Проект-программа по художественному творчеству дошкольников «Страна Фантазий».
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Ивановская Ирина Николаевна


 В программе отображены цели ,задачи и перспективное планирование на весь учебный год по всем возрастным группам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_programmy_po_izo.doc453 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30

Невского района Санкт-Петербурга.

 

 Проект-программа по художественному творчеству дошкольников   «Страна Фантазий».

                                 

 

                                                                             Составила воспитатель

                                                                            Ивановская Ирина Николаевна.

         Содержание.

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Цель программы…………………………………………………………….......3

Основные принципы программы………………………………………………4

Задачи программы………………………………………………………………4

Виды деятельности детей и педагога…………………………………………..4-5

Организация процесса восприятия…………………………………………….5-6

Практическая деятельность детей……………………………………………...6

Оборудование……………………………………………………………………6

Программа для детей 3-4,5 лет,

задачи, количество занятий на учебный год…………………………………..7

Перспективный план занятий для детей 3-4.5 лет.

Ожидаемые результаты…………………………………………………………8-13

Программа для детей 4.5-6 лет,

задачи, количество занятий на учебный год…………………………………..14

Перспективный план занятий для детей 4.5-6 лет.

Ожидаемые результаты…………………………………………………………15-21

Программа для детей 6-7 лет,

задачи, количество занятий на учебный год………………………………….. 22

Перспективный план занятий для детей 6-7 лет………………………………23-29

Игры и приёмы, используемые при проведении мониторинга……………….30

Мониторинг……………………………………………………………………...31-33                          

Литература………………………………………………………………………..34

Пояснительная записка.

    Ведущую роль в становлении личности ребёнка, формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

   На занятиях по программе Т.А.Копцевой «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостного представления о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания. С помощью программы «Природа и художник» средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания дошкольников.

   Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столько же необходима для его духовной нравственной жизни. Воспитатель помогает ребёнку «открыть глаза» на видимый мир реализуя основной методический принцип программы – Одухотворение природных явлений. Способность детей одушевлять своей фантазией неодушевлённый мир позволяет ему «очеловечить» всё сущее. Педагог создаёт на занятии ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрываются творческие способности ребёнка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Видимые детьми деревья, цветы, животные наблюдаются образными характеристиками. Они, как люди, бывают разные: большие и маленькие, худые и толстые, они «печалятся и радуются», разговаривают на своём языке.

   Способы вовлечения дошкольников в процессы восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Учитывая возрастные особенности детей 3-6 лет, доминирующей может быть сказочно-игровая форма преподнесения нового материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, ролевые игры, игры-импровизации и т. п. придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.

   Система художественно-творческих заданий рассчитана на одно занятие в неделю. Каждая тема может быть реализована в изобразительных, декоративных и конструктивных видах деятельности, что способствует вариантному подходу к осмыслению той или иной развивающей (учебно-воспитательной) задачи.

   

       

                          Цель программы.

 

 Через развитие способности к зрительному анализу окружающего мира прийти к восприятию предметов изобразительного искусства, а также к умению абстрактно мыслить, понимать символы и таким образом помочь ребёнку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

                           

                                                 

                           Основные принципы программы.

  • Принцип поэтапности  «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип.  Программа составлена с учётом возрастных особенностей ребёнка. Если приступить к освоению этапа минуя предыдущий, то работа может не принести ожидаемого результата.
  • Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
  •  Принцип сравнения подразумевает разнообразие вариантов решения заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
  • Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребёнка при решении данной темы без каких-либо определённых и обязательных ограничений.

                               

                               Задачи программы

  1.  Развивать у детей умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу.
  2. Формировать у детей способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героям художественного произведения (вставать на место другого, быть в чьей-то роли).
  3. Развивать у детей умение восхищаться красотой и разнообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное.
  4. Учить детей использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, форма, линия, объём и т. п.) для осуществления своего замысла.
  5. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазий, смелости в изложении собственных замыслов.
  6. Закреплять умения детей пользоваться как традиционными техниками изображения, так и нетрадиционными и смешивать две этих техники для осуществления своих замыслов.

  Программа включает в себя широкое использование иллюстрационного материала и музейных коллекций; работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, графика, музыка, поэзия); игры-занятия, развивающие абстрактное мышление; использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. Кроме того, детские работы могут служить зрительной информацией для родителей и украшением интерьера.

                               

               

                        Виды деятельности детей и педагога.

       Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, просмотра видео и диафильмов). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогами и индивидуально, способствуют решению учебных задач и заданий.

  1. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в учебном процессе. Её цель – творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
  2. Обсуждение. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребёнку видеть мир не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Могут быть организованны сменные выставки. Работы лучше оформлять в паспарту или рамки. Поскольку работы дошкольников не оцениваются, педагог может анализировать детское творчество по степени активности детей в процессе изложения материала или по уровню освоения тех или иных художественных приёмов в творческой работе.

   Планирую занятие, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащение изостудию. В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приёмами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, цветной и прозрачный пластик, фольга, калька), текстиль (ткани, нитки), дерево, природные материалы, краски (гуашь, акварель, белая водоэмульсионная краска), кисти разной толщины и формы, тушь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы.

    По содержанию практические занятия в основном делятся на изобразительное искусство (живопись, графика) и художественный труд (конструирование, аппликация, коллаж). Программа предполагает проведение интегрированных занятий с использованием различных видов коллажа, использование в работах детей нетрадиционных техник изображения.

                          Организация процесса восприятия.

    Известно, что в дошкольном возрасте внимание ребёнка неустойчиво, он не может длительное время наблюдать за объектом. Если процесс созерцания не доставляет ему удовольствия, то и сам предмет, попавший в поле его внимания, перестаёт быть для него интересным. Интерес любого занятия во многом будет зависеть от интуиции педагога, от его умения использовать любую неожиданную ситуацию в педагогических целях.

    Удивление, возникающее у ребёнка в процессе рассматривания знакомых ему вещей, стимулирует активность восприятия. Педагог, используя метод сравнения и сопоставления реального объекта с нереальным (сказочным) или необычным, определяет значимость вещи, её эстетическую ценность, будь то цветок, стол, ваза, стул, дом и т. п. Так, постепенно в сознании ребёнка формируются представления о многообразии форм и способов выражения, которые художник использует в процессе реализации своего замысла.

    Умелое применение перчаточных, марионетных и просто игрушек – это «пут к душе ребёнка», одно из средств доверительного отношения. В нашей «Стране Фантазий» живут кукла попугай Кеша, королева Кисточка, король Карандаш, девочки Краски и Клякса. Дети с удовольствием вступают в контакт с куклой, отвечают на её вопросы, прислушиваются к её советам. В зависимости от образа того или иного персонажа

разговор с детьми может носить серьёзный или комический характер. Так, основными действующими лицами на занятиях по изобразительной деятельности становятся куклы или другие обитатели «Страны Фантазий».

                       Практическая деятельность детей.

    Ребёнок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и.т.п.

