НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
методическая разработка (старшая группа) по теме

 

Эстетическое воспитание  подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством  Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональному материалу, учитывать социальную среду ближайшего окружения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А. Лысова

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Эстетическое воспитание  подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством  Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональному материалу, учитывать социальную среду ближайшего окружения детей.

В нашем городе проживают люди, приехавшие из разных уголков страны для прохождения военной службы. Всех их объединяет этот северный край, у которого есть своя история, свои традиции коренные жители  со сложившейся культурой и бытом. Как показывает практика, современные дети недостаточно знают о крае, который на время стал второй Родиной. Особенность нашего гарнизона в том, что целых 90 км отделяют нас от областного центра, и многие из нас не имеют возможности посещать выставки, музеи. Поэтому мы поставили перед собой цель познакомить детей с жизнью северного края, его специфичной природой и традициями коренных жителей - саамов.

Чтобы работа по региональному направлению с детьми была эффективной, важно самому педагогу быть увлеченным, заинтересованным культурным наследием коренного населения Кольской земли. В свое время, меня поразили изделия из оленьего меха, замши, расшитые причудливыми узорами.
С интересом начала изучать литературу, посещала музеи и выставки, не
упускала малейшей возможности приобщиться к удивительному искусству северных народов.   Полученные знания и опыт легли в основу перспективного  плана работы с детьми в этом направлении. Так появился кружок «Хейро». Основой первого года обучения, периодом накопления стали такие блоки, как:

-ознакомление детей с народом саами, бытом, искусством, культурой;

-знакомство с природой Севера (растительный мир).

Встреча детей с жизнью и бытом северного народа саами начинается с чтения саамских сказок. Зимой, в длинную, полярную ночь, сидят саамы в своих жилищах (чумах) у очага, шьют одежду из оленьих шкур, мастерят рыболовные снасти и рассказывают детям сказки. Детям очень полюбилась саамская сказка «Семилетний стрелок из лука». Здесь они познакомились с могучим богатырем Ляйне, который защищает саамский народ от врагов и маленькими человечками чакли, живущими под землей и владеющими подземными богатствами.

С целью знакомства детей с самобытностью саамов и природой Севера возникла идея создания мини-музея в детском саду. Наш музей Севера маленький, но он дает детям возможность соприкоснуться с растительным и животным миром Заполярья, послушать птичий гомон, рассмотреть обитателей птичьего базара, познакомиться с ластоногими животными. Здесь есть и маленький, кусочек подводного мира, а рядом расположилась витрина с природным ландшафтом. Ну, а самой любимой витриной ребята считают ту, в которой «живет» маленький оленёнок. В музее дети могут увидеть уменьшенную копию жилища саамов, а так же прикладное искусство этого своеобразного и талантливого народа. И каждый раз, приходя сюда, дети с восторгом и восхищением ждут того момента, когда погаснет свет и, как по велению волшебной палочки, появится северное сияние, сопровождающееся восторгом и бурей эмоций. Сформировать у детей понимание красоты северного края и ощущение праздника от встречи с народной культурой - главная моя задача.

Второй год обучения в кружке «Хейро» – реализация и моделирование. Сюда входят занятия по продуктивной деятельности, изодеятельности. Дети, используя полученные навыки, при помощи бумаги украшают узорами малицы, койбицы, парки, кисы, коврики. А далее идёт усложнение – работа с оленьим мехом. Появляются обережки, кулоны, игрушки, сумочки, сделанные своими руками, с любовью, мастерством, умением. Не многие малыши в садах Заполярья знают саамский орнамент, из каких фигур он состоит, значение каждого изображения, а наши – знают. Сидят девчонки и мальчишки, творят своими руками поделки и очень часто проговаривают:

Бусинка к бусинке ровненько ляжет,

Четким узором на ярком сукне,

Каждый узор подробно расскажет

О чудесах на снегу при луне.

Пожалуй, самым сложным для педагога в этой работе является составление рассказов, которые были бы интересными и понятными детям. Поэтому я сопровождаю рассказы наглядным материалом (фотографии, альбомы, слайды, схемы); «живыми», примерами (пимы, сувениры из оленьего меха и т. д.); обращаясь к детям с вопросами, использую доступную лексику, объясняю значение незнакомых слов. Планируя свою работу, стараюсь правильно, грамотно применять различные приемы: диалог с детьми, рассматривание предметов искусства, игры-беседы, итоговые занятия с целью закрепления усвоенного материала детьми.

6 февраля  в нашем саду проводится День саамской культуры. В этот день во время саамского праздника, мы прощаемся с полярной ночью и встречаем наше северное хейро (солнце). Под звуки ритмичной саамской музыки танцуют наши малыши саамские танцы, поют песни о жизни мужественных северных народов, играют в национальные игры, поют северные частушки.

Работая с детьми, стараюсь привлечь родителей, заинтересовавшихся темой моей работы. Они с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях: совместных выставках, праздниках, развлечениях, тематических занятиях, а также  в оформлении и пошиве костюмов, изготовлении музыкальных инструментов и атрибутов к играм. Благодаря такой работе родители не только расширяют свои знания о крае, в котором они живут, но и становятся активными участниками образовательного процесса

Занятия по ознакомлению с жизнью и бытом народов Крайнего Севера не были такими эффективными без комплексной работы с музыкальным руководителем.

Вводя в свои занятия музыку, мы стараемся сделать каждое занятие праздником – «витамином» души, необходимым для нормальной человеческой жизнедеятельности, без которого тускнеет наше настроение, а жизнь становится скучной и неинтересной. Разучивая разнообразные поэтические и музыкальные произведения о севере, дети начинают любить свой край и  гордиться им, осваивать образный язык, описывающий суровую красоту заполярья, величие человека, живущего и работающего в нелегких природных условиях.

