Конспект педагогического совета «Использование регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников»
методическая разработка

Бикбулатова Наталья Сергеевна

Данный педсовет проводится с целью повышения компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет  «Использование регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников»

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент.

Задачи:

1. Систематизировать работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

2. Создавать условия для личной и профессиональной самореализации, повышать творческую активность педагогов.

3. Выявлять и распространять передовой педагогический опыт работы по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

План проведения

  1. Сообщение «Патриотическое воспитание дошкольников»

Ответственный: заведующий МАДОУ Лисицкая Т.В.

  1. Итоги тематического контроля «Создание условий для формирования  у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, интереса к своей «малой Родине» + вручение дипломов и поощрительных призов за участие в смотре-конкурсе «Лучший уголок патриотического воспитания»

Ответственный: зам.зав.по ВМР Бикбулатова Н.С.

  1. Домашнее задание «Педагогические идеи и инновации в патриотическом воспитании»:

- «Презентация мини-музея как одного из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Ответственные: все возрастные группы

-   «Презентация проекта в подготовительной группе «Мое родовое древо»

Ответственный: Кульсаитова З.З.

- Консультация «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Способы активного вовлечения родителей в педпроцесс»

Ответственный: Крученкова С.Г.

  1. Деловая игра

1). Мозговой штурм

2). Роль народных игр в нравственном воспитании дошкольников.

3). Синквейн.

  1. Решение педсовета.

Участники педсовета: педагоги ДОУ

Оборудование: атрибуты для игр, фломастеры, бумага, журналы, два листа ватмана.

Ход педсовета

Актуальность

Региональный компонент  (родная природа, культурное наследие - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности.

Задача современного дошкольного образования - заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Цель деятельность педагогов по данному направлению: создание условий для возникновения у детей любви к своей малой Родине.

  1. Сообщение «Патриотическое воспитание дошкольников»

Ответственный: Лисицкая Т.В.

ФГОС определяет цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится  проявление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.   

Однако в конце 1980 – 1990–х гг. почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», поменялся взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Прошло несколько десятилетий, и социокультурная атмосфера, в которой живёт и развивается современный ребёнок, уже не та. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.

 Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания.

От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Вот почему нужно знакомить ребёнка с историей нашей Родины. Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Отечественные и зарубежные психологи отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые, современные технологии. В силу возрастных особенностей детям 4 – 7 лет сложно воспринять рассказы о войне из уст ветеранов, а через игру они в прямом смысле слова проникаются гордостью за Отчизну, желанием защищать её от врага.

Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – всё это малая Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! И хотя многие впечатления им ещё не осознаются, важно, что маленький человек испытывает восхищение тем, что он видит перед собой. С восхищения и начинается познание.

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.

  1. Итоги тематического контроля «Создание условий для формирования  у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, интереса к своей «малой Родине» + вручение дипломов и поощрительных призов за участие в смотре-конкурсе «Лучший уголок патриотического воспитания»

Ответственный: зам.зав.по ВМР Бикбулатова Н.С.

  1. Домашнее задание «Педагогические идеи и инновации в патриотическом воспитании»:

В настоящее время для формирования краеведческих знаний существует современная форма сбора и информации – это мини-музеи, которые являются неотъемлемой, а в рамках патриотического воспитания даже необходимой частью развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Это особое, социально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма.

- «Презентация мини-музея как одного из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Ответственные: все возрастные группы

Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности, повышению профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

-   «Презентация проекта в подготовительной группе «Мое родовое древо»

Ответственный: Кульсаитова З.З.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. 

- Консультация «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Способы активного вовлечения родителей в педпроцесс»

Ответственный: Крученкова С.Г.

  1. Деловая игра

Ответственный: Бикбулатова Н.С.

Я приглашаю вас принять участие в деловой игре «Использование регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».

I. Мозговой штурм

1. Как называется наш край? (Оренбургская область, Оренбуржье)

2. Какой зверек изображен на гербе Оренбургской области? (Куница)

3. Какой лентой обвит герб Оренбургской области? (Андреевской)

4. Какой девиз начертан на гербе города Гай? («Помни прошлое, верь в будущее!»)

5. Какие инструменты изображены на гербе города Гая и олицетворяют трудовые достижения жителей города? (Молот и обушок (горный молоток))

6. Назовите фамилии земляков, в честь которых названы переулок и улица города Гай. (Переулок Валерия Суворова, улица Василия Войченко названы честь наших земляков-героев. Переулок ранее носил название Театральный, а улица Войченко – называлась Фестивальной)

7. Назовите достопримечательности нашего города

(Памятники местного значения: Памятник В.И. Ленину, Стела «Слава труду», Памятник «Горняк» , Стела «Гайское созвездие» , Памятник «Воину-строителю» , Стела-арка «Гай — 1959» , Стела «Первопроходцам Гая», Памятный знак «Выстоявшим и победившим, мертвым и живым» , Обелиск «Защитникам Отечества» перед зданием горкома ДОСААФ).

