Планирование кружка "Смешные пальчики"
методическая разработка по рисованию (младшая группа) по теме

Фоминова Екатерина Викторовна

Развитие мелкой моторики через использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 1-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_kruzhku.doc88 КБ

Предварительный просмотр:





Это правда! Ну чего же тут скрывать?

^ Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне…….


Э. Успенский


Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте… При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, восковые мелки + акварель, свеча+акварель и др.

Занятия проводятся в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.


Цель: Формировать у детей художественно - творческие способности через различные виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования.


Задачи:


1)Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и применение их на практике.


2) Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники;


3) Выявление способностей у детей младшего дошкольного возраста к изодеятельности посредством проведения запланированных мероприятий.


Подходы и методы их реализации:


  • Систематические занятия.

  • Игры, игровые приемы.

  • Организация и оформление выставок детских работ.

  • Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа;

  • Индивидуальная работа;


Ожидаемые результаты:

  1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
  2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
  3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
  4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.



^ Состав детей:


-Королева Настя

-Гладышев Владислав

-Пивкина Ирина

-Соловьев Павел

-Ларина Оксана

-Арацханова Настя

-Румянцева Ольга


Программа рассчитана для детей 1 младшей группы. Срок реализации программы два года. Состав 7 детей . Продолжительность занятий до 15 минут.

Занятия проводятся по подгруппам.



^ Тема занятия


Нетрадиционные техники


Задачи


Материал




СЕНТЯБРЬ


1.


Веселые мухоморы (1-е занятие).


Рисование пальчиками


Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки гриба. Закрепить умение ровно раскрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать.


Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, красная гуашь, кисти мисочки с белой гуашью, салфетки, иллюстрации мухоморов.


2.


Веселые мухоморы (2-е занятие).


Рисование пальчиками


Закрепить навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями (создание элементарного коллажа).


Ватман, зеленая гуашь в мисочках, кисти, сухие листья, салфетки.


3.


Осеннее дерево (коллективная работа).


Рисование ладошками


Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.


Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки.




ОКТЯБРЬ


1.


Букет из осенних листьев.


Печатание листьями


Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность.


Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки.


2.


Рябинка (1-е занятие)


Рисование пальчиками


Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.


Лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрация с веткой рябины.


3.


Рябинка (2-е занятие)


Скатывание бумаги


Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги.

Учить аккуратно, наклеивать на изображение веточки.

Развивать чувство композиции.


Салфетки красного цвета, клейстер, цветной картон для основы с изображением веточек рябины.


4.


Мы рисуем, что хотим.


Разные


Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.


Все имеющееся в наличии.




НОЯБРЬ


1.


Воздушные

шары.


Оттиск пробкой, тампонирование.


Познакомить с новой техникой - оттиск пробкой. Развивать цветовосприятие, воспитывать аккуратность.


Пробки, печатки, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки.


2.


Разноцветные колечки


Рисование пальчиками


Закрепить умение рисовать пальчиками, наносить колечки по всей поверхности листа. Воспитывать аккуратность.


Плотные листы, гуашь в мисочках, салфетки.


3.


Пушистые животные (занятие 1-е).


Тычок жесткой полусухой кистью.


Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью - учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.


Вырезанные из бумаги

фигурки животных жесткая кисть, гуашь.


4.


Пушистые животные (занятие 2-е).


Тычок жесткой полусухой кистью.


Закрепить технику рисования тычком полусухой жесткой кистью. Воспитывать аккуратность.


Вырезанные из бумаги

фигурки животных жесткая кисть, гуашь.


Выставка: « К нам приехал цирк».


ДЕКАБРЬ


1.


Снежные комочки


Рисование пальчиками, оттиск печатками.


Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. Воспитывать аккуратность.


Тонированные листы (синий, фиолетовый) бумаги, белая гуашь.


2.


Мои рукавички


Оттиск печатками, пробкой, рисование пальчиками.


Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Воспитывать аккуратность.


Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, гуашь, выставка рукавичек, салфетки.


3.


Маленькой елочке холодно зимой


Рисование пальчиками, оттиск печатками.


Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа

( снежинки). Учить рисовать елочку пальчиками.


Плотные листы, гуашь, печатки, салфетки.




ЯНВАРЬ


1.


Веселый снеговичок


Тычок жесткой полусухой кистью


Закрепить технику рисования тычком полусухой жесткой кистью - учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.


Жесткая кисть, гуашь, силуэты снеговиков.


2.


Я слепил снеговика.

(занятие 1-е).


Скатывание бумаги


Закрепить технику – сминать салфетку в комочек, обмакивать в клей и наклеивать на силуэт. Воспитывать аккуратность.


