Комплексное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством "Расписные узоры"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Афанасьева Ирина Борисовна

Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста об изделиях народных мастеров (гжельская, городецкая, хохломская, жостовская росписи). Развитие творчества детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное итоговое занятие с детьми старшего дошкольного  возраста

по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством «Расписные узоры»

Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей об особенностях гжельской, хохломской, городецкой и жостовской росписи (знание истории возникновения промысла, технологии изготовления предметов, их бытового назначения, особенностей использования мастерами цветовых сочетаний, элементов росписи, расположения их на форме).
  2. Отрабатывать умение композиционно заполнять форму выбранного для украшения предмета.
  3. Развивать творчество в умении самостоятельно выбирать элементы росписи, придумывать свой вариант украшения предмета.
  4. Воспитывать эстетический вкус.
  5. Продолжать воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к традициям своего народа.

Интегрируемые образовательные области: 

«Художественно творчество», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Материал к занятию:

  • Предметы декоративно-прикладного творчества: гжельская посуда, хохломская посуда, городецкие доски, жостовские подносы (по 2-3 предмета каждого вида росписи),
  • Гуашевые краски, кисточки, салфетки из ткани, вода в стаканчиках, клеенки
  • Заготовки из плотной бумаги с фоном (силуэты посуды, досок и т.п.),
  • Музыкальные записи (народные мелодии)

 Предварительная работа:

  • Знакомство с народными промыслами (беседы, рассматривание предметов народного творчества
  • Рассматривание альбомов «Дымковская игрушка», «Золотая Хохлома», «Сказочная Гжель», «Жостовские подносы»
  • Рисование элементов росписи , роспись отдельных предметов
  • Серия занятий по каждому виду росписи (познавательное развитие, лепка, аппликация)
  • Дидактические игры «Найди отличия», «Составь узор», «Подбери пару»,
  • Чтение стихотворений и потешек о расписных игрушках

      Ход занятия:

Дети входят в изостудию. В середине находится ковер, вокруг столы с приготовленными материалами для работы.

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие по России. Наша Родина очень большая и красивая. Вот послушайте, как о ней сказал поэт стихами:

 «Умывает красно солнышко руки теплые в росе,

 И Россия, как Аленушка, предстает во всей красе.

Ни вблизи, нив дали я не знаю земли

Лучше той, что меня растила.

Синих рек рукава, В небе синь-синева

И светла от берез Россия».

        Но ведь Россия славится не только своей красотой, но и мастерами, народными умельцами, которые украшали жизнь людей, делали ее ярче, наряднее, доставляли людям радость.

        Давайте представим, что наш ковер сегодня стал не обычным, а волшебным, и с его помощью мы можем перенестись куда-то. Садитесь и слушайте, куда мы сейчас отправимся.

«Край фарфорового чуда,

А кругом него леса…

Синеглазая посуда:

Вазы, чайники и блюда

Ярко светится оттуда

Как родные небеса»

        Что это за край такой, в который я вас хочу пригласить?...... Правильно, это Гжель! Расскажите, что вы знаете о Гжели?  Вот здесь на столике ( в стороне стоит столик, на нем предметы различных промыслов, все накрыто тканью) есть разные красивые расписные предметы. Выберите предметы с гжельской росписью и поставьте на столе отдельно. (Один ребенок подходит, отставляет гжельскую посуду).

        Чтобы вам легче было рассказывать, можете посмотреть на эту таблицу и вспомнить, о чем нужно рассказывать по порядку. (Воспитатель выставляет «модель-план» рассказа).

Где появились такие предметы, откуда их название?

?

Почему именно там их стали делать?

Как мастера изготавливали эти предметы?

Какими элементами расписывались предметы?

Какие цвета мастера использовали мастера для росписи?

Ответы детей…

Ребята, а какие красивые  и интересные слова вы могли бы подобрать, чтобы рассказать, какая она, гжельская посуда?   …. (ответы детей).  Молодцы!

        А теперь мы представим, что мы летим дальше на нашем ковре-самолете. Слушайте внимательно:

Выросла золотая травка на ложке.

Ягода клюква поспела на поварешке.

Мелкая ягодка малинка закраснела (поспела) на плошке.

Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо.