8. Назовите традиционные национальные праздники русского и татарского народов.

(Русские: Рождество, Масленица, Сороки, Пасха, Красная горка, Троица, Ильин день, Медовый Спас, Яблочный Спас и др.)

Татарские: Навруз Байрам, Рамадан, Ураза-байрам, Курбан-байрам, Сабантуй, Саламат и др.).

II. Народные игры

Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны, эмоциональны, образны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом. Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети. К играм можно привлекать и родителей, пусть они участвуют в жизни детей.

В результате применения народных игр дети активно используют потешки, считалки, загадки, проявляют активное участие в народных праздниках (в пение песни, в исполнение частушки, в чтение стихов).

Предлагаю коллегам принять участие в играх.

Татарская игра «Продаем горшки»,

Русская игра «Заря»

III. Синквейн

Я предлагаю вам с помощью приема – синквейн выразить свое отношение к проблеме. 

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строкСоставление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

Составьте синквейн на тему педсовета.

Порядок составления синквейна (слайд)

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Творческие группы составляют синквейн на слово Родина и патриотизм.

Родина.

Малая, большая.

Родиться, жить, помнить.

Место, где родился человек.

Отечество.

Патриотизм.

Верный, внушающий доверие.

Дает надежду, дает веру, поддерживает.

Гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её.

Любовь.

Ведущий: У каждого человека есть своя малая Родина, где он родился, вырос, вырастил своих детей, внуков. Наша малая Родина – это наш город – Гай. И где бы мы не находились, мы всегда помним о нашей малой Родине. Ребенок – это чистый лист бумаги, и как мы его заполним, таким он и вырастит. Спасибо за игру.

  1. Решение педсовета

1. Отметить хорошую работу педагогов возрастных групп  по нравственно – патриотическому  воспитанию.

        2. Педагогам всех возрастных групп разработать и оснастить уголки патриотического воспитания дидактическими настольно-печатными играми по нравственно-патриотическому воспитанию

Ответственные: педагоги всех возрастных групп

Срок – до 07.02.19г.

        3. Использовать разнообразные формы работы с родителями (законными представителями), включая нетрадиционные, по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

 Ответственные – воспитатели всех групп.

 Срок – постоянно.

        4. Разработать альбомы «Моя семья», «Мой город» и др с детьми и родителями (законными представителями).

Ответственные – воспитатели групп «Журавлики», «Цыплята», «Ласточки», «Воробушки».

Срок – до 07.02.2019г.

5.Оказать помощь педагогам в подборе методической литературы по патриотическому воспитанию в течение учебного года.

Ответственный – зам. зав. по ВМР  Н.С.Бикбулатова

  1. Утвердить Образовательную программу дошкольного образования МАДОУ №10, адаптированную образовательную программу дошкольного образования МАДОУ №10, адаптированную образовательную программу в соответствии с ИПРА ребенка-инвалида МАДОУ №10, календарные графики и учебные планы к ним.

Ответственный: заведующий МАДОУ №10 Лисицкая Т.В.

Срок: до 21.12.2018г.

  1. Снять с внутрисадовского учета семью Синьдюковой Кристины на основании представления о снятии внутрисадовского учета.

Ответственные:  Лисицкая Т.В., Бикбулатова Н.С., Федорова Н.П.

Срок: до 21.12.2018г.

  1. Утвердить состав комиссии по профессиональной этике:       Бикбулатова Н.С. – председатель комиссии, Выскребцева Т.И. – член комиссии, Федорова Н.П. – заместитель председателя, Матвеева Е.В. – секретарь, Крученкова  С.Г. – член комиссии

Срок исполнения: до 21 декабря 2018г.
Ответственный: Лисицкая Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Э.Т. Рафикова ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» – Детский сад «Солнышко» с. Борское Статья на тему: Национально – региональный компонент в патриотическом воспитании.

Э.Т. РафиковаГБОУ СОШ №2 «ОЦ» – Детский сад «Солнышко»с. БорскоеНационально – региональный компонент в патриотическом воспитании. Находясь вдали от России, в отрыве от живого диалога педагогическ...

Роль регионального компонента в патриотическом воспитании детей

ldquo;Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передаче...

Перспективное планирование регионального компонента эколого-патриотического воспитания для детей старшей группы.

Планирование разоаботано доя детей старшего дошкольного возраста, чтобы воспитать детей настоящими патриотами нашей Родины....

Сценарий педагогического совета «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

laquo;Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников». Цель: реализация нравственно-патриотического воспитания дошкольников через проектную деятельнос...

Перспективное планирование по финансовой грамотности, региональному компоненту, здоровьесбережению, патриотическому воспитанию в средней группе « Капельки»

Перспективное планирование  по финансовой грамотности, региональному компоненту, здоровьесбережению, патриотическому воспитанию...

Презентация опыта работы на педагогическом совете «Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»

Презентация опыта работы на педагогическом совете «Использование игровых технологий  в процессе экологического  воспитания дошкольников»...