки ставили в окна между стеклами, они украшали дома. За окнами снег, сугробы, а в окнах, сквозь любую пургу, сквозь любую непогоду, ярко светятся, улыбаются удивительные игрушки.

Ведь они необыкновенно нарядны! Вылепит мастерица игрушку, а потом украшает ее разными оборками, воланами, накладными цветами. Дальше – обжиг в печах, побелка. Роспись – только по беленому. Краски особенные – яркие, блестящие, а в узорах, в основном, круги. Дымковские мастерицы немного волшебницы. Вот индюк – всегда был обыкновенным и не очень-то симпатичным. А благодаря им, он превратился в настоящую  Жар – птицу. Посмотрите, какой у индюка теперь огромный и необыкновенный хвост, который горит, как многоцветное солнышко. А какая корона на голове! Чтобы делать такие игрушки, нужен особый талант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Актуальность художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства."

Предлагаемая   мною  программа.  "Знакомство  детей  младшего дошкольного   возраста  с  хохломской  росписью" — одно из педагогических условий р...

Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно – прикладному искусству

реферат для воспитателей старших возрастных групп детского сада...

Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно об...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством».

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная ...

"Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством"

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей жела...

Обобщенный опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад №31 Соколовой Светланы Владимировны на тему: "Ознакомление детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством"

Обобщенный опыт работы представлен разработанным перспективным планом по изобразительной деятельности и ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством; конспектами занятий по данному ...