Саамские песни и танцы - это музыкальная аранжировка в пути, за работой, и на отдыхе. Саамские песни и танцы, почти всегда импровизация, то есть создавались без подготовки, в момент исполнения и не имели  постоянного текста. Пелись песни по всем поводам, которые давала жизнь: радость по поводу удачной охоты, любование природой, оленями в стаде, рассказ о событиях, случившихся за день.

Для успешного проведения всех мероприятий проводим работу по подбору текстового материала, наглядных пособий, костюмов, музыки. Особенно тщательно продумываем содержание бесед, отбираем музыкальный и поэтический материал, анализируя его доступность. Очень хочется пробудить в детях чувство любви, гордости, уважения к своей Родине. И, прежде всего, нужно добиваться обогащения чувственного, эмоционального опыта, радостного сопереживания различных событий, связанных с историей края, народными традициями. И та форма, которую мы взяли за основу, позволяет нам сделать это осмысленно и целенаправленно.

Наши дети очень любят северные праздники за их необычность. Есть у нас праздники, связанные с приходом полярной ночи («Праздник фонариков», «Во владениях Снежной королевы») и с приходом светлого дня («Здравствуй, солнце!», «Мы солнышко встречаем, его мы величаем»), а так же утренники: «Северные посиделки!», «Милее сердцу края нет», «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь!».

На празднике «Мир глазами не увидишь, не зная края своего», дети отправились в саамскую деревню в гости к тете Даше, «покатались» на быстрых оленях, познакомились со сказочным гномом Чакли, а «жители» саамской деревни рассказали об обычаях и традициях народа саами.

Одно из главных украшений праздника - музыка, не только классическая, но и региональная. Мы очень серьезно относимся к подбору музыки, песен, танцев и игр, стараемся продумать, в какие моменты будет звучать музыкальное оформление и музыкальное сопровождение.

Опираясь на региональный компонент, мы с детьми поставили такие танцы: «Танец рыбаков», «Танец охотников», «Танец оленей», «Танец под бубен». Ознакомление дошкольников с жизнью народов Крайнего Севера не обходится без знакомства с народными играми (игры-шутки, игры-состязания, игры-прятки, игры с подражанием). Саамские игры очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов и длительной подготовки. Они связаны с прыжками, метанием, бегом, способствуют упражнению детей в основных видах движения, формированию у них глазомера, быстроты реакции, выносливости, т.е. тех качеств, которые жизненно необходимы коренным народам севера. Это игры: «Талл, талл», «Пастух и олени», «Куропатки и охотники», «Перетягивание на палках», «Меткий стрелок» и другие.

Для того чтобы занятия и праздники были интересными и более понятными в ДОУ сшита национальная одежда с использованием саамских орнаментов. Все атрибуты, которые мы используем при исполнении песен,  танцев и игр мы приготовили сами: «Шумелки», «Оленьи рожки» (Вырезанные из фанеры рожки, украшенные колокольчиками, цветными бантиками и нитями), «Стучалки» (деревянные палочки). К празднику мы оформляем зал, в северном стиле, строим импровизированный чум, на стенах оформляем выставку  рисунков детей, украшаем её атрибутами и панно саамского орнамента.

Уходят наши дети в школу с хорошим багажом знаний о культурном наследии саамов, представлении о растительном и животном мире. Уверены, что знакомя ребят с богатым, самобытным наследием саамской культуры, мы, делаем очень полезное дело. Ведь в фольклоре и декоративно-прикладном искусстве саамов заложены ценные педагогические идеи. В жанровом отношении саамский эпос представляют сказания (сакки) о реальных событиях, мифы, легенды, множество сказок, бывальщин. А патриотические качества саамов формировались с детства. Секреты военного мастерства передавались из уст в уста, из поколения в поколение. На примерах саамских богатырей, мы учим детей быть сильными, меткими, ловкими, смело умножать победы отцов. Перелистывая с детьми страницы саамских сказок, мы беседуем о подвигах во имя народа, мечте о лучшей жизни, которую саамы связывают с солнцем. Фольклор способствует воспитанию у подрастающего поколения таких нравственных черт, как товарищество, дружба, взаимопомощь, семейные ценности. Этическими нормативами звучат афоризмы из сказки «Чакля»: «Пусть дружба наша будет вечна и верна!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития художественного творчества дошкольников.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений...

Проект-программа по художественному творчеству дошкольников «Страна Фантазий».

В программе отображены цели ,задачи и перспективное планирование на весь учебный год по всем возрастным группам ДОУ....

Проект-программа по художественному творчеству дошкольников «Страна Фантазий».

Перспективное планирование по изобразительной деятельности на весь учебный год на все возрастные группы ДОУ. Дополнительное образование...

Методические рекомендации "Художественное творчество дошкольника"

В рекомендациях представлены разработки по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста для воспитателей. Здесь вы можете найти "Формы образовательной деятельности по художественном...

Консультация для воспитателей: Условия формирования художественного творчества дошкольников в ДОУ.

Разнообразие и вариативность работы по изобразительному творчеству с дошкольниками в ДОУ, изобразительное творчество и игра, препятствия на пути к успешному развитию детского творчества...

Использование регионального компонента в художественном воспитании дошкольников

Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной, социальной  и культурной среде, в то же самое  время он житель планеты Земля, он является членом большой многонациональной семьи народо...