"Модель использования регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников в детском саду Амурской области".
рабочая программа (подготовительная группа)

Пименова Ольга Борисовна

Патриотическое воспитание дошкольников в Амурской области

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель использования регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников в детских садах Амурской области

12Следующая



https://avatars.mds.yandex.net/get-direct/5343262/U009KUf10eLd55Un9E4w_g/y450

РЕКЛАМА

https://favicon.yandex.net/favicon/7ya-market.ru?size=32&stub=2

7ya-market.ru

Скидки на длинные женские халаты!

Скидка до 60% на качественную одежду! До 21 ноября

Женские длинные халаты по выгодной цене. Все размеры. Оперативная доставка. Закажите!

Трендовые модели

Акции и скидки

Быстрая доставка

Узнать больше

РЕКЛАМА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

(ГАУ ДПО «АмИРО»)

 

Шевченко Валентина Сергеевна

Модель использования регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников в детских садах Амурской области

 

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций

Благовещенск, 2018

Шевченко Валентина Сергеевна, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального общего образования ГАУ ДПО «АмИРО».

 

Модель использования регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников в детских садах Амурской области: методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций / В.С. Шевченко. – Благовещенск, 2018. – 22 с.

 

 

Рецензенты:

Платонова Т.П., к.х.н., заведующий кафедрой естественно-географического образования, физической культуры, ОБЖ и экологии человека

Рублевская Т.И., заместитель заведующего по воспитательно-методической работе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 67 города Благовещенска».

 

Утверждено на заседании кафедры теории и методики дошкольного и начального общего образования.

Протокол заседания кафедры № 3 от 01.10.2018 г.

 

Многие авторы справедливо указывают на то, что знакомство с родным домом, улицей, городом – это первая ступень воспитания гражданско-патриотических чувств. Ребёнок осознаёт Родину исходя из своего восприятия семьи, ближайшего окружения. Он осознаёт её в отношении к самым близким людям, к дому.

РЕКЛАМА

Воспитание любви к своей малой родине это достаточно длительный процесс, он должен осуществляться систематически, при этом главная задача педагога - из впечатлений, полученных ребёнком выбрать понятные и близкие ему. Например, такие как, растительный и животный мир, труд людей, традиции, яркие события общественной жизни (детского сада, а затем области), а так же рационально отобрать формы и методы обучения и воспитания.

Педагогу важно продумать, о чём необходимо рассказать детям, акцентируя внимание на особенностях, достопримечательностях региона. Даже самая маленькая деревня в Амурской области имеет свою историю, традиции, уникальную природу, достопримечательности, особый быт, поэтому очень важно ответственно подойти к отбору материала, который должен соответствовать реальной действительности, что позволит сформировать у детей представление о том, чем знаменита наша область. Амурчанам есть чем гордиться: Лотос Комарова, Албазинский острог, Амурские динозавры, Горящие горы, Писанцы, Хинганский заповедник и Муравьёвский парк, где обитают Японский и Даурский журавли, Космодром «Восточный», Зейская и Бурейская ГЭС, БАМ, Эвенкийская деревня. Амурская область граничит с КНР, и граница проходит посередине великой реки Амур, и этот факт не может остаться незамеченным в образовательном процессе детских садов области. Воспитателю необходимо обладать знаниями истории образования, заселения и развития Амурской области, знаниями об особенностях её климата, животного и растительного мира и самому быть патриотом своей малой родины, и, конечно, страны.

РЕКЛАМА

Узнать больше

Наша задача предложить педагогам области такую модель внедрения регионального компонента, которая позволит проводить занятия не только согласно планированию, но и использовать каждую возможность ежедневно формировать у детей любовь и знания о своей малой родине в процессе игр, организованной деятельности со взрослым, прогулок и т.д.

Модель строилась в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО от 17 октября 2013 г. №1155. Так же модель основывается на теоретическом анализе проблемы внедрения регионального компонента в патриотическое воспитание дошкольников.

Основными составляющими модели являются блоки: целевой, содержательный, организационный и результативный.

В целевом блоке представлена цель и принципы. Основная цель модели - ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем и формирование у них патриотических чувств. Основная цель реализуется через принцип приоритетности регионального наследия Амурской области, принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данные принципы используются для отбора содержания образовательного процесса, а так же его методов, форм, средств и связи между ними.