Вы уж подумали, что сказка началась? А это не сказка, а это быль!  Ну-ка скажите, в каких краях появляются такие предметы? …. (ответы детей).   Расскажите, что вы знаете о хохломской росписи?  (Дети, пользуясь моделью-планом, аналогично рассказывают о росписи, предварительно выбрав на столике предметы с хохломской росписью)….

        А какими бы словами вы рассказали о хохломской посуде, о том, какая она?... (ответы детей)

Сейчас наш ковер отправляется дальше. Мы летим над лесами, полями, лугами, реками, над облаками, стаи птиц обгоняют нас. Вы, наверное, устали сидеть?  Давайте встанем и покажем все, что мы видим вокруг.  (Физкультминутка)

        « Руки подняли и покачали –

          Это деревья в лесу.

          Руки нагнули, кисти встряхнули –

          Ветер сбивает росу.

          В сторону руки – плавно помашем,

          Это к нам птицы летят.

          Как они сядут, тоже покажем –

          Крылья сложили назад».

Птицы опустились на землю, и наш ковер опустился. И где же мы оказались?. Послушайте..

        На дощечке цветы небывалой красоты.

        Нарядная птица поет и кружится.

      Лошадка послушная бьет там копытцем.

        Яркие, дивные краски. Словно дощечка из сказки.

О чем я сейчас говорила, о какой-такой дощечке? Расскажите нам о городецкой  росписи…..

        Теперь наш ковер отправляется дальше. Мы снова  летим высоко-высоко, пролетаем над садами, полями, лугами. Закройте все глаза и представьте себе, как из темноты появились прекрасные пышные цветы, самые-самые разные: прелестные розы и пышные хризантемы, грациозные тюльпаны, величественные георгины, милые фиалки, васильки и скромные ромашки и анютины глазки, а также нежные зеленые листики и гибкие стебельки..И где-то я уже видела такие цветы на темном фоне. А вот где, дети, может вы тоже вспомните? Откройте глаза и скажите. (Дети замечают поднос и берут его со стола).  Расскажите о жостовской росписи…

        Вот видите , ребята, какие красивые и разные предметы делают мастера на Русской земле. Кому-то из вас нравится больше всего гжельская посуда, кому-то хохломская, кому-то городецкие доски, а кому-то жостовские подносы. Мы сейчас представим, что наша группа превратилась в мастерскую, а все вы – в настоящих мастеров. Вот там, на столике, есть все, что вам нужно для работы, можете сами выбрать то, что хотите, любой предмет и расписать.

        … …(Дети рисуют, звучит народная музыка).

После окончания работы дети раскладывают работы на ковре.

Воспитатель:  Ах, какие у нас замечательные мастера!

Да, дело мастера боится! Посмотрите, какой нарядный поднос!

Доброе дело само себя хвалит! Как нужно  постараться, чтобы расписать так красиво ложку?!

Воля и труд дивные всходы дают. Все сегодня постарались!

Где хотенье, там и уменье. Теперь видно, что вы многому научились и многое умеете.

Кончил дело – гуляй смело.

И наше путешествие тоже закончилось.

        Не грустите, мастера,

        Что домой идти пора.

        Умелые руки не знают скуки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Осенние посиделки"

Исходя из опыта работы в дошкольном учреждении, нужно подчеркнуть, что обучение счет с помощью мультимедийных игр-презентаций должно осуществляться не только на занятиях, но также в кружковой и индиви...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Данный материал направлен на ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учит детей замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы...

Конспект комплексного занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Птицы летят, весну на крыльях несут".

Комплексное тематическое занятие на расширение представлений детей о перелетных птицах....

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста по закреплению знаний декоративно-прикладного исскуства

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста по закреплению знаний декоративно-прикладного исскуства...

Комплексное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «23 февраля – День защитника Отечества. Мы немножко подрастем, страну защищать пойдем!»

Цель: Обогащение словаря, овладение активной речью, формирование патриотических чувств, формирование первых представлений о родах войск, о защитниках Отечества, формирование умения взаимодействов...

Комплексное занятие с детьми старшего дошкольного возраста " Мы немножко подрастем-страну защищать пойдем!"

Обогащается словарь,формируется представление о разных видов войск,формируется умение взаимодействовать со сверстниками....

Комплексное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мы немножко подрастем, страну защищать пойдем!»

Цель: Обогащение словаря, овладение активной речью, формирование патриотических чувств, формирование первых представлений о родах войск, о защитниках Отечества, формирование умения взаимодействов...