    В течение учебного года дети, которые занимаются в кружке «Стана «фантазий» осваивают на доступном им уровне способы изобразительной, конструктивной, декоративной деятельности и постепенно приобретают первичные навыки работы с гуашью, акварелью, углём, восковым мелком, школьным мелом и т.п.

    Активно можно использовать нетрадиционные техники художественного изображения. Дети младшего возраста много рисуют пальчиками, ладошками, ручками, ватными палочками, поролоновыми тампонами и т.п. Дети старшего дошкольного возраста добавляют в свой опыт такие способы изображения как оттиск, мятая бумага, монотипия, рисование ниткой, зубной щёткой, одноразовой вилкой и т.п.

                        Оборудование.

 

  • Столы с легко моющимся покрытием.
  • Свободный доступ к воде.
  • Изобразительные материалы: гуашь, акварель, восковые и школьные мелки, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши, тушь, шариковые ручки, пастель. Весь изобразительный материал не располагается на столах, но дети знают их месторасположение и свободно выбирают необходимое для работы.
  • Кисти разных размеров и толщины.
  • Бумага и картон. На первых порах формат и оттенок для работы определяет совместно с педагог, затем дети принимают решение самостоятельно.
  • Ластики. Защитная плёнка.
  • Трафареты и печатки.
  • Репродукции картин известных художников.
  • Изделия мастеров народных промыслов России.
  • Тематические подборки картинок и фотографий.
  • Понятийные модели.
  • Модель последовательного восприятия предмета.
  • Модель «Законы юных художников».

                               Программа для детей 3-4.5 лет.

   Работа с этой группой является очень ответственна, поскольку именно сейчас происходит «закладка фундамента будущего здания». Результаты работы будут видны не сразу, а лишь тогда, когда дети научатся свободно владеть карандашом, кистью, воспринимать форму и композицию. Для этого уже в младшей группе необходимо заинтересовать ребёнка творческим процессом, чтобы каждое занятие было эмоциональным, включало в себя игровые моменты, разнообразные и красочные материалы.

   Для практической работы предпочтительней использовать краски гуашь. Кисти должны быть широкие – среднего размера, круглые и мягкие.

   На этом этапе дети узнают, что различие форм зависит от:

    - Инструмента (кисти, карандаши, фломастеры оставляют на бумаге разные следы).

    - Движение руки с инструментом (толщина и цвет линии).

    - Правильной организацией рабочего стола.

   

                      Задачи.

  1. Раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед листом бумаги. «Ты справишься, у тебя всё получится, давай попробуем вместе».
  2. Развивать подвижность руки. Объяснить особенности обращения с кистью – как следует правильно держать, чтобы было удобно, чтобы рука не устала.
  3. Отрабатывать приёмы работы с кистью:

- примакивание – кисть прикладывается к листу, оставляя отпечаток всей плоскости. Этот приём можно использовать для изображения лепестков, следов, капель и т.п.

-   кончиком – изображение получается в виде точки или круга.

-   набрызг -  встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки.

      4.   Учить детей понимать взаимосвязь изображения с его словесным образом. На этом    

            этапе ребёнок ещё не в силах передать изобразительными средствами тот или иной

            образ. Но описать нарисованное он может. Порой одна линия или пятно заключает

            в себе целый мир фантазий.

       5.  Развивать способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений,

            Выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, дождь, вечер, ночь,

            Зима, весна, лето, осень).

       

              Количество занятий на учебный год для детей 3-4.5 лет.

                                   40 занятий.

   

  1. Путешествие в «Страну Фантазий» и знакомство с их обитателями – 4 занятия.
  2. Занятия по обучению создания изображения нетрадиционными техниками и сочетания техник изображений (аппликация + рисование) – 14 занятий.
  3. Занятия по обучению создания изображения традиционными техниками: рисование карандашами, кистью, фломастерами и мелками – 12 занятий.

       Перспективный план занятий для детей 3 -4.5 лет.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Тема занятия

Вводное занятие.

Страна Фантазий.

Жители Страны Фантазий.

Девочки Краски.

Мой любимый дождик.

(рисование пальчиками)

Яблоки на яблони.

Солнышко вышло из-за тучки.

Осеннее дерево.

(печать пробкой)

Красивый зонтик.

(печать по трафарету, рисование пальчиками)

Пушистый котёнок.

(тычок жёсткой кистью)

По замыслу.

Поможем ёжику спрятаться.

Снежное дерево.

(рисование пальчиками оттиск печатками).

Петушок.

(рисовать ладошкой)

Дорожки для игрушек.

Укрась ёлочку бусами.

(рисование пальчиками, оттиск пробкой)

Весёлый снеговик.

(комканое бумаги, скатывание).

Девочки краски.

Снеговик в лесу.

Укрась варежку.

(рисование фломастерам.

Пушистая белочка.

(тычок жёсткой полусухой кистью)

Красивые тарелочки.

Автопортрет.

Наша черепаха.

Котята играют с клубочками ниток.

Петушок и курочка (рисования ладошкой).

Кот усатый, полосатый.

Рыбка.

(ладонь).

Весеннее солнышко.

Ваза для цветов.

(знакомая форма - новый образ, оттиск печатками).

Сказочный теремок.

Жили у Бабуси два весёлых гуся.

(рисование ладошкой).

Превращение кляксы в бабочку.

(монотипия)

Цветы весны.

Ветка с листочками.

Жуки в траве.

Воздушные шары.

(оттиск печатками, рисование пальчиками).

Пчёлы и цветы.

По замыслу.

Красивая бабочка.

Задачи занятия

1.Познакомить с изостудией, её оборудованием, рассказать о профессии художника.

2.Показать материалы, которыми пользуется художник.

3.Выявить уровень навыков и умений детей в изо.

1.В творческой, игровой форме познакомить детей с художественным понятием «цвет».

2.Учить правильно держать кисть, набирать достаточное количество краски.

1.Познакомить детей с героями, которые живут в стране Фантазий.

2.Продолжать детей знакомить с красками.

1.Продолжать знакомить детей с правилами обращения с кистью - правильно держать, не оставлять в воде, убирать лишнюю краску.

1.Вспомнить нетрадиционную технику- рисование пальчиками,  показать приёмы получения точек и коротких линий.

2.Учить рисовать дождик из точек, передавая его характер (мелкий, ливень, капельками), используя точку и линию, как средство выразительности.

1.Упражнять в технике рисования пальчиками.

2.Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета (яблони) и на земле.

1.Закрепить умение рисовать пальчиками круговые формы и прямые линии.

2.Учить правильно пользоваться салфетками.

1.Познакомить с новым приёмом изображения - печать пробкой.

2.Учить использовать жёлтую, красную краски для изображения листьев.

3.развивать чувство композиции и ритма.

1.Познакомить с печатью по трафарету.

2.Учить украшать зонтик простым узором из чередующихся цветов и точек.

1.Напомнить технику рисования тычком полусухой жёсткой кистью _ учить имитировать шерсть животного.

2.Учить наносить тычок на всё изображение кошки.

