Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЮГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
    методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) по теме

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО  ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЮГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon porubova_n.m.doc31.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО  ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЮГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    Порубова Наталья Михайловна

    воспитатель первой квалификационной категории

    г.Нижневартовск Тюменской области ХМАО-Югра

    МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах»

    Восприятие детьми книжных иллюстраций и их стремление выразить в рисунке свои эстетические впечатления, закрепить связи, возникающие между словесным и зрительным образами, можно отнести к естественным природным способностям детей, к их потребности живо и непосредственно реагировать на окружающий мир.

    В контексте Федеральных Государственных требований предполагается отказ от привычной предметно-учебной модели и организация воспитательной образовательной работу с детьми с учётом принципа интеграции образовательных областей и их спецификой в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Одно из направлений моей работы - иллюстрирование произведений югорских авторов, которое основано на интеграции таких образовательных областей как «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

    Для реализации данного направления были разработаны занятия по изобразительной и художественной деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста, включающие разнообразные нетрадиционные технические приемы и способы рисования на основе использования литературного и фольклорного материала югорских авторов  и сказителей: М. Анисимковой, Е. Айпина, А. М. Коньковой, Л. Кошиль, А. Тарханова, Ю. Шесталова, Г. Слинкиной, а так же поэтического творчества юных нижневартовцев из сборника «Маленькая Лира Самотлора». Все это позволяет сделать занятия  интересными, содержательными и познавательными.  Поэтичны, своеобразны сказки народов Севера.  Одни звучат как размеренное повествование в долгие зимние вечера, другие - совсем короткие рассказы о лесных зверях и растениях – друзьях человека.  Поэтические творения глубоки и искренни. Но все они – об истории нашего города, о культуре народов ханты и манси, о стремлении к добру и справедливости.

    Изобразительная деятельность по иллюстрированию литературных произведений Югры предполагает создание изображения с опорой на словесный образ. Окружающий мир и отношение к нему уже воплощено в литературном образе, например, югорских сказок. Создание детьми изобразительного образа требует понимания и анализа литературного произведения. Иллюстрации не самостоятельны по сюжету, поэтому ребенку, чтобы точно передать особенности произведения в иллюстрации необходимо изобразить характерные детали быта, костюмов, предметов народов ханты и манси, воплотить яркие и выразительные образы героев. Создавая иллюстрации, дети, прежде всего, должны стремиться отразить в них содержание, художественные образы произведения. Для этого им необходимо выбрать характерный сюжет, решить композиционные и другие изобразительные задачи, научиться использовать средства художественной выразительности в рисунке, а так же развить свое воображение. При этом юному художнику понадобятся и специальные знания о видах иллюстраций, о знакомстве с художниками-иллюстраторами Югры Иваном Немысовым и Николаем Фоминым, о последовательности их работы, о специфике книжной графики, условностях, принятых в ней.

    Говоря о значении творческой фантазии, воображения детей при иллюстрировании, не следует его переоценивать и противопоставлять их изобразительной грамоте. Плодотворная работа творческого воображения осуществима только на основе реальных жизненных наблюдений.

    Задачи обучения иллюстрированию литературных произведений не сводятся к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития личности ребенка.

    Для иллюстрирования детям необходимы специально организованные наблюдения, предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой о творчестве обско-угорских авторов. Проводятся такие наблюдения в системе общевоспитательной работы. Как правило, «живые» впечатления дополняются посещениями музея, библиотеки, рассматриванием тематических альбомов, слушанием музыки и т.д.

    Для воплощения сюжетного замысла рисунка дошкольнику нужно освоить доступные приемы построения общей композиции рисунка, научиться располагать предметы – изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трехмерном пространстве. Эти приемы условны, их придумывало человечество в течение многих сотен лет.

    Все эти приемы, хотя и наиболее доступны детям 6-7 лет, однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога.

    Методика иллюстрирования литературных произведений двухэтапная: сначала необходимо обеспечить полноценное эстетическое восприятие детьми литературных впечатлений от подобных явлений в жизни, а затем вести работу по формированию изобразительного образа.

    Начинать непосредственную деятельность по иллюстрированию желательно с небольшой эмоциональной беседы. Цель такой беседы – воздействовать на сознание и чувства детей, возбуждать их умственную и эмоциональную активность, фантазию, творчество. Во время беседы ребятам сообщаются необходимые для предстоящей работы по иллюстрированию знания, и в то же время дети как бы настраиваются на эту работу.