В содержательном блоке модели было учтено, что в младшем и среднем возрасте формируются элементарные патриотические чувства: я – семья - дом - детский сад - город (село).

РЕКЛАМА

1. Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста должно быть ориентировано на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент составляют представления детей-дошкольников об окружающей природе, людях, видах деятельности, присущих его народу; об истории и культуре своей страны и малой родины, на основе которых формируются этнические стереотипы поведения детей.

Эмоциональный компонент патриотических чувств у старших дошкольников можно представить как систему переживаний, связанных с восприятием окружающего мира («малой родины»). Эти эмоциональные переживания Б.И. Додонов условно разбивает на группы эмоции:

– лирические эмоции – «чувство родного, близкого, милого» – при упоминании о близких людях (родных и знакомых), о «родных» местах, о том, что каждому дорого именно в том месте, где он живет и родился;

– эстетические эмоции – эмоционально-чувственное отношение к окружающему миру, возникающее при созерцании красоты знакомых мест – природы родного края; любви к родному языку; переживание положительного эмоционального отношения к народному творчеству, к разным видам народного искусства (песням, танцам, прозе, поэзии и др.);

– гностические эмоции – возникают в результате знакомства с родным городом (селом), краем, страной, с людьми своей и другой национальности, с традициями и обычаями разных людей.

Поведенческий компонент может быть представлен через практические действия, которые влияют на формирование патриотического поведения дошкольника; закрепление патриотических свойств и отношений через включение ребёнка в предметно-практическую деятельность патриотической направленности, осуществляемую под руководством взрослого.

2. Педагогам необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду групповых уголков, которые должны соответствовать возрастным особенностям детей во всех дошкольных группах и содержать следующую информацию:

- разнообразие тематических альбомов – «Растительный и животный мир Амурской области», «Природа родного края», «Семь чудес Земли Амурской», «Города Амурской области», «Памятники Амурской области», «Эвенкийская деревня» - в старшей и подготовительной группе;

- в средней и старших группах должна присутствовать государственная символика Амурской области, г. Благовещенска (как административного центра), герб, флаг, карта Амурской области, Красная книга Амурской области;

- набор фотографий, картин художников Амурской области с пейзажами природы в разные времена года, сборники стихотворений амурских поэтов, аудио записи песен амурских композиторов;

- гербарии растений полей, лугов, тайги области;

- дидактические игры, созданные воспитателями и родителями;

- информационный материал: книги об истории Амурской области, альбомы с информацией о знаменитых людях, которые жили (живут), гостили в нашей области, о памятниках и памятных местах, исторических зданиях, о роли Амурчан в Великой Отечественной Войне;

- мини-музеи: «Русская изба», «Национальные костюмы» и др.

3. В детском саду реализацию регионального компонента необходимо осуществлять в рамках:

- ООД;

- проектной деятельности;

- взаимодействия всех специалистов ДОО;

- взаимодействия с родителями (законными представителями);

- взаимодействия с социумом (музеи, библиотеки, МЧС, пожарные части и др. организации);

- праздников, развлечений и досугов;

- экскурсий;

- акций добра.

4. Согласно ФГОС ДО родители (законные представители) являются участниками образовательного процесса, в связи с этим необходимо вовлекать семьи непосредственно в образовательную деятельность через создание образовательных проектов («Моя родословная», «Семейный альбом», «Семейные реликвии» и др.); участие в акциях (трудовые десанты в ближайший лес, на берег реки, озера, к памятнику, озеленение парковых зон т.д.); народные и государственные праздники. Необходимо формировать у родителей дошкольников мотивацию к ведению работы по патриотическому воспитанию средствами регионального компонента и повышать компетентность родителей в данном вопросе.

5. Необходимо определить место включения регионального материала в образовательные области Программы, реализуемой в ДОО.

В стандарте указано, что программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Обязательная часть Программы предполагает комплексный подход, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях, тогда как парциальные образовательные программы могут быть направлены на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности. Мы проанализировали комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой для старшей и подготовительной группы с позиции возможности дополнить данные занятия региональным компонентом во всех пяти образовательных областях.