Салфетки, клейстер, силуэт снеговика.


3.


Я слепил снеговика (занятие 2-е).


Скатывание бумаги


Закрепить технику – сминать салфетку в комочек, обмакивать в клей и наклеивать на силуэт. Воспитывать аккуратность.


Салфетки, клейстер, силуэт снеговика.


4.


Рисуем, что хотим.


Разные


Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.


Все имеющиеся в нвличии.



ФЕВРАЛЬ


1.


Елочка


Восковые мелки

+ акварель


Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько

цветов.

Воспитывать интерес, аккуратность.


Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.


2.


Кораблик для папы (занятие 1-е).


Скатывание бумаги


Закрепить технику- скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.


Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки.


3.


Кораблик для папы (занятие 2-е).


Скатывание бумаги


Закрепить технику- скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.


Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки.


4.


Снежинки


Свеча + акварель


Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.


Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.


МАРТ


1.


Цветы для мамы


Рисование ладошками, пальчиками, печатками.


Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.


Гуашь, плотные цветные листы, салфетки.


2.



Цветы для мамы (продолжение).


Рисование ладошками, пальчиками, печатками.


Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность.


Желтая гуашь, плотный лист с изображением круга, салфетки.


3.


Солнышко

(коллективная работа).


Рисование ладошками


Совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать интерес к рисованию.


Желтая гуашь, плотный лист с изображением круга, салфетки.


4.


Бабочка


Рисование ватными пальчиками, тампонирование


Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.


Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек.



Выставка: Весеннее настроение.


АПРЕЛЬ


1.


Вот какие осьминоги!


Рисование ладошками


Совершенствовать технику печатания ладошками, умение дорисовывать пальчиками картинку. Воспитывать аккуратность.


Плотные синие листы, гуашь в мисочках, салфетки.


2.


Вот какие осьминоги! (продолжение).


Рисование ладошками


Совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать чувство ритма и формы. Учить дорисовывать картинку. Воспитывать аккуратность.


Гуашь, плотные синие листы, салфетки.


3.


Рыбки


Рисование пальчиками, печатками


Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности силуэта. Развивать чувство ритма и формы.


Силуэты рыбок, печатки, гуашь, салфетки.


4.


Оформление коллажа

«Подводное царство».



Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж. Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом.


Плотный синий ватман, силуэты рыбок, зеленая гуашь, клейстер, салфетки.


Выставка: Подводное царство.


МАЙ


1.


Цветочки на лугу.


Восковые мелки + акварель.


Закрепить технику рисования восковыми мелками, умение наносить акварель на готовый рисунок.


Восковые мелки, акварель, плотные зеленые листы.


2.


Божьи коровки.


Рисование пальчиками


Закрепить умение раскрашивать готовую картинку, умение рисовать пальчиками. Воспитывать аккуратность.


Силуэты божьих коровок, красная и черная гуашь, салфетки.


3.


Одуванчики.


Тампонирование


Закрепить технику печатания поролоном, умение дорисовывать стебель и листочки пальчиком. Воспитывать интерес, аккуратность.


Желтая и зеленая гуашь, печатки, плотные листы, салфетки.


4.


Рисуем, что хотим.


Разные


Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.


Все имеющиеся в наличии.


Выставка: Улыбки весны.




Список используемой литературы:

  1. Давыдова Г. Н. нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: « Издательство Скрипторий 2003»,2010.- 72с.
  2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
  3. Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
  4. И.А.Лыкова Цветные ладошки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по работе кружка «Разноцветные пальчики» (нетрадиционная техника рисования – «пальцевая живопись») во второй младшей группе

Персективное планирование по работе кружка по рисованию для детей 3-4 лет (нетрадиционная техника "пальцевая живлоспись")...

Планирование кружка "Смешные пальчики"

Планирование кружка "Смешные пальчики". "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет"...

Перспективное планирование кружка "Смешные пальчики"

Перспективное планирование кружка "Смешные пальчики"...

Календарно-тематическое планирование кружка "Волшебные пальчики" для старшей группы

Календарно-тематический план кружка "Волшебные пальчики" для старшей группы. ...

Перспективное планирование занятий по кружковой работе по нетрадиционному рисованию во 2 младшей группе «Талантливые пальчики».

Цель:Основная цель занятий- развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.Задачи:1. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и...

Календарно-перспективное планирование кружка «Пальчик, ручка, язычок» для детей младшего дошкольного возраста

Цель: Развитие речи и мелкой моторики рук детей на основе пальчиковых игр и упражнений.Задачи: Привить детям любовь к художественному слову.Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчико...

для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети

для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...