    Способность художественно-образного слова возбуждать мыслительную активность ребенка, его фантазию, творчество можно использовать и в процессе самостоятельной работы детей. После того, как главное детьми уже нарисовано и чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в иллюстрациях детали, можно прочитать детям отрывки из иллюстрируемых произведений, после чего провести беседу, обследование и анализ традиционных изделий народных умельцев Севера, наблюдение, пояснение, игровые моменты. Этот прием содействует закреплению в сознании детей представлений о героях и событиях иллюстрируемого произведения, более выразительной передаче этих образов детьми в рисунках.

    Развитие изобразительного замысла детей при иллюстрировании возможно при освоении ими знаний языка народного искусства, понимание которого осуществляется в процессе художественного восприятия сказки. Поэтому вся работа, а особенно на первом этапе, нацелена на обогащение представлений дошкольников сведениями о народной культуре обских угров.

    Основными методами на первом этапе освоения детьми содержания народной культуры являются методы, направленные на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания детьми новой информации (информационно-рецептивный метод).

    На первом этапе используются организационные формы, такие как занятия и дидактические игры по краеведению, экскурсии в краеведческий музей, где дети знакомятся с реальной обстановкой чума и стойбища, чувственным путем познают материал, формы, размеры различных предметов домашнего обихода, знакомятся с традиционными занятиями ханты и манси, могут рассмотреть национальную одежду. Все это помогает обогатить представления детей об истории, культуре, быте коренных народов ХМАО-Югра, сформировать положительное отношение дошкольников к культуре этого народа, сохранять и воспроизводить в художественном творчестве, игровой деятельности традиции народов ханты и манси. Так же на первом этапе дети знакомятся со структурой книги, иллюстрацией, как видом книжной графики. В изобразительной деятельности украшают национальную одежду мужчин и женщин традиционным орнаментом.

    На втором этапе дошкольники учатся создавать художественный изобразительный образ героя на основе народного эпоса, передавать традиционный быт народов ханты и манси в иллюстрации (экстерьер и интерьер традиционного чума, предметы быта, одежду героев, украшенную традиционным орнаментом). Систематическая реализация принципа наглядности в обучении иллюстрированию на занятиях тесно связана с демонстрацией разнообразного иллюстративного материала, пособий, произведений книжной графики, а также с активным изучением детьми натуральных объектов (экспонаты группового мини-музея «Хантыйское стойбище»), поскольку эти объекты сами могут оказаться наглядными пособиями.

    Так же особое значение имеют беседы о животном и растительном мире Югры, сюжетно-ролевые игры («На стойбище», «Хант на рыбалке»), подвижные игры коренных народов Севера («Важенка и оленята», «Хейро», «Волк и лоси»), использование наглядных средств и дидактических игр из серии «Собери картинку», «Кто что делает», «Четвёртый лишний».

    В каждом занятии  специально разработанного тематического цикла выделяют три части. В первой части по развитию изобразительного замысла на основе иллюстрирования, например, сказки необходимо в интересной форме «оживить» впечатление, вспомнить, о чем сказка (про что), главных персонажей, их характеристику (зачитать или вспомнить выразительные строчки из произведения, ярко характеризующие образ), припомнить яркие ситуации.

    Целесообразно заслушать примерный целостный замысел одного ребенка: определение содержания (что нарисует), внешней характеристики образов (как будет выглядеть персонаж), где будет располагаться то или иное изображение, с чего удобнее начать рисунок, в какой последовательности будет он воплощаться, в каком материале. В процессе замысла уточняются внешние изобразительные характеристики образа, передающие его сущность, характер, настроение и т.д., возможные способы изображения (выразительные детали, одежда, орнамент, движение, позы и т.п.).

    Иллюстрируя сказки, дети могут передавать характеристику действующих лиц, обстановку, изобразить действия животных и людей, используя характерные для народа традиционные декоративные украшения в виде орнаментального узора предметов быта, домашней утвари, одежды, орудий труда и охоты. Можно предложить детям выбрать один момент из произведения и изобразить его. В процессе рисования педагог решает задачи изобразительной деятельности, но уже с учетом специфики литературного материала (выполнение выразительного образа персонажа, передача сюжетного содержания, связи, взаимосвязи, отношений).

    Так же необходимо сконцентрировать внимание детей на изображение сказочных персонажей и всего, что их окружает. Педагог советует детям дополнить рисунок некоторыми деталями. По сказкам в рисунке по сказкам ребенок наиболее полно может выразить свое отношение к действующим лицам цветовой гаммой.

    Как показывает практика, дети могут рисовать иллюстрации к разным моментам сказки. Они договариваются, кто что будет рисовать, а в конце занятия делается анализ и определяется, насколько полно и хорошо отражено содержание всей сказки. Дети учатся передавать один какой-нибудь момент сюжета сказки, изображать обстановку и действия именно этого момента, что делает детское творчество понятным для окружающих.

