Использование регионального компонента в художественном воспитании дошкольников
учебно-методический материал

Савиных Наталья Газизовна

 

Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной, социальной  и культурной среде, в то же самое  время он житель планеты Земля, он является членом большой многонациональной семьи народов мира. Приобщение детей к национально-региональному и мировому художественному наследию является важной образовательной задачей. Уникальность художественного наследия родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с национальными образами мира – это идет диалог культур.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_regionalnogo_kompanenta_v_hud_vospit_detey.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Использование регионального компонента в художественном воспитании дошкольников

Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной, социальной  и культурной среде, в то же самое  время он житель планеты Земля, он является членом большой многонациональной семьи народов мира. Приобщение детей к национально-региональному и мировому художественному наследию является важной образовательной задачей. Уникальность художественного наследия родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с национальными образами мира – это идет диалог культур.

Из года в год ребенок познает нечто всеобщее, что роднит его со всеми народами, то, что принято называть «общечеловеческим ценностями», то, что в разные исторические времена находило отклик в творчестве разных художников. Из года в год происходит расширение горизонтов познания - от близкого к далекому, от простого к сложному, от частного к общему, от национально-регионального к мировому.

Знакомство с родным краем помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении: в процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, архитектура, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для родного края.

Основной целью работы по данному направлению является формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств.

В соответствии с поставленной целью можно выделить конкретные задачи.

Обучающие:

- расширять и углублять знания воспитанников по краеведению, по архитектуре города, егодостопримечательностях;

- дать представления о размерах нашей области, её природных богатствах (природа, животный мир);

- вызвать интерес к жизни родного края, познакомить с основными профессиямилюдей, живущих в нашем городе;

- познакомить с культурой и искусством родного края;

- расширять и углублять знания о родной стране.

Развивающие:

- развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;

- развивать творческие способности детей;

- развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства родного края.

Воспитательные:

- формировать  духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;

- формировать  духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формировать  духовно-нравственные отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитывать  любовь, уважение к своему народу, учить понимать   особенности своего края, развивать чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников.расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Детям нужно дать и  общее представление о культуре русского народа, ее богатстве и красоте. Огромный и древнейший пласт образцов декоративно-прикладного искусства составляют народные художественные промыслы. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. В частности, знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств постижения окружающей природы. Ведь природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей. Знакомство с изделиями народных мастеров обогащает словарный запас детей. Наполнив детское сознание живыми образами народных литературно-художественных произведений, яркими красками декоративно-прикладного народного творчества, окружив ребенка атмосферой созидания по «законам красоты», можно рассчитывать, что в его душе сформируется положительное мировоззрение патриота своего Отечества.

Продолжением данной работы является знакомство детей  со столицей нашей страны, с гимном, флагом и гербом государства.

 Воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине, но еще хотелось бы, чтобы дети видели и "гражданское лицо" своей семьи. Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Можно сформулировать основные направления в изучении регионального компонента при ознакомлении дошкольников с родным краем:

- ознакомление дошкольников с окружающей природой;

- ознакомление с животным миром Кузбасса (домашние и дикие);

- ознакомления с особенностями своего города Кемерово;

- ознакомление с профессиями людей нашей области;

- ознакомление с культурой и искусством родного края и страны.

Планирование данной работы наиболее целесообразно проводить по следующим темам:

«Мир природы города и области»

  1. Деревья нашего города. Дети рисуют березу, рябинку, ель, сосну.
  2. Рисование тайги.
  3. Рисование реки Томь.
  4. Насекомые.
  5. Птицы родного края.
  6. Домашние животные.
  7. Дикие животные, которые живут в нашей тайге.
  8. Образы природы в работах декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, городецкая роспись, гжель, матрешка и др.).
  9. Знакомство с произведениями художников, работающих в жанре пейзажа и анималистическом жанре.

«Мой любимый город»

  1. Мой дом.
  2. Мой любимый детский сад.
  3. Улица родного города.
  4. Герб города.
  5. Достопримечательности города (площадь Советов, драматический театр, улица Весенняя и др.).
  6. Знакомство с храмами города (Знаменский собор, храм Святой троицы и др.).
  7. Москва – столица нашей родины.
  8. Знакомство с произведениями архитекторов.

«Моя семья»

  1. Я и моя семья (рисование портретов).
  2. Портрет бабушки и дедушки.
  3. Мой папа – защитник (знакомство с формой воина Вооруженных сил России).
  4. Три богатыря (знакомить с особенностями костюма защитника древней Руси).
  5. Познакомить с особенностями национальных костюмов народов проживающих в Кузбассе (шорский, татарский народные костюмы).
  6. Бубен шамана. Знакомство с предметами быта коренных жителей Сибири.
  7. Знакомство с произведениями художников, работающих в портретном, бытовом и историческом жанрах.