1.Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.

2.Учить детей обдумывать свой рисунок.

1.Спосопствовать осознанию детьми собственной значимости (они большие и могут помочь ёжику).

2.Заинтерисовать изображением осенних листьев при помощи трафаретов.

1.Закрепить умение рисовать пальчиками.

2.Учить наносить пробкой снег на ветки дерева, на землю.

1.Совершенствовать умение делать отпечатки ладошкой и дорисовывать их до определённого образа

(петушка).

2.Развивать воображение, творчество.

1.Формировать у детей желание рисовать краской.

2.Продолжать добиваться своевременного насыщения кисти краской, свободно и равномерного наложения мазков, нанесения коротких и длинных линий.

1.Упражнять в изображении ёлочных бус с помощью пальчиков и печатанью пробкой.

2.Учить чередовать бусины разного размера.

3.Развивать чувство ритма.

1.Закрепить умение рисовать гуашью.

2.Учить дорисовывать снеговика – метла, шляпа, пуговицы и т.п.

1.Продолжать учить рисовать гуашью, хорошо промывать кисть, аккуратно брать краску на кисть.

2.Учить закрашивать краской определённую часть рисунка.

3.Повторить основные цвета.

1.Учить рисовать снеговика круговыми движениями кисти.

2.Учить дорисовывать рисунок, создавая несложный сюжет  (ёлочки, снег идёт, сугробы и т. п.)

3.Развивать воображение.

1.Учить детей правильно пользоваться фломастерами, изображая простые узоры.

2.Продолжать создавать узор при помощи коротких и длинных линий, кружков, используя разные цвета.

1.Напомнить технику рисования тычком полусухой жёсткой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности.

2.Учить наносить рисунок по всей поверхности изображения.

1.Побуждать детей оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

2.Учить детей рисовать круги, точки и т. п., ритмично располагая изображение на бумаге круглой формы.

1.Показать приёмы изображения головы человека, обратить внимание на конструкцию человеческих глаз, бровей, волос, носа, рта.

2.Учить изображать улыбку на лице .

3.Поощрять желание детей дорисовать рисунок (солнышко, облако и т. п.).

1.Учить изображать черепаху, передовая её характерные особенности строения туловища, лап, головы.

2.Учить детей дорисовывать рисунок, нарисовать, где находится черепаха.

1.Закреплять умение детей рисовать поролоновыми тампонами по трафарету.

2.Развивать игровой замысел.

3.Учить рисовать клубочки круговыми движениями, начиная с точки, постепенно увеличивая круги.

1.Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа (петушок).

2.Развивать воображение, творчество.

1.Учить детей рисовать портрет кота, обращая внимание на конструкцию мордочки.

2.Сравнить форму глаз, носа, ушей с человеком, учить видеть разницу.

1.Совершенствовать умение делать отпечатки ладони с сомкнутыми пальцами и дорисовывать их до определённого образа (рыбка).

2.Развивать воображение, творчество.

1.Закрепить умение печатать ладошкой.

2.Учить смешивать разные краски (жёлтую, красную, оранжевую) кистью прямо на ладошке.

1.Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках.

2.Развивать чувство композиции, ритма.

1.Учить детей в рисунке передавать образ сказочного теремка.

2.Развивать воображение, самостоятельность в изображении и украшении сказочного домика.

1.Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: большой палец смотрит вверх, остальные в сторону.

2.Закрепить умение дополнять изображение деталями.

1.Показать метод получения симметричного изображения бабочки: на одну из сторон сложенного пополам листа гуашью наносят два разноцветных пятна, затем лист складывают пополам.

2.Учить дорисовывать бабочку деталями: усики, туловище, цветы и т. п.

1.Учить изображать цветок мать и мачеха, путём примакивания кисточки по кругу, дорисовывать стебель и лист.

2.Закреплять умение правильно пользоваться кисточкой.

1.Учить детей изображать ветку с молодыми листочками приёмом примакивания кистью.

2.Создать у детей весеннее настроение, желание передать его в рисунке.

1.Учить рисовать кистью округлые формы (туловище жука) и лапки.

2.Продолжать учить дорисовывать рисунок, создавая простой сюжет.

1.Учить рисовать предметы овальной формы.

2.Закрепить умение располагать рисунки по всей поверхности листа.

3.Упражнять в украшении рисунков печатанием.

1.Учить изображать пчёл, показывая их характерные особенности строения.

2.Закрепить умение рисовать цветы приёмом примакивания кисти.

1.Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы.

2.Развивать воображение, творчество.

1.Закрепить умение детей рисовать ладошками (крылья бабочки).

2.Учить быстро намазывать ладонь краской и прикладывать её к туловищу бабочки, украшать бабочку рисование пальчиками.

3.Учить дорисовывать свою работу дополнительными деталями (цветы, облака, солнце и т. п.).

Материалы

Детские работы за прошлые годы, произведения художников, бумага, фломастеры.

Две палитры с изображением основных цветов на одной и изображение цветных замков на другой, гуашь разного цвета, кисти, бумага.

Фигурки Королевы-Кисточки, Карандаша, Девочек Красок, Кляксы, гуашь, мелки, цветные карандаши, фломастеры, бумага.

Гуашь семи цветов, рисунок для каждого ребёнка с контурным изображением девочки- краски, краски.

Пол листа а-4, с изображением тучи, гуашь, салфетки.

Лист бумаги с изображением яблони без яблок, гуашь, салфетки.

Лист бумаги с изображением неба и тучи, гуашь, салфетки.

Лист с изображением дерева без листвы, гуашь, пробка, салфетки.

Лист с изображением зонта, трафареты цветов, гуашь, салфетки.

Лист с силуэтом кошки, кисть, гуашь.

Все имеющиеся материалы.

Лист бумаги и силуэтом ежа, гуашь, трафареты, паралоновые тампоны.

Лист с изображением дерева, белая гуашь, пробки, салфетки.

Лист а-4, тонирован.

Гуашь, игрушка петушка.

Гуашь, кисти, бумага а-4, любые игрушки.

Лист а-4 с изображением ёлки, гуашь, пробки.

Тонирован. Лист а-4, гуашь, кисти.

Лист а-4 с силуэтом дувочки-краски, гуашь, кисти, салфетки.

Лист а-4, тонирован.

Гуашь, кисти, иллюстрации зимнего леса.

Лист а-4 с изображением варежки, фломастеры.

Лист а-4 с изображением силуэта белки, гуашь, жёсткая кисть, салфетки.

Круг, вырезанный из бумаги, фломастеры, образцы расписанных тарелочек.

½ листа а-4, фломастеры.

Лист а-4, цветные Карандаши.

Лист а-4, трафарет котёнка, паралоновые тампоны, цветные карандаши, фломастеры.

Лист а-4, гуашь, салфетки, изображение петушка.

Лист а-4 ½, восковые мелки, образцы изображений кошек.

Лист а-4, гуашь, восковые мелки, фломастеры, салфетки.

Тонирован.

Лист а-4, гуашь, салфетки.