Необходимо отметить, что в некоторых комплексных занятиях уже содержится акцент на особенности того региона, где живут дети, например, в старшей группе тема занятия «Деревья и кустарники нашего двора», «История и достопримечательности моего города (села)», «Животный мир нашего края», «Мой город – моя малая родина». В темах «Москва – столица России» - содержатся вопросы о любви к родному городу (селу). В подготовительной группе – это темы «Вечерний город», «Уголок планеты, где мы живём (Наш край)».

Тем не менее, данных тем не достаточно для того, чтобы рассказать об уникальности нашего края и его особенностях.

Предлагаем дополнить содержание комплексных занятий в старшей и подготовительной группе региональным компонентом, где это возможно. Это не требует замены темы занятия или проведения дополнительных занятий и не займёт много времени (1-4 минуты), но будет способствовать ознакомлению ребёнка с родным краем и формированию патриотических чувств (см. таблицу 1, 2).

 

Таблица 1 - Комплексные занятия с включением регионального компонента. Старшая группа (5-6 лет)

 

Месяц

Неделя/ № занятия

Тема

Содержание работы по реализации регионального компонента

 

Сентябрь

Н. 1 З. № 3

Признаки осени. Рисование на тему «Картинка про лето»

Рассмотреть картинки, фотографии с изображением лета и осени Амурской области. Картины Амурских художников, содержащие все программные сведения признаков лета и осени.

 

Н. 1 З. №4

Грибы

В Амурской области растёт удивительный гриб – Земляная звезда. Он занесён в Красную книгу Амурской области (показать фотографию).

 

Н.1 З. №5

Рисование по образцу Яблоня с золотыми яблочками»

К вопросам о яблоне добавить вопросы о яблоне в Амурской области. Кто из вас видел яблоню у нас в Амурской области? Какого размера были яблочки на ней? Как вы думаете почему? Зима у нас суровая, холодная, малоснежная, поэтому амурские яблочки маленьких размеров (показать фотографии дикой яблони, полукультурки, ранетки).

 

Н. 2 З. №4

На лесной полянке выросли грибы

В амурской области много лесов, которые богаты грибами разных видов. Есть и съедобные и ядовитые не съедобные (показать фотографии).

 

Н. 3 З. №4

Лепка фруктов

После того как дети отгадают загадки и рассмотрят картинки и муляжи фруктов спросить, какие из этих фруктов растут у нас на Амурской земле?

 

Н. 4 З. №1

Рассматривание картины И. Левитана «Берёзовая роща»

В Амурской области очень много берёзовых рощ с белыми стволами и черными крапинами (чечевичками), у нас так же растёт берёза Дальневосточная (Даурская) с чёрным стволом (показать фотографию белоствольной берёзы и черноствольной).

 

Н. 4 З. №5

Описание берёзы. Рисунок по памяти «Осенний лес»

Какие берёзы растут у нас в области? Показать фотографию Даурской черноствольной берёзы, напомнить детям о ней.

 

Октябрь

Н. 1 З. №5

Рассказывание на тему «Золотая осень»

Добавить к рассматриваемым картинкам картинки, фотографии, картины наших Амурских художников осени нашего края.

 

Н. 2 З. №1

Дом, в котором я живу.

Показать фотографию малых народов Приамурья – Эвенков. Первый дом Амурской области – Албазинский острог, который был построен из дерева. Это спасало первых жителей области от врагов. Острог – это город укреплённый частоколом, заострённых сверху кольев, брёвен. Высота забора 4-6 м.

 

Н. 2 З. №4

Аппликация «Блюдо с фруктами и ягодами»

Рассмотрев муляжи, фотографии фруктов и ягод рассказать, что в рощах и тайге Амурской области растёт виноград Амурский. Чем он отличается от винограда, который мы покупаем в магазине? Почему? (показать фотографию).

 

Н. 3 З. №1

Пересказ рассказа В. Чаплиной «Белка»

Показать фотографию белки Амурской области, окрас её шерсти – чёрный. Часто белки встречаются не только в рощах и лесах, но и в городе, селе. Люди их подкармливают, и они их не боятся.

 

Н. 3 З.№3

Грибы

Показать фотографии грибов, занесённых в Красную книгу Амурской области.