«Кто прославил наш город»

  1. Мой дед шахтер.
  2. Моя мама – врач (продавец, учитель, повар и пр.).
  3. Транспорт нашего города.
  4. Подвиг воинов-кузбассовцев во время Великой Отечественной войны.
  5. Знакомство с произведениями художников Кемерово.
  6. Как город готовится к празднику вместе со всей страной.

Прогнозируемые результаты:

- приобретение воспитанниками знаний о природе своего края, о жизни города, области, страны;

- формирование позитивного отношения ребенка к  семье, к людям разной национальности;

- приобретение детьми опыта самостоятельнойтворческой деятельности.

К концу обучения воспитанники должны знать:

- названия деревьев, произрастающих в области;

- названия домашних и диких животных нашего края;

- название области, областного центра, столицы страны;

- чем славится Кемеровская область, лучшие люди города и области;

- название города, в котором живешь, его достопримечательности,  названия улиц;

- название района, в котором живешь, его улицы, достопримечательности района.

В реализации  регионального компонента в художественном творчестве детей  многое зависит от того какие методы и приёмы выберет педагог, как построит занятие, сумеет ли донести до старших дошкольников программное содержание, как он будет формировать у них знания, умения и главное, чем ответят ему дети.

С помощью изобразительной деятельности в детских садах ребятам, в понятной для них форме, воспитатель прививает нравственно- патриотические чувства, любовь к своей малой родине. Учит их чтить традиции предков, знать историю родного края и сохранять традиции, т.е. воспитывает патриотическое поколение. Я считаю, что это одна из первостепенных задач, которая стоит перед педагогами ДОУ в нашем неспокойном современном мире.

Нам каждый день навязывают западноевропейские нормы поведения и ценности, наша молодёжь так восхищается западной культурой, при этом не знает элементарных вещей о своей многовековой культуре. А ведь нам есть, чем гордиться.Как раз для этого, на мой взгляд, и вводится региональный компонент, включенный в занятия по изобразительной деятельности и являющийся важнейшей частью современного дошкольного образования.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду» под редакцией Н. П. Сакулиной - М., «Просвещение», 1971.
  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника: учеб.пособие для вузов / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - С. 220
  3. Изобразительная деятельность дошкольника: сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения». Режим доступа http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/01/25/izobrazitelnaya-deyatelnost-doshkolnika-sushchnost
  4. Изобразительное искусство региональный компонент государственного стандарта . Протокол № 1. Режим доступа: http://vmeste.opredelim.com/docs/56100/index-4443.html?page=14
  5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2007. - 100 с.
  6. Комарова Т.С, Эстетическая развивающая среда а ДОУ: учеб.метод, пособие [Текст] / Т.С. Комарова, О.Ю. Филипс. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - С. 128.
  7. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М., 1998.
  8. Консультация для воспитателей на тему: реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками. Интернет ресурс: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/regionalnyy-komponent/konsultaciya-dlya-vospitateley-na-temu-realizaciya-regionalnogo-komponenta-v-sisteme-obrazovatelnoy-raboty-s-doshkolnikami-438445
  9. Копцева Т.А. Природа  и художник. Художественно-экологическая  программа по изобразительному искусству для дошкольников образовательных  учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 208с.
  10. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / /В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253с.
  11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011. - 200 с.
  12. Методическая разработка на тему: Виды изодеятельности в ДОУ. Интерне ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/12/vidy-izo-deyatelnosti-v-dou
  13. Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социальногоопыта. -М., 1981.-С. 216.
  14. Педагогический словарь. «Что такое региональный компонент в педагогике?»Интернет ресурс : http://www.pedpro.ru/termins/182.htm
  15. Реализация национально-регионального компонента в ДОУ. Интернет ресурс: http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/metodichki/realizatsiya-natsionalno-regionalnogo-komponenta-v-dou
  16. Региональный компонент в дошкольном образовании. Интернет ресурс: http://gigabaza.ru/doc/136493.html
  17. Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ. Интернет ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/-regionalnyi-komponent-v-sisteme-raboty-pedagoga-dou.html
  18. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. - Волгоград: Учитель, 2009. - 270 с.
  19. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
  20. Швайко Г.С. «изобразительная деятельность в дошкольном учреждении» - М. 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Эстетическое воспитание  подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством  Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональном...

Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»

Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»...

Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"

         Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...

Конспект педагогического совета «Использование регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников»

Данный педсовет проводится с целью повышения компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент....

Консультация для педагогов ДОУ «Использование регионального компонента в речевом развитии дошкольников»

Консультация для педагогов ДОУ «Использование регионального компонента в речевом развитии дошкольников»...