Лист а-4 с силуэтом вазы, гуашь, паралоновые тампоны, трафареты цветов.

Лист а-4, восковые мелки.

Лист а-4 с изображением озера, гуашь, салфетки, фломастеры.

Лист а-4, гуашь, салфетки.

Тонирован.

Лист а-4 ½,

Акварель, кисти.

Лист а-4 ½,

Акварель, кисти.

Лист а-4, акварель, кисти.

Лист а-4, гуашь, трафареты кружков, салфетки.

Лист а-4, фломастеры, акварель, кисти, салфетки.

Все имеющиеся в наличие материалы.

Лист А-4 с нарисованным туловищем бабочки без крыльев, гуашь, толстые кисти, салфетки.

Ожидаемые результаты после обучения детей 3 -4.5 лет.

  1. Развивать у детей сенсорного восприятия форм, размеров, цветовых сочетаний.
  2. Знакомство детей с прямыми, округлыми линиями и приёмами их изображения.
  3. Освоение детьми способов изображения простых предметов, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие линии.
  4. Способность подбирать цвета, изображать несколько предметов с правильным сочетанием и расположением их на листе.

            5. Умение детей самостоятельно выбирать и пользоваться нетрадиционными   способами изображения, такими, как рисование пальчиками, ладошками, паралоновыми тампонами, ватными палочками и т.п.

       

                   

                   Программа для детей 4.5 -6 лет.

  В этом возрасте ребёнку чаще предоставлять возможность работать с разнообразными материалами. Главное требование состоит в том, что поделочный материал должен быть разнообразен и привлекателен для каждого ребёнка. Но материала не должно быть слишком много, иначе дети ограничиваются лишь поверхностным знакомством с ним, переходя от одного вида к другому, не используя возможности каждого, а порой и разбрасывают материалы.

   На этом этапе важно подвести детей к пониманию того, что цвет передаёт настроение (добрый, злой, грустный, весёлый и т.п.).

                           Задачи.

  1. Поощрение самостоятельности, инициативы при выборе материала для изображения.
  2. Развитие умения создавать орнаменты и узоры растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
  3. Совершенствование умения сочетать краски с фоном, овладение техникой смешивания цветов.
  4. Развитие абстрактного мышления, способности раскрывать тему с помощью символов.
  5. Продолжать учить использовать для своих замыслов как традиционные техники художественного изображения, так и нетрадиционные.

Количество занятий на учебный год для детей 4.5 – 6 лет.

                        40 занятий.

  1. Занятия по обучению создания изображения традиционными техниками художественного изображения: рисование простым карандашом, кистью, фломастерами, цветными карандашами, восковыми и школьными мелками – 16 занятий.
  2. Занятия по обучению создания изображения нетрадиционными художественными техниками изображения, сочетание техник – 24 занятия.

               Перспективный план занятий для детей 4.5 – 6 лет.

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Тема занятия

.

Вводное занятие.

По замыслу.

Подсолнухи.

(рисование пальчиками).

Печать осенних листьев.

Ветка рябины.

Рисование пальчиками.

Осеннее дерево.

(печать пробкой).

Цветик-разноцветик.

Бабочки, которых я видел летом.

(монотипия, рисование ладошкой).

Дорисуй фигуру.

Пейзаж у озера.

Монотипия.

Рисуем по шаблону.

Ожившая сказка.

Верблюд в пустыне.

Зимние напевы.

Колючая сказка.

Рисование музыки.

Новогодний подарок.

«Берёзка».

Дед Мороз.

Рисование солью.

По стихотворе-

нию.

Снежная королева.

Снегири на кормушке.

Еловая ветка с шишками.

Белка и её запасы.

Моя любимая сказка.

Красивый кувшин.

(рисование с натуры).

Три медведя.

Составление натюрморта.

Сказочная голубая рыбка.

Волшебная ладошка.

Роспись бумажной тарелочки.

Золотой петушок.

(оттенки красного и жёлтого).

Ветка вербы.

(рисование по мокрому).

Звёздное небо.

Золотая рыбка.

(ватные палочки).

Первые цветы.

Мать и мачеха.

По замыслу.

Слон гуляет по Африке.

Вишня в цвету.

Шмели, муравьи.

Жёлтые одуванчики.

Задачи занятия.

1.Вспомнить, что рисовали в прошлом году, показать работы детей.

2.Вспомнить, чем можно рисовать и на чём.

1. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.

2.Развивать воображение и творчество.

1.Упражнять в рисование пальчиками.

2.Учить рисовать стебель и листья подсолнуха.

3.Закрепить навыки рисования гуашью.

4.Развмвать чувство композиции.

1.Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осенней природы.

2.Ознакомить с новым видом изображения – «печать растений».

3.Развивать чувство композиции, световосприятия.

1.Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство.

2.Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности.

3.Закрепить приём вливания одного цвета в другой.

1.Познакомить детей с приёмом рисования – печать пробкой.

2.Вспомнить основные цвета осени, умение смешивать жёлтый и красный цвет.

3.Развивать чувство ритма.

1.Закрепить представления детей о цветовом многообразии, Ознакомить с основными и дополнительными цветами.

2.Расширить знания цветовой гаммы путём введения новых оттенков, освоения способов их получения.

3.Закрепить навык закрашивания внутри контура.

1.Познакомить детей с техникой монотипией.

2.Закрепить умение использовать технику «знакомая форма – новое содержание» (ладонь с сомкнутыми пальцами – большое крыло, сомкнутый кулачок – маленькое крыло).

3.Познакомить детей с симметрией на примере бабочки.

4.Развивать пространственное мышление.

1.Учить детей дорисовывая данную фигуру, придумывать новый образ.

2.Развивать образное воображение и фантазию.

3.Аккуратно пользоваться фломастерами.

1.Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

2.Познакомить с нетрадиционной техникой – монотипией.

3.Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.

1.Научить детей смотреть на одну и туже форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение.

2.Обучать способам изображения разных объектов приёмом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.

1.Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

2.Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжать развивать пространственное воображение.

3.Развивать творческую фантазии

1.Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон.

2.Ознакомление с новым приёмом рисования – «расчёсывание» краски.

3.Освоение нового графического знака – волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки.

4.Закрепить умение передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета.

1.Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.

2.Помочь почувствовать красоту зимней природы посредствам музыки, поэзии.

3.Учить самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.

4.Познакомить с новым способом изображения снега – набрызг.

1.Развивать умение наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.

2.Показать выразительные возможности простого карандаша.

1.Развивать чувство цвета посредствам музыки и рисования.2.Стимулировать творчество детей к импровизации с цветным пятном.

1.Формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои впечатления в рисунке.

2.Познакомить детей с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани.

3.Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками.

1.Научить новому приёму оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для придания объёмности изображения.

2.Закрепить умение рисовать фигуру персонажа, передовая форму частей, их расположение, относительную величину.

3.Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон ля получения более светлого оттенка.

1.Учить детей изображать на листе бумаги содержание стихотворения.

2.Учить самостоятельно подбирать способ изображения и материалы.