 

 

Н. 4 З. №1

Беседа о хлебе

В Амурской области очень много полей, на которых выращивают пшеницу (яровую, т.е. её сеют весной). Убирают урожай в начале августа. В основном Амурская пшеница идёт на корм домашним животным.

 

Ноябрь

Н. 1 З.№3

Для чего зайцам нужны волки и лисы?

В Амурской области проживают и волки и лисы. Красный волк обитает на территории области и занесён в Красную книгу (показать фотографию).

 

Н. 1 З. №5

Рассказывание на тему «Растения поля»

Мы отправимся в поле нашего района. К картинкам «Растения поля» добавить сою. Рассказать детям о сое, про которую говорят «Королева полей амурских». Показать фотографию или гербарий.

 

Н. 2 З. №1

В гостях у бабушки Федоры

Показать фотографии, картинки быта первых поселенцев на Амуре. Жилище Амурчан.

 

Н. 2 З. №2

Лебедь из природного материала

Скорлупу грецкого ореха можно заменить скорлупой маньчжурского ореха, который является эндемиком, т.е. произрастает только на территории Дальнего Востока, Амурской области.

 

Н. 3 З. №2

Конструирование «Ракеты»

Отправиться с детьми на космодром «Восточный» в город Циолковский и рассмотреть ракету, видео с запуском ракеты. Показать фотографии космодрома.

 

Н. 3 З. №3

Куда улетают птицы?

После того как рассмотрели картинки птиц, воспитатель рассказал о них, спросить, каких птиц можно встретить у нас в Амурской области?

 

Н. 4 З. №1

Составление рассказа «Дары природы»

К дарам весны добавить: ландыш, багульник, примула, касатик, кашка – это первые цветы Амурской области. Сон-трава, или прострел – занесён в Красную книгу. К дарам осени добавить виноград амурский, лимонник. Показать фотографии.

 

Декабрь

Н. 1 З. №1

Страна моя родная. Природа России.

Когда речь пойдёт о Дальнем Востоке сделать акцент на том, что мы живём на Дальнем востоке. Показать на карте региона Амурскую область и родной населённый пункт. Амурскую область называют житницей Дальнего Востока. Объяснить, что это значит.

 

Н. 1 З. №2

Проказы матушки зимы

Показать фотографии, картины амурских художников с изображенными на них ситуациями игр детей зимой.

 

Н. 2 З. №4

Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза»

Изменить начало занятия. Сегодня мы отправимся в Орловскую рощу. Находится она в Константиновском районе Амурской области и является памятником природы. Там растёт очень много растений, которые занесены в Красную книгу. В роще много берёз белоствольных и черноствольных – Даурских. Показать фотографии.

 

Н. 4 З. №3

Сравнение волка и собаки

В г. Благовещенск на набережной реки Амур установлен памятник собаке Дружку, который прославился тем, во время наводнения 2013 г. пес вернулся к своему затопленному дому во Владимировке и всю ночь охранял его, стоят по шею в воде. Фотографии четвероногого сторожа облетели весь мир, а хозяева и сам Дружок были приглашены в Москву и участвовали в ток-шоу «Пусть говорят».

Н. 4 З. №5

Рисунок животных «Усатый полосатый»

На набережной в г. Благовещенске установлена скамейка, у которой есть название «Невозмутимый кот» (показать фотографию). С одной стороны лает пёс, с другой трещит сорока, а он сидит и не обращает внимания на них.

Январь

Н. 1 З. №3

Что мы знаем о рыбах?

После того, как дети отгадали загадки о рыбах, предложить отобрать картинки в 2 группы. 1 группа рыбы которые обитают в реках и озёрах нашей области (сом, щука), 2-я не обитают у нас.

Н. 3 З. №3

Заочная экскурсия «Приметы зимы»

Отправимся в путешествие в Зейский заповедник. Там обитают: изюбрь, косуля, лось, медведь, Амурский тигр, заяц.

Н. 3 З. №4

Лепка зайчика

Показать фотографию Дальневосточного зайца, зайца-беляка, русака. Эти виды зайцев обитают на территории нашей области.

Н. 3 З. №5

Рисование на тему «Моё любимое животное»

Отправимся в путешествие в Хинганский заповедник (показать на карте расположение). Там расставлены фото-ловушки, посмотрим, какие животные попали в объектив фотоаппарата. Выберите животного, которое вам больше всего понравилось, и нарисуйте его.