    Использование проблемных вопросов  (как? зачем? почему?) активизирует фантазию  детей. Вопросы к детям могут быть разной степени сложности. При рассматривании детских работ следует использовать любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания удачам и неудачам друг друга. При доброжелательном внимании к маленьким художникам у них появляется желание продолжить рисунок, дорисовать. Это значит, что образ стал дорог ребенку и творческий замысел продолжается почти, так¸ как это бывает в зрелой деятельности.

    Третий этап – творческий, способствующий обогащению самостоятельных творческих замыслов и закрепляющий представления дошкольников об иллюстрировании сказок, формированию умений и навыков в работе с художественными материалами.

    Мотивация успешности дополняется использованием нетрадиционных изобразительных техник и сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактора удержания внимания.

    В связи с этим, мной разработан цикл занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, которые способствуют более результативному обучению и развитию. К методическим особенностям построения занятий с целью развития мелкой моторики рук я отнесла пальчиковые игры с элементами массажа и с используемым на данном занятии изоматериалом.   

    Чтобы сделать процесс иллюстрирования детьми литературных произведений интересным, можно ввести в структуру занятий художественно-дидактические игры и отдельные игровые элементы. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной в ней задаче, стимулируют мыслительную деятельность, воображение, фантазию.

    Можно использовать такие игры как: «Вхождение в иллюстрацию», «Выставка художников-иллюстраторов», «Расскажи сказку», «Угадай, кто нарисовал иллюстрацию?», «В книжном магазине», «Найди картинку к тексту», «Игра в путешествие», «Царство книжной графики», «Угадай сказку», «Кто герои сказки?» «Выставка восковых фигур» и т.д.

    Большую помощь в приобщении детей к «прекрасному» могут оказать прогулки. Наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя неизгладимый след в их сознании, жизни. Наблюдения проводятся с группой детей в утренние и вечерние часы.  Основным методом в процессе наблюдения является беседа. Дети учатся не только наблюдать за объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, на снегу, а впоследствии карандашами на бумаге. Если приучить детей любоваться яркими красками природы (неба на закате и восходе, замысловатой формой снежинок, красотой осенних листьев), у ребёнка развивается художественный вкус, он глубже познаёт окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

    По окончании творческого процесса необходимо проанализировать с детьми варианты деятельности. В дальнейшем дети сами смогут подводить итоги, выбирать и рассказывать про наиболее понравившиеся работы, отмечать их оригинальность и выразительность. Следует использовать любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания удачам и неудачам друг друга. Процесс доброжелательного внимания должен быть неформальным, желательно после занятия (отсроченный анализ). Подведение итогов на занятии целесообразно заканчивать перспективой возвращений к детским рисункам. Один из самых простых естественных приемов, но требующий от педагога искренности, эмоциональности — это рассматривание детских работ в свободное время. Ближе к вечеру, когда в группе остается меньше детей, можно присесть на стул перед рисунками, рассматривать, высказывать свои впечатления вслух. Стремление ребенка по собственной инициативе продолжить рисунок — ярчайший показатель его личностного развития в творческой деятельности.

    Так же необходимо организовывать выставки детских работ в группе, в кабинете изобразительного искусства, где они послужат наглядными пособиями для других групп.

    Первые уроки красоты и добра, которые дают возможность провести этот замечательный и любимейший вид работы детей – иллюстрирование литературных произведений, могут остаться в памяти ребенка на всю его жизнь. Хочется надеяться, что любовь к книге, к изобразительному искусству, которую испытывает юный художник во время занятий навсегда сохранится в его сердце.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые упражнения на развитие навыков восприятия характера и содержания музыкального произведения для детей старшего дошкольного возраста.

        В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, приобщение ребенка к наилучшим об...

    Принципы отбора литературных произведений для чтения детям дошкольного возраста.

    Консультация для воспитателей. Принципы отбора литературных  произведений для чтения детям дошкольного возраста....

    Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группе младшего дошкольного возраста

    Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, в...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Развитие звуковой культуры речи и ознакомление с литературным произведением для детей старшего дошкольного возраста»

    Ознакомление детей с правильным произношением звуков, анализ литературного произведения с детьми старшего дошкольного возраста...

    Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

    Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...

    Методическая разработка по организации и содержанию образовательной деятельности с детьми по теме «Создание собственного литературного издания с детьми старшего дошкольного возраста»

    Данная  методическая  разработка  предназначена  для  педагогов дошкольных  образовательных  организаций,  реализующих  основную образовательную  прог...