1.Учить изображать снежную королеву, пользуясь только белой краской, при необходимости добавлять в белую краску другие цвета, создавая новые оттенки.

2.Учть пользоваться таким средством выразительности, как линия, цвет, пятно.

1.Учить рисовать снегиря по схеме, передовая его характерные особенности.

2.Развивать чувство композиции, чувство цвета.

1.Учить изображать еловую ветку, используя восковые мелки и акварель.

2.Учить, используя данные материалы передавать пушистость ветки, пальчиками изобразить структуру шишки.

1.Закреплять умение детей пользоваться такой техникой изображения, как печать по трафарету.2.Учить дорисовывать рисунок, создавая сюжет.

3.Учить пользоваться всеми знакомыми материалами.

1. Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимых сказок (рисовать несколько персонажей сказок в определённой обстановке).

2.Развивать воображение, творчество, умение самостоятельно выбирать материалы.

1.Дать представление о многообразии графического изображения кувшинов разной формы, обратить внимание на их форму и строение.

2.Учить составлять узоры из знакомых геометрических форм и линий.

3.Развивать стремление детей быть оригинальными в создании формы сказочного сосуда, умение сравнивать форму сосуда с природными образами.

1.Упражнять детей в печати по трафарету (медведи).

2.Развивать умение дорисовывать работу, соблюдая сюжет сказки.

3. Закреплять умение самостоятельно выбирать материал для дорисовывания.

1.Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке.

2.Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели.

1.Продолжать вызывать интерес к смешиванию красок для получения более светлого или тёмного оттенка.

2.Продолжать учить дорисовывать работу.

1.Продолжать учить детей создавать новый образ, используя знакомые формы (ладонь).

2. Развивать фантазию и воображение.

1. Закреплять умение детей составлятьузор на круге, используя геометрические формы и линии.

1.Заинтерисовать детей смешиванием белой краски с красной и жёлтой для получения новых оттенков.

2. Показать последовательность и приёмы смешивания.

1. Напомнить детям такой способ изображение, как рисование по мокрому.

2.Учить передавать образ пушистой ветки вербы.

1.Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету.

3.Развивать цветовосприятие.

1.Учить изображать золотую рыбку и закрашивать её ватной палочкой способом тычка.

2.Закрепить понятие тёплых цветов, используя все тона красного и жёлтого.

3.Учить аккуратно пользоваться ватной палочкой.

1.Учить изображать цветок, передовая его характерные особенности, используя восковые мелки и акварель.

1. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы.

2.Закрепить умение самостоятельно выбирать материалы и тему.

1.Закрепить знания детей о том, что в Африке живут слоны, которых у нас можно встретить только в цирке или в зоопарке.

2.Учить изображать слона, передовая его характерные особенности строения и роста.

1.Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе, соотносить размеры вазы и веток.

2.Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками, ватными палочками и тычком для повышения выразительности рисунка.

1.Закрепить знания детей о полезных насекомых.

2.Учить изображать шмелей и муравьёв, передовая их внешний вид и движения.

3.Совершенствовать умение рисовать подушечками пальцев и кончиком кисти.

1.Учить передавать красоту цветов, форму листьев.

2.Закрепить умение рисовать короткие штрихи от центра резкими движениями кисти.

3.Развивать композиционные навыки:

Расположение растения в центре листа, равномерное расположение листьев.

Оборудование

Все имеющиеся материалы, работы детей прошлого учебного года.

Все имеющиеся в наличие материалы.

Лист А-4 с нарисованным силуэтом стебля подсолнуха, гуашь, кисти, салфетки.

Листья разных пород деревьев, лист а-4, гуашь, мягкие кисти, вода, салфетки, репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень».

Лист а-4, гуашь, кисть, ветка рябины.

Тонированный лист А-4 с нарисованным силуэтом дерева без листьев, пробки, гуашь, кисти.

Лист а-4, на котором изображён контурный рисунок восковым мелком цветка, гуашь, кисть.

Лист А-4, иллюстрации бабочек, гуашь, толстые кисти, салфетки.

Лист а-4, на котором изображены простые фигуры карандашом,

Фломастеры.

Иллюстрация с пейзажем, отражённым у озера,

Лист а-4, акварель, кисть.

Лист а-4, набор шаблонов геометричес-

ких фигур разного размера, карандаши.

Лист а-4, простой карандаш, цветные карандаши.

Лист а-4, гуашь, стека с зубчиками, трафарет верблюда.

Репродукции зимних пейзажей, лист а-4, с готовым фоном, гуашь, кисть, зубная щётка.

Репродукции с изображением ежа, лист а-4, простой карандаш.

Лист а-4, кисть гуашь, музыка.

Репродукция картины И. Островского «Берёзы», готовый батик, простой карандаш, гуашь, кисти.

Лист а-4 с готовым фоном, гуашь, кисти, соль. Лист а-4, все доступные материалы.

Тонирован-

ный лист а -4,

гуашь, кисти, ватные палочки.

Тонированный лист а-4, белая водоэмульсионная краска, цветная гуашь, кисти, ватные палочки.

Тонирован-

ный лист а-4 (0,5), гуашь, схема изображения снегиря, кисти.

Тонирован-

ный лист а-4 (0,5), еловая ветка, шишка, акварель, гуашь, восковые мелки.

Лист а-4, трафарет белки, паралоновый тампон, кисти, восковые мелки, гуашь.

Лист а-4, все имеющиеся материалы.

Лист а-4, фломастеры, простой карандаш, кувшины разной формы.

Лист а-4, трафареты медведей, различные материалы.

Лист а-4, восковые мелки, акварель, муляжи фруктов.

Лист а-4, с нарисованным контуром рыбки, гуашь, восковые мелки.

Лист а-4, все имеющиеся материалы.

Бумажные тарелочки, гуашь.

Лист а-4, с контурным рисунком петушка, гуашь.

Квадратный лист бумаги, акварель, мягкие кисти толстая и тонкая, ветка вербы.

Лист А-4, гуашь, ватные палочки, восковые мелки для фона.

Лист а-4, тонированный тёмной краской, кисти, гуашь, трафареты, поролоновые тампоны, зубная щётка,

Иллюстрации.

Квадратный лист бумаги, мелки, акварель, иллюстрации цветка, схема изображения цветка.

Все имеющиеся материалы.

Лист а-4, материал для изображения дети выбирают самостоятель-

но.

Тонирован-

ный лист а-4, гуашь, ватные палочки, жёсткая кисть.

Лист а-4, иллюстрации насекомых, схема рисования, гуашь, кисти.

Тонирован.  

Лист бумаги, гуашь, кисти, схема рисования.

     

Ожидаемые результаты после обучения детей 4.5-6 лет.

  1. Способность детей замечать в окружающей жизни что-то интересное и красивое.
  2.  Появление у детей желания самому изобразить то, что понравилось или запомнилось.
  3. Умение детей пользоваться как традиционными способами изображения, так и нетрадиционными для осуществления своих замыслов.
  4. Развитие у детей самостоятельности при выборе материала для изображения.