Февраль

Н. 2 З. №1

Составление рассказа по набору игрушек военной тематики

Перед разучиванием танца «Казачок» рассказать о том, что именно Казаки строили Албазинский острог и были первыми жителями на Амуре.

Н. 2 З. №3

Наши друзья пернатые

Показать фотографии птиц обитающих в Амурской области и рассказать о них. Разделить картинки с изображением птиц на 2 группы: птицы, обитающие в амурской области и не обитающие у нас.

Н. 2 З. №5

Рисунок человека и животного «Пограничник с собакой»

Амурская область находится на границе с другим государством – Китаем, и нашу границу охраняют доблестные, храбрые, мужественные пограничники, а помогают им в этом собаки-овчарки. На набережной в г. Благовещенск установлен памятник пограничнику с собакой. Рассмотреть фотографию.

 

Н. 3 З. №3

«Солдат на посту»

С каким государством граничит наша Амурская область? Кто охраняет границу? (вспомнить, как рисовали пограничника с собакой, показать фотографию памятника пограничнику с собакой в г. Благовещенске).

Н. 4 З. №3

Рассказ о ежах

В долинах реки Амур живёт Амурский ёж. Он очень похож на обыкновенного ежа, но имеет более светлый окрас. Показать фотографию.

Март

Н.1 З. №3

Признаки весны

Наша страна очень большая, и поэтому весна в нашей стране будет разной. В Москве в марте распускаются подснежники, а у нас март холодный, иногда больше похож на зимний месяц, с оттепелями. Черешня у нас не растет. Зато есть другая вкусная ягода, которая появляется самой первой – это жимолость (показать фотографию). Какие вы знаете первые цветы, которые появляются весной у нас в области? Какие птицы прилетают?

Н. 2 З. №1

Москва – столица России

Перед вопросами о своём родном городе (селе) – уточнить в какой области мы живём, какой город в нашей области главный – столица Приамурья.

Н. 2 З. №5

Чтение стихотворения Т. Ладонщикова «Весна»

Показать картины с изображением весеннего пейзажа, различных явлений природы Амурских художников.

Н. 1 З. №2

Конструирование кораблей

Отправимся к мастерам судостроительного завода, который находится в г. Благовещенск. Посмотрим, как они строят корабли. Показать фотографии.

Апрель

Н. 1 З. №3

Эти удивительные насекомые

В музее имени Новикова-Даурского г. Благовещенска собрана большая коллекция насекомых Амурской области. Многие из них занесены в Красную книгу (показать несколько фотографий). Дровосек Реликтовый – встречается в окрестностях г. Райчихинска, в Хинганском и Норском заповеднике – Жук-олень, Павлиноглазка малая.

Н. 1 З. №5

Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают»

Добавить небольшой рассказать о птицах, которые прилетают к нам из тёплых стран: журавль, утка-мандаринка, аист, цапля, гусь серый, белый. Показать фотографии.

Н. 2 З. №3

Покорение космоса

Чтобы совершить путешествие на ракете, куда нужно отправиться? (на космодром). Отправимся на космодром нашей области «Восточный». Показать фотографию.

Н. 3 З. №1

Беседа о Дне Космонавтики

Как называется космодром в Амурской области? Поиграть в игру «Амурские космонавты».

Н. 3 З. №3

Человек – часть природы

Какие 2 реки есть в Амурской области? Можно в них купаться? Почему? Как охраняют животных и растения в Амурской области? Какие вы знаете заповедники и памятники природы в нашей области?

Н. 1 З. №3

Цветущая весна

Поговорить о цветущих растениях Амурской области: багульник, прострел, касатик, примула, кашка, ландыш, адонис амурский. Плодовые деревья, кустарники, ягоды области. Стихи П. Комарова.

Май

Н. 2 З. №1

Цветущий луг

Добавить растения луга Амурской области: ветреница, ирис, лилия Буша.

Н. 3 З. №3

Лес – это богатство. Правила поведения в лесу. Рисунок на тему «Лесные ягоды»

Рассмотреть Красную Книгу Амурской области, фотографии растений, ягод лесов края. Белка какого цвета обитает у нас в области? Показать фотографии цветущих садов Амурской области: черёмуха, слива, груша, яблони.