      5.   Проявление детьми творчества и фантазии.

                                                    

                            Программа для детей 6-7 лет.

   Дети уже вошли в мир искусства, они могут разбираться в цвете и понимают их оттенки. В этом возрасте следует делать основной акцент в обучении на многообразие цвета и его сочетаний.

   На этом этапе дети узнают:

  • Как один цвет может влиять на другой;
  • Какие цвета могут дополнять друг друга, а какие – наоборот, вместе не сочетаются;
  • О взаимосвязи цвета с различными материалами;
  • О понятии теплохолодности цвета.

 Следует проводить развивающие упражнения, которые будут способствовать пробуждению в детях эстетического чувства. Например: не всегда что ярко – то красиво, что громко – то привлекает. Можно экспериментировать с материалами и техникой изображения. Работая с детьми 6-7 лет, важно не мешать ребёнку в создании картины, не навязывать ему свои варианты выполнения, а чутко и умело управлять творческим процессом. Дети этого возраста узнают:

  • Как, используя отношение контраста, можно выразить самые разные чувства и мысли через связи изображений по цвету, форме, очертаниям. Поэтому дети пробуют осваивать их, начиная с наиболее простых – отношение величин, цветовой контраст;
  • Как передать глубину пространства на плоских и объёмных изображениях (живопись, коллаж) на примере композиции.

 

                           Задачи.

  1. Продолжать знакомство с приёмами работы кистью.
  2. Показать связь цвета с характером персонажа. Точно так же, как и характер, цвет изменяется, он бывает смешным или грустным, ярким или тусклым.
  3. Развивать у детей понимание ассоциативной связи фактуры материала с реальным образом. Это можно видеть на примере «Зимнего пейзажа», когда белое кружево ассоциируется с реальным образом заснеженного сугроба или замысловатого узора на оконном стекле. Каждый из художественных материалов, который используют дети, обладает особыми свойствами и внешнем видом, а значит, вызывает свои ассоциации.
  4. Продолжать учить использовать для осуществления своих замыслов как традиционные художественные техники, так и нетрадиционные, самостоятельно выбирать нужную технику.
  5. Учить использовать адекватные средства художественной выразительности (цвет, линию, объём и т.д.) для осуществления своего замысла.
  6. Учить давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться высказывать не чужую, а свою точку зрения.

       Количество занятий на учебный год для детей 6-7 лет.

                                         40 занятий.

  1. Занятия по обучению создания изображения традиционными художественными техниками – 13 занятий.
  2. Занятия по обучению создания изображения нетрадиционными  художественными  техниками – 27 занятий.  

Перспективный план занятий с детьми 6-7 лет.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Тема занятия.

На свободную тему.

Я шагаю по ковру из листьев.

Деревья, согнувшиеся от ветра.

Букет осенних листьев.

(отпечатки листьев).

Мы рисуем осень.

Букет с астрами.

(печатание спичечным коробком).

Ветка рябины.

(рисование пальчиками).

Дерево у воды.

(монотипия)

Ваза с плодами.

Чудо дерево.

Пушистый котёнок.

(тычок жёсткой кистью)

Птицы волшебного сада.

(аппликация из ткани)

1 занятие.

Птицы волшебного сада. 2 занятие.

Волшебство.

Кляксография, знакомая форма-новый образ.

По замыслу.

(аппликация из осенних листьев).

Рисуем сказку.

(рисование крупой).

Ёлочка нарядная.

(рисуем пальчиками, акварель + восковые мелки)

Ёлочная игрушка.

(аппликация из материала).

Я в волшебном лесу.

(печать поролоном по трафарету).

Белая сова.

(тычок жёсткой кистью).

По замыслу.

(рисуем ладошками)

Сухой букет.

(с натуры)

Опушка зимнего леса.

(рисование мелом)

Снежная королева.

Серая мышка.

Растения в нашей группе.

(с натуры)

Снежинка.

(черно-белый гратаж)




По замыслу.

Волшебные цветы.

(разноцветная основа. Гратаж)

Я в подводном мире.

(рисование ладошками, восковые мелки, акварель).

Северное сияние.

(рисование по мокрому)

Я – фантазёр.

(знакомая форма – новый образ)

Виды пейзажей.

Волшебные цветы.

(кляксография с ниточкой)

Старинные решётки.

Моя мама.

Подснежники.

(восковые мелки = акварель)

По замыслу.

Образы экзотических животных.

Едем в страну «Выдумляндию».

Задачи занятия

1.Вспомнить, что рисовали в прошлом учебном году, показать работы детей.

2.Вспомнить, чем можно рисовать и на чём.

1Закрепить умение работать с техникой печатания листьями по трафарету поролоном.

2Развивать цветовосприятие.

3.Продолжать учить смешивать краски прямо на листьях.

1Учить изображать движение на листе бумаги, используя такие средства выразительности, как цвет, линия.

2.Учить самостоятельно подбирать нужный цвет, при необходимости смешивать краски.

3.Развивать творчество.

1.Познакомить с техникой отпечатки листьев.

2.Учить составлять композицию, смешивая краски (красную и жёлтую).

3.Развивать воображение.

1.Учить отражать в рисунке впечатления о золотой осени, передавая её колорит.

2.Закрепить умение рисовать деревья, используя различные цвета для стволов и листьев.

3.Развивать умение отражать в рисунке свои замыслы.

1.Познакомить с техникой печатания спичечным коробком.

2.Развивать чувство ритма, композиции.

3.Воспитывать аккуратность при пользовании материалами.

1.Учить анализировать натуру, выделяя её признаки и особенности.

2.Закреплять умение рисовать пальчиками, приём примакивания (листья).

3.Развивать чувство композиции.

1.Вспомнить с детьми технику монотипию.

2.Закрепить умение рисовать дерево с разными стволами.

3.Учить смешивать краски, получая новый цвет.

1.Закрепить представления о натюрморте, учить составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение.

2.Упражнять в рисование тычком.

3.Развивать чувство композиции.

1.Развивать творчество и фантазию изображая чудо дерево, на котором растут игрушки, конфеты и т. п.

2.Закрепить умение самостоятельно выбирать технику изображения и материалы.

1.Учить рисовать котёнка по схеме простым карандашом, отображая облик животного наиболее выразительно.

2.Совершенствовать технику рисования жёсткой кистью.

3.Учить дорисовывать свою работу деталями: где находится котёнок, что вокруг него.

1Учить рисовать простым карандашом волшебную птицу на белом листе бумаги.

2.Учить подбирать лоскутки ткани по цвету и наклеивать на птицу.

3.Развивать фантазию.

4.Воспитывать аккуратность при пользовании клеем.

1.Учить аккуратно вырезать птицу, украшенную тканью.

2.Учить самостоятельно выбирать фон для своей птицы, поощрять творчество.

1.Познакомить с нетрадиционной техникой изображения – клаксографией.

2.Закрепить умение работать в технике «знакомая форма-новый образ».

3.Развивать воображение.

1.Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с осенними листьями.

2.Развивать чувство композиции.

3.Развивать воображение и фантазию.

1.Учить передавать в рисунке эпизод из любимой сказки.

2.Развивать умение рисовать контур простым карандашом, наносить клей равномерно по всему контору; засыпать контур слоем крупы.

3.Учить использовать всё пространство листа.

1.Закрепить умение изображать ёлку восковыми мелками, затем использовать акварель для придания ёлке пушистости.

2.Закреплять умение рисовать пальчиками. (Елочные украшения).

3.Учить аккуратно пользоваться красками.

1.Учить изготовлять плоскостную ёлочную игрушку в технике аппликации из материала, тесьмы, пуговиц и т. п.

2.Учить составлять узор на круге.

1.Совершенствовать умение в нетрадиционной графической технике печать поролоном по трафарету.

2.Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно.

3.Развивать чувство композиции.

1.Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка.

2.Развивать умение пользоваться выразительными средствами техники.

3.Закрепить навыки работы с данным материалом.

1.Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми в нетрадиционных техниках.

2.Закреплять умение самостоятельно выбирать тему.

3.Развивать фантазию, воображение.

1.Продолжать использовать выразительные средства графики: пятно, штрих, линия.

2.Учить продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования.

3.Продолжать учить рисовать простым карандашом.

1.Продолжать учить детей передавать в рисунке образ зимнего леса, отдельных деревьев.

2.Познакомить со способом рисования мелом.

3.Закреплять приёмы тонирования бумаги, рисования деревьев с разными стволами.

1.Учить изображать снежную королеву, пользуясь только белой краской, при необходимости добавлять в белую краску другие цвета, создавая новые оттенки.

2.Учить пользоваться такими средствами выразительности, как цвет, линия, пятно.

1.Учить изображать серую мышку, используя смешивание красок прямо на листе.

2.Учить самостоятельно выбирать технику изображения и тон.

3.Развивать цветовосприятие.

1.Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму цветочного горшка, относительную величину горшка и растения, форму и расположения листьев.

2.Закрепить приёмы работы с цветными карандашами.

1.Познакомить с нетрадиционной техникой изображения – гратаж.

2.Упражнять в таких средств выразительности, как линия, штрих.

1.Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с различными материалами.

2.Закрепить умение самостоятельно выбирать технику изображения и тему.

1.Совершенствовать умения в технике изображения гратаж.

2.Учить планировать свою работу.

3.Развивать фантазию, планировать свою работу.

1.Совершенствовать умение в нетрадиционной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладошки.

2.Учить превращать отпечаток ладошки в рыбку и медузу, рисовать различные водоросли, рыб разной величины.

1.Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя акварель различных цветов, смешивая её прямо на мокрой бумаге.

2.Закреплять понятие о холодных цветах.

3.Упражнять в аккуратном обращении с красками.

1.Учить обводить на бумаге знакомые предметы (ложка, чашка, ладонь, кулак и т. п.), дорисовывать их, придумывать новый образ.

2.Развивать самостоятельность в выборе материала для изображения.

3.Поощрять проявления фантазии и выдумки.

1.Дать представление о видах пейзажей: морской, городской, сельский, пейзаж-настроение, пейзаж в портрете.

2.Закрепить понятие о зелёном цвете как составном.

1.Закрепить умение детей пользоваться такой нетрадиционной техникой изображения как кляксография с ниточкой.

2.Учить применять такое средство выразительности как пятно.

1.Познакомить детей с красотой старинных решёток.

2.Учить внимательно рассматривать решётки, замечая их особенности и переносить их на свой рисунок.

1.Продолжать знакомить детей с жанром портрета.

2.Закрепить умение детей рисовать лицо человека, передовая характерные особенности конкретного человека.

3.Учить пользоваться такими средствами выразительности как линия, пятно, штрих.

1.Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая внимание на склонённую головку цветков.

2.Учить с помощью акварели передавать весенний колорит.

3.Развивать цветовосприятие.

1.Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках изображения.

2.Учить планировать свою работу и подбирать необходимый материал для исполнения своего замысла.

Учить изображать экзотических животных, используя схему изображения избранного животного (жираф, носорог, слон, крокодил)

2.Учить изображать животного в их естественной среде.

1.Нацелить деятельность детей на создание необычных домов, машин, растений, жителей страны «Выдумляндия».

2.Напомнить детям приёмы работы с фломастерами и гуашью.

3.Развивать фантазию и выдумку.

Оборудование

Лист А-4 и все имеющиеся материалы.

Лист А-4, поролоновые тампоны, гуашь, трафареты листьев.

Лист А-4, акварель, кисти, восковые мелки, иллюстрации.

Лист А-4, листья дуба, клена, берёзы и т. п., гуашь, мягкая кисть.

Тонированный лист а-4, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, жёсткая кисть, иллюстрации осени.

Лист а-4, спичечный коробок, гуашь, кисти, салфетки.

Тонированный лист а-4, гуашь, кисти, салфетки, ветка рябины.

Лист а-4, акварель, кисти, иллюстрации, салфетки.

Лист а-4, жёсткая кисть, гуашь, иллюстрации натюрмортов, салфетки.

Лист а-4, все имеющиеся материалы.

Лист а-4, гуашь, жёсткая кисть, схема рисования котёнка, восковые мелки.

Лист а-4, различные кусочки ткани, клей, ножницы, салфетки.

Листы разноцветного картона, лоскутки ткани для фона, клей, кисти, салфетки.

Листы 20х20, гуашь, фломастеры, различные предметы (ножницы, ложки, кольца и т. п.), восковые мелки.

Листы цветного картона, засушенные осенние листья, клей, кисти, простой карандаш, салфетки.

Половина листа а-4, простой карандаш, клей, крупы: манная, рисовая, гречневая, перловая, пшённая, салфетки.

Тонированный лист а-4, акварель, гуашь, восковые мелки, салфетки.

Картонные заготовки ёлочных шаров, лоскутки ткани, кружева, тесьма, пуговицы, клей «пва», ножницы, кисти, салфетки.

Тонированный лист а-4, трафареты елеё разного размера, поролоновые тампоны, гуашь, салфетки.

Лист а-3, жёсткая кисть, гуашь: белая и чёрная для смешивания, мягкая кисть, иллюстрации.

Лист а-4, все имеющиеся материалы.

Лист а-4, простой карандаш, сухой букет в вазе.

Лист а-4, гуашь, мелки, кисти.

Тонированный лист бумаги а-4 или кусок обоев, белая краска, кисти, иллюстрации.

Лист а-3, кисти, гуашь, изображение мышки.

Лист а-4, цветные карандаши, комнатное растение в горшке.

Лист картона а-3, свеча, тушь + жидкое мыло, зубочистки, образцы.

Все имеющиеся материалы.

Лист а-3, тонированный разноцветными красками, свеча, чёрная тушь + жидкое мыло, зубочистки.

Голубой лист а-4, акварель, восковые мелки, кисти, иллюстрации.

Лист а-3, акварель, кисти, иллюстрации полярного сияния.