Н. 4 З. №5

Рисунок на тему «Цветы на лугу»

Показать фотографии цветов, которые растут на лугу нашей области.

 

 

 

 

Таблица 2 - Комплексные занятия с включением регионального компонента. Подготовительная группа (от 6до 7 лет)

 

Месяц

Неделя/ № занятия

Тема

Содержание работы по реализации регионального компонента

Сентябрь

Н. 1 З. №3

Рисование «Лето»

Показать фотографии лета в Амурской области. Труд взрослых и детей летом, летний отдых у рек и озёр детей и взрослых.

Н. 2 З. №3

Дары осени. Золотая осень

Картинки, фотографии труда людей осенью. Какого размера яблоки в нашей области? Почему? А гранат растёт у нас? Амурскую область называют «житницей» Дальнего востока. Почва в нашей области очень плодородна, на ней растёт много овощей. Рассмотреть картины, фотографии Амурской осени.

Н. 2 З. №4

Аппликация «Поезд»

Сегодня мы с вами поедем на поезде по самой длинной железной дороге в мире. Далеко ехать не придётся, эта дорога находится у нас в Амурской области – это Транссибирская магистраль. По этой железной дороге можно доехать с Владивостока до Москвы. И часть пути проходит через нашу область. Станции находятся в Белогорске, Архаре, Сковородине. На листе ватмана можно изобразить нашу страну, обозначить на ней Транссибирскую магистраль, после того как дети выполнят аппликацию наклеить паровозики на железную дорогу.

Н. 3 З. №5

Золотая осень

Рассмотреть фотографии парка города (села). Прочитать стихотворения Амурских поэтов.

Н. 3 З. №5

Корзинка с грибами

Амурские леса очень богаты грибами. Но весной и осенью по неосторожному обращению с огнём сгорает очень много лесов, и грибных мест становится меньше, т.к. сгорают и грибницы.

Н. 4 З. №3

Листопад, листопад – листья жёлтые летят…

После музыкальной физкультминутки спросить все ли лиственные деревья сбрасывают листья? Почему дубы всю зиму стоят с листьями? В нашей области очень много дубрав, и все они зимой стоят с листьями. Осенью дуб сбрасывает только часть листьев, остальные он оставляет до весны. Это зимний вид дуба. Так дуб нашей области приспособился к холодным зимам, под старыми листьями почкам теплее. Стихотворение Амурского поэта.

 

Н. 4 З. №5

Рисование по замыслу «На чём ты хотел бы поехать»

Рассказать о том, на чём люди ездили в Амурской области раньше. В основном транспортные потребности Благовещенцев обеспечивались ломовыми и пассажирскими извозчиками. Но в начале XX века на улицах появились велосипеды, а примерно в 1913 году - автомобили. Показать фотографии первых машин области.

Октябрь

Н. 1 З. №3

Путешествие в осенний лес

Отметить особенности изменения природы в сентябре, октябре и ноябре в Амурской области. В г. Тында снег может выпасть в конце сентября, в начале октября, а в Благовещенске ещё даже первых заморозков не было. Показать фотографии. Стихотворения Амурских поэтов.

Н. 2 З. №3

Улетают журавли

Сегодня мы с вами отправимся в Тамбовский район нашей области и посетим Муравьёвский заказник. Это место обитания удивительных птиц – японского и даурского журавлей. Учёные со всего мира приезжают в этот заказник, чтобы понаблюдать за этими грациозными птицами. Показать фотографии.

Н. 3 З. №1

На выставке кожаных изделий

Народы севера Амурской области – эвенки, шили одежду из рыбьей кожи. Она оказалась очень прочной и не впитывает воду. Людей, живущих на берегу амура, в китайских летописях называют «рыбьекожими варварами». Русские первопроходцы 17 века В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров также отмечали эту удивительную особенность. Вот какое сильное впечатление производит одежда из рыбьей кожи. Показать фотографии эвенкийской деревни и изделия эвенков из кожи.

Н. 4 З. №5

Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

В тайге Амурской области живут медведи. Очень часто они выходят на дорогу, посещают сады и огороды, нападают на домашних животных. Это происходит потому, что в тайге мало питания, лесные пожары уничтожают растительность. Показать фотографии.

Ноябрь

Н. 3 З. №3

Шестиногие малыши

Показать фотографии насекомых Амурской области, в том числе и занесённых в Красную книгу. Рассказать о бабочке похожей на птичку колибри – бражник степной. Эта бабочка занесена в Красную книгу Амурской области. Показать видео.

 

Н. 4 З. №1

Экскурсия в библиотеку

Когда речь пойдёт о рисунках на скалах, рассказать о том, что древние Амурчане тоже оставили нам послание. Петроглифы, или Писаницы – это рисунки, сделанные на камне. Недалеко от поселка Ерофей Павлович был найден наскальный рисунок, изображающий кого-то очень похожего на носорога. В настоящее время петроглифы известны в семи районах Приамурья, всего чуть меньше 20 памятников древнего наскального искусства. Если уметь читать петроглифы, можно понять, как древние люди представляли себе устройство мира и чем занимались. Одно из семи чудес земли Амурской. Показать фотографию.

Декабрь

Н. 1 З. №3

Встреча зимы. Зимние узоры на окнах

Поговорить об особенностях зимы в Амурской области. Рассмотреть фотографии. Стихотворения Амурских поэтов.

Н. 2 З. №3

Подземные богатства земли

На территории области добывается золото, железные руды, уголь и минеральные лечебные воды.

Н. 3 З. №5

Рисование «Пейзаж»

Прочитать стихотворения поэтов Амурской области. Рассмотреть картины амурских художников.

Н. 4 З. №3

Кто охраняет окружающую среду

Амурский тигр занесён в Красную книгу. 25 сентября объявлен днём тигра на Дальнем Востоке. Спросить какие заповедники, заказники, памятники природы Амурской области дети знают.

Январь

Н. 3 З. №1

Водный транспорт. Знакомство с произведением П. Ершова «Конёк-Горбунок»

В г. Благовещенск есть Амурский Морской университет, где учатся будущие моряки и капитаны. Сын П. Ершова Владимир Ершов работал учителем математики Благовещенской мужской гимназии, а его жена – учителем русского языка и истории Алексеевской женской гимназии. Жили они в Благовещенске на ул. Большой (Ленина) угол Корсаковского (Лазо) в собственном доме.

Н. 3 З. №2

Порядковый счет. Изготовление фигуры космонавта из природного материала

Отправим космонавта на ракете в космос, для этого отправимся на космодром «Восточный» и подготовим его к нелёгкому путешествию. Показать фотографию.

Н. 3 З. №3

Зимующие птицы

Показать фотографии птиц зимующих в наших краях. Рассказать о Голубой сороке, которая живёт только на территории Дальнего Востока, о свиристеле, который любит полакомиться амурскими ягодами рябины, калины, дикой яблони, боярышника.

Н. 4 З. №1

Экскурсия в музей

Рассказать об областном музее имени учёного Г.Н. Новикова-Даурского. Если возможно совершить интерактивную экскурсию. Показать фотографию.

 

Н. 4 З. №4

Аппликация «Корабли на рейде»

В нашей области корабли можно встретить на р. Амур. Летом в г. Благовещенске можно увидеть теплоходы, которые катают людей, перевозят в Китай и из Китая, а военный корабль стоит на границе, которая проходит посередине реки Амур, и охраняет её.

Февраль

Н. 1 З. №4

Лепка «Пограничник с собакой»

Где в Амурской области есть памятник пограничнику с собакой? Почему памятник решили разместить на набережной? (пограничник смотрит в сторону соседнего государства – Китая, с которым и разделяет нас граница). Показать фотографию.

Н. 3 З. №1

Наша армия родная

Рассказать, как наши пограничники зимой стоят на посту и стерегут границу между Россией и Китаем.

Н. 3 З. №3

Растения и жизнь на земле

Что вы знаете о растениях Амурской области (о дубе, берёзе, яблоне).

Н. 4 З. №3

Мы все – жители планеты земля. Загадочный мир космоса

Отправимся в г. Циолковский, который, назван так в честь учёного создавшего ракету.

Март

Н. 3 З. №3

Птицы прилетели – весну принесли

Какие птицы весной прилетают в наш край? Показать фотографии.

Н. 4 З. №1

Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан»

В Хинганском заповеднике в объектив фотоаппарата попал кабан, рассмотреть фотографии.