Лист а-4, все имеющиеся материалы.

Репродукции картин художников-пейзажистов, морфологическая дорожка «виды пейзажей».

Лист а-4, жидко разведённая гуашь в мисочках, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Лист а-4, иллюстрации старинных решёток, фломастеры, акварель, кисти.

Все имеющиеся материалы.

Лист а-4, акварель, восковые мелки, иллюстрации подснежников.

Все имеющиеся материалы.

Лист а-4, простой карандаш, гуашь, схемы рисования животных, иллюстрации животных в их естественной среде.

Лист а-4, фломастеры, гуашь, кисти.

       

       Ожидаемые результаты после обучения детей 6-7 лет.

 

  1. Способность рисовать по замыслу.
  2. Умение подчинить изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче.
  • Выбор изобразительного материала
  • Умение смешивать краски для получения разных цветов и оттенков
  • Использование декоративных элементов в рисунке.

3.   Отсутствие в работах детей изобразительных штампов.

4.   Высокий уровень развития у детей воображения и фантазии.

Игры и приёмы, используемые при проведении мониторинга.

  1. Предложить ребёнку различные художественные материалы и попросить нарисовать то, что хочет, используя по возможности все представленные материалы (карандаши, краски, восковые мелки, фломастеры. и.т.п.).
  2. Дидактическая игра «Собери радугу».
  3. Дидактическая игра «Цветик Семицветик».
  4. Дидактическая игра «Где спрятался зайчик?»
  5. Дидактическая игра «Выложи пейзаж» и «Составь натюрморт».
  6. Предложить ребёнку рассмотреть игрушку или предмет и попросить рассказать о нём. Затем попросить изобразить его, стараясь передать в рисунке характерные черты образа.
  7. Предложить ребёнку несколько предметов на выбор и попросить нарисовать наиболее понравившийся.
  8. Предложить ребёнку прослушать стихотворение или отрывок из сказки и попросить нарисовать запомнившийся сюжет.

      9. Предложить ребёнку несколько контурных рисунков и попросить закрасить их      красками, карандашами, мелками, фломастерами на их выбор.


Мониторинг по выявлению изобразительных навыков и творческой активности

                                                                   детей 3-4,5 лет.

Фамилия имя ребёнка

Умение пользоваться карандашом

Умение пользоваться кистью

Знание основных цветов

Ориентировка на плоскости листа

Умение самостоятельно выбрать материалы для изображения

Самостоятельно пользоваться нетрадициенными способами изображения

     итог

Начало

учебного

года

Конец

учебного

года

Начало

учебного

года

Конец

учебного

года

Начало

учебного

года

Конец

учебного

года

Начало

учебного

года

Конец

учебного

года

Начало

учебного

года

Конец

учебного

года

Начало

учебного

года

Конец

учебного

года

                       

                        Материал усвоен.

                        Материал усвоен не полностью.

                        Материал не усвоен.

31

Мониторинг по выявлению изобразительных навыков и творческой активности

детей 4.5-6 лет.

/п

   Фамилия имя ребёнка

Видит и понимает красоту природы, произведений народного и изобразительного творчества.  

В рисовании, лепке способен создавать образы окружающего мира доступными ему средствами выразительности.

Самостоятельно выбирает способы изображения и материалы для осуществления своих замыслов.

Умеет пользоваться оттенками, создавать новые цвета.

Проявляет интерес к изобразительной деятельности, инициативен и самостоятелен.

 

    итог

Начало

учебного года

Конец

учебного

года

Начало

учебного

года

Конец

учебного

года

Начало

учебного

года

Конец

учебного

года

Начало

учебного

года

Конец

учебного

года

Начало

учебного

года

Конец

учебного

года

                        Материал усвоен.

                        Материал усвоен не полностью

                        Материал не усвоен

Мониторинг по выявлению изобразительных навыков и творческой активности

                                                                   детей 6-7 лет.

Фамилия имя ребёнка

Способность рисовать по замыслу.

Умение самостоятельно выбирать изобразительный материал.

Умение смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

Умение самостоятельно выбирать, какая изобразительная техника (традицион. или нетрадицион.) подходит для осуществления замысла.

Уровень развития воображения и творчества.

Итог.

Начало

учебного

года

конец

учебного

года

Начало

учебного

года

Конец

учебного

года

Начало

учебного

года

Конец

учебного

года

Начало

учебного

года

Конец

учебного

года

Начало

учебного

года

Конец

учебного

года

                       Материал усвоен.

                       Материал усвоен не полностью.

                    Материал не усвоен.              

         


 Литература.

  1. Т.А.Копцева «Природа и художник». Программа по изобразительному искусству. Изд. «Творческий центр». Москва. 2006 год.
  2. И.В. Тюфанова. «Мастерская для юных художников» Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. Изд. «Детство-Пресс». Санкт-Петербург, 2002 год.
  3. Н.В. Дубровская. «Приглашение к творчеству». Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. Изд. «Детство-Пресс». Санкт-Петербург. 2004 год.
  4. Т.Н. Доронова. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». Изд. «Просвещение». Москва. 2004 год.
  5. Под редакцией Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Изд. «Творческий центр». Москва 2004 год.
  6. Г.Н. Давыдова. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1. Изд. Москва 2008 год.
  7. Г.Н. Давыдова. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 2. Изд. Москва. 2008 год.
  8. А.В. Никитина. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Изд. «Каро».Санкт-Петербург 2010 год.
  9. Н.В. Шайдурова. «Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам». Изд. «Детство-Пресс». Санкт-Петербург. 2010 год.

     10.   «Рисуем пальчиками» ООО «Стрекоза». Москва. 2009 год.

                                                                                                                                                        34



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Эстетическое воспитание  подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством  Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональном...

Проект-программа по художественному творчеству дошкольников «Страна Фантазий».

Перспективное планирование по изобразительной деятельности на весь учебный год на все возрастные группы ДОУ. Дополнительное образование...

Рабочая программа по художественному творчеству дошкольников «Страна фантазий»

Рабочая программапо художественному творчеству дошкольников«Страна фантазий»на 2014-2015 учебный годпедагога дополнительного образованияГБДОУ № 14 Федюк М.В.  Пояснительная запис...

Мастер-класс для педагогов "Дудлинг как способ развития фантазии и художественного творчества дошкольников"

Мастер-класс для педагогов "Дудлинг как способ развития фантазии и художественного тврчества дошкольников" подразумевает передачу опыта работы педагога по рисованию нетрадиционным стилем. Пе...

дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Страна фантазий"

Данная программа преднозначена для детей  подготовительной группы (6-7 лет)....

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Дудлинг как способ развития фантазии и художественного творчества дошкольников»

Цель – передача опыта работы педагога по рисованию нетрадиционным стилем.Задачи: 1. Дать практические знания педагогам-участникам по рисованию в стиле «Дудлинг».2. Привлечь воспитате...

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Зендудлинг как способ развития фантазии и художественного творчества дошкольников»

Цель – передача опыта работы педагога по рисованию нетрадиционным стилем....