Н. 4 З. №3

Знакомство с пресмыкающимися

Рассказать, какие пресмыкающиеся живут у нас. Рассказать о Дальневосточной черепахе, которая находится на грани исчезновения. Показать фотографии.

Апрель

Н. 2 З. №3

Царство растений: травы.

Рассмотреть гербарии трав Амурской области или фотографии.

Н. 3 З. №1

Рассказ В. Бианки «Лесные домишки»

Рассказать, какие птицы из рассказа обитают в наших краях. Рассмотреть фотографии.

Май

Н. 1 З. №1

Наша армия. День Победы

Показать фотографию Площади Победы в г. Благовещенск.

Н. 1 З. №3

Времена года

Прочитать стихотворение Л. Завальнюка «Год-пароход».

Н. 2 З. №3

Русская берёза

Показать фотографию берёзы Даурской и спросить, что это за дерево? Если это берёза, почему ствол у неё черного цвета?

Н. 3 З. №2

Мосты в городе

Рассмотреть мосты через реки Амур и Зея.

Н. 4 З. №3

Здравствуй, лето красное

Прочитать стихотворения амурских поэтов. Рассмотреть фотографии, картины.

 

Включение национально-регионального компонента в ООП позволит решить педагогам Амурской области следующие задачи:

- воспитывать патриотические чувства у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, эмпатию, любовь к родному краю, к Родине; воспитывать в детях толерантность в многонациональном обществе;

- приумножить и сохранить семейные традиции, формировать духовную личность;

- побуждать детей узнать об истории родного края;

- способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры;

- расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства;

- активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал, используя разнообразные виды деятельности: экскурсии, фольклорные и государственные праздники, занятия, развлечения.

В летний период времени предлагаются темы, которые могут стать темами дня, недели или проектов, и будут способствовать ознакомлению с малой родиной, расширят знания об истории, границах края, рельефе, населении, сельском хозяйстве, флоре и фауне, подвигах жителей. Позволит воспитать любовь к родному городу, селу, деревне, краю, гордость за подвиги земляков, уважение к их военным подвигам и трудовой доблести не только у детей дошкольного возраста, но и у их родителей и самих педагогов.

 

Темы для планирования работы на летний период

 

Старшая группа

Подготовительная группа

Благовещенск - столица Приамурья

Путешествие по городам Амурской области

Животные Хинганского заповедника

Путешествие в Албазино

Амур – Батюшка!

Путешествие в Китай

«Амурская чудесница» - соя!

«Бегущий народ» - эвенки, кто они!?

Лотос – одно из семи чудес Земли Амурской!

Казаки на Амуре

Динозавры Амурской области

Путешествие по БАМу

Лекарственные растения Амурской области

Семь чудес земли Амурской!

Растения, которые исчезают

Памятники природы Амурской области

Амурский тигр

Зейская ГЭС

Животные Красной книги Амурской области

Полезные ископаемые Амурской области

Организационный блок модели включает в себя методы, формы и средства обучения. Программа ДОО предполагает использование проектного метода, комплексного подхода в обучении детей и тематическое планирование (годовой круг календаря). В самостоятельную деятельность детей и на прогулках включаются сопутствующие методы обучения: беседы, рассматривание сюжетных картинок, подвижные игры, художественное слово, и др. содержащие региональный аспект. А так же необходимые педагогические условия:

1. Деятельность по в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине...

Творческий проект с использованием компонентов гражданско - патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»- «Растим патриотов России»

Сухомлинский В. А. писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребе...

Представление опыта работы за 2016 – 2017 уч.год на педагогическом совете 31.05.2017 дошкольного отделения ГБОУ «Школа» № 2051 Тема: "Организация патриотического воспитания дошкольников в детском саду в группе №12 "Следопыты"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство Родины....Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке...

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду через музыкальную деятельность».

Всем известно, что дошкольный период детства является базисным для формирования личности ребёнка. Необходимость возрождения патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях, происходящих ...

Использование регионального компонента в художественном воспитании дошкольников

Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной, социальной  и культурной среде, в то же самое  время он житель планеты Земля, он является членом большой многонациональной семьи народо...

Конспект педагогического совета «Использование регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников»

Данный педсовет проводится с целью повышения компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент....